Глава I. Страх в историко-философском измерении
СТРАХ В ИНТЕГРАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ
Автор:
Н.И. Хмаро — 8 группа 2 курса
лечебного факультета
Научный руководитель:
канд. филос. н., ст. преп. А.Г. Никулина
Дата сдачи курсовой работы: _______
Оценка: _______
Подпись руководителя: _______
Курск
2015 – 2016 учебный год
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
Глава I. Страх в историко-философском измерении......................................... 7
§ 1. Античность: борьба разума со страхом ........................................... 7
§ 2. Теологические взгляды на проблему страха в Средневековье ....... 9
§ 3. «Разумный» подход к изучению страха в Новом времени и классической философии................................................................................................ 11
§ 4. Постижение иррациональной сущности страха и тревоги в неклассической философии................................................................................................ 18
Глава II. Психоанализ: от биологизации страха и тревоги к поиску социальных условий их возникновения.............................................................................................. 25
§ 1. Биологизация страха З. Фрейда....................................................... 25
§ 2. Поиски социальных аспектов страха в работах А. Адлера, К. Хорни и Э. Фромма.................................................................................................... 26
Современные представления о тревоге в работах Ю.В. Щербатых 30
Глава III. Наиболее распространенные страхи студентов КГМУ (интерпретация результатов социологического опроса, проведенного среди студентов КГМУ: «Страхи молодежи XXI века») ....................................................................................... 34
§ 1. Фобии студентов 1 курса КГМУ...................................................... 34
§ 2. Фобии студентов 2 курса КГМУ...................................................... 36
§ 3. Фобии студентов 3 курса КГМУ...................................................... 39
Заключение........................................................................................................ 44
Библиография.................................................................................................... 47
Приложение....................................................................................................... 49
Введение
Актуальность темы исследования.Вся наша повседневная жизнь сопровождается фобиями (от древне греч. φόβος, лат. fobos — «страх»). Это может быть страх перед экзаменом, высотой, замкнутым пространством или же каким-нибудь маленьким насекомым. Вне зависимости от предмета страха в некоторых ситуациях люди одинаково на него реагируют: нервничают, не могут контролировать свою речь и эмоции, впадают в ступор и т.д.
Многие ученые считают, что чувство страха присуще всем высшим живым существам на планете, но наивысшее его проявление наблюдается у человека, так как он обладает способностью к размышлению. У человека и животных есть два общих страха — страх неизведанного и страх смерти. Но есть одно отличие: животное боится только при прямом столкновении с опасностью, а человек в силу своей способности фантазирования и умения анализировать происходящее вокруг начинает бояться заранее.
Существуют самые разнообразные страхи: полезные, иррациональные и объяснимые, надуманные и оправданные. Иногда обычные страхи человека превращаются в невротическое расстройство, справиться с которым человек уже не в силах и для его преодоления необходима помощь психотерапевта.
Многие фобии человека имеют временный характер и проходят по мере взросления человека. Так, например, страх перед темнотой часто встречается у детей, но редко у взрослых.
Общие страхи характеры для каждой эпохи человечества. Древние люди боялись магии, колдунов, природных явлений и приносили жертвы, чтобы задобрить богов, а современные смотрят на все это с улыбкой, но боятся экономических, политических, идеологических проблем, которые могут нарушить их существующий уклад жизни и вывести из зоны комфорта. К одним из современных страхов можно назвать боязнь остаться без мобильной связи и интернета. И с полной уверенностью можно сказать, что вместе с эволюцией общества будут эволюционировать и его страхи.
Делая вывод из выше сказанного, можно с полной уверенностью сказать, что тема страхов была, есть и будет актуальной во все времена.
Объектом исследованияявляются философско-медицинские аспекты страха, апредметом исследованиявыступает страх как экзистенциал человеческого бытия.
Цель исследования — эксплицировать понятие страха как с точки зрения философии, так и с точки зрения клинической психологии, выявить сходства и различия взглядов на проблему, привести примеры распространенных фобий прошлого и современности.
Достижение поставленной цели требует решения серии исследовательских задач:
1) изучить эволюцию понятия фобия в различные эпохи философской мысли и установить момент перехода понятия страха из философии в клиническую психологию;
2) эксплицировать клинико-диагностические аспекты страхов в психологии;
3) исследовать фобии прошлого и настоящего, найти их сходства и различия;
4) провести социологический опрос на предмет выявления страхов среди студентов КГМУ.
Проблема страхов интересовала человека еще с древних времен. В то время люди боялись того, что они не могли объяснить (гроза, засуха и т.д.). Многообразие форм страха впервые попытались показать античные философы: Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Цицерон.
В Средневековье понятие страха было тесно связано с религией и выделялись два основных типа страхов – страх вследствие греха и душеспасительный «страх Божий». Размышления о страхах упоминаются в работах А. Августин «Исповедь», Ф. Аквинского «Святые отцы и учители Церкви». В эпоху Возрождения рассматриваются социально-политическое значение страха с целью использования его для как инструмента для управления подданными государства. Первым мыслителем, рассмотревшим страх с этой точки зрения, является Н. Макиавелли.
В эпоху Нового времени и Классической философии исследовали взаимоотношение страха и знания. Впервые были выдвинуты предположения о том, что страхи порождают ложные представления о действительности и в какой-то степени тормозят развитие общества. Проблемы страха упоминаются в работах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, П.А. Гольбаха, И. Канта, Г. Гегеля. Эти авторы рассматривают также страх и как позитивный фактор, способствующий не только торможению развития, но и его ускорению при определенных условиях.
В иррациональном этапе философии страхов выделяются три мыслителя – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и С. Кьеркегор. Философия А. Шопенгауэра посвящена размышлениям о страхе смерти, свойственном всему живому. В своей работе«Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа» он стремился доказать, что смерть не есть зло, так как она никак нам не касается. Ф. Ницше бросал вызов существующему порядку и вещей и считал, что догматизм неприемлем, так как заставляет человека испытывать страх перед общепринятыми законами и укладом жизни[1]. С. Кьеркегор пытается показать, что страх является индикатором будущих событий и что по мере взросления человека и приближении его к смерти страхи эволюционируют[2].
А философ-экзистенциалист М. Хайдеггер в трактате «Время и бытие» описывает ужас, как «выдвинутость нашего бытия в Ничто на почве потаенного ужаса есть перешагивание за сущее в целом: трансценденция»[3]. Другими словами, ужас перед смертью позволяет человеку выходить за грани своей ограниченности существования. Ж.-П. Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» возлагает на человека ответственность за свое существование и считает, что тревога непосредственно связана с понятием свободы, как возможность выбора своего пути. А К. Ясперс в своем труде «Смысл и назначение истории» проблему страха рассматривает в рамках осмысления проблем будущего. Он считает, что, если человек в непривычных для него условиях берет инициативу в свои руки, он преодолевает страх, в противном случае страх подчиняет его себе.
В психоанализе З. Фрейд в «Введение в психоанализ: Лекции» впервые отделил реальный страх от невротического расстройства человека. Его концепции отличаются от биологизацией в объяснении появления страхов. С трудов З. Фрейда начинается изучения страха с точки зрения медицины.
А. Адлер, являющийся последователем З. Фрейда, в своей работе «Практика и теория индивидуальной психологии» объяснил появление тревоги из чувства неполноценности человека и его стремления к компенсации этого недостатка. Это чувство вызывает постоянную тревогу и заставляет человека искать себя в той области жизни, где он будет чувствовать свое превосходство над другими. К. Хорни считала, что корень тревоги человека следует искать в его раннем детстве, а страхи взрослого человека – это всего лишь развитые во времени детские фобии. И в работе «Невротическая личность нашего времени. Самоанализ» отметила, что проблемы взаимоотношения родителей и детей являются ключевой причиной развития тревожности.
В русской философии выделяют два направления, ориентированных на решение проблемы страха – религиозно-философское и просветительское. В первом случае понятие страха было близко с принципами патристики и описано в работе И.А. Ильина «Аксиомы религиозного опыта». Просветители Д.С. Аничков и М.М. Щербатов в труде «О пользе науки» считали, что все страхи человека возникают из-за незнания и чем ниже интеллект человека, тем больше у него страхов. И только путем просвещения человек может преодолеть свои страхи[4].
Глава I. Страх в историко-философском измерении