Сенсуализм Кондильяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании)
1. Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма).
К числу видных французских философов-деистов принадлежали Воль тер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
2. Вольтер (наст, фамилия – Аруэ) Франсуа (1694 – 1778) – философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:
- страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»);
- считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
- видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
- в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
- выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) – французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:
- выступал с позиций деизма – видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;
- видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;
- отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы;
- считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;
- видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
- считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;
- выдвинул идею «разделения властей»– то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; выступал за верховенство закона.
Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:
- идея приоритета закона;
- идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Жан Жак Руссо (1712 – 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.
В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:
- видел в Боге мировую волю и мировой разум;
- считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
- считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
- был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);
- выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;
- был сторонником эмпирического (опытного) познания;
- считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
- обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
- в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);
- власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами – непосредственно через собрания, сходы;
- в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.
5. Этьенн Кондильяк (1715 – 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания (гносеологии). Можно выделить следующие основополагающие идеи его философии:
- мир познаваем;
- человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);
- окружающий мир является источником всех знаний;
- в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);
- самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.
ВОПРОС 20. Атеистическо-материалистическое
направление философии французского
Просвещения XVIII в.