Значение философии французских философов-материалистов
1. Атеизм– направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах.
2. Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:
- не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
- не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
- считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи;
- материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению;
- материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;
- познание – отражение материи самой материей;
- источником большинства знаний являются чувства;
- причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
- выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
- в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
3. Жюльен Ламетри (1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:
- полностью отвергал идеализм и теологию;
- считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
- душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
- поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;
- выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
- был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье;
- считал частную собственность гарантией свободы человека;
- идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
4. Дени Дидро (1713 – 1784) – один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
- признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;
- движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);
- отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
- в основе общества и государства видел «общественный» договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
- идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771).
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:
- четко выделили два ведущих философских направления – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);
- освободили философию от многих религиозных предрассудков;
- дали более реалистическое определение субстанции – материя;
- выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
- подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;
- обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
- выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;
- обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;
- обосновали идеи социальной справедливости;
- идеологически подготовили Великую французскую революцию.
ВОПРОС 21. Социалистическо-утопическое
(коммунистическое) направление французской
философии