Основные идейные течения российской философии XIX века. Славянофильство и западничество

В первой половине XIX века в России формируется идеологическое осмысление существующего общественного строя. Большой резонанс получает спор об исторической судьбе России между представителями двух философских течений, которых стали называть славянофилами и западниками.

Славянофильство – направление в общественной и философской мысли России середины XIX века, ратовавшее за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры, за полное неприятие Россией западноевропейского развития. Его виднейшие представители А. С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин и другие. К так называемым «поздним славянофилам» (почвенникам) принадлежат А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Ф.И. Тютчев. Под почвой подразумевалась глубина народной мысли.

Общие черты славянофильской философии:

Во-первых, старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути.

Во-вторых, для славянофильства как мировоззрения свойственна критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной и бездушной, в которой господствует дух эгоизма, наживы и прагматизма. По мнению славянофилов, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов.

В-третьих, славянофилы критиковали феодально-крепостническую действительность, выдвигали положение о том, что «сила власти – царю, сила мнения – народу», высказывались за свободу слова и гласный суд, за созыв земского собора, освобождение крестьян «сверху» с выкупом и небольшим наделом земли. В целом они считали самодержавие исконной формой правления русского народа.

В-четвёртых,славянофилы были убеждены, что социальной ячейкой русского общества должна стать патриархальная семья, они идеализировали допетровскую Русь, где мораль и традиции ещё не были разрушены западной культурой. В рамках этого мировоззрения выделялась идея соборности.

Соборность – это множество, объединённое в свободное и органическое единство силой любви. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную духовную самостоятельность. Соборность противоположна индивидуализму, разобщенности и отрицает подчинение какому-либо авторитету. Поскольку истина даётся только соборному сознанию, то и истинная вера, по мнению славянофилов, сохраняется лишь в народном соборном сознании.

В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трёх принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство – это философия религиозно окрашенного коллективизма. Это философия, опирающаяся на самобытность России, её историческое и культурное своеобразие.

Противоположный тип философствования был характерен для западников. Они связывали культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта.

В западничестве можно выделить два направления. К первому примыкали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв и другие. Нацеленность на социальные преобразования снискала этому направлению репутацию левого крыла. Правое крыло западников было, хотя и многочисленным, но зато и более умеренным, либеральным. Возглавлял движение профессор Московского университета Т.Н. Грановский. Вокруг него объединились К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие.

Черты философии западников:

Во-первых, западники активно выступали за европеизацию страны, за решительную ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по капиталистическому пути. Они очень высоко оценивали деятельность Петра Великого.

Во-вторых, идеалами западников были гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

В-третьих,представители западничества не отличались религиозностью. В центр мироздания они ставили индивидуальность, живое человеческое «Я».

В-четвёртых,история для них была синонимом прогресса, конечная цель которого – создание общества, способного обеспечить личности условия полной свободы, благосостояния и гармоничного развития. Движущей силой истории, по их мнению, являются не народные массы, а рационально мыслящие индивиды.

В-пятых, для философии западников весьма характерно просветительство. Так, славянофильскому идеалу соборности западники противопоставляли веру в творческие возможности просвещённого разума, способного обуздать силы природы и истории.

В целом западничество являлось российским вариантом европейского либерализма, а славянофильство – российским вариантом общеевропейского романтического консерватизма, резко и притом справедливо критикующего европейскую философию за обоснование рационализма, индивидуализма и утилитаризма.

Наши рекомендации