Антиномии пространства и времени
Очевидно, что математики не могли довольствоваться ответом, что результаты, достигнутые этими противоречивыми методами, "вполне совпадают с теми, которые она получает с помощью собственно математического метода, геометрического и аналитического метода"4:
Однако, с одной стороны, это касается не всех результатов, и цель введения [математического] бесконечного не только сокращение обычного пути, а достижение результатов, которых последний дать не может. С другой же стороны, успех сам по себе не может служить оправданием характера пути. ...Ведь в математическом познании как познании научном существенное значение имеет доказательство...'
Возврат к пифагореизму при исчислении континуума привел к тому, что внутри современной науки обнаружились противоречия разума.
3Там же. "Там же. С. 322. 5 Там же. С. 322,323. |
1 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Кн. 1. Разд. 2. Гл. 2. Примеч. 1. Определенность понятия математического бесконечного. М., 1970. Т. 1. С. 321.
2 Там же. С. 323.
а) Бесконечно большое и бесконечно малое
Несомненно, что в диалектике Зенона было задействовано противоречие непрерывности и прерывности (континуума и дисконтинуума). Но Зенон лишь использовал это противоречие, а не выявил его как таковое, поскольку его аргументы строятся так, что выводы получаются в пользу континуума. Лишь возвращение к пифагорейской точке зрения позволило современной науке осознать данное противоречие во всей его остроте.
Показательна в этом отношении позиция Паскаля. Как геометр, он, естественно, должен был встать прежде всего на точку зрения непрерывности. Демонстрация несоизмеримости диагонали со стороной квадрата действительно показывает, что про-странство нельзя разложить на неделимые части. Если можно сосчитать количество точек, из которых состоит сторона квадрата, то нельзя ни сосчитать количество точек, из которых состоит его диагональ, ни, следовательно, количество точек, содержащихся в квадрате, возведенном на этой диагонали. Однако квадрат, возведенный на диагонали данного квадрата, в два раза превышает данный квадрат, так что, если бы имелись неделимые, их должно было бы в нем содержаться в два раза больше, чем в данном квадрате:
Если бы было справедливо, что пространство состоит из некоторого конечного числа неделимых, то отсюда следовало бы, что из двух пространств, каждое из которых есть квадрат и одно вдвое превышает другое, одно из них стало бы содержать вдвое большее число неделимых, чем другое'.
Если это рассуждение представляется требующим слишком сложных геометрических знаний, то "ясный ум сразу в состоянии постичь, что два небытия протяжения не могут составить бытия протяжения"2. Действительно, неделимые могут образовать пространство, лишь соприкасаясь одно
1 Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 444. (Перевод исправлен в соответствии с оригиналом. — Примеч. ред.)
г Там же. С. 445.
с другим. Но легко заметить, что две неделимых не могут соприкасаться. Потому что если они касаются, то точка касания не может быть частью ни одной из них, так как в этом случае они содержали бы и другие части, то есть не были бы неделимыми. Однако они не могут касаться друг друга и повсюду, ибо в этом случае они есть "одна и та же вещь"3, то есть они составляли бы обе единую неделимую.
Поэтому "нет геометра, который бы не полагал, что пространство делимо до бесконечности... И тем не менее нет человека, который понимал бы бесконечную делимость"4. В самом деле, представляется, что для понимания проблемы нужен твердый, устойчивый термин, на который можно было бы опереться, и, следовательно, необходимо предположить наличие предела деления, без которого любое существование как бы улетучивается. Таким образом, если признается, что пространство бесконечно делимо, то это не потому, что такое положение самоочевидно, а потому, что противоположное высказывание явно ложно, что надлежит "отчетливо понимать"5:
Вот почему всякий раз, когда предложение непонятно, надо взвесить суждение о нем и не отвергать его, в силу непонятности, но исследовать его противоположность и если ее находят явно ложной, то смело можно утверждать первое, при всей его непонятности6.
Разум, таким образом, разрывается между двумя противоположными положениями, одно из которых безусловно ложно, а другое явно непонятно.
Так, математика показывает, что "все, что непостижимо, от этого не перестает существовать"7. Следовательно, математика представляет собой введение в тайну. Однако развитие математики убедило Паскаля в возможности существования "природных явлений", "которые казались невозможными ранее": "Это точка, движущаяся повсюду с бесконечной скоростью"8. Эта
'Там же. С. 444. "Там же. С. 443.
5 Там же.
6 Там же.
''Паскаль Б. Мысли. 149 (430). М., 1995. 122. 8 Там же. 420(231). С. 189.
"точка, заполняющая все"1, демонстрирует возможность построения пространства с помощью движения бесконечно малого элемента. Такая концепция показывает, как современная математика в результате исчисления континуума преодолевает Евклидово видение математических объектов, при котором ограничение пространства, рассматриваемого в качестве непрерывного, порождает геометрические фигуры:
Определение — это то, что является границей вещи.
Фигура — это то, что очерчено одним или несколькими определениями2.
Например, круг определяется одной линией, а треугольник — тремя:
Круг — это очерченная одной линией плоская фигура, все секущие которой, проведенные из центра, равны между собой. Прямолинейные фигуры — это те, которые ограничены прямыми: треугольник
— тремя, четырехугольник — четырьмя, многоугольники — более чем четырьмя3.
Однако методики Кеплера показывают, что крут скорее образуется из вращения отрезка прямой вокруг одного из ее концов — и, в общем случае, фигуры образуются непрерывным движением их элементов. Такая возможность построения геометрических фигур будет использована в современном математическом анализе:
Я рассматриваю математические величины не как образованные из частей, какими бы малыми они ни были, но как описываемые непрерывным движением. Линии описываются и порождаются не складыванием их частей, а непрерывным движением точек; поверхности — движением линий; твердые тела — движением плоскостей; углы — вращением их сторон; время
— через непрерывный поток, и таким же образом строятся другие [величины]4.
Конечно, такой подход — это не то, что построение пространства путем невозможного сложения бесконечно малых неделимых. Однако, когда линии строятся с помощью движения точек, это движение должно быть достаточно быстрым, чтобы быть одним целым, — подобно тому как движение
1 Паскаль Б. Мысли. 682 (232). С. 268. ^Euclide. Elements. L. I. Definitions 13 et 14. 'Ibid. Definitions 15 et 19. 4 Newton I. Traite de la quadrature des cour-bes.
раскаленного угля в темноте оставляет огненный след. И чтобы все пространство могло быть порождено движением точки с бесконечной скоростью, необходимо, чтобы это движение было дано как одно целое. С этой точки зрения пространство предстает не как бесконечно делимое, но, напротив, как "вещь бесконечная и неделимая"5.
Противоречия, встреченные на пути исчисления континуума от Кеплера до Лейбница и Ньютона, у Канта выражаются в форме антиномии, или противопоставления правил разума: между тезисом, который утверждает наличие простых частей, и антитезисом, который это опровергает:
Тезис
Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого.
Антитезис
Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого6.
Положения тезиса и антитезиса опираются на доказательство от противного, то есть путем демонстрации невозможности противоположного суждения.
Доказательство тезиса начинается, таким образом, с предположения о справедливости антитезиса. "В самом деле, допустим, что сложные субстанции не состоят из простых частей"7. Однако "сложение есть лишь случайное отношение, без которого они должны существовать как самостоятельно (für sich) пребывающие сущности"'. Действительно, сложение есть "только внешнее'" состояние субстанций, которые лишь рядоположены, причем эта внешняя связь не затрагивает их собственную сущность. Любое "сложение" можно, таким образом, "устранить мысленно"'", потому что это внешнее отношение, лишенное истинной необходимости. Таким образом, не существует никаких сложных частей, и по-
5 Паскаль Б. Мысли. 420 (231). С. 189. Ср. 682 (232). С. 268.
* Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Гл. 2. Второе противоречие трансцендентальных идей // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 410, 411.
7 Там же. С. 410.
8 Там же. С. 412. 'Там же. 10 Там же.
скольку мы также допустили, что не существует никакой простой части, не остается больше абсолютно "ничего"'. И если мы хотим, чтобы что-то существовало, необходимо допустить существование простых частей, о чем и говорится в тезисе.
"Допустим" тогда, что "сложная вещь (как субстанция) состоит из простых частей"2. Однако сложение является "внешним отношением"3, поскольку оно состоит в ря-доположенности. Следовательно, оно возможно "только в пространстве"4. Таким образом, сложное находится в пространстве, а это означает, что каждая из его частей соответствует части пространства, то есть, что как и любая часть пространства, она бесконечно делима и, таким образом, не является простой частью.
Однако, если вещь занимает пространство, она не только бесконечно делима, но также бесконечно протяженна, поскольку каждая часть пространства охватывает собой другие части и сама охватывается другими:
Необходимо, чтобы каждая вещь имела некоторые размеры и плотность и одна часть отличалась бы от другой. Но то же рассуждение действительно для той [вещи], которая ее превосходит: поскольку она будет также иметь размеры, которые будут превзойдены другой [вещью]. Совершенно очевидно, что нет различия между единичным высказыванием и всеобщим. Никогда не будет ни крайнего члена, ни такого, который не был бы превзойден другим. Таким образом, если имеется многое, необходимо, чтобы вещи были большими и малыми — малыми вплоть до отсутствия величины и большими до бесконечности5.
Противоречие разума ведет, таким образом, к переходу от бесконечно малого к бесконечно большому, поскольку различие частей в континууме предполагает либо бесконечное деление, либо расширение до бесконечности.
Исторически, именно в своем втором аспекте, где речь идет о бесконечном расширении или ограничении в пространстве и во времени, антиномия разума поразила вооб-
1 Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Гл. 2. Второе противоречие трансцендентальных идей // Соч. Т. 3. С. 410.
2 Там же. С. 411.
3 Там же.
4 Там же.
5 Zenon. Fgt. B l (DK).
ражение. Антиномия континуума и дисконтинуума, делимого и неделимого касается лишь научного теоретизирования. А вопрос о том, имеет или не имеет мир начало в пространстве и во времени, более популярен, так как он затрагивает также и теологию. Эта проблема, поставленная еще Аристотелем, рассматривается антиномически Фомой Аквинским как проблема ограниченности или неограниченности во времени. Этот вопрос непосредственно связан с христианской верой, поскольку первая строфа Библии говорит о создании мира в начале времен, а христианское спасение достигается в конце света. Демонстрация антиномии Фомы включает четыре основных момента: доказательство вечности времени, опровержение этого доказательства, доказательство ограниченности времени, опровержение этого доказательства. Из множества выдвинутых доводов достаточно будет взять по одному примеру на каждый из четырех моментов.
Аргументация в пользу бесконечности времени зиждется на невозможности уловить во времени первое или последнее мгновение:
...Действительно невозможно, чтобы время существовало и мыслилось без "теперь", а "теперь" есть какая-то середина, включающая в себя одновременно и начало и конец — начало будущего и конец прошедшего6.
А поскольку любое мгновение времени является "концом прошедшего и началом будущего", "время не может ни начинаться, ни кончаться"7.
Однако такая аргументация верна только в отношении мгновения, взятого внутри промежутка времени, — она не может быть верной, если речь идет о начальном и конечном мгновениях. "Начало" — это в действительности "есть то, что само не следует необходимо за чем-то другим, а, [напротив], за ним естественно существует или возникает что-то другое. Конец, наоборот, есть то, что само естественно следует за чем-то... а за ним не следует ничего другого"8. "Таким образом, очевидно, что до-
6 Аристотель. Физика. VIII 1, 251 b 19—22 // Соч. М., 1981. Т. 3. С. 223.
7 Thomas d'Aquin. Somme theologique. I, q. 46, a. 1, 7.
8 Аристотель. Поэтика. 7, 1450 b 27—30 // Соч. M., 1983. T. 4. С. 653—654.
вод , извлеченный из сути мгновения и согласно которому мгновение всегда является концом прошлого и началом будущего, "предполагает"1, что не может быть по-настоящему начального или конечного мгновения и, следовательно, он не может использоваться для доказательства его существования.
Впрочем, рассмотрение настоящего мгновения может скорее служить доказательством ограниченности времени. В самом деле, "если мир был всегда, то сегодняшнему дню предшествовала бесконечность дней. Однако полностью пройти бесконечность невозможно. Таким образом, нельзя достичь сего дня, что, очевидно, ложно"2.
Действительно, верно, что "любой путь простирается от одной точки до другой"3. Аргументация тем не менее неверна, поскольку "какой бы день в прошлом мы ни выбрали" как другой конец промежутка, "от этого дня до сегодняшнего существует конечное число дней, которые можно было пройти"4. Так, если можно пройти фиксированный интервал времени между двумя конечными датами, то, выбирая граничную дату, все более удаленную во времени, можно пройти сколь угодно большой отрезок длительности.
Анализ противоречий времени применим также и для категории пространства. Это показывает Кант, формулируя антиномию ограниченного и безграничного как для времени, так и для пространства:
Тезис-Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве5.
Антитезис
Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве6.
Доказательство тезиса начинается с предположения, что "мир не имеет начала во времени, тогда до всякого данного момен-
1 Thomas d'Aquin. Somme theologique. I, q. 46, a. I. ad 7.
2 Ibid. A. 2,6.
3 Ibid. Ad. 6.
4 Ibidem.
5 Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Гл. 2. Первое противоречие трансцендентальных идей // Соч. Т. 3. С. 404.
'Там же. С. 405.
та времени протекла вечность"7. Но такая вечность означает "бесконечный ряд следующих друг за другом состояний вещей в мире", однако бесконечный ряд "никогда не может быть закончен"8. Таким образом, ( невозможно, чтобы ряд прошедших состояний мира завершился в настоящий момент, если этот ряд бесконечный, и отсюда видно, что "начало мира есть необходимое условие его существования"9. Из конечности времени выводится конечность пространства, ибо, если бы мир был бесконечной совокупностью "сосуществующих вещей", "пришлось бы рассматривать бесконечное время при перечислении всех сосуществующих вещей"'".
Однако если предположить, что мир имеет начало во времени, то необходимо предположить причину этого начала до самого начала, то есть предположить существование времени, поскольку понятия до и после касаются последовательности во времени:
Так как начало есть существование, которому предшествует время, когда вещи не было, то когда-то должно было существовать время, в котором мира не было, т. е. пустое время. Но в пустом времени невозможно возникновение какой бы то ни было вещи, так как ни одна часть такого времени в сравнении с другой частью не заключает в себе условия существования, отличного от условия несуществования... Поэтому хотя некоторые ряды вещей и могут иметь начало в мире, но сам мир не может иметь начала...11
Что касается пространства, "допустим... что мир... конечен и ограничен; в таком случае он находится в пустом пространстве, которое не ограничено"12. Однако, поскольку мир содержит совокупность объектов, "отношением мира к пустому про-странству было бы отношением его к ничто. Но такое отношение, а стало быть, и ограничение мира пустым пространством есть ничто..."13.
7 Там же. С. 404.
8 Там же.
'Там же.
10 Там же. С. 406. '
"Там же. С. 405.
12 Там же.
13 Там же. С. 407.
b) От веры к интуиции
Таким образом, рациональная интерпретация пространства и времени порождает кучу противоречий: между делимым и неделимым, непрерывным и дискретным, ограниченностью и неограниченностью, бесконечно малым и бесконечно большим. Каждое из этих противоречий приводит нас к другому противоречию, но главное то, что внутри каждого противоречия утверждение одного положения приводит к утверждению противоположного. Таким образом, кажется, что разум неспособен разрешить эти противоречия, а так как все-таки необходимо прийти к какому-то решению, то оно, похоже, может быть лишь привнесено извне, независимо от чисто рационального подхода.
Действительно, в отношении проблемы ограниченности и неограниченности времени томизм находит решение антиномии в Откровении: если противоречия разума показывают, что начало времени не может быть "объектом науки"1, то возможность выдвигать аргументы в его пользу свидетельствует о том, что в него "можно верить"2. Авторитетом здесь является Откровение, которое и позволяет выбрать нужную сторону в конфликте разума. И если "верой" мы называем убеждение, которое опирается на доверие к какому-то авторитету, тогда можно сказать, что конфликт разума находит свое разрешение в вере.
Однако Откровение говорит лишь о конечности времени, а все остальные аспекты антиномии разума в отношении пространства и времени оставляет в тени. Таким образом, если разрешение антиномии через Откровение может удовлетворить теолога, то оно не может быть удовлетворительным для математика, каким был Паскаль. По крайней мере, как человек верующий, он мог чувствовать противоречия математических рассуждений. Ведь признание бессилия разума выступает в качестве оправдания веры, а математическая загадка предстает как отображение божественной тайны:
1 Thomas d'Aquin. Somme theologique. l, q. 46, a. 2 с.
2 Ibidem.
Вы полагаете невозможным, что Бог бесконечен и не имеет частей? Да. Тогда я вам покажу вещь бесконечную и неделимую: это точка, движущаяся повсюду с бесконечной скоростью3.
"Невероятно, что Бог соединяется с нами?"4. Это не более невероятно, чем "бесконечное пространство, равное конечному"5, что тем не менее истинно с математической точки зрения:
Хотя сегмент AB длиннее сегмента CD, он содержит не больше точек, поскольку все полупрямые, выходящие из О между ОА и OB, позволяют найти соответствие между каждой точкой отрезка CD и каждой точкой отрезка AB. Это свойство остается истинным, как бы ни был мал отрезок CD и как бы удалены друг от друга ни были А и В, то есть даже в том случае, если мы примем AB бесконечно большим6.
Математические загадки находят свое выражение в парадоксах, демонстрация которых является делом разума. Например, именно разум "доказывает, что нет двух таких квадратных чисел, из которых одно было бы вдвое больше другого"7. Но подобные доказательства отсылают нас к принципам, которые, не будучи выводимыми, являются делом непосредственного знания, "сердца" или чувства. Чувство, улавливая то, что разум не может доказать, кажется выше его и, похоже, способно проникнуть в глубины тайны. То, что "чувствует сердце", — таково новое определение веры: отныне решение антиномий разума нужно искать в непосредственном знании.
3 Паскаль Б. Мысли. 420 (231). С. 189. "Там же. 149 (430) С. 122. 5 Там же.
'D'apres Euler L. Lettre ä une princesse d'Allemagne.
7 Паскаль Б. Мысли. ПО (282). С. 105.
Будучи непосредственным схватыванием, интуиция вроде бы обходит противоречия, в которых запутывается разум. Именно поэтому кантианство отказывается рационализировать пространство и время. Эта рационализация начинается с концептуализации, состоящей в том, чтобы рассматривать пространство и время как всеобщую систему "отношений вещей вообще"1. В таком представлении, которого, например, придерживался Лейбниц, пространство — это не что иное, как совокупность отношений рядоположенности объектов, а время — совокупность отношений следования. В этом смысле можно говорить о сочетании, поскольку сначала необходимо положить объекты — в виде "монад", или единиц, — между которыми устанавливаются затем эти чисто внешние отношения, которые характеризуют сочетание.
Однако существуют свойства пространства, не рассматриваемые Евклидовой геометрией и характеризующие другой тип отношений объектов к пространству, которые анализирует математическая наука, называемая нами топологией. Кант называл эту дисциплину термином (взятым у Лейбница) "analysis situs" — геометрия положения2. Топологические характеристики проявляются, например, в парадоксах симметричных объектов. Эти объекты содержат одинаковые отношения взаиморасположения между своими частями: например, в каждой руке, независимо от того, правая она или левая, указательный палец находится между большим и средним пальцами. Тем не менее невозможно натянуть левую перчатку на правую руку. Также невозможно навинтить гайку на винт того же размера и того же шага, если винт имеет левую, а гайка правую резьбу. Эти примеры показывают невозможность суперпозиции (наложения) внешних границ огибаемого и огибающего, которые тем не менее являются идентичными по их размерам и отношениям взаиморасположения их частей. Таким образом, необходимо различать,
'Кант И. Критика чистого разума. Ч. 1. Трансцендентальная эстетика. § 2 // Соч.: Т. 3. С. 131.
2 См.: Кант И. О первом основании различия сторон в пространстве // Соч. Т. 2. С. 371.
с одной стороны, отношение "в пространстве одной вещи к другой, что, собственно, составляет понятие положения", и, с другой стороны, отношение "системы этих положений к абсолютному мировому пространству"3. Пространство при этом оказывается разделенным на "области", противоположные положения которых (правое и левое, верхнее и нижнее, переднее и заднее) заранее определяют распределение материи так, что материя предупорядоченна отношениями симметрии и противоположения, вытекающими из фундаментального различия областей пространства.
Такая особенность пространства, как противоположность между правым и левым, наглядно демонстрирует тот факт, что "пространство следовало бы, собственно, называть не compositum, a totum, потому что части его возможны только в целом, а не целое образуется посредством частей"4. Однако противопоставление правого и левого доступно лишь интуитивному пониманию. Таким образом, приходится сделать вывод о том, что "пространство есть не... общее понятие об отношениях вещей вообще, а чистое созерцание"5. Это интуитивное представление является представлением континуума, то есть "одного и того же единственного", поскольку множественность, которую там можно выделить, "основывается исключительно на ограничениях"6, то есть на искусственных разграничениях, произвольно выделяющих малые пространства внутри этого единого пространства:
В самом деле, представить себе можно только одно-единственное пространство, и если говорят о многих пространствах, то под ними разумеют лишь части одного и того же пространства7.
Что действительно для пространства, применимо также и для времени. Бергсон продемонстрировал это более систематизирование, чем Кант, противопоставляя поня-
3 Там же.
"Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Гл. 2. Второе противоречие трансцендентальных идей // Соч. Т. 3. С. 414.
'Там же. Ч. 1. Трансцендентальная эстетика. §2. С. 131.
'Там же.
7 Там же.
тию времени, рассматриваемому как результат разграничений и ограничений, искусственно проводимых интеллектом людей науки, интуицию "длительности" как непрерывного и неделимого единства.
с) Эмпиризм и критицизм
Однако сама возможность сближения между Кантом и Бергсоном показывает, что для кантовских рассуждений более характерен интуитивный, чем критический подход. По Канту, критика — это выявление противоречий разума. Но в общем построении "Критики чистого разума" проблема противоречия, еще до того, как она ставится в антиномиях, уже находит свое разрешение в "Трансцендентальной эстетике", где пространство предстает как непрерывность, в виде формулировок, которые Кант вновь использует в "Примечаниях" ко второй антиномии1. Тот факт, что пространство, по Канту, должно рассматриваться как простой континуум, означает, что на самом деле, он склоняется к антитезису.
Антитезис выражает точку зрения, согласно которой в опыте мы никогда не видели простого элемента:
Второе положение антитезиса о том, что в мире вообще нет ничего простого, означает здесь лишь то, что существование безусловно простого нельзя доказать никаким опытом или восприятием, ни внешним, ни внутренним2.
"Даже самые лучшие микроскопы и тончайшие измерители еще не натолкнули нас на что-либо простое"3. Такая эмпирическая констатация преобразовалась в эмпирист-ское положение о том, что разум не должен утверждать ничего, кроме того, что он находит в опыте, поскольку то, что выходит за рамки опыта, представляет собой идею, лишенную содержания: поэтому необходимо отбросить идею "безусловно простого",
1 Ср. наст. изд. С. 295—300.
2 Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Гл. 2. Второе противоречие трансцендентальных идей. // Соч. Т. 3. С. 413.
3 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Кн. 1. Разд. 2. Гл. 1. Кантовская антиномия... Т. 1. С. 270.
которая является не чем иным, как только идеей"4. Таким образом, в кантианской критике отказ от концепции прерывности сводится к эмпиристскому отказу от умозрительных идей.
Действительно, следует заметить, что Кант уклоняется от настоящей антиномии пространства и времени, поскольку "простому атому", который составляет аспект прерывности, он противопоставляет лишь "сложное, что по сравнению с непрерывным или сплошным представляет собой очень отсталое определение"5. Такая подмена сложным континуума ослабляет аргументацию. Действительно, "так как тезис говорит лишь о сложении, вместо того чтобы говорить о непрерывности, то он, собственно говоря, есть тем самым аналитическое или тавтологическое предложение"6. Тогда по определению сложное является результатом сборки элементов иных, чем само сложное, что может означать лишь простые элементы:
Что сложное есть само по себе не одно, а лишь внешне сочетанное и что оно состоит из иного — это его непосредственное определение. Но иное сложного есть простое. Поэтому сказать, что сложное состоит из простого, — это тавтология7.
Таким образом, можно сказать, что кантианская аргументация не является настоящей антиномией, поскольку сказать, что сложное состоит из простых элементов, — это не противоречиво, а тавтологично:
Конечно, само собой понятно, что сложение есть определение случайного и внешнего. Но если вместо непрерывности имеется в виду лишь случайная совместность, то не стоило устанавливать по этому поводу антиномию или, правильнее сказать, вообще нельзя было установить антиномию. Утверждение о простоте частей в таком случае, как сказано, лишь тавтологично8.
Настоящая антиномия — это не антиномия сложного и простого, а антиномия непре-
4 Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Гл. 2. Второе противоречие трансцендентальных идей. // Соч. Т. 3. С. 413.
5 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Кн. 1. Разд. 2. Гл. 1. Кантовская антиномия... Т. 1. С. 264. 'Там же. С. 265.
7 Там же.
8 Там же. С. 266—267.
рывности и дискретности. Однако она не может появиться у Канта, который заранее предполагает пространство непрерывным, так что для антиномии непрерывности и дискретности у него, по существу, нет места.
Кант полагает, таким образом, лишь одно явное противоречие между простыми и сложными субстанциями и ограждает пространство от столкновения антиномий, рассматривая его как данное простой интуицией (созерцанием), а не как рациональное понятие. Таким образом, он избавляется от антиномии, но лишь благодаря тому, что рассматривает пространство как непостижимое:
Но дело идет о том, что пространство, как и само созерцание, должно быть в то же время постигнуто в понятиях, если именно хотят вообще постигать в понятиях. Таким образом, возник бы вопрос, не должно ли мыслить пространство согласно его понятию как состоящее из простых частей, хотя как созерцание оно простая непрерывность, или, иначе говоря, пространство было бы вовлечено в ту же антиномию, с которой связывалась только субстанция1.
Чистая непрерывность в действительности ничто:
Так как пространство не сложено из субстанций... то по устранении в нем всякого сложения ничего не должно остаться, даже и точки...2
Зато всякое стремление выделить в пространстве мыслимые определенности в конечном итоге обязательно приводит к понятию точки и более общему понятию простого элемента. Вот почему действительно концептуальные противоречия, сформулированные Зеноном, глубже видимых противоречий, предложенных Кантом, и лишь они требуют опровержения.
Попытки опровержения апорий Зенона были предприняты как раз философами-интуитивистами. Согласно Бергсону, аргументы Зенона "заключают в себе смешение движения с пробегаемым пространством"3. При этом под пространством Бергсон по-
1 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Кн. 1. Разд. 2. Гл. 1. Кантовская антиномия... Т. 1. С. 269.
2 Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Гл. 2. Второе противоречие... // Соч. Т. 3. С. 414.
'Бергсон А. Восприятие изменчивости. Спб., 1913. С. 24.
нимал интеллектуальное представление протяженности, которое позволяет осуществлять произвольное деление. Эта произвольность концептуального представления была перенесена Зеноном на реальное движение. Например, в апории "Ахилл" предполагается, что бег Ахилла и движение черепахи могут быть "расчленены"4 в соответствии с законом, которому не подчиняется их реальное движение. Чувственная интуиция, напротив, показывает, что Ахилл без труда догонит черепаху, потому что его бег расчленяется лишь на ряд последовательных шагов и не может быть разложен произвольно как пройденное пространство:
Сколько он [бег] заключает шагов, столько вы и можете различать в нем частей. Но вы не имеете права ни расчленять его по другому закону, ни предполагать его сочленным иным способом5.
Разрешение софизмов6 Зенона состоит, таким образом, в том, чтобы рассматривать любое движение между его начальной и конечной точками как "простую вещь"7. Несомненно, можно было бы утверждать, что это движение делимо, поскольку можно остановиться в промежуточной точке. Но, если мы действительно остановимся, это будет означать, что есть два последовательных движения, а не одно:
Без сомнения, перенося руку из А в В, мы говорим себе, что мы могли бы остановить ее в какой-нибудь промежуточной точке; но тогда это не было бы уже то же самое движение. Тогда не было бы уже одного движения из А в В, но было бы, согласно гипотезе, два движения с интервалом в остановке. Ни изнутри, в мускульном чувстве, ни извне, путем зрения, мы не имели бы тогда того же самого восприятия8.
Если придерживаться непосредственных данных интуиции, то, поскольку мы "чувствуем" движение из А в В "неразделенным", "мы должны его назвать недели-мым"9.
4 Там же. С. 25.
5 Там же.
6 Вместо принятого у нас термина "апория" автор иногда употребляет термин "софизм". — Примеч. ред.
7 Там же.
8 Там же. С. 21—22. »Там же. С. 22.
Однако, если вернуться к апории Зенона "Дихотомия", то мы увидим следующее: в ней показывается, что "невозможно пройти бесконечное [множество предметов] или коснуться каждого из них в конечное время"1. Таким образом, аргументация состоит в противопоставлении бесконечности пространства и конечного характера движения, совершаемого за конечное время. А поскольку траектория имеет ограниченную длину, ее бесконечность понимается лишь в смысле ее бесконечной делимости. Конечный характер движения и времени вытекает, следовательно, из их неразделен-ности. Рассуждение Зенона, таким образом, состоит в противопоставлении бесконечной делимости пространства и нераздельного
ι характера движения, совершаемого за некоторое время. А ведь именно это противопоставление использует Бергсон для опровер-жения Зенона. Другими словами, то, что Бергсон предлагает в качестве опроверже-
I ния Зенона, является не чем иным, как основой той самой аргументации, которую он опровергает.
То, что справедливо для "Дихотомии", относится также и к апории "Ахилл", поскольку и там и здесь используются одни и те же логические принципы, что хорошо понял уже Аристотель. Упрек Бергсона в адрес Зенона состоит в том, что последний "расчленил" движение Ахилла на элементы, не совпадающие с естественными действиями бега. Зенон довольно произвольно выделяет в беге Ахилла моменты, соответствующие мгновениям, когда в процессе бега он достигает позиций, занимавшихся черепахой в предыдущие моменты. В каждый из этих моментов рассматривается дистанция между Ахиллом и черепахой, и мы видим, что, сколь мала бы ни была эта дистанция, она никогда не будет нулевой, поскольку
; всегда остается доля начальной дистанции. Однако софизм явно виден в том, что дистанции определяются в определенные моменты, а не реально в зависимости от време-ни. При таком представлении совершенно не учитывается скорость, которая является настоящим связующим звеном в процессе движения между пространством и временем.
1 Аристотель. Физика. VI 2, 233 а 22—23 // Соч. Т. 3. С. 183.