Философия XIX – начала XX веков
№ 1
1. «Вещь в себе» у Канта означает:
1) закрытую для других личность;
2) скрытый смысл вещи;
3) закон
4) сущность.
2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:
1)с мышления;
2) co свободы воли;
3) с природы;
4) с общества.
3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:
1) Ньютон;
2) Фейербах;
3) Шеллинг;
4) Гегель.
4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:
1) мышление;
2) любовь;
3) самосознание нации;
4) долг
5.Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:
1) это учение о высшем понимании мира;
2) это познание причин и принципов сущего;
3) это учение о том, как человеку жить;
4) это учение о человеческой свободе.
6. Назовите основную черту русской философии:
1)эмпиризм;
2)позитивизм;
3) нравственно-религиозный характер;
4) рационализм.
7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:
1) как обусловленный религией процесс;
2) как нечто неподвижное;
3) как процесс, определяемый государством;
4) как нечто фатальное.
8. В основу славянофильства легли принципы:
1) учение о народе как движущем факторе истории;
2) любовь к славянству;
3) опора на сельскую общину;
4) увлеченность языковой культурой.
9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:
1) славянофильство;
2) западничество;
3)позитивизм;
4) народничество.
10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:
1) учение о сущности единого общества;
2) единство природы и человека;
3) единство природы и общества;
4) единство Бога со всем миром.
11. В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева, заложено:
1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;
2) стремление к свободе;
3) Бог;
4) софия.
12. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как:
1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;
2) сотворение добра;
3) не причинение зла другому;
4) середина между добром и злом.
13. Причина русского коммунизма, согласно Н. А. Бердяеву:
1)в мессианизме;
2) в позитивизме;
3) в русском национальном характере;
4) в западнической политики Петра I.
Ответы: 1---2; 2---2; 3---4; 4---2; 5---4; 6---3; 7---1; 8---3; 9---2; 10---4; 11---2; 12---3; 13---3.
№ 2
1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:
1) царству божию;
2) декадансу;
3) гуманизму;
4) варварству.
2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью:
1) правителей государства;
2) выдающихся личностей;
3) изобретателей-новаторов;
4) религиозных лидеров.
3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал:
1) язык;
2) новаторство;
3) традицию;
4) миф.
4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с:
1) языка;
2) трудовой деятельности;
3) прямохождения;
4) развития рук.
5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба»Иммануил Кант впервые выдвинул:
1) теорию подлунного мира;
2) небулярную теорию;
3) теорию предустановленной гармонии;
4) теорию множественности миров.
6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:
1) интуитивно;
2) способом доказательств;
3) на основе чувственного опыта;
4) в первичном ощущении.
7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:
1) априорности чувственного опыта;
2) трансцендентных предметов;
3) апостериорности ощущений;
4) непознаваемости «вещи в себе».
8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:
1) все наше познание начинается с чувственного опыта;
2) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;
3) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;
4) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
9. По теории Канта, время и пространство:
1) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
2) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
3) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
4) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
1) вещь в себе;
2) феномен;
3) ноумен;
4) интеллектуальный синтез.
11. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
1) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
2) человек - это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
3) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
4) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.
12. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
1) привычной формой твоего поведения;
2) принципом инстинкта самосохранения;
3) общим «естественным» законом;
4) примером для подражания других.
13. По Канту, знание нравственного закона:
1) является актуальной проблемой этики;
2) обусловлено образованием или воспитанием;
3) дается в эмпирическом опыте;
4) дано каждому доопытно.
Ответы:1 --3; 2 --3; 3 --3; 4 --3; 5--2; 6 --2; 7 --2; 8 --4; 9 --2; 10 --2; 11--4; 12 --3; 13---4
Онтология
№ 1
1. Что означает понятие «материя»:
1) материя — философская категория для обозначения материальной основы бытия;
2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;
3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;
4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».
2. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
1) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;
2) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;
3) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
4) сознание — божественный дар человеку.
3. Что означает время как философская категория:
1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;
2) время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
3) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;
4) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
4. Что характеризует пространство как философскую категорию:
1) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;
2) пространство — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом;
3) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;
4) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.
5. Что такое диалектика:
1) искусство ведения спора;
2) представление о вечном становлении мира;
3) универсальная теория и метод познания мира;
4)учение о противоречиях.
6. Что такое метафизика:
1) другое название философии;
2)отрицание развития;
3) признание развития за счет внешнего толчка;
4) теоретическая физика.
7. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:
1) противоречия — это противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия;
2) противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению;
3) противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений;
4) противоречие — это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.
8. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:
1) законы науки — утверждения, имеющие общезначимый смысл;
2) законы науки — выражение мирового разума, воплощенное в природе и обществе;
3) законы науки — следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал;
4) законы науки — выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.
9. Что означает термин «агностицизм»:
1) представление о непознаваемости мира;
2) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;
3) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;
4) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.
10. Какое познание основано на ощущении:
1) чувственное познание;
2) логическое познание;
3)интуитивное познание;
4) образное познание.
11. Отметьте формы, в которых осуществляется логическое познание:
1) представление;
2) понятие;
3)восприятие;
4) умозаключение.
Ответы:1---1; 2---1; 3---3; 4---2; 5---4; 6---3; 7---3; 8---4; 9---1; 10---1; 11-2,4
Гносеология
№ 1
1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
2) значимая информация в аспекте деятельности;
3) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
2. В философии «агностицизм» понимается как:
1) рассмотрение процесса познания;
2) рассмотрение объектов познания;
3) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
4) сомнение в возможности познания.
3. В современной гносеологии объект познания:
1) существует «сам по себе»;
2) противостоит субъекту познания;
3) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;
4) является частью самопознающего субъекта.
4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:
1) чувственное отражение;
2) познавательный контакт с объектом познания;
3) представление;
4) объяснение.
5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
1) абстрактным;
2) теоретическим;
3) обыденным;
4) научным.
6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
1) абстрактна;
2) объективна;
3) субъективна;
4) абсолютна.
7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
1) ложь;
2) заблуждение;
3) суждение;
4) предрассудок.
8. Среди современных концепций истины отсутствует:
1) когерентная;
2) соответствия;
3) системная;
4) прагматическая.
9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:
1) прогнозирование;
2) предусмотрение;
3) целеполагание;
4) опережение.
10. Любое изменение, преобразование, процесс - это:
1) эволюция;
2) развитие;
3) инволюция;
4) движение.
11. Субъект познания в современной гносеологии - это:
1) абстрактный индивид;
2) реальный ученый или философ;
3) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);
4) мыслительный коллектив.
12. Современные гносеологические исследования предполагают:
1) эмпиризм;
2) рационализм;
3) интуитивизм;
4) теоретико-методологический плюрализм.
13. Формой практики не является:
1) преобразование природы с помощью орудий труда;
2) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;
3) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;
4) научный эксперимент.
Ответы:1---4; 2 ---3; 3 --3; 4 ---3; 5 --3; 6---2; 7---2; 8--3; 9 --3; 10 --4; 11 ---4; 12 --4; 13 ---3
Сознание
№ 1
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
1) объективный идеализм;
2) субъективный идеализм;
3) диалектическый материализм;
4) экзистенциализм.
2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:
1) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;
2) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;
3) высшую функцию мозга, связанную с речью;
4) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.
3. Человеческому сознанию присуще:
1) пассивное отражение действительности;
2) активная, творческая деятельность;
3) непосредственное воздействие на действительность;
4) порождение объективной реальности.
4. Самосознание человека - это:
1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;
2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;
3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;
4) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.
В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это
1) рассудок;
2) разум;
3) мышление;
4) ум.
6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
1) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;
2) ориентации в обыденной жизни;
3) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;
4) разложения целостных объектов на составные части.
7. Что появилось у человека раньше - мышление или язык:
1) мышление;
2) язык;
3) одновременно;
4) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:
1) непосредственная деятельность сознания;
2) адекватное выражение мысли;
3) система естественных и искусственных знаков;
4) вторая сигнальная система.
9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:
1) позволяет передавать и распространять информацию;
2) способствует совершенствованию профессиональных знаний;
3) является средством общения всех людей между собой;
4) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
10. «Бессознательное» в современной философии-это:
1) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
2) рефлекторные процессы в организме человека;
3) все, что не осознается человеком;
4) нечто, присущее только отдельному человеку.
Ответы:1 ---3; 2 --3; 3 --2; 4 --4; 5 --2; 6 --3; 7 ---3; 8 --3; 9 --4; 10 --1.
Общество
№ 1
1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:
1) общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;
2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;
3) общество — определенный этап в историческом развитии человечества;
4) общество — организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).
2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:
1) капитализм;
2) феодализм;
3) традиционное общество;
4) постиндустриальное общество.
3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:
1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;
2) общество развивается по спирали;
3) общество развивается по кругу;
4) общество не развивается.
4. Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста:
1) состояние морали;
2)способ производства;
3) уровень демократизма в государстве;
4) научно-технический прогресс.
5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:
1) К. Маркс;
2) У. Ростоу;
3) Н. Данилевский;
4) А. Тойнби.
6. Что такое система:
1) рядоположенность предметов любой природы;
2) порядок в расположении предметов одного типа;
3) любая совокупность элементов;
4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:
1) совокупность предметов материальной культуры;
2) общество, развитие которого определяется техникой;
3) общество, имеющее свою специфическую культуру;
4) над-культурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.
8. Социальная стратификация — это:
1) разделение общества на классы;
2) сложная неустойчивая структура в обществе;
3) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии;
4) процесс разделения людей на социальные слои.
9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее представителями являются:
1) У. Ростоу;
2) К. Маркс;
3) A. Тоинби;
4) Н. Бердяев.
10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:
1) «Закат Европы»;
2) «Россия и Европа»;
3) «Постижение истории»;
4) «Смысл истории».
11. Кто из русских мыслителей XIX в. был создателем теории культурно-исторических типов?
1)П. Я. Чаадаев;
2) Н. К. Михайловский;
3) Н. Я. Данилевский;
4) Н. А. Бердяев.
12. Понятие «традиционное общество» означает:
1) докапиталистическое, доиндустриальное общество;
2) восточное общество;
3) общество, где господствующей религией является ислам;
4) примитивное общество.
13. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности западного общества:
1) экономическая сфера;
2) социальная сфера;
3) политическая сфера;
4) духовная сфера:
а) независимое положение личности;
б) частная собственность;
в) рациональное мышление;
г) правовое государство.
Ответы:1---1,2; 2---3,4; 3---2; 4---4; 5---3,4; 6---4; 7---4; 8---4; 9---1; 10---4; 11---3; 12---1; 13---1/б, 2/а, 3/г, 4/в.
№ 2
1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
1) культурология;
2) социальная философия;
3) гносеология;
4) политология.
2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
1) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
2) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
3) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
4) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.
3. Согласно концепции М. Вебера, общество - это:
1) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;
2) понимающее «бытие-в-мире»;
3) свободный практический и творческий выбор;
4) система социальных действий и их смыслов.
4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
1) жизни людей согласно их речевым актам;
2) истолкования смысла социальных действий людей;
3) формы материального производства;
4) соответствующего общественного договора.
5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество - это:
1) воплощение совершенной идеи справедливости;
2) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;
3) продолжение природы и космических закономерностей;
4) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
1) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
2) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
3) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
4) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:
1) антропосфера;
2) социосфера;
3) ноосфера;
4) техносфера.
8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:
1) взаимодействие общества и природы;
2) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;
3) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;
4) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
1) циклов;
2) стрелы;
3) спирали;
4) маятника.
10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:
1) немецкого философа К. Ясперса;
2) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;
3) французского историка и культуролога Ф. Броделя;
4) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.
11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:
1) Ф. Бродель;
2) П. Сорокин;
3) Ф. Фукуяма;
4) А. Тойнби.
12. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
1) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;
2) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;
3) К. Маркс и Ф. Энгельс;
4) Ф. Ницше и А. Камю.
13. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
1) герменевтики;
2) структурализма;
3) постмодернизма;
4) синергетики.
Ответы:
1 ---2; 2 ---2; 3 --4; 4 --3; 5 --3; 6 --2; 7 --3; 8 --3; 9 --3; 10 ---2; 11 --3; 12 ---4; 13 –4