Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания. Этапы развития науки
Научное познание представляет собой особую деятельность по получению нового объективного знания. Его специфические характеристики: объективность, предметность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики. Научное познание обращается и к таким объектам, практическое освоение которых может произойти только в будущем.
Специфические объекты науки обусловливают и привлечение особых средств научно-познавательной деятельности:научной аппаратуры для проведения экспериментов при изучении новых типов объектов, специальных измерительных приборов, инструментов, используется специально создаваемый научный язык с четкими понятиями, терминами и определениями. К средствам научного познания следует отнести и идеальные регулятивы исследования – методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д. Для организации научного познания необходим и профессионально подготовленный, обладающий специальными научными знаниями субъект познания ученый, научный сотрудник. Кроме того, ученый должен усвоить и определенную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат и т.д.
В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический, которыеотличаются друг от друга по: предмету, средствам и методам исследования.Различие по предметуисследования заключается в том, что эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, а на уровне теоретического исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Различение по средствамзаключается в том, что эмпирическое исследование основывается на непосредственномпрактическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдений и экспериментов, а теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем мысленного, а не реального эксперимента. Язык теоретического исследования основывается на использовании так называемых теоретических идеальныхобъектов – моделей. Для эмпирического уровня основными методами познания выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Научный метод- это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.
Выделяют: 1) общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация, аналогия, моделирование 2) методы, используемые в научном познании – на эмпирическом и теоретическом уровнях (наблюдение, измерение, эксперимент и идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, исторический и логический).
Выделяются следующие этапы развития науки
лилеем, Р. Декартом, И, Кеплером, И. Ньютоном, Ч. Дарвином, Дж. Максвеллом, X. Лоренцом, И. Сеченовым, Д. Менделеевым и др. и развивалась на экспериментальной основе с ориентацией на запросы капиталистического производства. Ядро классической науки составляла классическая механика И. Ньютона. Реальность - это множество отдельных материальных тел, движение которых и взаимодействие подчиняются основным законам механики (закону инерции, закону взаимосвязи силы, массы и ускорения тел, закону равенства величин силы действиям противодействия, закону всемирного тяготения).
б) неклассическая наука (начало XIX - 70-е годы XX вв.) возникла в результате научных революций во многих областях классической науки (возникновение генетики, создание неклассических физических теорий - теории относительности, квантовой механики). Ограниченность классической механики была обнаружена в неспособности объяснить излучение света. В области биологии кризис обнаружился в неспособности, объяснить механизмы наследственности. Появление генетики стадо началом возникновения новой биологии.
Виднейшими представителями науки были А. Эйнштейн, Н.Бор, В. Гейзенберг, В. Вернадский, В. Кондратьев, Л. Гумилев, Н. Моисеев и др.
в) постнеклассическаянаука (70-е гг. XX - по наст, время) ориентирована на изучение новых типов объектов и систем (сверхсложных, высокоорганизованных, нередко включающих и самого человека). Во-первых, акцентируется фундаментальная роль случайности в структуре мира (возникновение «порядка из хаоса» - синергетика). Во-вторых, фундаментальная роль в структуре взаимосвязей объектов отводится непричинным связям и отношениям. В-третьих,постнеклассической науке свойственно признание всеобщего характера эволюции и распространение этого типа изменений не только на отдельные системы неорганической природы, но и на Вселенную в целом (концепция глобального эволюционизма). Наконец, важнейшей особенностью постнеклассической науки явилось утверждение не просто эволюционного характера развития Вселенной, но и целесообразного характера этой эволюции (антропный принцип).
На передний план среди наук выдвигаются биология, теория эволюции, синергетика, информатика, теория систем, экология. Важными парадигмами постнеклассической науки являются: синергетика как теория самоорганизации (И. Пригожин, Г. Хакен), синтетическая теория эволюции, гуманистические философские парадигмы и пр.
Тема 8
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
2. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.