Аспирантам. Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии
Прогностика ‑ теория и практика прогнозирования, а в узком смысле наука о законах и способах разработки прогнозов. Ее теоретическое ядро – философия.
Здесь выявляются зерна и предпосылки (потенциалы) будущего, содержащиеся в настоящем. Для этого делается оценка имеющегося, выявляются тенденций и строятся модели развития.
Футурология (от латинского futurum — будущее и греческого логос — слово, учение) ‑ область научных знаний, охватывающая перспективы природных и социальных процессов, предсказывающая будущее Земли и человечества.
Методы прогнозирования:
— экспертная оценка;
— экстраполирование (распространение тенденций прошлого-настоящего на будущий период) и интерполирование (отыскание промежуточного состояния по известным начальному и конечному положению);
— моделирование;
— аналогия.
Кроме того, интенсивно применяются всевозможные научные методы и достижения, особенно статистические данные.
По отношению к глобальным проблемам различаются оптимистическая позиция технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества).
Поговорив об этих основных моделях будущего: то есть оптимистических и пессимистических, можно высказаться о любых известных экзаменуемому прогнозах будущего, в том числе о:
— войнах, социальных конфликтах и гонке вооружения;
— климатическом потеплении (похолодании) и других природных катаклизмах;
— истощении природных ресурсов;
— прочих «угрозах и вызовах»;
— развитии информационных и нано технологий;
— освоение ближнего и дальнего космоса;
— и т.д., и т. п.
Общие Рекомендации Экзаменуемому:
1) Ожидаемый экзаменаторами шаблон ответа таков:
— историко-экономическое введение;
— недлинное, но терминологически насыщенное определение понятий;
— философская история вопроса: античные греки — средневековье — новое время и просвещение (XVI-XVIII вв.) – немцы-классики ‑ неклассики (чаще всего экзистенциалисты, позитивисты и марксисты) – постклассики (чаще всего методологи-структуризаторы и постмодернисты-скептики (иронизаторы)).Внимание: Почти всякую историю вопроса авторы составляют из классического, неклассического и постнеклассического этапов;
— упоминание (перечисление) важнейших проблем;
— классификаторы по видам и разновидностям – желательно подлинней да поподробней.
Сами авторы не всегда отражают все пункты вышеперечисленного плана, а значит, и отвечающие могут упускать неизвестное и забытое. Не надо раскрывать глубин: достаточно слегка навороченных определений в пределах «банальной эрудиции» и перечисления: видов-разновидностей.
2) Всякая «философская» тема так или иначе сводится квзаимодействию человека и мира (субъекта и объекта) .
3) Согласие в обществе – для авторов высшая ценность при рассуждении на любые социальные темы, а, конечном счете, на все возможные темы.
4) Философия для наших экзаменаторов ‑ не поиск истины. И вообще результат их мало интересует, им важен процесс, напоминающий вращение калейдоскопа, – перечисление максимально возможного количества точек зрения (на уровне брендов — ярлычков). Сами же и говорят, чем больше аккумулируешь общественного, тем богаче, ярче и своеобразнее становишься сам. Хоть нам и казалось, что это прямая дорога к всеядной серости и позорной эклектике.
В этой связи даже те учения, которые считали себя достигшими чего-то, авторы предпочитают рассматривать как стремящиеся к чему-то весьма неопределенному согласно некой стратегии (программе).
И ПОМНИТЕ: авторы ни в чем до конца не уверенны.
5) Авторы расценивают нынешний (свой!) этап развития философии как самый насыщенный проблемами, самый толерантный к любым точкам зрения, самый взвешенный и самый экологически острожный. Хоть незаинтересованному наблюдателю все это пестрое «многообразие» и должно казаться тягостным однообразием, мельтешением трех-четырех сотен одних и тех же, мало о чем говорящих словечек-терминов.
6) Любой предмет (тему) авторы старательно раздваивают на процесс изучения самого предмета и процесс изучения его изучения. Связь между этими процессами объявляется тесной, но не отслеживается.
7) Везде, где только можно, вставляются призывы-лозунги в стиле зеленых и примиренцев.
8) При ответе рекомендуется по любому поводу подчеркивать уникальность человеческой личности.
9) Идеальным объектам и мысленным образам (проекциям) придается значение важнейших предметов философского исследования. Мол, философия только такие «вещи» и рассусоливает.
10) Почти все перечни подразумеваются неисчерпывающими.
Сквозь все классификаторы так или иначе проходит:
— квартет: природа — человек — общество — культура;
— подспудное трио: элементы – их взаимосвязи (структуры) – целое. Или так: разрозненное – собранное воедино – осмысление единого. Внимание: В классификаторах иногда допускаются разновидности, объединяющие противоположные классы, наряду с перечислением самих этих классов, а иногда нет. Частота – 50/50.
Не стоит удивляться тому, что авторские классификаторы:
— делают синонимы названиями разных видов;
— ставят вид и его явную разновидность на один уровень.
Подобные явления неизбежны, если твоя эрудиции непосильна для твоей же думалки. Да и чем еще (если не пустопорожними классификаторами) раздувать объемы науки до востребованных размеров?! Но нельзя не вспомнить и того, что именно такими классификаторами бесплодная схоластика отличается от настоящей науки.
11) Определения чаще всего даются в нескольких вариациях, почерпнутых из всевозможных доктрин, чтобы составить всесторонне-комплексное представление (то есть густую кашу в голове).
Для некоторых определений дается широкий (вообще) иузкий смысл (нечто конкретное).
12) Авторы любят многокоренные слова и термины, составленные из синонимов через черточку (этакое «целостно-системно-комплексное»), а также сочленение в одно слово двух понятий из мышления и из практики (этакое «рационально-прагматическое»).
Любимые словечки (категории, понятия, термины): абстрактный, аксиологический, акцентирование, антропологический, базовый, виртуальный, генезис, деятельность по …, дискурс, духовное, интенция, интерпретации, контекст, корреляция (коррелировать), матрица, методический (методологический), общечеловеческий, обыденно-практический, объективировать (объективирование), оппозиция (в смысле «противостояние» или «противопоставление»), парадигма, предельный, примат, проблема (проблемное поле), программа, проекции, рационально-логическое, телеология, теоретический, рефлексия, синкретизм (в смысле «единство», «объединение»), стратегии, структура, традиция, творческий, умозрение (умозрительный), универсум, уникальный, уровни, транслировать, фундаментальный, экзистенциально-феноменологический.
Рекомендовали бы выучить побольше наименований из этого перечня!
13) Эклектическая философия, сводящаяся к самым общим рассуждениям ни о чем, удобна для всякого экзаменуемого тем, что при ответе на любой вопрос можно вспомнить очень многое, относящееся к другим вопросам. И это не только не будет считаться увиливанием от темы, но и сделает Ваш ответ более полным.
14-аспиратнтам) Поступающим в аспирантуру мы бы рекомендовали прочесть все вышеизложенное, а не только имеющее ссылки на Примерный перечень вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета. Пригодится при ответе!