Пифагор и пифагорейцы
Античная философия
(сокращенный вариант)
Тема 1. Досократовская философия
1.2 Первые философские школы.. 7
1.2.1 Натурфилософия. 7
1.2.2. Пифагор и пифагорейцы. 9
Тема 2. Классическая античная философия (атомизм, софистика, Сократ и сократические школы). 11
2.1. Атомизм, (атомистическая философия) 11
2.2. Софистика. 12
2.3. Сократ. 14
2.4. Киники. 16
2.5. Киренская школа. 16
2.6. Мегарская школа. 17
Тема 3. Классическая античная философия. Платон. 18
3.1. Биография Платона. 18
3.2. Учение об идеях. 19
3.3. Теория познания Платона (гносеология) 20
3.4. Представления Платона о человеческой душе. 21
3.5. Учение Платона об устройстве государства. 22
Тема 4. Классическая античная философия. Аристотель. 24
4.1. Биография Аристотеля. 24
4.2. Критика платонизма и метафизические (онтологические) представления. 25
4.3. Гносеология (теория познания) Аристотеля. 27
4.4. Психология, этика и политическое учение Аристотеля. 29
Тема 5. Философия эпохи эллинизма и римского периода. 31
5.1. Философские течения эпохи эллинизма. 31
5.1.1. Скептицизм.. 31
5.1.2. Стоики.. 32
5.1.3. Эпикурейцы.. 34
5.2. Неоплатонизм.. 34
5.3. Гностицизм.. 35
Тема 1. Досократовская философия
Термин «досократики» был введен Германом Дильсом, когда он издал работы ранних философов в собрании «Фрагменты досократиков» (1903 г.), дополненные позже его учеником Вальтером Кранцем. Шесть изданий Дильса-Кранца.
Первые философские школы
Натурфилософия
Тексты первых философов не сохранились. Об их учениях нам известно из пересказов более поздних философов. Учение первых философов получило название «натурфилософия» или «фисика» (другое название «фисиология»). Это некоторая наука о природе, целью которой является в то же время достижение человеческой мудрости. Основная идея натурфилософии в том, что в природе есть некоторые закономерности, зная которые, и подчиняясь которым, человек становится счастливым. Однако большая часть людей этих законов не знает, и поэтому, они несчастливы. Таким образом, личное благополучие достигается за счёт собственного ума, а природа рассматривается как нечто стихийное, т.е. не управляемое разумными существами. Согласно натурфилософам, богов или нет совсем или они рассматриваются как существа, подчиненные природным стихиям. Сама по себе природа мыслиться как нечто неизменное, вечное, т.е. человек не в состоянии в ней что-то поменять. Природа – нечто объективно существующее, не меняющееся, а задача человека состоит в том, чтобы понять природу и жить по её законам.
Первая философская школа – милетская, основателем которой был Фалес Милетский (первый известный нам философ, жил в городе Милете приблизительно между 625 и 547 гг. до н.э.). Милет находился под властью Мидии (государство на территории нынешнего Ирана), которой приходилось платить дань. Когда Милет отказался платить день, мидяне и лидийцы его уничтожили. После уничтожения города милетская философская школа прекращает свое существование. Кроме Фалеса в милетскую школу входили Анаксимен и Анаксимандр. Фалес был другом и советником тирана (царя) Милета, который в своей борьбе против аристократии опирался на демос.
В этот период появляется греческая геометрия. Фалес делает первые геометрические доказательства, вводит понятия точки и прямой. Фалес открывает математику, как науку, делает попытку создать доказательную геометрию. Фалес пытается объяснить происхождение всего существующего. Он утверждает, что всё возникает из воды. Из воды возникают и боги и люди, причём все слои населения возникают из одной и той же воды. Фалес говорит, что Земля имеет плавает в воде, подобно куску дерева. Все в мире одушевлено, или «полно богов». Мудрец, по его мнению, живёт, чтобы познать самого себя по сравнению с природой, то есть человек подобен природе и от неё может понять, что ему надо; в обществе счастлив тот, кто умнее. Самое трудное в жизни человека – познать самого себя.
Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.)вводит понятие «апейрон» – беспредельное как таковое, то есть некоторая первооснова, порождающая всё. Апейрон – незримое, внечувственное начало все зримых вещей. Анаксимандр пытается вывести происхождение зримого мира из абосолютной первоосновы. Возникновение мира Анаксимандр рисовал как борьбу и обособление противоположностей, в первую очередь тепла и холода. В недрах беспредельного начала возникает как бы зародыш будущего мира, в котором влажное и холодное ядро оказывается окруженным огненной оболочкой. Под воздействием жара влажное ядро постепенно высыхает, причем выделяющиеся из него пары раздувают оболочку, которая в конце концов лопается, распадаясь на ряд колец (или «ободов»). В результате этих процессов происходит образование плотной Земли, имеющей форму цилиндра, высота которого равна трети диаметра основания. Этот цилиндр не имеет опоры и висит неподвижно в центре сферической Вселенной, так как у него нет оснований двигаться в какую-либо сторону. Звезды, Луна и Солнце находятся от центра мира на расстояниях, равных соответственно 9, 18 и 27 радиусам земного диска; эти светила представляют собой отверстия в темных воздушных трубках, окружающих вращающиеся огненные кольца. С помощью такой картины Анаксимандр объяснял ряд астрономических и метеорологических явлений.
С космогонией Анаксимандра связана его зоогоническая концепция. Живые существа, по его мнению, зародились во влажном иле, некогда покрывавшем Землю. Когда Земля начала высыхать, влага скопилась в углублениях, образовавших моря, а некоторые животные вышли из воды на сушу. Среди них были рыбообразные существа, в чреве которых развились люди; когда люди выросли, покрывавшая их чешуйчатая оболочка развалилась.
У Анаксименав качестве первоосновы рассматривается воздух. Согласно Анаксимену, все вещи происходят из воздуха – либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем сгущения, приводящего к охлаждению. Воздушные испарения, подымаясь вверх и разрежаясь, превращаются в огненные небесные светила. Наоборот, твердые вещества - земля, камни и т. д. - суть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух. Таким образом, Анаксимен указывал на конкретный физический механизм образования вещей из воздушного первоначала.
Милетцы пытаются создать теорию, которая бы описала все процессы, наблюдаемые в природе и в жизни людей, и содержала бы все знания, которые накопили греки. Это первая попытка создать общую теорию реальности, объединяющую частные воззрения. Они хотят вывести правила для жизни рода и отдельного человека из космологических законов. Однако из таких представлений следует несколько серьезных проблем. Сами милетцы их еще не осознают, но уже через 50 лет эти проблемы стали крайне существенными для развития философии. Например, появляется проблема «единого-многого»– если Вселенная возникла из одного начала, то почему образовались разные объекты, т.е. откуда появились различия между вещами? Вторая проблема – проблема движения. Если все по сути не различается, то почему все движется? Что толкает мир на изменения? Третья проблема- что является источником знания обо всем? Источником знания о воде в колодце являются наши органы чувств. Но откуда я узнаю об «изначальной воде» или о «беспредельном как таковом»? Я их никогда не видел. Как я могу проверить эти знания?
После разрушения Милета мидянами философия сохранилась. Ее продолжали развивать ученики милетцев, но уже не на территории Малой Азии, а в Европе.
Ксенофан Колофонский (570-478 гг. до н.э.) – странствующий поэт, своеобразный философ, выступивший с яркой критикой традиционной религии. Он рассматривал архаичные мифы и сочинения Гомера и Гесиода и ехидничал по поводу богов (ну что это за боги, которые лгут, развратничают и т.д.). Также говорил, что боги похожи на тех людей, которые им поклоняются. У эфиопов боги черные и с приплюснутыми носами, а у фракицев – рыжие и голубоглазые. Если бы коровы и лошади имели руки и могли бы изображать богов, то у коров боги были бы во всем подобны коровам, а у лошадей – лошадям. В это время образованная публика уже не верит в мифы. Однако происходит сильное возмущение масс против философов, которые ругают богов. В Афинах принимается закон, согласно которому философов, отрицающих существование богов, необходимо казнить. Ксенофан предложил пантеистическую модель, согласно которой Космос – это бог, который организует сам себя по правилам разума, то есть природа это разумное существо, а люди – части этого существа.
Гераклит Тёмный (V век до нашей эры). О жизни Гераклита мало достоверных сведения. Он принадлежал к старинному аристократическому роду, представители которого пользовались в Эфесе некоторыми царскими привилегиями, от которых, однако, Гераклит отказался в пользу своего брата. Отличался невнятным стилем речи, говорил нечетко и непонятно, т.к. считал, что проповедует только избранным. Отсюда прозвище «темный», т.е. непонятный для обычного человека. До настоящего времени сохранился крупный фрагмент его сочинения «О природе». Кроме того, некоторые идеи Гераклита известны из пересказов его последователя Кратила. Образом жизни Гераклит напоминает Эмпедокла, т.е. он переходил с места на место и вел философские беседы с теми, кто хотел его слушать.
Важнейшее понятие философии Гераклита – «Логос» (Слово, Разум, Мысль), который существует вечно и управляет космосом. Второе фундаментальное понятие в философии Гераклита – это понятие огня как первоосновы всего сущего. Не следует рассматривать огонь как материальную ипостась логоса. Огонь Гераклита отождествляется не с логосом, а с космосом, т. е. упорядоченной, организованной Вселенной. Огонь – источник движения и жизни. Его учение похоже на мифологические доктрины, но есть несколько идей, выпадающих из мифологии. Главное отличие от мифологии – представление о движении мира. Первая и притом важнейшая идея Гераклита – это идея борьбы и единства (тождества) противоположностей. По утверждению Гераклита, все в мире состоит из противоположностей, противоборствующих сил и тенденций. Борьбой противоположностей определяется сущность любой вещи, любого процесса. Действуя одновременно, эти противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым и определяется внутренняя гармония вещей. Еще одна идея Гераклита состоит в том, что мир постоянно меняется. Последователь Гераклита Кратил приписывал ему фразы: «Все течет, все изменяется» и «В одну реку нельзя войти дважды. Измениться и человек и река.».
У него было прозвище «плачущий Гераклит» (в эпоху Возрождения Рафаэль нарисовал картину «Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит»). Смысл прозвища заключается в том, что Гераклит сочувствовал всем людям, так как знал о том, что все их дела пойдут прахом, время и движение всё уничтожат, т.е. движение это некоторое мировое зло. Возникает глубинный пессимизм. Учение Гераклита противоречит основной установке натурфилософии. Если в Природе нет неподвижных объектов, тогда зачем изучать Природу? Наши знания о ней не надежны, т.к. все изменяется. Это удар по античной натурфилософии.
В концепции Гераклита показано, что видимый нами мир нестабилен. Если в мире все движется, то мы не можем накапливать знание о нем. Если мы можем накапливать знания о мире, то в нем есть что-то неизменное. Но что это такое? Вещи? Нет, они меняются. Что-то не телесное? Возможно, но что это такое и как мы можем его изучить? Только при помощи мышления. Сам Гераклит не проговаривает эти положения четко, однако они следуют из его рассуждений о текучести мира. В качестве первоосновы мира у него выступает Логос, который не является вещью, но служит основой для их существования.
Анаксагор(ок. 500 – 428 гг. до н.э.) – один из поздних натурфилософов, т.е. его творчество приходится на время, когда натурфилософия находилась в кризисе. Анаксагор жил в период максимального расцвета Афин. Входил в кружок Перикла, пользовался популярностью среди образованной части города. Он законченный материалист, то есть он утверждал, что богов нет, загробной жизни тоже нет, Солнце, Луна и звезды это камни в небе. В мире существуют гомеомерии – маленькие частицы материи. Есть частицы мяса, костей, камней и т.д. Они взаимодействуют между собой и порождают вещи, животных и людей. Вводит понятие «Нус» – некоторый «Ум как таковой», чистый разум, который всё устроил. В момент возникновения классической философии вокруг его теории возникли активные споры. Анаксагор был обвинен в безбожии и вынужден уехать из Афин.
Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) – человек, испытавший влияние милетцев, пифагорейцев, Анаксагора. Был наследником престола, отказался от власти и ушёл бродяжничать, т.е. сам себя изгнал. Проповедовал космополитическую теорию, согласно которой человеку все равно, в каком городе жить. Эмпедокл говорил, что он друг богов. Согласно легенде, он всем рассказал о том, что после смерти боги его заберут на Олимп, а сам пошёл и спрыгнул в вулкан Этну, но тот выплюнул его сандалии и все поняли, как погиб Эмпедокл. Но это не правда, т.к. современные историки показали, что для того, чтобы спрыгнуть в этот вулкан, ему бы пришлось около километра идти по раскаленной земле. Суть учения Эмпедокла: все состоит из четырех первоэлементов (огонь, земля, вода и воздух.) Кроме элементов есть две силы: любовь и ненависть. Первая сила всё соединяет, вторая всё разъединяет. Причём сначала всё соединяется одной силой, потом разрушается другой. Когда возникает Земля, вначале образуются всякие уродцы из случайно смешанных органов (например, с ногой изо лба), но они сразу вымирают, а остаются только правильные существа (то есть нечто похожее на естественный отбор Ч. Дарвина).
Пифагор и пифагорейцы.
Различие мира чувственного и мира мышления осознали пифагорейцы. Для них существует два мира – мир вещей и мир математических объектов (чисел). Пифагор Самосский(родился примерно 580 г. до н.э.) - согласно легенде, происходил с острова Самос, восстал против тирании Поликрата Самосского, после неудачного восстания бежал в Египет. Возвратившись из Египта жил в городе Кротоне. Существует мнение, что Пифагор некоторое время учился в милетской школе. Известный математик, изобрел ноты, победитель Олимпиады. Пифагор ввел термины «философ» и «философия» - «любитель мудрости» и «любовь к мудрости». Про Пифагора существует много легенд, происхождение которых очень сомнительно. Большинство сведений о нем изложено в сочинениях авторов поздней античности: Порфирия, Ямвлиха и др. Много фантастических рассказов. Якобы он творил чудеса, вспоминал свой предыдущие рождения в этом мире. Сейчас сложно отделить вымыслы от действительной биографии Пифагора. В Iвеке н.э. выходит много текстов, приписываемых Пифагору, т.н. пифагорейская псевдоэпиграфика. Однако это не его тексты. В это время было принято ученикам подписываться именем своего учителя, поэтому Пифагору приписывается очень много текстов, написанных последователями.
Пифагор основал школу (гетерию), в которой было несколько ступеней посвящения (нижняя ступень – акусматики, верхняя ступень – математики). Пифагорейская школа была не столько научная школа, сколько религиозно-этическое братство – нечто вроде монашеского ордена, члены которого обязывались вести «пифагорейский» образ жизни, включавший наряду с целой системой аскетических предписаний и табу также обязательства по проведению научных исследований. В его школе учили математике, музыке и под конец обучения – философии. Как правило, в школе учились люди из семей аристократов. Возникает союз людей (пифагорейский союз), которые вели совместную политику, и их задача состояла в управление в пользу аристократии. Влияние школы было достаточно велико. Однако, активное вмешивалась пифагорейцев в политическую жизнь италийских полисов, привело в конце концов к разгрому школы и бегству большинства ее адептов из Италии. Воззрений Пифагора обсуждались на протяжении всей античной истории.
В пифагорейском обществе возникает культ «хорошей» смерти. Идет подготовка к загробной жизни или перерождению души «метемпсихозу». Этот культ опирался на орфическую религию. Отсюда термин «орфико-пифагорейство». Пифагорейцы полагали, что обычный человек после смерти забывал свою жизнь и рождался вновь со стертой памятью. Они готовились к смерти так, чтобы после нее сохранить свою память. Считалось, что после нового рождения на Земле философ будет помнить свои предыдущие жизни, и, таким образом, станет фактически бессмертным.
Особое значение пифагорейцы придавали математике. Числа рассматривались ими как реально существующие объекты. По их мнению, существует вечный и неизменный мир чисел, который мы можем изучить путем размышлений. Этот мир отображается на мир вещей. Законы мира чисел отчасти выполнимы здесь. Наш мир умопостигаем в силу его подобия вышшему миру. Однако отображение происходит с искажением. Поэтому у нас не всё так хорошо, как в мире математических чисел. Существует движение, разрушение и т.д.
Каждое число имело мистический смысл. Существовала ещё и прикладная математика. Пифагорейцы рассчитывали музыку (нумеровали ноты и считали, какая музыка гармонична). Составили атлас участков мозга (атлас Алкмеона Кротонского) посредством наблюдений за случайно пострадавшими людьми (какая область за что отвечает). Вся философия пифагорейцев базируется на представлении о натуральных числах, причём 1 порождает точку, 2 порождает отрезок, 3 – треугольник, 4 – пирамида, a l + 2 + 3 + 4 = 10 – священная десятка. То есть существует мир чисел, который управляет миром реальным.
Кризис пифагорейской школы (проблема соизмеримости стороны и диагонали квадрата).Пифагорейцы подошли к необходимости введения понятия иррационального числа. Пифагор доказал теорему: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Однако, если треугольник равнобедренный, а катет равен 1, то q2=2, а значит, гипотенуза равна квадратному корню из двух. Тогда длина гипотенузы не может быть выражена рациональным числом. Проблема возникла примерно в VI в. до н.э. Когда о ней задумались, то сформулировали аксиому о соизмеримости, согласно которой для любых отрезков α и β всегда существует отрезок γ, который можно уложить и в α и в β целое число раз. Однако аксиома была отвергнута на основе анализ отношения стороны квадрата к его диагонали. Возникает идея о несоизмеримости диагонали и стороны квадрата. Для преодоления кризиса следовало бы ввести понятие иррациональных чисел. Однако пифагорейцы на несколько веков засекретили свои вычисления, т.к. они противоречили представлениям о «единице», как об основе мира. Из идеи иррациональной дроби следовало, что в мире чисел существует иррациональность, т.е. в рамках пифагорейской философии возникало явное противоречие с базовыми аксиомами. Только через несколько столетий на основе пифагорейских вычислений вводят иррациональные числа. Это получило называние первого кризиса математики. Был ещё второй при Галилее, и третий в середине 60-х годов ХХ в.
2.2.3. Элейская школа (элеаты, проблема пустоты и движения).
Ещё одна проблема, приведшая к отказу от ранней философии – проблема Парменида Элейскогои его ученика Зенона. Парменид Элейский (вторая половина 6 - начало 5 в. до н.э.) - основоположник элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции вообще. Для Парменида актуально отделить философию от науки, то есть в это время уже существует теория музыки, математика, астрономия, медицина и другие науки. Возникает вопрос, чем отличается философия от конкретных наук? Ответ: Объектами изучения обычных наук является что-то конкретное, а объектом исследования философии является все, что существует, без отнесения к конкретным вещам. Парменид вводит понятие «Бытие» - всё, что существует. Используя это понятие, мы не можем разбить мир на отдельные объекты, но можем исследовать его в целом. Философия отделяет то, что существует от того, чего нет. Но из такого определения следует еще один вопрос: - что мы можем говорить о Бытие? Парменид вводит одно-модальную логику, то есть, по его мнению, высказывание либо истинно, либо вообще невозможно. Такая логика применима для анализа понятия «Бытие». Согласно Пармениду, все, что мы можем ясно сказать о Бытии – правда. Если мы будем говорить о нем неправду, наша мысль не сможет быть сформулированна ясно. Согласно учению Парменида бытие обладает следующими свойствами:
(а) Бытие существует;
(б) Бытие мыслится, то есть мы можем думать о Бытие. Мысль о Бытие есть Бытие. В данном случае, мысль тождественна объекту мышления;
(в) Бытие вечно и неизменно;
(г) Небытия не существует.
Можем ли мы увидеть всё существующее? Вряд ли, но мы можем подумать об всём сразу. Бытие не меняет свойств – свойства меняют отдельные вещи, но не Вселенная, как таковая. Так как того, что не существует – нет, то небытия нет. Однако дальше появляется проблема: что такое пустота? Пустота это то, чего нет. Парменид утверждает, что так как небытия нет, то и пустоты не существует. Но отсюда следует, что если пустоты нет, то нет движения, т.к. все промежутки между телами заполнены Бытием. Кроме того, если пустоты нет, но тогда нет и границ между отдельными объектами, значит наш мир - монолитен и неподвижен. Это называется проблемой Парменида.
Однако элеаты видят, что мир подвижен, и что тела отделены одно от другого. Тогда возникает вопрос: Как соотносятся знания, полученные философами путем размышлений с тем, что мы видим, наблюдая мир чувственно? Таким образом, проблема Парменида имеет два аспекта: 1) онтологический аспект – существует ли пустое пространство и как возможно движение; 2) гносеологический аспект – как соотносятся разные виды знаний (в частности, как соотносится философское знание с эмпирическим).
Апории Зенона. Ученик Парменида Зенон Эллейский (конец VI – первая половина V вв. до н. э.) предложил аргументы против существования движения. Например, апория „Ахилес и черепаха": пока Ахилес догоняет черепаху, она всегда успевает отползти на некоторое расстояние, которое Ахилес ещё не преодолел, получается, что он никогда её не догонит. Апория стадий: нельзя пройти стадион, пока не пройдёшь его половину, а половину, пока не пройдёшь четверть, а четверть, пока не пройдешь одну восьмую … получается, что вообще нельзя сдвинуться с места.
Проблема Парменида имела несколько альтернативных решений. Каждое из этих решений послужило для создания самостоятельной философской традиции. Период формирования этих традиций получил название «Классическая античная философия».