Философия эпохи Возрождения, ее главные идеи и особенности
Возрождение, - важный этап в истории философии. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности.
Для новой философской культуры были характерны:
1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов);
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;
3) антропоцентризм и гуманизм.
В эпоху Возрождения вырабатываетсяновый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию.
Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным.
Философия в эпоху Возрождения - и это одна из ее особенностей - была включена в культуру, была феноменом, явлением культуры, что прослеживается более явно, чем в иные периоды историко-философского процесса, когда философия представляла собой скорее автономную интеллектуальную традицию, самостоятельную настолько, что более точным был бы разговор не о включенности, а о противостоянии философии и культуры, о противостоянии философа и культуры.
В эпоху же Boзpoждeния мaтepиaльнo- чyвcтвeннaя деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.
Именно тогда появляется в философии идея прометеизмa– человек как coтвopeц мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В эпоху Boзpoждeния философия вновь обращается к изучению природы. Итaк, философия в эпоху Boзpoждeния воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы.
Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений. И на этом историческом фоне, естественно, смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней.
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.
Философия Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта как методы научного познания.
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.
Эмпиризм Ф. Бэкона
Родоначальник эмпиризма английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), социальное назначение науки выразил предельно четко и лаконично: «Знание - сила». Цель науки увеличивать власть человека над природой. Для ее достижения наука должна постигать истинные причины явлений. Поэтому вся прежняя схоластическая наука должна быть коренным образом перестроена.
Первым шагом на пути реформы науки Бэкон считает освобождение разума от постоянно грозящих ему четырех видов заблуждений или идолов. Первый вид заблуждений он именует идолами рода. Это - заблуждения, порождаемые тем, что разум человека подобно кривому зеркалу может искаженно отражать факты.
Вторым, самым важным шагом на пути к становлению подлинной науки Бэкон считает реформу метода. Ученый не должен уподобляться пауку, который производит ткань из себя, т. е. он не должен выводить знание из собственных понятий. Он не должен уподобляться и муравью и только собирать неосмысленные факты. Он должен уподобляться пчеле.
Рационализм Р. Декарта
Французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650), (Декарт означает, на лат. Картезий), как и Бэкон, выступил с требованием коренной реформы схоластической науки. Он также констатирует, что ее ориентация на аристотелевскую силлогистику позволяет ей в лучшем случае объяснить, как из известных общих предпосылок с логической необходимостью вытекает частное знание.
Эта логика основывается на четырех простых правилах. Первое - надо принимать за истинное лишь то, что воспринимается разумом ясно и отчетливо. Второе - надо делить рассматриваемую сложившуюся проблему на более простые проблемы. Третье - надо от решения простых проблем переходить к более сложным. Четвертое - надо делать обзоры каждого шага, чтобы ничего не осталось без внимания.