Неомарксизм и западный марксизм
Рост числа компартий до 96 привел к тому, что во многих компартиях их руководители или теоретики пытались осмыслить особенности проявлений марксизма в своих странах. Возникают два течения:
– ревизионизм – считали себя марксистами, но давали отличные трактовки в плане перехода к социализму, они не принимали путь СССР (югосл. Джилас, нем. Блох, фр. Роже Гароди). Представители псевдомарксизма считали, что опыт СССР ценности не имеет, каждая страна должна выбирать собственный путь к социализму и коммунизму (Югославия, Германия, Франция).
– неомарксизм (или западный марксизм) – условный термин, обозначающий совокупность марксистских и марксистски ориентированных течений, характеризующихся критическим отношением как к капитализму, так и к "реальному социализму" 1930-1980 гг. и его марксистско-ленинской идеологии. Считали марксизм устаревшим и стремились его обновить (противопоставляли ранний марксизм зрелому; отрицание материалистической диалектики; пропагандировали политический экстремизм; Новая сила не в пролетариате, а в студенчестве и люмпен-пролетариате. Характерные черты: 1) противопоставление раннего марксизма (демократического) зрелому (учение о диктатуре пролетариата); 2) отрицание общезначимости материалистической диалектики; 3) проповедь политического экстремизма; 4) в отличие от Маркса нужно видеть новую революционную силу в студенчестве и люмпен-пролетариях (Маркузе).
Неомарксизм распадается на 2 основных противостоящих друг другу направления: "диалектико-гуманистическое" и "сциентистское". Основопологающими для первого напр-я считаются работы Лукача, Корша, Грамши. Выступая против объективистско-натуралистической тенденции истолкования диалектического и исторического материализма, "д-г" направление стремится поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия. При этом диалектика связывается с субъектно-объектными отношениями; вся философия целиком ориентируется на общество, тогда как природа рассматривается через призму познавательного и практического отношения к ней человека.
В тоже время Н. часто использует идеи немарксистской ф-фии, что создает в рамках "диалектико-гуманистического" направления спектр различных течений:
1. Франкфуртская школа социальных исследований (основатель – Гереберт Маркузе; Шмидт, Негт, Хабермас); попытка обновить марксизм путем соединения с экзистенциализмом и фрейдизмом.Разработка критической теории общестав. Антагонисты – буржуа и пролетарии в развитом индустриальном обществе объединились. Задача для маргиналов – объединение двух тенденций: освобожлдение от соц. Угнетения раскрепощение эротических влечений.
2. Фрейдомарксизм (Райх, Маркузе) – попытка синтеза фрейдизма или неофрейдизма с соц. проблематикой марксизма. Согласно "сексуально-экономич. социологии" Райха, деформации протекают из подавления естественной социальности человека, его стремлений к труду, любви и познанию. Эти стремления могут быть высвобождены путем соц. революции, приводящей к моральной саморегуляции человека;
3. Экзистенциалистский марксизм (50-60 гг, Франция) - создатель Сартр и его работа "Критика диалектического разума". Основная проблематика этого напр-я - человеческая субъективность, отчуждение, восстановление целостности человека;
4. Феноменологический марксизм (Пачи, Пиконе - Италия); 5. Будапештская школа (Хеллер, Вайда, Маркуш);
6. Группа "Праксис" – (Маркович, Враницкий) – отвергли теорию отражения; 7. "Философия надежды" (Блох).
Сциентистское направление оценивало марксизм-ленинизм как недостаточно научный. 1. Течение, возглавляемое Альтюссером 2. Аналитический марксизм (70 гг, Великобр, США) – Коэн, Ремер.
Основные течения философии ХХ века: общая характеристика и основная проблематика
Феноменология
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий мыслитель, родоначальник одного из направлений современной философии – феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий.
Г. рассматривал философию как строгую науку – науку о феноменах сознания. По Гуссерлю, науки о природе и обществе непрерывно нуждаются в определенном философском обосновании. Гуссерль так определил объект, цели и метод философии: ее основной объект – это научное знание и познание, ее цель – построить науку о науке, т.е. “наукоучение”. Подлинная ф. в отличие от фактуальных наук – наука не о фактах, а о сущностях. Ее предмет искусственно абстраг-ся от явлений объект мира (природы, общества) и сводился искл-но к явлениям сознания (феномены сознания как чистые “сущности, образующих мир идеального бытия” - они понимались как нечто абсолютное в качестве идеи (эйдоса), существующее в сознании и одновременно независимое от него применит-но к познающему индивиду. Явл «не имеет никаких «реальных свойств», оно не знает никаких реальных частей, никаких реал изменений и никакой причинности». имеют надличностный, всеобщ характер).
Феномен-гия трактовалась Гуссерлем как ф, превратившаяся в «строгую науку» благодаря использованию аппарата чистой логики и матем-ки, ч якобы позволяло ей поконч с эмпиризмом и исследовать сущности. Это д/б искл-ть проявл субъек-зма, специфического науч релятивизма и антропологич подхода. Строгая наука во всяком случае есть не психолог-ая и вообще не реальная связь, кот подчинены акты мышления, а объект-ая или идеальная связь(прот натурализма и психологизма в поним внутр мира чел) Ф-ф выделял связь вещей, существующую в сознании, и связь истин. Сама вещь природы не имеет ничего общего с ее «воспринятостью» в сознании. Дерево, например, может сгореть, разложиться и т.д.; смысл же его, как нечто неотделимое от сущности, «не может сгореть, в нем нет химических элементов, нет сил, нет реальных свойств». Для феноменологии не важно, существует ли предмет в действительности или является иллюзией – главное, чтобы он существовал как объект для сознания, т.е. был феноменом.
Сам Гуссерль называет феноменологию дескриптивной, т.е. описательной, наукой. Он выступал с резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания. Если так, то ни о какой истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить: она невозможна. В первом томе своих “Логических исследований” Гуссерль говорит, что логические законы не психологичны по природе, тем самым критикуя психологизм.
Выделение предмета феноменолог-ого исследов-я проводилось благодаря внутрен направленности сознания на предмет и при помощи метода редукции (лат. reductio — возвращение). В данном случае речь шла об упрощении и сведении сложного процесса познания к более простому, т.е. выведении «за скобки» всех тех обстоятельств, которые осложняют и искажают этот процесс. Метод феноменолог-ой редукции включал этап историч редукции, когда не учитываются различные концепции, относящиеся к познавательному процессу; этап эйдетической (греч. eidos — образ, форма, сущность) редукции, когда «очищаются» явления сознания с целью придания им идеальных форм; этап трансцендентальной редукции, когда учитываются, наконец, особенности субъекта познания, его собственные «переживания» и акты. В результате подобной методологической операции оставалась область чистого («ясного») сознания, свободная по отношению к внешнему миру и выступавшая основой формирования категориального аппарата науки.
В результате редукции остается последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет (свободная от индивидуальных характеристик – расовых, психологических, социальных и установок (обыденных знаний)). Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания на предмет как обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных фактов. Т.о. Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентального мира сущего. Хотя сами сущности у него выступают как “значения”, не обладающие собственным статусом. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий.
Феноменологии Гуссерля в силу ее особенностей присуще специфическое толкование такой философской категории, как истина. В целом она рассматривалась априорно и трансцендентально-(понимаются предельно общие понятия отражающие универс-ые св-ва бытия., единое. истина, благо) «Никакая истина не есть факт, т.е. нечто, определенное во времени. Истина, правда, м/им значение, ч вещь существует, состояние имеется налицо, изменение совершается и т.п. Но сама истина выше временного, т.е. не имеет смысла приписывать ей временное бытие, возникновение или уничтожение». По Гуссерлю, в чистой логике истинно то, ч абсолютно; истина тождественно едина, воспринимают ли ее люди, ангелы или боги. Что касается относительных истин, то они ставились в прямую зависимость от состояния логического мышления
В последние годы – критика сциентистских установок в филовсофии. Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенциализма и герменевтики (истолкование, понимание текстов).
Хайдеггер, Шелер
Философия жизни
Направление возникшее в к. 19 в. с ф. Ницше. Центральное понятие – «жизнь» (первичная реальность, понимаемая как целостный процесс, непрерывное творческое становление живого, включает и биологические и культурно-исторические явления). Поскольку жизнь находится в посотянном движении и противоречии, наука ее познать не может - на перв план выдвигаются не рациональные, а интуитивные формы познания (понимание, миф, формы символического, образного познания – искусство) и внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения. Идеи сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациоанльности истории и самой души человека. Выдвигается идея мзучения жизни отдельного человека и важности ее анализа для философии. Центр философской антропологии – подсознание и интуиция.
Фридрих Ницше (1844 – 1900) – немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма и иррационализма. К созданию ФЖ его подтолкнула теория Дарвина об эволюции животных и растений, которая базируется на выживании сильнейшего, наиболее приспособленного. Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию. Иррационализм (неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку. Ницше понимает жизнь как слепое иррациональное начало мира, слитое с “волей к власти”. Жизнь как реализация человеком “воли к власти” - это сфера творения смысла, это сверхжизнь, лишенная нормативности. Одно из понятий, которые ввел Ницше в философию 20 века, есть понятие “нигилизм”. В своем внешнем проявлении нигилизм есть следующее: “высшие ценности теряют свою ценность” Нет истины, нет морали, нет Бога. Необходимо, говорит Ницше, встать на путь “переоценки ценностей”, на путь “имморализма”.
Дильтейв отличие от биологизаторских тенденций рассматривает жизнь как поток культурно-исторически обусловленных переживаний человека.Философская герменевтика.Зиммель, Шпенглер, Бергсон – предмет философии – «творческий порыв», Ортега-и-Гассет
Человек живет в истории, но она не имеет объективных законов – история, как человек имеет судьбу. Шпенглер пишет, что общая история людей – фикция. Культура и цивилизация всегда локальны, имеют свою судьбу.