Раздел 2. Социология о человеке и обществе

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Программа дисциплины,

Методические рекомендации по ее изучению,

Задания на домашнюю контрольную работу

И методические рекомендации по ее выполнению

Для учащихся заочного отделения

Специальность 2-36 01 03 Техническое оборудование машиностроительного производства
Специальность 2-36 01 53 Техническая эксплуатация оборудования
Специальность: 2-37 01 51 «Автосервис»


Автор: Р.Ч. Смекалова.

Разработано и составлено в соответствии с типовой учебной программой Министерства образования Республики Беларусь (07.06.2010 г.)

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных предметов (дисциплин). Протокол №1 от «31» августа 2015г.

Минск-2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

ЛИТЕРАТУРА.. 6

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 8

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 9

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 11

Методические рекомендации к выполнению домашней письменной контрольной работы... 26

Варианты домашней контрольной работы... 27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущая цельучебной дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» – формирование социально-личностных компетенций учащихся. Исходя из ведущей цели, выделяются следующие специальные цели:

– усвоение основ философских, социологических и политологических знаний, а также приобретение умений их выполнения;

– формирование интегрального видения мира, базирующееся на гуманистических идеалах и принципах деятельности;

– овладение культурой философского мышления;

– овладение основами социально-политических действий;

– осознанное принятие системы гуманистических ценностей личности, общества, государства.

В результате изучения дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» учащиеся должны

Знать:

· роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека, в развитии культуры;

· ключевые идеи и категории философской концепции человека;

· основные ценности современного общества и личности;

· социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности, в том числе – профессиональной;

· ведущие идеи философской и социально-политической картины общества;

· общую характеристику общества как системы;

· общую характеристику социальных общностей в Беларуси;

· особенности социально-политического управления в Республике Беларусь;

· основные направления государственной политики Республики Беларусь;

· роль и действия человека в социально-политических процессах;

· общую характеристику культуры социальных и политических действий;

Уметь:

· характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека;

· применять философские знания при оценке мировоззренческих, социально-культурных и профессиональных ситуаций;

· использовать социологические и политологические знания в процессе формирования собственного суждения о социально-политических процессах, отдельных ситуациях и действиях;

· осуществлять социальное взаимодействие;

· ориентироваться в конкретных социополитических ситуациях современной Беларуси;

· осуществлять основные гражданские обязанности.

Преподавание дисциплины строится на сочетании лекционных занятий как основной формы обучения с самостоятельной работой учащихся над нормативно-правовыми документами.

Учебный план предусматривает установочные занятия, на которых преподаватель знакомит учащихся с содержанием курса, его значением, дает необходимые указания по самостоятельному изучению предмета и выполнению контрольных работ.

В межсессионный период важно изучение предмета самостоятельно с составлением учащимися конспекта, по форме, предложенной преподавателем на установочной сессии. Учащиеся должны преступать к выполнению домашней контрольной работы после изучения необходимого материала по данным темам и составлению по нему конспекта.

Для более глубокого изучения материала по дисциплине «Социально-гуманитарных наук» учащийся должен соблюдать следующий порядок действий:

1. Ознакомиться с содержанием учебного задания и подобрать соответствующую литературу.

2. Изучить материал каждой темы по рекомендуемой литературе согласно методическим указаниям.

3. Выполнить контрольную работу и выслать на проверку согласно сроку, указанному в учебном графике.

ЛИТЕРАТУРА

Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире

Основная

Основысоциально-гуманитарных наук. Учебно-методический комплекс/ под общ ред Г.И. Бабко. Минск, 2005.

Основыфилософии: учеб. пособие/ Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. Минск, 2008.

Яскевич, Я.С.Философия в вопросах и ответах/ Я.С. Яскевич. Минск,2003.

Дополнительная

Губин, В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии/ В.Д. Губин. М., 1998.

Ильин, В.В.Теория познания. Введение. Общие вопросы/ В.В. Ильин. М.,1994.

Ортега-и-Гассет, Х.Что такое философия/Х.Ортега-Гассет. М., 1991.

Степин, В.С. Философия науки. Общие вопросы/ В.С. Степин. М., 2006.

Человек.Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии/сост.П.С.Гуревич; редкол.: И.Т.Фролов [и др.]. М,, 1991.

Яскевич, Я.С.Социальная философия: анатомии человеческого бытия / Я.С. Яскевич. Минск,2005.

Раздел 2. Социология о человеке и обществе

Основная

Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Минск, 2006.

Кравченко, А.И. Социология и политология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. М., 2000.

Лапин, Н.И. Общая социология: учеб. пособие / Н.И. Лапин. М., 2006.

Основысоциально-гуманитарных наук. Учебно-методический комплекс/ под общ ред Г.И. Бабко. Минск, 2005.

Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. Минск,2003.

Дополнительная

Анурин, В.Ф.300 тестов по социологии / В.Ф. Анурин. Санкт-Петербург, 2008.

Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И.Валлерстайн. М., 2004.

Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М., 1994.

Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество/ П.Сорокин. М., 1992.

Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. Минск,2003.

Наши рекомендации