Раздел I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
В.В. Мархинин
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Учебное пособие
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БУ ВО « СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»
Кафедра философии и права
В.В. Мархинин
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Учебное пособие
Сургут
2015
УДК 21 (075.8).
ББК 86.2.
Р36.
Рецензент:
Карпин В.А., доктор медицинских наук, доктор философских наук, профессор
М 25 Мархинин В.В.
История и философия науки : учеб. пособие / В. В. Мархинин ; Сургут. гос. ун- т ХМАО – Югры. – Сургут, 2015. – 860 с.
Раскрываются содержание и особенности философии науки как фило-
софской дисциплины, роль философии в генезисе и развитии науки. Рас-
смотрены этапы становления науки в Новое время. Охарактеризованы
концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан
анализ воззрений К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Из-
ложена специфика социально-гуманитарных наук. Освещены актуальные
проблемы философии науки. Пособие подготовлено на основе многолет-
него опыта преподавания философии науки и в полной мере соответству-
ет требованиям экзаменов кандидатского минимума по курсу «История
и философия науки».
Предназначено для магистрантов и аспирантов по всем научным специальностям, изучающих дисциплину «История и философия науки».
УДК 101.1ББК 87.3
© Мархинин В. В., 2015
Оглавление
Вводные замечания. 7
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА.. 8
Тема 1. Философия и наука. 8
1.1. Определение философии как проблема Нового времени: связь с проблемой взаимоотношений философии и науки 8
1.2. Философия как особый вид познавательной деятельности. 16
1.3. Философия как особый тип мировоззрения. 59
1.4. Философия как сфера культуры и социальный институт: функции философии. 80
1.5. Взаимоотношения философия и науки: теория и методология в философии и науке. 92
Тема 2. Философия науки: теоретические контуры.. 122
2.1. Предмет философии науки. 123
2.2. Наука как особый вид познавательной деятельности. 132
2.3. Наука как социальный институт и сфера культуры: функции науки. 143
2.4. Проблема генезиса науки: наука и преднаука. 156
Раздел II. ФИЛОСОФИЯ И ГЕНЕЗИС НАУКИ.. 173
Тема 3. Античная философия и преднаука в период досократиков (ранней философской классики) (конец 7 века – 5 век до н. э.). 175
3.1. Социокультурные условия возникновения и динамики философии и преднауки в период досократиков (к. VII – V в. до н.э.). 176
3.2. Ионийская натурфилософская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). 188
3.3. Пифагорейская школа (Пифагор и Филолай). 194
3.4. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). 200
3.5. Натурфилософские учения о многоначальности природы (Анаксагор, Эмпедокл). 202
3.6. Атомисты (Левкипп и Демокрит). 206
3.7. Софистика как выражение потребности перехода к новому этапу в философии. Софисты (Протагор, Горгий) 211
Тема 4. Античная философия и преднаука в период высокой и поздней философской классики(конец 5 века до н.э. – 4 век до н.э.). 214
4.1. Социокультурная характеристика периода. 214
4.2. Высокая философская классика (Сократ, Платон). 215
4.3. Поздняя философская классика (Аристотель). 225
Тема 5. Эллинистически-римская философия и преднаука (вт. пол. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э.) (первая часть темы) 255
5.1. Социокультурная характеристика эпохи. 256
5.2. Панорама философских школ и учений эллинистически-римской эпохи, взятых в их отношении к преднауке (киренаики, киники, скептики, эпикурейцы, стоики, академики, перипатетики, эклектики, гностики, неоплатоники). 261
5.3. Обобщающая характеристика философской ситуации эллинистически-римской эпохи в еёзначении для развития преднауки. 310
Тема 6. Эллинистически-римская философия и преднаука (вт. пол. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э.) (вторая часть темы) 323
6.1. Фактор государственной поддержки специальных отраслей знания. Египетская Александрия. 323
6.2. Математика. Теоретическое обобщение оснований и системы математического знания Евклидом и философия. 328
6.3. Физика. Физические теории Архимеда и философия. 334
6.4. Астрономия. Теории Гераклида Понтийского, Аристарха Самосского, Гиппарха, Птолемея и философия 340
6.5. Спор Симпликия и Иоанна Филопона по поводу физики Аристотеля. Физика Иоанна Филопона 359
Тема 7. Средневековая философия и преднаука (6 – 14 вв.). 370
7.1. Социокультурная характеристика эпохи. 370
7.2. Патристика в её отношении к философии. 379
7.3. Схоластика, философия и преднаучная мысль. 384
7.4. Итог: религиозно-философская мысль Средних веков в её значении для эволюции преднауки 410
Тема 8. От эпохи Возрождения к Новому времени: философия и возникновение науки. Первый этап (15 в. – сер.16 в.). 415
8.1. Социокультурная характеристика периода в целом и этапов возникновения науки. 415
8.2. Культура Возрождения – импульсы к научному творчеству. 418
8.3. Натурфилософское учение Николая Кузанского. 421
8.4. Гелиоцентрическое астрономическое учение Н. Коперника. 425
Тема 9. От эпохи Возрождения к Новому времени: философия и возникновение науки. Второй этап(сер. 16 в. – сер. 17в.). 434
9.1. Натурфилософское учение Джордано Бруно. 434
9.2. Философия, физика и астрономия Галилео Галилея. 438
9.3. Открытие законов движения планет Иоганном Кеплером.. 452
9.4. Учение Френсиса Бэкона и его роль в формировании науки. 459
9.5. Учение Рене Декарта и его роль в формировании науки. 467
9.6. Атомизм Гассенди в формировании науки. 479
Тема 10. От эпохи Возрождения к Новому времени: философия и возникновение науки. Третий, завершающий этап – создание Ньютоном физики как науки (сер. 17в. – конец 17 в.). 483
10.1. Ньютон – его биография и время, в которое возникла наука. 484
10.2. Наука и философия, научная методология. 490
10.3. Физико-механическая научная теория Ньютона и её метафизический горизонт. 497
Раздел III. Философские проблемы развития науки. 511
Тема 11. Концепции развития науки в рамках философии науки как особого направления в философии 511
11.1. От позитивистской к постпозитивистской философии науки. 511
11.2. Философия науки К. Поппера. 527
11.3. Философия науки И. Лакатоса. 548
11.4. Философия науки Т. Куна. 552
11.5. Философия науки П. Фейерабенда. 561
Тема 12. О специфике социально-гуманитарных наук. 571
12.1. Проект научного обществознания в позитивизме О. Конта. 571
12.2. Тема особенностей социальных и гуманитарных наук в классическом марксизме. 574
12.3. Специфика «наук о духе» в философии жизни В. Дильтея. 595
12.4. Специфика «наук о духе» или «наук о культуре» в неокантианстве В. Виндельбанда и Г. Риккерта 599
12.5. Социальные науки и «науки о культуре» в неокантианской «понимающей социологии» М. Вебера 604
12.6. Трактовка специфики социальных наук. 617
12.7. Проблема специфики социально-гуманитарных наук в структурной антропологии К. Леви-Строса 623
12.8. Специфика гуманитарного научного познания в философской герменевтике Х.-Г. Гадамера 648
12.9. О специфике социально-гуманитарных наук: концептуальное осмысления историко-философского опыта 680
Тема 13. Актуальные проблемы философии науки. 739
13.1. Стадии и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука 740
13.2. Синергетика и синергетический подход в современной науке. 750
13.3. Экологическая этика и современная наука. 788
13.4. Гендерный подход в социально-гуманитарном познании. 823
Рекомендуемая учебная литература к курсу «История и философия науки». 856
Вводные замечания
В философии вообще и, соответственно, в философии науки – в частности принципиальное значение имеет определенная философская позиция в смысле принадлежности к определенному направлению – материализму или идеализму и, коль скоро мы не являемся сами создателями оригинального философского учения, – к определенному философскому течению. Неясность философской позиции ведет к эклектизму. Сказанное является мотивом для того, чтобы с самого начала объявить, с какой позиции читается данный курс. Наша позиция в плане принадлежности к определенному направлению философии – материализм, а в плане принадлежности к определенному философскому течению – марксизм.
Поясним при этом, что принадлежность к данным направлению и течению, как, впрочем, и к любому другому, не исключает возможность критического отношения к тем или иным положениям учения его основателей – речь должна идти о верности духу, а не букве, основоположениям, а не буквально каждому положению.
Неверно было бы также думать, что наша приверженность марксизму исключает согласие по тем или иным вопросам со сторонниками других философских течений: напротив, усвоение определенных идей из учений сторонников других позиций необходимо для развития любой данной философской позиции, в частности и проводимой в нашем курсе.
Надо сказать также, что чтение данного курса с заявленной позиции не означает какого-либо запрета слушателям придерживаться любой другой философской позиции. Следует лишь понимать и знать тот материал, который дается в курсе, и квалифицированно владеть предпочтительной для самого слушателя философской позицией, уметь обоснованно трактовать с этой предпочтительной для него позиции проблемы философии науки.
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА