Значение философии французских философов-материалистов

1. Атеизм– направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.

Материализм – направление в философии, не признающее самостоя­тельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружа­ющего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гель­веции, Гольбах.

2. Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:

- не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);

- не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;

- считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи;

- материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению;

- материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;

- познание – отражение материи самой материей;

- источником большинства знаний являются чувства;

- причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;

- выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;

- в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

3. Жюльен Ламетри (1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:

- полностью отвергал идеализм и теологию;

- считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;

- душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

- поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;

- выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;

- был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье;

- считал частную собственность гарантией свободы человека;

- идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

4. Дени Дидро (1713 – 1784) – один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:

- признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;

- движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);

- отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;

- в основе общества и государства видел «общественный» договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;

- идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771).

Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:

- четко выделили два ведущих философских направления – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);

- освободили философию от многих религиозных предрассудков;

- дали более реалистическое определение субстанции – материя;

- выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

- подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;

- обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

- выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;

- обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;

- обосновали идеи социальной справедливости;

- идеологически подготовили Великую французскую революцию.

ВОПРОС 21. Социалистическо-утопическое
(коммунистическое) направление французской
философии

Наши рекомендации