Русская материалистическая философия 19 века (A.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский)
В России в 30-е годы 19 века начался кризис крепостнического хозяйства, усилились противоречия между крепостными и помещиками. В этих условиях получили значительное распространение демократические, и даже революционные идеи. Это нашло свое выражение в движении декабристов и, в особенности, у революционных демократов.
Революционные демократы вели борьбу по вопросам о судьбах России против двух крайних течений: славянофилов (Хомяков, Самарин, Киреевский, братья Аксаковы) и западников (Грановский, Боткин, Каверин и др.).
А.И. Герцен (1812-1870 - сын помещика и крепостной женщины (разночинец). С ранней юности он выступал против крепостничества и царского деспотизма с пропагандой демократических идей, поэтому подвергся преследованиям и был вынужден иммигрировать. В эмиграции он издавал журнал "Полярная звезда" и газету "Колокол". Главные произведения его называются: «Письма об изучении природы». "Дилетантизм в науке".
В.Г. Белинский (1811 -1848). Гениальный литературный критик, основатель революционно-демократической эстетики, блестящий публицист. Основные работы: ''Взгляд на русскую литературу", "Эстетическое отношение искусства к действительности".
Н.Г. Чернышевский (1828 -1889). Его труды: "Антропологический принцип в философии", "Что делать?".
Н.А. Добролюбов (1836 -1861).Друг и соратник Чернышевского, его труды: "Физиологическо-психологический взгляд на начало и конец жизни", "Основания опыта по психологии".
Эти ученые были материалистами в понимании природы. Они обосновывали первичность материи, вторичность сознания, познаваемость мира, объективность законов развития природы, боролись при этом против идеализма различных направлений. Критикуя идеализм Гегеля, Герцен доказывал, что мышление - это закономерный результат развития природы. Белинский отстаивал идею, что сознание - это свойство мозга. Они обосновывали материальное единство мира. Например, Чернышевский писал: «Все предметы разнообразны, но все они одинаковы в том, что материальны». Добролюбов отмечал: "Все существующее это различные состояния материи, которая находится в постоянном развитии".
Критикуя Канта, они доказывали, что законы природы существуют объективно, что движение, пространство и время существуют реально и объективно и неразрывно связаны с материей, что понятия материи, движения, пространства и времени являются отражением соответствующих реалий в нашем сознании.
Критикуя теорию тепловой смерти Вселенной, Чернышевский писал: «Если бы могло настать такое состояние, оно было бы уже наставшим с бесконечно далекого прошлого. Формула, предвещающая конец движения во Вселенной противоречит факту существования движения в наше время». Борясь против дуализма, они доказывали, что мышление и сознание не могут существовать без своего материального носителя, при этом подчеркивали связь дуализма с религией. Они боролись против вульгарного материализма, обосновывая то, что духовные процессы не сводимы к физиологическим. В отличие от других революционных демократов, у Чернышевского имеются отдельные антропологические идеи, т.е. он понимал человека как биологическое существо, недооценивая роль конкретно-исторических общественных отношений.
Революционные демократы вели борьбу против позитивизма (простого собирания научных фактов), отстаивая необходимость тесной связи и взаимодействия между материалистической философией и естествознанием. Чернышевский писал: "Философия должна опираться на данные естественных наук и наоборот, развитие естественнонаучных знаний невозможно без материалистического воззрения на мир". Герцен отмечал: "Нужно ликвидировать разрыв между философией и естествознанием, иначе философия погрязнет в оторванных от мира абстракциях, естественные науки утонут в бездне фактов".
В вопросах теории познания, по Чернышевскому, агностицизм - это философия пассивного примирения с существующим положением вещей. Герцен критиковал односторонность как эмпиризма, так и рационализма, обосновывая тесную связь между чувственным отражением и мышлением.
Белинский по вопросу о возможности познания писал: "Если ограничено познание отдельного человека, то безгранично познание человечества". Чернышевский указывал: "Агностицизм не совместим с естествознанием". Подчеркивая роль практики он писал: "Практика это пробный камень всякой теории", «что подлежит спору в теории, начистоту решается практикой действительной жизни». Эти и другие идеи оказали положительное влияние на таких отечественных ученых, как Менделеев, Мечников, Сеченов, Умов, Тимирязев, Павлов и др. Революционные демократы, критикуя Гегеля за его объективный идеализм, высоко ценили его диалектические идеи. При этом, они пытались эти идеи истолковать материалистически и применить их к истолкованию открытий в естественных науках, а также теоретически обосновать необходимость революционных преобразований в России. Революционные демократы отстаивали атеистические идеи, считая, что религия в России - это идейная основа существующего строя и выступали за просвещение народа, как главного фактора освобождения от религии.
С наибольшей силой и яркостью проявились зрелость и самостоятельность революционных демократов в области эстетики. Их эстетические взгляды формировались в борьбе с распространенной тогда теорией «чистого искусства», сторонники которой пытались увести искусство и его деятелей от актуальных социальных вопросов. Революционные демократы отстаивали идейность, реалистичность и народность искусства, задачу правдивого отражения жизни, создания произведений, пробуждающих в народе чувство долга и человеческого достоинства. Выдвинули идею о том, что произведения искусства должны выносить приговор действительности, считали главной задачей искусства разоблачение крепостничества и царизма и борьбу за новый общественный строй.