Современные представления о тревоге в работах Ю.В. Щербатых
Ю.В. Щербатых подразделяет все страхи человека на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные.
К первой группе профессор относит страхи, которые напрямую связаны с угрозой для жизни человека, вторая группа отвечает за опасения и боязни в социальном статусе, а последняя – непосредственно связана с сущностью человека, общей для всех людей[28].
Большинство социальных тревог вызываются ситуациями, которые могут понизить социальный статус, подорвать самооценку. К таким страхам относятся публичные выступления, ответственность за поступки и социальные контакты.
Экзистенциальные тревоги связывают с умственными способностями индивида и вызываются рефлексией (размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, а также смерти и самого существования человека). Яркими примерами этой тревоги являются: страх перед временем, смертью, бессмысленностью человеческого существования и т.д.
Исходя из этого принципа: страх сцены относится к социальному типу; боязнь сгореть – к биологической группе, а страх перед смертью – к экзистенциальной.
Однако, имеются и промежуточные формы боязни, стоящие на грани двух групп. К таким формам относят, например, страх болезни. С одной стороны – болезнь несет страдание, повреждения, боли (биологические факторы), а с другой социальный фактор (отрыв от общества, выключение из привычной деятельности, бедность, снижение социального статуса, увольнение с работы). По этой причине это состояние относится как к биологической группе, так и к социальной. Боязнь при купании в водоеме – на границе экзистенциальной и биологической групп и т.д. Зачастую в каждой фобии присутствуют все три составляющие, но ярко выражена только одна. Например, человеку не свойственно летать и при полете на самолете он испытывает и страх перед смертью и страх боли и страх за своих близких, но в каждом конкретном случае, в зависимости от характера человека, преобладает только какая-то одна боязнь.
Для человека свойственно бояться диких и опасных животных и неконтролируемых природных явлений. Страхи, появляющиеся по этому поводу, имеют генетический или рефлекторный характер. В первом случае тревога возникает на генетическом уровне (боязнь летать), а во втором складывается из негативного опыта (в детстве кусала собака и т.д.). И тот и другой случай контролируют логику и разум. И как только в человеческой психике происходит сбой при правильной оценке грозящей опасности, и он начинает ее неправильно трактовать возникают фобии, мешающие нормальной жизни индивида. Например, если человек боится змей, то он не должен бояться дождевых червей или пауков, но когда происходит упомянутый выше сбой, то он начинает панически бояться всего, что напоминает ему змей (окраска, форма и т.д.). При возникновении подобных проблем людям необходимо перестраивать свои рефлексы или самостоятельно, либо с помощью врачей-психиатров.
Однако, людские тревоги, несут и охранительную функцию, которая очень полезна в опасных для здоровья ситуациях. Например, боязнь боли останавливает человека от прыжков с большой высоты, ожогов и т.д. А вот страх перед медицинскими манипуляциями, наоборот наносит вред, поскольку мешает лечению больного. Яркий пример: человек, боящийся стоматолога, может месяцами страдать от боли, но не идти на лечение.
Ученый считает, что все наши фобии базируются на инстинкте самосохранения и выступают защитной реакцией перед опасностью. И если отрицательные эмоции выражены не ярко, то они легко переживаются человеком, а если выражены очень сильно, то эти эмоции переходят в чувство панического страха и ужаса. Если психически уравновешенный человек стоит на краю откоса, то он просто отойдет от него на безопасное расстояние, а нервный впадет в ступор и будет вести себя неадекватно.
В данной главе рассматривается переход от философского понятия страха к понятию страха с точки зрения психоаналитики. Основу перехода, заложил З. Фрейд, предположивший, что все страхи человека связаны с заложенными от природы основными инстинктами человека (инстинкт безопасности, пищевой и половой инстинкты). С его теорией согласились К. Хорни и А. Адлер, но не полностью ее разделили. Они склонялись к тому, что все же основную роль в формировании играет социум, в котором находится человек. Так К. Хорни считала, что основной причиной для развития «базальной тревожности» служат негативные отношения между детьми и родителями[29]. Э. Фромм связывал возникновение тревоги с природой человека, с экзистенциальными потребностями, вытекающими из условий его существования. Но в итоге все они в своих учениях пришли к выводу, что источник тревоги заключается во взаимодействия личности и социальных условий ее жизнедеятельности[30].
Русский ученый Ю.В. Щербатых изучил учения своих предшественников и опираясь на их труды, выделил три основные группы страхов: биологическая, социальная и экзистенциальная. Он считает, что все эти три группы неразрывно связаны с собой, и чтобы помочь человеку справиться со своими страхами, необходимо искать их причины сразу в этих трех группах. По моему мнению, выводы Ю. В. Щербатых являются правильными, так как они охватывают сразу три неразрывные ипостаси человека: человека, как представителя животного мира, человека, как часть общества и человека как части духовного. А самое главное, что все эти учения учат нас не слепо повиноваться страху, а искать их причину, чтобы их преодолеть и стать совершеннее.