Сущность, структура, функции и источники сознания
Сознание возникло в процессе длительной эволюции человека. Для понимания природы сознания вводится понятие отражения. Под отражением понимается процесс и результат взаимодействия систем, при котором особенности одной системы в иной форме воспроизводятся в особенностях другой системы. В развитии отражения можно условно выделить три больших этапа:
1) отражение в неживой природе;
2) отражение в живой природе;
3) отражение на социальном уровне.
Отражение в неживой природе происходит по законам механики, физики, химии. Такое отражение носит пассивный характер.
Отражение в живой природе носит характер физиологического и психического отражения.
Физиологическое отражение возникает на начальной стадии развития живой природы и присуще одноклеточным структурам. Оно проявляется в форме раздражимости. На основе раздражимости возможно лишь пассивное приспособление к среде.
Психическое отражение возникает на более высоком этапе развития живой природы. Происходит переход от пассивного к активному приспособлению. Это проявляется в форме инстинктивного или личностно приобретённого поведения.
У позвоночных, имеющих головной мозг и центральную нервную систему, кроме безусловных рефлексов (инстинктов) существуют и условные рефлексы. Условные рефлексы – это временные нервные связи.
Отражение на социальном уровне – это отражение в форме сознания. Сознание – это высшая форма отражения. Оно имеет принципиально иной характер.
Во-первых, сознание отражает мир не в чувственно-наглядных, а в идеальных образах. Идеальные образы, отражая свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют.
Во-вторых, сознание человека носит не только приспособительный, но и активно-преобразовательный характер.
Такова краткая характеристика высшей формы отражения. Появилась она вследствие эволюционного усложнения материи. В этом сложном, охватывающем миллиарды лет развитии можно выделить два качественных скачка: переход от неживого к живому и переход от живого к мыслящему. В результате второго скачка появилось сознание. Это стало возможным, потому что появились определённые биологические предпосылки и социальные условия.
К непосредственным биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:
1) телесная организация человекообразных существ, прямохождение, освобождение передних конечностей и возможность осуществлять трудовые операции;
2) первая сигнальная система высших животных (развитие звуковых и двигательных средств информации);
3) стадная форма жизни человекоподобных существ;
4) головной мозг, развитая нервная система.
Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия:
1) труд;
2) языковое общение;
3) общинный характер жизни людей.
На протяжении сотен тысяч лет шёл процесс формирования сознания. Возникновение способности отражения объективных, существенных свойств, связей и процессов окружающего мира является главным, что отличает психику человека от психики животных. Психика стала качественно иной. Возникло особое свойство – «идеальное».
Идеальное – это субъективный образ объективного мира. Идеальность образасостоит в том, что он не содержит ни вещества отражаемых объектов, ни тех физиологических, биохимических процессов, которые происходят в мозгу. К сознанию не применимы пространственные характеристики, его нельзя измерить, каким-либо образом количественно выразить. Оно не обладает ни массой, ни энергией, ни формой, как это имеет место по отношению к физическим объектам.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности.
Источники сознания:
1) внешний предметный и духовный мир;
2) социокультурная среда, материальная и духовная культура общества, система общественных отношений;
3) духовный мир индивида – его мировоззрение и социальные качества;
4) головной мозг человека.
Структура сознания:
1) знания – результат познавательной деятельности, ведущий элемент сознания;
2) воля – сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий;
3) эмоции – осознанные переживания.
Функции сознания:
1) функция познания;
2) функция самосознания – осознание человеком своего «я», себя как личности;
3) функция оценки;
4) функция накопления знаний (аккумулятивная);
5) функция постановки целей;
6) конструктивно-творческая функция;
7) функция управления;
8) коммуникативная функция.
Таким образом, сознание представляет собой продукт длительного развития материи, функцию мозга общественного человека, которая заключается в активно-творческом отражении действительности в форме идеальных образов.
Понимание природы и сущности сознания способствует формированию научного мировоззрения, на это направлена вся система обучения и воспитания военнослужащих.