Противоестественный труд 8 страница
Я... безразлично к этой определенности, знает ее как свою и идеальную, как простую возможность, которой оно не связано и в которой оно есть только потому, что полагает себя в ней3.
Такова "тяжесть"4 свободы. Противоречие понятий выражает противоречие ситуации, в которой свобода одновременно находится над содержанием, которое она себе дала, и связана с ним:
Конечная воля... стоит над содержанием, различными влечениями, а также и дальнейшими отдельными видами их осуществления и удовлетворения; вместе с тем оно [Я]... связано этим содержанием как определением своей природы и своей внешней действительности; однако в качестве неопределенного Я оно не связано тем или иным содержанием5.
Каждый человек знает, что он стоит большего, чем частные определения, какие он себе дал, и что он есть не просто характер или социальная роль. Однако он не может реально оторваться от этих определений, без которых его бы не было, хотя они все даны ему извне — его природной конституцией, его инстинктами, воспитанием, социальной реальностью и случайностями жизни — и не составляют собственно "произведения" его "свободы"6.
Свободная воля (libre arbitre) как простая возможность выбора между содержа-ниями, которые не она сама производит, является только рефлексией, остановившейся на "полпути между волей, определя-
3 Там же. §7. С. 73. "Там же.
'Там же. § 14. С. 79. "Там же. § 13. С. 78.
емой лишь естественными влечениями, и в себе и для себя свободной волей"1. Воля не является полностью свободной в свободном выборе (fibre arbitre), где она определяет себя произвольным и принудительным движением. Решения свободного выбора являются действительно произвольными, поскольку они не целиком обоснованы разумом и не могут быть таковыми. Необходимость действия всякий раз заставляет человека решаться в условиях, когда он еще не успел полностью прояснить мотивы решения. Самый решающий выбор, такой, как выбор профессии или социальной роли, осуществляется без подлинного знания имеющихся возможностей. Итак, "в воле и начинается... собственно конечность интеллекта"2, так как выбирающая воля (libre arbitre) решает и должна решать до того, как рассудок кончит раздумывать и полностью определится.
Поэтому следует сказать вопреки Декарту, что человек конечен именно благодаря своей воле:
Мало поэтому понимают в природе мышления и воления те, кто полагает, что в воле вообще человек бесконечен, в мышлении же он или даже сам разум ограничен. Поскольку мышление и воление еще отличны друг от друга, истинно как раз обратное, и мыслящий разум в качестве воли и состоит в том, что решается стать конечным3.
Воля является абсолютной силой, поскольку она способна положить предел промедлению разума. Решимость, решительность указывают на ее абсолютную власть в сфере принятия решений. Но решение воли конечно, поскольку из него вытекает принятая определенность, и сама воля является ограниченной способностью, коль скоро она отделена от разума и решает вне его.
Самый высокий уровень свободы тот, при котором "воля вновь поднимается до мышления и сообщает своим целям имманентную бесконечность"4. К индивидуальной судьбе, какой ее реализует свобода, всегда примешивается меланхолия, неотделимая от всего конечного: "Кабы молодость знала, кабы старость могла"... Имен-
1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 15. С. 79—80.
2Там же. § 13. С. 78.
3 Там же.
4 Там же.
но размышляя над безрассудными действиями своей молодости, люди зрелого возраста понимают, как нужно было поступать, и знают, как выбирать, в тот момент, когда собственно ставки уже сделаны и их нельзя взять обратно. Но истинно мыслящее размышление не поддается сожалениям конечного, как и иронии существования, когда знают, как жить, но времени на жизнь уже нет. Нет смысла в том, чтобы, пытаясь освободиться от ограниченности личностного выбора, отвергать и отбрасывать свою особость. Ибо быть особым индивидом, говорить "Я", испытывать потребности, играть роль — это всеобщее условие. Такие особенности всеобщи, и мыслящая воля признает, что то, что она делает и хочет, есть не что иное, как действие и хотение всякого человека. Таким образом, "в объективности", где она реализуется особым и ограниченным образом, воле удается "вместе с тем остаться у себя"5. Реальная старость Гёте, пренебрегая тщетными жалобами и сожалениями, повторяет мифическую старость Эдипа, когда по достижении предела нескончаемого пути воли его преклонный возраст и величие души заставляют его признать, что все хорошо.
с) Воля как право и как закон
Полностью свободная воля может узнать себя в тех образах, в которых собственная индивидуальность обретает универсальное величие, когда партикулярность инстинктов и удовлетворений, очищенная от своей необузданности благодаря рефлексии разума, становится счастьем или безмятежностью. Но скорее она узнает свое творение в праве — реакции разума на действия свободы. Право фиксирует объективно результативным и общепризнанным образом, что волен делать каждый человек, то есть совокупность общественных и частных свобод. Именно рассмотрение права в данном обществе наиболее ясно показывает, до какой степени самосознания дошла свобода. Например, античное право, признавая противоположность свободного человека и раба, было озабочено тем, чтобы
5 Там же. «28. С. 89.
придать свободе реальный статус, делая из рабства одних условие действительной свободы других:
Как! Свобода держится лишь с помощью рабства? Возможно. Эти две крайности соприкасаются... Бывают такие бедственные положения, когда можно сохранить свою свободу только за счет свободы другого человека и когда гражданин может быть совершенно свободен лишь тогда, когда раб будет до последней степени рабом. Таково было положение Спарты1.
В то же время античное право показывает, что свобода, будучи реальной, остается лишь привилегией некоторых и не может определить человеческую сущность в ее всеобщности.
Поэтому нельзя отрицать прогресса в свободе людей при переходе от античного к современному праву, так как это последнее считает свободу всеобщей принадлежностью человека. Между тем античное право продемонстрировало ограниченное, но конкретное и реальное сознание свободы, тогда как современное право, определяя свободу всеобщим образом, непосредственно включает в это определение ограничение и отрицание свободы. Согласно распространенному представлению, право является "ограничением моей свободы и моей свободной воли, так чтобы они могли согласоваться со свободной волей каждого в соответствии со всеобщим законом"2. Согласно такому определению, моя свобода прекращается там, где начинается свобода другого, и закон должен определить границу между свободами. Но таким образом моя свобода определена через ограничение или лишение меня моей свободы, а закон для моей свободы является только ее негативной границей.
Это противоречие вытекает из противоречивого понимания генезиса обществ в философиях права буржуазного общества, представляющих собой философии общественно-
1 Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического права. Кн. III. Гл. 15 // Трактаты. М., 1969. С. 223.
1 Kant I. Doctrine du droit. Introduction. В русском издании Собрания сочинений Канта это место выглядит так: право — "это совокупность условий, при которых произволение одного лица совместимо с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы" (Кант И. Соч. М., 1994. Т. 6. С. 253.). — Примеч. пер.
го договора. В этих философиях свободная воля представлена прежде всего как свобода выбора (libre arbitre) естественно независимого индивида. Однако если воля полагается прежде всего в ее абсолютной независимости, то невозможно без противоречия конституировать общество, исходя из частного асоциального инстинкта. Для преодоления противоречия необходимо, чтобы по "Общественному договору", то есть по соглашению между свободными волями, которое конституирует общество, каждая независимая водя потеряла "свою естественную свободу"3. Эта утрата абсолютна, так что формула договора была бы формулой тоталитарного общества, в котором индивид, лишенный всякого права, целиком подчинен социальной целостности, часть которой он составляет:
Эти статьи [Общественного договора], если их правильно понимать, сводятся к од-ной-единственной, именно: полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины4.
Но такая абсолютная утрата всех прав противоречиво выступает абсолютной гарантией всех прав и настоящей политической свободы. Объяснение данного противоречия достигается при сравнении с феодальным обществом, в котором привилегии освящены, когда существуют множественность частных законов в ущерб всеобщности закона и личная зависимость человека от человека. В общественном договоре тотальность отчуждения гарантирует, напротив, равенство и взаимность условий, так как:
Если каждый отдает себя всецело, то создаются условия, равные для всех; а раз условия равны для всех, то никто не заинтересован в том, чтобы делать их обременительными для других3.
Абсолютное равенство и совершенная взаимность уничтожают и принцип личной зависимости, так как "каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя никому в отдельности"6. В современных обществах зависимость имеет всеобщий и абстрактный характер согласно правилам, действующим универсально, независимо от индивидуаль-
3 Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре... Кн. I. Гл. 8 // Трактаты. С. 164. "Там же. Гл. 6. С. 161. 'Там же. 6 Там же.
ных особенностей и вне всякой связи с личной зависимостью.
Индивидуальная воля здесь не ограничена никакой частной волей, но только "общей волей"1. Эта воля является волей социального организма в целом и выражается в законе. Но этот социальный организм "образуется лишь из частных лиц"2, так что общая воля представляет собой только совокупность частных воль. Такое сложение существует, например, когда идут выборы или голосование, когда складывают голоса. Но если кандидатуры различны и мнения разделены, "часто существует немалое различие между волею всех и общею волею"3. Воля всех, действительно, это сумма всех частных воль. Как таковая, она обращена к "интересам частным", что же касается общей воли, она является волей большинства, и в то же время она рассматривается как такая, которая "блюдет только общие интересы"4. Но так как воля большинства так же составлена из сложения частных воль, как и воля всех, нужно объяснить, почему ей можно приписать способность выражать общий интерес.
Объяснение таково: различие между волей всех и общей волей — это различие между арифметической суммой и суммой статистической. Статистически самыми многочисленными являются средние мнения, вокруг них располагаются мнения крайние, которых тем меньше, чем больше их экстремизм.
Можно считать, что противоположные крайности взаимно аннулируются, "но отбросьте из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля"5.
Воля всех становится, стало быть, общей волей в силу того простого факта, что волю меньшинств не принимают в расчет. Эти последние не включены в результат, хотя как частные воли они необходимы для его достижения. Ведь общая воля может быть выявлена, только если воли изолированы в их особости:
Когда в достаточной мере осведомленный народ выносит решение, то, если граждане не вступают между собою ни в какие сношения, из множества незначительных различий вытекает всегда общая воля и решение всякий раз оказывается правильным6.
Необходимость учитывать только индивидуальные воли ведет к осуждению партий, которые раздробляют общую волю и мешают тому, чтобы она корректно вытекала из сложения частных воль:
Но когда в ущерб основной ассоциации образуются сговоры, частичные ассоциации, то воля каждой из этих ассоциаций становится общею по отношению к ее членам и частною по отношению к Государству; тогда можно сказать, что голосующих не столько же, сколько людей, но лишь столько, сколько ассоциаций. Различия становятся менее многочисленными и дают менее общий результат7.
5 Там же. 6 Там же. 7 Там же. |
1 Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре... Кн. I. Гл. 7 // Трактаты. С. 164. 2Там же. С. 163.
3 Там же. Кн. II. Гл. 3. С. 170.
4 Там же.
Действительно, воля меньшинств внутри каждой партии исчезает в ее общей воле и не может более быть принята во внимание при подсчете общей воли государства. Чтобы "получить выражение именно общей воли", очень важно, следовательно, "чтобы каждый гражданин высказывал только свое собственное мнение"1. Однако это частное мнение, особость которого так ревниво оберегается до и во время голосования, должно потонуть в общей воле, даже если оно было в оппозиции к ней. Перед голосованием частное мнение важно, после же получения результата голосования, если оно ему противоречит, оно должно рассматриваться как простая субъективная иллюзия:
Если одерживает верх мнение, противное моему, то сие доказывает, что я ошибался и что то, что я считал общею волею, ею не было2.
С одной стороны, когда советуются с гражданами, общая воля "есть их воля"3. Поэтому каждый во время голосования выражает свою собственную волю. Но когда он должен подчиниться воле большинства, возникает вопрос: "Как те, кто несогласен с большинством, могут быть свободны и одновременно подчиняться законам, на которые они не давали согласия?"4 Тут уже приходится иначе интерпретировать суть голосования: каждого спрашивают не о его собственном интересе, чтобы статистически выявить интерес большинства, а о его "мнении"5 об общем интересе. Бесспорно, что люди легче жертвуют своими мнениями, чем интересами. Но бесспорно также, что в таком случае опрос выявляет только общее мнение об общей воле, и эта последняя теряет, таким образом, всякую субстанциальную реальность.
Выходит так, что воля меньшинства — это та воля, которая ошибается насчет своей настоящей свободы, поэтому мы имеем право принудить ее быть свободной:
Итак, чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно молчаливо включает в себя такое обязательство, которое одно только может дать силу
'Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре... Кн. III. Гл. 3 // Трактаты. С. 171. 2 Там же. Кн. IV. Гл. 2. С. 231. 3Там же. "Там же. 5 Там же.
другим обязательствам: если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным6.
Тюрьма, принудительные работы, галеры, каторга — таковы, выходит, подлинные проявления свободы, и неудивительно, что республики пишут свой девиз: "Свобода" прежде всего на тюрьмах:
В Генуе у входа в тюрьмы и на кандалах каторжников можно прочесть слово: Liberias. Такое применение этого девиза прекрасно и справедливо. В самом деле, лишь преступники всех состояний мешают гражданину быть свободным. В стране, где все эти люди были бы на галерах, наслаждались бы самой полной свободой7.
Впрочем, тюрьмы недостаточно, чтобы принудить к свободе, общество располагает также "правом жизни и смерти"8.
Оправдание этого последнего права в том, что "всякий преступник, посягающий на законы общественного состояния, становится по причине своих преступлений мятежником и предателем отечества"'. Вследствие этого, "когда убивают виновного, то его уничтожают не столько как гражданина, сколько как врага"10. Именно в соответствии с этой доктриной Сен-Жюст, потребовавший у Конвента голову Людовика XVI, ссылался на право Брута против Цезаря и оправдывал обращение к кинжалу убийц11. Эта теория наказания исходит из законодательства о "враге общества"12 и закона Линча. Представляя злоумышленника как политического врага, она в то же время представляет политического противника как изменника и сваливает в кучу политических оппозиционеров, преступников и простые меньшинства, подвергая всех одним и тем же репрессиям. Эта теория опускает осуществление правосудия до уровня простого убийства, а общественное право
6 Там же. Кн. I. Гл. 7. С. 164.
7 Там же. Кн. IV. Гл. 2. С. 231. Liberias (лат.) — свобода. — Примеч. ред. "Там же. Кн. II. Гл. 5. С. 174.
9 Там же. С. 175.
10 Там же.
1' Сен-Жюст Л. Речи на Конвенте // Речи и трактаты. Спб., 1995.
12 Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре... Кн. II. Гл. 5 // Трактаты. С. 175.
сводит к насилию в духе природной дикости. Тем самым она оказывается в противоречии с философией договора, которая противопоставляет гражданское состояние естественному. Если виновный — это враг, он "не является более членом Государства"1. Но тогда неясно, какое право относительно него может иметь общество, если только его не считать побежденным врагом, признавая право войны как право "убить" "побежденного"2.
Но это варварский принцип, противоположный "постоянной практике всех цивилизованных народов"3. "Ясно, однако, что это так называемое право убивать побежденных ни в коей мере не вытекает из состояния войны", ибо "война — это отношение... Государства к Государству", цель которого "разрушение вражеского Государства", так что право убивать его защитников существует, лишь "пока у них в руках оружие"4:
Как только они бросают оружие и сдаются, переставая таким образом быть врагами или орудиями врага, они вновь становятся просто людьми, и победитель не имеет более никакого права на их жизнь5.
Ясно, таким образом, что конфликт государства с индивидом не является состоянием войны и что преступник — это не враг. Но если бы он им и был, то право государства на жизнь и смерть врага общества прекращается, как только он побежден и сложил оружие.
Значит, "Общественный договор" не может логично обосновать ни установления общей воли на основе частной воли, ни права подавления общей волей воли меньшинств. Такая же трудность обнаруживается в теории власти. С одной стороны, есть необходимость и законность правительства, осуществляющего, рядом с законодательной властью общей воли, исполнительную власть. Действительно, "общая воля не может высказаться по поводу предмета частного", так как в общей воле "весь народ выносит решение, касающееся всего народа", так что "сущность того, о чем выно-
1 Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре... Кн. II. Гл. 5 // Трактаты. С. 175.
2 Там же.
'Там же. Кн. I. Гл.4. С. 158.
4 Там же. С. 157—158.
5 Там же. С. 158.
сится решение, имеет общий характер, так же как и воля, выносящая это решение. Этот именно акт" и можно назвать "законом"6:
Закон рассматривает подданных как целое, а действия — как отвлеченные, но никогда не рассматривает человека как индивидуум или отдельный поступок7.
Но когда идет речь не о законодательстве, а о действии, нужно высказываться относительно людей и фактов, взятых в их особос-ти. Из этого различия между законом и его исполнением вытекает, с одной стороны, отказ от делегирования суверенитета депутатам в законодательной области, а с другой стороны, необходимость передачи исполнительной власти правительству:
В том, что относится до власти законодательной, народ не может быть представляем; но он может и должен быть представляем в том, что относится к власти исполнительной, которая есть сила, приложенная к Закону8.
Исполнительная власть оказывается, таким образом, единственным законным представителем общей воли.
Но эта законность не может быть прочно установлена. Действительно, правительство — это особый орган в государстве, и имеет вследствие этого свою частную волю, отличную от общей воли. Более того, глава правительства — это индивид, обладающий, как таковой, частной волей. Существует, стало быть, противоречие между общей волей суверенного народа и частной волей правительства и его главы:
В самом деле, если возможно, что воля отдельного человека в некоем пункте согласуется с общей волей, то уж никак не возможно, чтобы это согласие было длительным и постоянным9.
У правительств неизбежно возникает склонность к "вырождению"10, ибо правительство как орган и его глава в качестве индивида неизбежно имеет собственную политическую волю — волю удержаться у власти. Эта воля неизбежно должна противопоставлять их суверенному народу.
6Тамже. Кн. II. Гл. 6. С. 177.
7 Там же.
8 Там же. Кн. III. Гл. 15. С. 222.
9 Там же. Кн. II. Гл. 1. С. 168. '»Там же. Кн. III. Гл. 10. С. 214.
С этой второй точки зрения правительство, хотя оно в принципе законно, неизбежно стремится к узурпации власти и к беззаконию.
Здесь обнаруживается противоречие между правовым принципом, который требует постоянной смены правительства, и потребностями политического действия, которым отвечает непрерывность и стабильность в исполнении власти:
Изменения всегда опасны, и не следует касаться уже установленного Правительства, за исключением того случая, когда оно становится несовместимым с общим благом. Но эта осмотрительность — правило политики, а не принцип права, и Государство не в большей мере обязано предоставлять гражданскую власть своим высшим должностным лицам, чем власть военную своим генералам1.
Не существует правила, которое определяло бы, что предпочтительнее — терпеть узурпацию власти или восстать против нее. А в случае восстания трудно определить, является ли оно делом общей воли или просто волей некоего меньшинства:
В подобном случае невозможно соблюсти со всею тщательностью все формальности, которые требуются для того, чтобы отличать акт правильный и законный от мятежного волнения и волю всего народа от ропота политической фракции2.
"Общественный договор" вовсе не уточняет, какие "формальности" позволили бы выявить различие между законным возмущением общей воли и попыткой одной группы узурпировать власть под прикрытием народного недовольства.
Опыт политических обществ, вдохновлявшихся принципами "Договора", показывает, что в жизни вовсе не затрудняются формальностями этого пункта и что законной становится группировка, которой удалось овладеть властью и удержать ее. Правда, фактическая власть всегда может похвалиться некоторым согласием большинства. Теория общей воли хорошо показывает, что воля большинства — это усредненная воля, то есть воля слабых, готовых присоединиться к любой власти, если она
1 Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре... Кн. III. Гл. 18 // Трактаты. С. 226.
2 Там же.
ими воспринимается как достаточно прочная. Во всех случаях, где исход неясен, решают нерешительные, становясь на ту сторону, на которой, как им кажется, находятся власти, способные восстановить порядок, раздираемый противоположными группировками. Но именно потому, что в качестве реальной власти оно подразумевает уже сложившуюся волю, правительство противостоит даже тому большинству, которое дает ему поддержку. Противоречие принципов "Договора" в том, что они делают из правительства властную группировку, готовую быть свергнутой другими груп-пировками. Эти принципы проиллюстрированы самым жестоким образом в опыте тоталитарных правительств, которые разоблачают заговоры группировок до тех пор, пока не падают под их ударами, и где правители, восхваляемые сначала как единственные законные представители власти, как Робеспьер или Сталин, вдруг оказываются разоблаченными как кровавые тираны.
Философия "Общественного договора" — это неудавшаяся попытка перехода от частной воли к воле всеобщей через абстрактное опосредование общей волей. Конечно, Руссо видел в законе не просто ограничение свободы. Можно, действительно, быть "свободным и подчиняться законам", если законы суть не что иное, как "записи изъявлений нашей воли"3. Но нужно еще, чтобы эта воля имела универсальное и всеохватывающее значение, то есть чтобы она принималась всеми и предписывала одинаково всеобщие права и обязанности. Всеобщность ведет к полной взаимности и обратимости, когда каждый может найти в законе свою собственную волю и усмотреть в своих обязанностях свои права. Так, всеобщая обязанность военной службы означает право самому обеспечить свою собственную безопасность, а обязательное школьное образование составляет всеобщее право участвовать в культуре и в духовных измерениях социального бытия. Если закон имеет, таким образом, всеобщее значение как в своем содержании, так и в применении, можно говорить о "Республике", то есть о "Государстве.
'Там же. Кн. II. Гл.6. С. 177.
управляемом посредством законов"': "ибо только тогда интерес общий правит Государством и общее благо означает нечто"2.
Между тем очевидно, что частная воля индивидов не может стать непосредственно всеобщей волей в законе. Свободная индивидуальная воля, связанная с частными интересами, не может ни непосредственно сформулировать универсально годного законодательства, ни даже непосредственно признать свою собственную волю в таком законодательстве, если оно существует в общественно признанном праве. Нужен ряд опосредований и промежуточных звеньев, для того чтобы простая санкция инстинктивных интересов посредством инди-видуальной свободной воли поднялась до понимания и воли всеобщих интересов.
Но в этих опосредованиях воля, какой она выступает непосредственно, оказывается отрицаемой и опровергаемой. Выработка общей воли становится одним из таких негативных опосредований между особой волей и всеобщей. В общей воле, как воле большинства, воли меньшинств отрицаются и суммарно подавляются. Но в институте исполнительной власти общая воля, в свою очередь, опровергается в самих формах ее исполнения. Правительство есть переход общей воли к действию. Но в том-то и дело, что в качестве общей она является скорее волей бездеятельной, просто рассуждающей. Коллективное действие подчиняется, стало быть, тем же необходимостям и оказывается отмечено теми же противоречиями, что и индивидуальное волевое действие. Власть должна решать в ситуации противоречия интересов, путаницы и неопределенности интеллектуальных мотиваций, и часто она должна принимать решение до того, как все участвующие в игре интересы смогли выразить себя и до того, как рациональное обсуждение проблем привело к очевидному выводу.
Власть является, стало быть, наличной всеобщей волей, но в качестве арбитра между противоположными интересами и противоречивыми мотивами, обладая свобод-ным выбором. Всякая власть включает не-
1 Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре... Кн. II. Гл. 6 // Трактаты. С. 178.
2 Там же.
что произвольное, то есть действие воли, отделенное от разума. Это отделение четко проявляется в том, что называют "государственными соображениями". Действительно, последние покрывают все акты, основания которых государство не может представить, потому что они исходят только из его самовластия и из необходимости, ради спасения его существования или его авторитета, принять жесткие меры, несовместимые с моралью и законностью. Государственные соображения являются, таким образом, государственной волей, поскольку она действует произвольно вне универсальной рациональности.