Философские проблемы сознания и познания

МИР ФИЛОСОФИИ

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. — М.: Политиздат, 1991. — 672 с.

ISBN 5—250—01106—3 (Ч. I)

Книга представляет собой антологию (в 2-х частях) тематически сгруппированных философских текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая современность. В текстах первой части книги освещаются вопросы смысла и назначения философии, ее истории, исходные философские проблемы (бытие и познание), понятия и принципы. Предназначенная в помощь изучающим курс философии по новому учебнику для вузов «Введение в философию», книга привлечет внимание всех, интересующихся философской проблематикой.

Тираж 150 тыс. экз.

Составители:

Павел Семенович ГУРЕВИЧ и Владислав Иванович СТОЛЯРОВ

В квадратных скобках указаны примечания. Звёздочкой (*) отмечены сноски.

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие…………………………………………………………… 5

Раздел первый

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА?

Платон…………………………10 А. Шопенгауэр…………………65

Аристотель…………………….12 О. Конт…………………………57

Августин……………………….14 Ф. Ницше………………………65

Фома Аквинский………………15 В. Виндельбанд……………….66

М. Монтень…………………… - Э. Гуссерль……………………67

Т. Гоббс………………………..17 М.А. Антонович………………82

Р. Декарт……………………….24 А.И. Герцен……………………86

И.В. Гёте……………………….34 П.Л. Лавров………………….. 88

И.Г. Фихте……………………..36 В.С. Соловьев………………..92

Ф. Шлегель…………………….46 Н.А. Бердяев…………………97

Ф. Шеллинг……………………50 Г. Башляр…………………….116

Г.В.Ф. Гегель…………………..53 М. Хайдеггер………………..118

Л. Фейербах……………………54 Х.-Г. Гадамер………………. 126

2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И.Г. Фихте……………………130 Н.Г. Чернышевский……………..158

Ф. Шлегель…………………...139 А.И. Герцен………………………159

Г.В. Плеханов………………...140 В.С. Соловьев…………………….166

Г.В.Ф. Гегель…………………141 Н.А. Бердяев…………...…………175

Л. Фейербах…………………..150 Б. Рассел…………………………..176

Ф. Ницше……………………..154

Раздел второй

БЫТИЕ. МАТЕРИЯ. ПРИРОДА

1. БЫТИЕ И МАТЕРИЯ

Аристотель…………………….184 Ж.О. Ламетри……………………211

Лукреций Кар………………….190 Г.В. Лейбниц…………………….213

Августин……………………….193 Д. Юм…………………………….216

Д. Бруно………………………..196 B.C. Соловьев…………………….217

И. Кант ………………………...198 Н.А. Бердяев……………………...225

Д. Беркли………………………. - М. Хайдеггер……………………..240

Ф. Вольтер……………………...206 Б. Рассел…………………………..245

2. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

Ф. Бэкон………………………….249 Л. Фейербах……………….264

И.В. Гёте…………………………254 Н.Ф. Федоров………………269

П. Гольбах……………………….256 В. Гейзенберг………………271

Р. Декарт…………………………262

Раздел третий

ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД

1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аристотель……………………….282 Л. фон Берталанфи……………286

П. Гольбах………………………..284 Б. Рассел……………………….296

Г.Ф.Ф. Гегель…………………….286

2. ДВИЖЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Зенон Элейский…………………...303 С. Соловьев …………………..310

Аристотель……………………….. - Г. Башляр………..……………313

Цицерон……………………………304 Г. Рейхенбах…………………..315

Т. Гоббс…………………………….309

3. ДЕТЕРМИНИЗМ И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ

Аристотель………………………317 Г. Башляр………………………339

Т. Гоббс………………………….320 Р. Карнап………………………343

Г. В. Лейбниц……………………327 Б. Рассел………………..………351

Д. Юм…………………………….329 Г. Рейхенбах……………………360

4. ТОЖДЕСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЕ

Аристотель………………………363 И.В. Гёте………………………385

Т. Гоббс………………………….367 Ф. Ницше………………………386

Г.В. Лейбниц…………………….368 Н.А. Бердяев……………...……387

Д. Юм……………………………372 Б. Рассел………………………..393

Г.В.Ф. Гегель…………………….383

5. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Г.В.Ф. Гегель……………………….395 Г.В. Плеханов………………401

Н. Г. Чернышевский……………….397

Раздел четвертый

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ

1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОЗНАНИЯ

Платон………………………….412 Л. Бюхнер……………………….452

Д. Дидро………………………. 414 З. Фрейд………………………….456

Э.Б. де Кондильяк……………...425 С.Н. Трубецкой…………………464

Ж.О. Ламетри…………………..439 К.Э. Циолковский……………..475

Г. В. Ф. Гегель………………….442

2. СТРУКТУРА, ФОРМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Аристотель………………………478 Г.В.Ф. Гегель…………………521

Фома Аквинский………………...483 Л. Фейербах…………………..528

Ф. Бэкон………………………….485 Н.Г. Чернышевский………….530

Д. Локк…………………………...491 П.Л. Лавров…………………...531

Т. Гоббс……………………….….493 Н.А. Бердяев…………………..543

Р. Декарт………………………….498 В.С. Соловьев…………………554

К. Гельвеций……………………..499 П.А. Флоренский………………563

Г.В. Лейбниц…………………….504 Х.-Г. Гадамер…………………..570

Д. Юм…………………………….505 В. Гейзенберг…………………..583

И. Кант……………………………508 Р. Карнап………………………586

3. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ И ЕЁ РЕШЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ

Аристотель………………………609 Г.В.Ф. Гегель………………632

Августин…………………………612 Ф. Шеллинг………………...633

П. Абеляр…………………………613 В.Г. Белинский…………….638

Ф. Бэкон………………………….615 В.С. Соловьев………….…..639

Т. Гоббс…………………………..620 Л.И. Шестов…………….….642

Р. Декарт………………………….621 Б. Рассел…………….………643

Г.В. Лейбниц……………………...622 К. Поппер……………………657

Д. Беркли………………………….628

ПРИМЕЧАНИЯ…………………………………………………………. 659

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня, в условиях социального обновления и перестройки, утверждения нового мышления, способного целостно охватить глобальные и общечеловеческие проблемы, обеспечить их гуманистическое решение, неизмеримо повышается роль философского познания как способа всестороннего охвата действительности, проникновения в ее глубинный смысл и суть. Соответственно усиливается интерес к философии со стороны самых широких слоев общества.

Но для того чтобы обрести способность к философскому познанию, к философствованию, недостаточно просто испытывать к нему интерес или даже любовь*. Важно, окунувшись в мир философской мысли, прочувствовать его своеобразие, особенности, стиль. Этот мир складывался, формировался и развивался в течение тысячелетий, он имеет свой специфический и довольно сложный язык, свою систему понятий, включает в себя великое множество разнообразных идей, выдвинутых мыслителями различных эпох и народов.

Новичку весьма сложно сориентироваться в этом безбрежном мире. Ему нужно, как компас судну в открытом море, надежное «навигационное» средство, которое помогло бы ему при знакомстве с философскими идеями не упустить из виду самое важное, существенное, чтобы разобраться в многообразии философских мнений, подходов и оценок.

Такую помощь и поддержку ему окажет прежде всего учебник «Введение в философию» (М., 1989. Ч. 1 и 2), где обстоятельно и последовательно раскрываются предназначение философии, исторические судьбы составляющих ее учений, структура и содержание философского знания, социальные функции и перспективы дальнейшего развития философской науки.

_____________

* Как известно, древнегреческое слово «философия» означает «любовь к мудрости».

Предлагаемая книга — своеобразное приложение к этому учебнику. Ее основное предназначение — дать читателю возможность непосредственно познакомиться с классическими философскими текстами, углубить с их помощью свои воззрения на природу, общество, человека, закономерности их существования и развития.

Этим задачам и был подчинен отбор материала для книги. Однако с достаточной полнотой и наглядностью представить философскую мысль на всем протяжении ее исторического развития в сравнительно небольшом по объему издании оказалось непросто. Помимо всего прочего требовалось, чтобы представленные фрагменты отображали разнообразные подходы к предмету и назначению философии, к фундаментальным философским проблемам, чтобы они адекватно выражали взгляды соответствующих философов и при этом были доступными для понимания широкой читательской аудитории.

В предлагаемую вниманию читателя книгу не включены фрагменты из философских трудов классиков марксизма — К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Все их философские произведения («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» и многие другие) неоднократно издавались массовым тиражом, в том числе в виде хрестоматий и антологий по диалектическому и историческому материализму, предназначенных для различных категорий читателей, в частности для студентов.

Книга состоит из двух частей. Первая из них под названием «Исходные философские проблемы, понятия и принципы» включает фрагменты из философских трудов, посвященных таким проблемам, как смысл и назначение философии, основные вехи ее истории, важнейшие характеристики бытия и познания, особенности философского метода.

Вторая часть книги носит название «Человек, общество, культура». Она содержит фрагменты из философских трудов, посвященных человеку и его месту в мире, смыслу и назначению его жизни, вопросам смерти и бессмертия. Много внимания уделено представлениям о фундаментальных проблемах социальной философии: чем определяется ход истории, каково соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей, какую роль в историческом процессе играют личность и различные исторические общности и т.п. Большой раздел посвящен анализу культуры и таких ее компонентов, как наука, искусство, нравственность, религия и др. Наконец, читатель найдет здесь выдержки из тех философских работ, которые посвящены обсуждению глобальных проблем современности и путей их решения.

Конечно, далеко не все разделы и направления философского познания действительности представлены в книге с одинаковой полнотой и всесторонностью. Тем не менее редакция и составители надеются, что она окажется полезной широкому кругу читателей, интересующихся философией, поможет им войти в мир философии и более уверенно ориентироваться в нем.

* * *

В предлагаемой читателю первой части антологии философских текстов представлены следующие мыслители разных эпох (их работы приводятся иногда полностью, но преимущественно в извлечениях):

Античная философия

Аристотель (384—322 до н. э.) Платон (428/427—348/347 до н. э.)

Зенон Элейский (ок. 490— ок. 430 до н. э.) Цицерон (106—43 до н. э.)

Лукреций Кар (ок. 99—55 до н. э.)

Наши рекомендации