Философия русского Просвещения
Среди первых представителей русского Просвещения особенно выделялся Симеон Полоцкий (1629 - 1680 гг.), первый профессиональный писатель России. Признавая авторитет Священного писания, он полагал необходимость «свободных» наук, наставляющих людей в житейских делах. Лишь в единстве с науками вера способна привести к мудрости.
В гносеологии Симеон Полоцкий стоял на позициях сенсуализма, подчёркивая, что мысли и идеи возникают лишь в результате осмысления чувственных образов. Представляет интерес и его трактовка истины, которая может быть выражена умом, языком и делом. Умом истина выражается тогда, когда ум точно воспроизводит вещь. Языком истина выражается тогда, когда с помощью слов достигается точное воспроизведение уподобления ума самой вещи. Истина выражается и делом, если оно соответствует требованиям законов.
Во второй половине XVII века к Москве, как «светочу славянства» тянулись представители многих народов Наибольшее воздействие в теоретическом отношении оказал на русскую мысль хорват Юрий Крижанич (1617 - 1683 гг.). Он разработал систему классификации всех видов знания. Все знания делятся Крижаничем на два вида – теоретическое и практическое. Теоретическое в свою очередь – на духовное и мирское, а мирское – на философию, математику, механику. Философия включает три раздела: логику («беседное учение»), физику («природное учение») и этику («нравное учение»).
В трактате «Беседы о правлении», известном под условным названием «Политика», Крижанич проводит различие между мудростью, знанием и философией. Мудростью он считает познание «наиболее важнейших и наивысших вещей» (Бога, природы, общества, человека); знанием – «понимание причин вещей», философией – «желание мудрости»; философа же уместно звать рачителем мудрости». Философия выступает как высшая ступень всех видов познания, как квинтэссенция человеческого опыта: познавая суть вещей, каждый разумный человек может постепенно превратиться в философа.
Благодаря реформам Петра Россия в XVIII веке встала вровень с Европой. Существенным явлением в сфере науки в этот период стал кружок, получивший название «Учёная дружина Петра I». Самыми видными его участниками были Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.), Василий Татищев (1686 - 1750 гг.), Антиох Кантемир (1708 - 1744 гг.).
Для Ф. Прокоповича характерно примирение науки и религии, стремление защищать науку от религиозных ортодоксов. В политических вопросах он стоял на позициях устранения церковной автономии и ликвидации патриаршества, логически обосновывая необходимость усиления монархической власти.
В. Татищев был одним из первых русских философов, рассмотревшим процесс познания, отмечая особую роль чувственной ступени. Его интересует природа памяти и абстракций, ощущений и представлений. Ответы на эти вопросы он ищет в сфере науки. Во взглядах на общество – сторонник просвещённой монархии.
А. Кантемир являлся знатоком европейской философии. Перевёл ряд произведений Монтескьё. Философию рассматривал как путеводную нить для естественных наук.
Несомненно, первой величиной этого периода был М.В. Ломоносов (1711 - 1765 гг.). Для философии огромную роль играли его научные достижения. Ломоносов был мыслителем-деистом, исповедующим теорию двойственной истины. Он предложил такую систему бытия, где Богу практически оставалось мало места.
Ломоносов много работал над определением свойств материи. Это – протяжённость, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он дал оригинальное для того времени определение материи: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и движения. Он заложил традиции материализма в русской философии.
Большое внимание уделялось им вопросам познания. В своих взглядах он избегал крайностей сенсуализма, признавая решающую роль рационального познания.
Особое место среди выдающихся мыслителей России XVIII века принадлежит А.Н. Радищеву (1749 - 1802 гг.). Автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» для многих поколений стал символом борьбы за равноправие, человеческое достоинство, духовную и социальную свободу».
Радищев создал уникальнейшую традицию русской философской антропологии. Излагая параллельно материалистические и идеалистические, атеистические и религиозные взгляды, он разработал своё учение о человеке и его душе (трактат «О человеке, его смертности и бессмертии»). Радищев рассматривает вопрос о соотношении тела и сознания, о бессмертии души и вопрос о перевоплощении человека.
Философом в подлинном смысле этого слова является Григорий Саввич Сковорода(1722 – 1794 гг.). В центре философии Сковороды – учение о «трёх мирах»: «мире великом» (макрокосм), «мире малом» (человек) и «мире символическом» (мир Библии). Центральным звеном этой триады является человек как венец творения, истинный субъект и цель философствования. Этим объясняется и акцентирование внимания Сковороды на проблемах добра и зла, счастья, смысла жизни и т.п.
Таким образом, русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой философии.