Сенсуализм Кондильяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании)

1. Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма).

К числу видных французских философов-деистов принадлежали Воль тер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

2. Вольтер (наст, фамилия – Аруэ) Франсуа (1694 – 1778) – философ, писа­тель, публицист, один из основоположников французского Просвеще­ния, который:

- страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отноше­нии религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите га­дину!»);

- считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не смо­жет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;

- видел необходимость в признании существования Бога с морально-эс­тетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в об­ществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повинове­нии и жестких рамках нравственности;

- в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рациона­лизма, отдавая предпочтение первому;

- выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просве­щенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещен­ных» монархов (в числе которых была императрица России Екатери­на II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) – французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:

- выступал с позиций деизма – видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;

- видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нрав­ственности;

- отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католи­ческую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление челове­ческой инициативы;

- считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного пре­допределения;

- видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умерен­ным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);

- считал, что до появления государства существовало «естественное состоя­ние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетво­ряли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное суще­ствование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;

- выдвинул идею «разделения властей»– то есть разделение государствен­ной власти в целях ее более эффективного функционирования и пре­дотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнитель­ную и судебную; выступал за верховенство закона.

Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократичес­ких государств:

- идея приоритета закона;

- идея разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную.

4. Жан Жак Руссо (1712 – 1778) основное внимание уделял социально-поли­тической философии, выступал с позиций революционной демократии.

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

- видел в Боге мировую волю и мировой разум;

- считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

- считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

- был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частно­сти, сущностей вещей и явлений);

- выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут мо­ральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;

- был сторонником эмпирического (опытного) познания;

- считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

- обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и соб­ственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее мень­шинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);

- в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распреде­лена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);

- власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами – не­посредственно через собрания, сходы;

- в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружаю­щего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспи­тывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоува­жения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.

5. Этьенн Кондильяк (1715 – 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем по­знания (гносеологии). Можно выделить следующие основополагающие идеи его философии:

- мир познаваем;

- человек может познать внешний мир настолько, насколько это позво­лят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);

- окружающий мир является источником всех знаний;

- в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органа­ми чувств окружающей действительности в разуме человека);

- самостоятельного познания разумом без участия чувственного воспри­ятия не существует.

ВОПРОС 20. Атеистическо-материалистическое
направление философии французского
Просвещения XVIII в.

Наши рекомендации