Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма)
1. Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма– одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
- движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
- причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;
- случайность и необходимость: случайное зависит от необходимою – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
- степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
- цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.
3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
- разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение – одна из ключевых идей католичества;
- подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
- подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
- считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая при обрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
- доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
- сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим – Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит oт иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
- все состоит из материи и формы (идеи);
- суть любой вещи – единство формы и материи;
- форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
- форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
- идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
- откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
- вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
- вера и разум дают истинное знание;
- если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
- все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
- разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
- не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
- философия и теология – разные науки;
- философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
- все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
- даны пять доказательств существования Бога;
- систематизирована схоластика;
- закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
- доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
- выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
- вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
- разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение .по отношению к теологии;
- логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
ВОПРОС 12. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.