Глава 18. Философские проблемы в области профессиональной деятельности
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.
Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов – теоретическое объяснение действительности.
Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое – теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.
Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая деятельность, прежде всего, характеризуется методом. Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый.
Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, признанная научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей проведение исследования.
Что такое норма исследования? На этот вопрос можно ответить, обратившись к понятию «нормальная наука», предложенного американским историком и философом Томасом Куном в 1969 году. Автор выделил три стадии развития науки:
Нормальная наука – каждое новое открытие поддается объяснению с позиции господствующей теории. Соответственно научное исследование прочно опирается на одно или несколько прошлых научных достижений. В наши дни такие достижения излагаются в учебниках элементарного или повышенного типа.
Экстраординарная наука – ситуация кризиса, характеризующаяся появлением аномалий – необъяснимых фактов, увеличение которых приводит к появлению альтернативных теорий и противоборству научных школ.
Научная революция – время формирования новой парадигмы, окончательное становление которой ознаменует эпоху нормальной науки.
С понятием нормальная наука связано понятие парадигма. Парадигма – это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр.
Можно сказать, что парадигма представляет собой правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.
Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. Взяв за образец естественнонаучный эксперимент, психологи конца XIX – начала XX в. перенесли основные требования к экспериментальному методу на почву психологии, тем самым заложив основы принципов организации естественнонаучного исследования и естественно-научной парадигмы.
Соответственно есть все основания рассматривать процесс научного исследования как нормативный, опирающийся на следующие этапы:
Выдвижение гипотезы (гипотез).
Планирование исследования.
Проведение исследования.
Интерпретация данных.
Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).
В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы (гипотез).
О чем говорят эти этапы? В первую очередь о том, что в структуре научного исследования содержание научного знания является величиной «переменной», т. е. может меняться, а метод представляет собой «константу» и остается постоянным.
Ученых сплачивает в научное сообщество не следование какой-то идее, верованию, теории, а приверженность единому методу получения нового знания. С изменением научной парадигмы пересматривается метод, появляются новые проблемы, но остаются и старые, углубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования.
Общая концепция инженерной деятельности, представляя собой общеметодологический уровень знания, должна эффективно обеспечивать синтез конкретных инженерных дисциплин с целью оптимизации взаимосвязи природы и общества, прогнозирования, планирования и управления научно-техническим прогрессом, создания эффективных технических средств и экологически чистых технологий. Становление науки об инженерной деятельности означает формирование научно обоснованной динамической модели современного инженера, коренное преобразование в инженерии, технологическом и техническом знании. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сфера технических наук эволюционирует с изменением объектов и задач инженерной деятельности. Причем вид, структура, представления и формы организации знаний комплексных научно-технических дисциплин определяются их функционированием в определенных контекстах деятельности.
Таковы, в частности, функции общей теории инженерии, среди которых основными являются: выявление специфических структурных и функциональных особенностей инженерной деятельности как целостного образования и формирование на этой основе существенно общего знания; выработка логико-методологических оснований техниковедческих дисциплин. Исходя из функций общей инженерной концепции, необходимо выделить ее познавательную направленность, которую можно определить следующим образом:
- выявление законов и закономерностей развития инженерной деятельности, ее социокультурной детерминации, онтологических регулятивов и гносеологических императивов;
- анализ логики развития и смены различных концепций инженерной деятельности и стилей инженерного мышления в общем социальном контексте эволюции;
- изучение системы методов, приемов и способов познания инженерной деятельности и мышления, выявление специфики функционирования общенаучных методов в инженерии;
- изучение системы понятийного аппарата и концептуальных оснований теории инженерной деятельности.