Эпоха Возрождения. Научные открытия и философские идеи Н. Коперника, Дж. Бруно
В 14 - 15 века произошли: значительное развитие производительных сил, ряд технических открытий (самопрялка, доменный процесс, огнестрельное оружие, компас, книгопечатание), усовершенствование ткацкого станка, водяных и ветровых двигателей, великие географические открытия (Америки, морского пути в Индию, первое кругосветное путешествие Магелана), бурное развитие торговли, возникновение новых городов, образование прослойки банкиров, в особенности в Венеции, Генуе и Флоренции. Наступил период первоначального накопления капитала. Этот период является периодом кризиса феодализма и началом эпохи буржуазных революций. Первая из них, принявшая форму Реформации и Крестьянской войны, была в Германии (1525) под руководством Томаса Мюнцера. Крепнет буржуазия, она стремится освободиться от опеки римско-католической церкви, от феодальных порядков, желая утвердить свою буржуазную церковную организацию и захватить власть.
Возникает и крепнет буржуазная интеллигенция, связанная не с церковью, а с наукой и искусством. Возникает новая культура - гуманизм, для которого характерно широкое использование культурного античного наследия (Возрождение), признание интересов и прав человеческой личности, которые игнорировались феодальными порядками и религиозной аскетической моралью.
Одним из первых буржуазных социологов был флорентийский общественный деятельМакиавелли (1469-1527). Он считал, что побудительными мотивами действия людей являются эгоизм и материальный интерес. Объявляя тем самым основные черты складывающегося буржуазного индивидуализма естественными свойствами человеческой природы.
Он выступал за светское государство, проповедовал необходимость беззастенчивости для государственных деятелей в выборе средств для достижения политических целей, доказывал, что сила и благополучие государства это высший закон политики, и для достижения этой цели пригодны все средства. Он за политику кнута и пряника. Основой основ человеческого общества он считал неприкосновенность частной собственности.
Томас Мюнцер - предводитель Крестьянской Войны в Германии. Выступал за уничтожение частной собственности, обобществление имущества, ликвидацию сословных различий, за введение всеобщего равенства, против чуждой народу государственной власти. Свою программу он считал программой наступления царства божия на Земле.
Томас Мор - английский гуманист и государственный деятель. Его труд "Утопия" сделал его первым представителем утопического социализма. Главной причиной бедствий народа он считал частную собственность. На острове ''Утопия" в обществе нет частной собственности, труд это обязанность всех граждан, отсюда продолжительность рабочего дня малая (6 часов). Государство осуществляет учет и распределение всех продуктов. Производство он мыслил как ручное, ремесленное.
Томазо Кампанелла - итальянский философ и социолог(1568-1535) написал книгу «Город Солнца». Его взгляды: в обществе нет частной собственности, труд является не только обязанностью, но и потребностью всех граждан, что достигается воспитанием уважения к труду с детства. Кампанелла придает важное значение техническим изобретениям. В обществе нет тунеядцев, распределение продуктов по потребностям, воспитание детей ведется обществом на основе соединения обучения с производственным трудом.
Главный правитель избирается пожизненно и должен владеть всей совокупностью знаний своего времени. У него имеется три помощника из числа первейших ученых, олицетворяющих мощь (вопросы войны и мира), мудрость (искусство, ремесла, науки) и любовь (вопросы рождения и воспитания детей). Кампанелла сохраняет религию, священников, предлагает применять магию. Утопический социализм ранних утопистов примитивен, с мелочной регламентацией быта. И все же это был важный этап в развитии социалистической мысли. Важнейшим открытием стала гелиоцентрическая система польского ученогоНиколая Коперника (1473-1543), заложившая основы научной астрономии. Ее основные идеи:
1. Земля не неподвижна, а вращается вокруг своей оси - этим объясняется смена дня и ночи и кажущееся вращение звездного неба.
2. Земля вращается вокруг Солнца, это объясняет смену времен года и кажущееся перемещение Солнца относительно звезд, а также кажущееся с Земли петлеобразное движение планет.
3. Солнце - это центр Вселенной.
Он считал, что Вселенная конечна. Несмотря на ряд ошибочных идей, открытие Коперника нанесло удар по религиозным взглядам на мир. Отсюда, его открытия явились актом, в котором исследования природы заявили о своей независимости. Поэтому считается, что свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии начинает с этого акта.
Самым видным представителем материалистической философии эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). Он по праву считается основателем естествознания. Он с материалистической позиции обобщил учение Коперника и другие естественнонаучные открытия эпохи Возрождения. В целом его философия это материализм, но в форме пантеизма, т.е. он отождествлял природу и Бога, растворял Бога в природе, тем самым, отвергая, что Бог сотворил природу.
Природа бесконечна, вселенная едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Количество миров во Вселенной - бесконечно. Поскольку Вселенная бесконечна во всех направлениях у нее нет центра. Бруно - гилозоист, т. к. считает, что одушевленность присуща всем вещам. Отсюда он делал вывод о том, что другие миры тоже населены и обитаемы. Он признавал существование Мировой Души во Вселенной. Этой Душой, а также душами остальных звезд и планет он объяснял их движение. Материя и форма неразрывно связанны между собой и в этом единстве главная роль принадлежит материи. Материя и движение тоже неразрывно связаны, но движение в целом он понимал механистически.
В учении Бруно были и элементы диалектики, он находит противоположности в различных областях природы и сферах человеческой деятельности, считая, что они находятся во взаимосвязи и в бесконечности сливаются: «часть – целое», «прямая –кривая», «материя – форма», «субъект – объект», «необходимость – свобода».
Исторические условия Нового Времени. Особенности развития науки и философии этого периода. Г.Галилей и И. Ньютон - появление математизированной науки и экспериментального естествознания. Формирование метафизико-механистической картины мира.
Значительный вклад в естествознание и философию внесли ученые естествоиспытатели Леонардо да Винчи, Галилео Галилей и Исаак Ньютон.
Леонардо да Винчи - художник, искусствовед, ученый, изобретатель, философ. Он рассматривал астрологию, магию, алхимию, как лженауки. Он считал, что науки должны базироваться на опыте, который является отцом всякой достоверности, что для получения истины необходим союз опыта и теории, что для осмысления и обобщения опыта нужна математика, что искусство подобно науке служит делу познания мира, только они изучают разные стороны мира и разными средствами. Он выступил и как теоретик искусства и как первый теоретик экспериментального естествознания. При этом он дал первые наброски экспериментально-математического метода исследования природы.
Вслед за ним Галилей дал развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие черты механистического понимания мира. Для доказательства истинности теорий Коперника и Бруно огромное значение имели астрономические открытия Галилея, сделанные им при помощи телескопа собственной конструкции (пятна на Солнце, спутники Сатурна, кратеры и хребты на Луне, что млечный путь состоит из множества звезд и др.).
Благодаря открытию ряда законов механики Галилеем (закон инерции, закон падения тел, закон сложения сил) и законов движения планетКеплером, а также благодаря математическим трактовкам этих законов понятие "закон природы" получило строго научное содержание. Галилей использовал теорию двойственной истины: предмет науки - природа и человек, предмет религии - сфера морали человека.
Познание природы имеет безграничные возможности, познание истины - это бесконечный процесс и в познании решающую роль играет опыт и среди его вариантов, ведущая роль принадлежит эксперименту. Он считал, что цвет, звук, запах носят чисто субъективный характер. Ими не обладают вещи, они возникают только в субъекте.
Галилей сформулировал деистический взгляд на природу: безликий Бог создал мир, поместил Солнце в центр этого мира, наделил мир движением и после этого в дела мира не вмешивается. Природа развивается по собственным объективным закономерностям. Философские воззрения Галилея - это механистический, метафизический материализм. Научная и философская деятельность Галилея завершила философию эпохи Возрождения и положила начало новому этапу развития философской мысли в Европе, а именно механистическому, метафизическому материализму Нового Времени.
В 17-18 веках были достигнуты важные успехи в развитии наук, в особенности в механике и математике. Были установлены важнейшие математические методы: аналитическая геометрия (Декарт), логарифмы (Непер), дифференциальное и интегральное исчисления (Лейбниц, Ньютон). Галилей предпринял попытку объединить разрозненные данные наук о природе и создать стройную картину жизни Вселенной. Костер, Гюйгенс, Ньютон др. завершили его работу.
Кроме того,И.Кеплер (1571-1630), опираясь на материалы точных наблюдений, собранных датским астрономомТ.Брагге, открыл три закона:
1. Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам.
2. Площади, описываемые в одинаковые промежутки времени радиус-вектором планеты равны между собой.
3. Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца пропорциональны кубам их расстояний от Солнца. Попытка Кеплера рассмотреть в единстве всю солнечную систему была продолжена Гюйгенсом и Ньютоном.
Гюйгенс (1629-1695) сделал открытия в математике, астрономии, обосновал волновую теорию света, изучил кольца Сатурна и движение его спутников, разработал теорию маятника, приспособив его к часам.
Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Важное место имеет его труд '"Математические основы натуральной философии", в котором он сформулировал три закона механики. Эти законы и следствия из них образовали фундамент классической физики и механики. В этом труде обосновывается понятие абсолютного движения по отношению к абсолютному пространству и времени (пустотные вместилища). Закон всемирного тяготения стал основой единой физической картины мира. Ньютон признавал объективную реальность и познаваемость мира, но вместе с тем признавал «первотолчок», исходивший от Бога. В теории познания он эмпирик, он считал, что все знания получены из опыта, как обобщение фактов путем индукции, сделал открытия в механике, астрономии, оптике, разработал корпускулярную теорию света, он объяснил с точки зрения закона всемирного тяготения ряд кажущихся неправильностей в движении планет и Луны.