Западноевропейская философия XVII – XVIII столетий: эмпиризм
Семнадцатое столетие стало периодом развития философии Нового времени. Под Новым временем понимается время зарождения и утверждения нового общественного строя – буржуазного, который выдвинул новые ценности и основы человеческого бытия по сравнению с феодализмом. Машинное производство, которое постепенно вытесняло ремесло, требовало развития точных знаний о закономерностях природы. Вследствие этого перед обществом встала проблема разработки методов, путей и приёмов изучения природы. На этой основе и возникли в философии XVII века два противоположных направления: эмпиризм и рационализм.
Приверженцы эмпиризма (от греч. empeiria – опыт) считали единственным источником познания чувственный опыт (данные органов чувств человека), справедливо утверждая, что процесс познания начинается с ощущений. Своеобразной модификацией эмпиризма выступает сенсуализм (от лат. sensus – чувство).
Первым философом Нового времени, основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Основное произведение Ф. Бэкона – «Новый Органон» в честь «Органона» Аристотеля. Понятие «органон» (орудие, инструмент) равнозначно понятию «метод». Будучи основоположником эмпирических методов познания, Бэкон большое значение придавал опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Он разработал метод индукции, полагая его основным методом науки.
Индукция (от лат. inductio – наведение) – форма умозаключения, согласно которой на основании знания о единичном делается вывод об общем. Ф. Бэкон считал, что метод индукции может дать достоверное знание только тогда, когда сознание будет освобождено от ошибочных суждений («идолов», «призраков»). Таких идолов он выделил четыре группы: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади», «идолы театра». «Идолы рода» являются следствием ограниченности человеческого ума и органов чувств. Они ведут к ложным представлениям о мире. «Идолы пещеры» – искажения, источником которых являются особенности образа жизни и воспитания. «Идолы площади» – ошибки, порождённые речевым общением. «Идолы театра» – препятствия, рождённые слепой верой людей в авторитеты, их приверженностью старинным традициям, ошибочным мнениям. В известном афоризме Ф. Бэкона «Знание – сила» подчёркивается практическая направленность наук. Но для того, чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку, необходимо принципиально обновить научные исследовательские приёмы. Бэкон различал два вида опытов: плодоносные и светоносные. Плодоносными он называет опыты, цель которых – принесение непосредственной пользы человеку, светоносными – опыты, ведущие к познанию законов, явлений и свойств вещей.
Линию Бэкона продолжил Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.). Развивая эмпирическую традицию, заложенную Бэконом, Гоббс считал истинным источником познания чувства. Но в отличие от Бэкона, Гоббс выдвигал на первый план проблемы научного понимания общества, государства, права, религиозной веротерпимости. В своей известной книге «Левиафан» он обосновал теорию общества и государства. Суть его теории в следующем:
- человек обладает изначально злой природой;
- движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм;
- человек считает, что имеет право на всё, пренебрегая интересами других людей;
- право каждого человека на всё приводит к «войне всех против всех»;
- в целях нормальной совместной жизни люди заключили общественный договор;
- этот договор привёл к созданию государства, ограничив право всех на всё.
Углубить эмпиризм попробовал выдающийся философ-материалист XVII века Джон Локк (1632 - 1704 гг.). Проблеме метода познания и комплексу вопросов гносеологии посвящено основное философское произведение Локка «Опыт о человеческом разумении». Трактат начинается критикой учения о врождённых идеях. Локк доказывал, что врождённых идей нет ни в теоретическом мышлении, ни в моральных убеждениях, всё человеческое знание происходит из опыта. Ощущения – основа наших знаний о мире.
Так же как и Гоббс, Локк выводил необходимость государственной власти на основе общественного соглашения, но в собственной политической философии высказал и ряд принципиально новых, прогрессивных идей. Он впервые выдвинул принципы разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и федеративную (внешних сношений).
Традицию эмпиризма продолжили Джордж Беркли(1685 - 1753 гг.) и Давид Юм (1711 - 1776 гг.). Джордж Беркли – основатель субъективного идеализма. Философ отождествлял свойства вещей с ощущениями этих свойств, выдавал ощущения за единственную реальность, а вещи трактовал как комбинацию ощущений и идей. Сущность этой концепции воплощена в известном высказывании Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Вслед за Беркли последовательную субъективно-идеалистическую концепцию развил Юм. В отличие от Беркли, Юм - скептик, агностик. Он считал, что основа наших знаний есть ощущения, и всё, что мы знаем и можем знать, - это содержание наших ощущений.
Совершенно справедливо полагая опыт и ощущения важным источником познания, представители эмпиризма недооценивали роль научных абстракций и теорий, активную роль и самостоятельность мышления.