Раздел 2. Социология о человеке и обществе
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Программа дисциплины,
Методические рекомендации по ее изучению,
Задания на домашнюю контрольную работу
И методические рекомендации по ее выполнению
Для учащихся заочного отделения
Специальность 2-36 01 03 | Техническое оборудование машиностроительного производства |
Специальность 2-36 01 53 | Техническая эксплуатация оборудования |
Специальность: 2-37 01 51 | «Автосервис» |
Автор: Р.Ч. Смекалова.
Разработано и составлено в соответствии с типовой учебной программой Министерства образования Республики Беларусь (07.06.2010 г.)
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных предметов (дисциплин). Протокол №1 от «31» августа 2015г.
Минск-2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
ЛИТЕРАТУРА.. 6
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 8
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 9
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 11
Методические рекомендации к выполнению домашней письменной контрольной работы... 26
Варианты домашней контрольной работы... 27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущая цельучебной дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» – формирование социально-личностных компетенций учащихся. Исходя из ведущей цели, выделяются следующие специальные цели:
– усвоение основ философских, социологических и политологических знаний, а также приобретение умений их выполнения;
– формирование интегрального видения мира, базирующееся на гуманистических идеалах и принципах деятельности;
– овладение культурой философского мышления;
– овладение основами социально-политических действий;
– осознанное принятие системы гуманистических ценностей личности, общества, государства.
В результате изучения дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» учащиеся должны
Знать:
· роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека, в развитии культуры;
· ключевые идеи и категории философской концепции человека;
· основные ценности современного общества и личности;
· социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности, в том числе – профессиональной;
· ведущие идеи философской и социально-политической картины общества;
· общую характеристику общества как системы;
· общую характеристику социальных общностей в Беларуси;
· особенности социально-политического управления в Республике Беларусь;
· основные направления государственной политики Республики Беларусь;
· роль и действия человека в социально-политических процессах;
· общую характеристику культуры социальных и политических действий;
Уметь:
· характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека;
· применять философские знания при оценке мировоззренческих, социально-культурных и профессиональных ситуаций;
· использовать социологические и политологические знания в процессе формирования собственного суждения о социально-политических процессах, отдельных ситуациях и действиях;
· осуществлять социальное взаимодействие;
· ориентироваться в конкретных социополитических ситуациях современной Беларуси;
· осуществлять основные гражданские обязанности.
Преподавание дисциплины строится на сочетании лекционных занятий как основной формы обучения с самостоятельной работой учащихся над нормативно-правовыми документами.
Учебный план предусматривает установочные занятия, на которых преподаватель знакомит учащихся с содержанием курса, его значением, дает необходимые указания по самостоятельному изучению предмета и выполнению контрольных работ.
В межсессионный период важно изучение предмета самостоятельно с составлением учащимися конспекта, по форме, предложенной преподавателем на установочной сессии. Учащиеся должны преступать к выполнению домашней контрольной работы после изучения необходимого материала по данным темам и составлению по нему конспекта.
Для более глубокого изучения материала по дисциплине «Социально-гуманитарных наук» учащийся должен соблюдать следующий порядок действий:
1. Ознакомиться с содержанием учебного задания и подобрать соответствующую литературу.
2. Изучить материал каждой темы по рекомендуемой литературе согласно методическим указаниям.
3. Выполнить контрольную работу и выслать на проверку согласно сроку, указанному в учебном графике.
ЛИТЕРАТУРА
Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире
Основная
Основысоциально-гуманитарных наук. Учебно-методический комплекс/ под общ ред Г.И. Бабко. Минск, 2005.
Основыфилософии: учеб. пособие/ Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. Минск, 2008.
Яскевич, Я.С.Философия в вопросах и ответах/ Я.С. Яскевич. Минск,2003.
Дополнительная
Губин, В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии/ В.Д. Губин. М., 1998.
Ильин, В.В.Теория познания. Введение. Общие вопросы/ В.В. Ильин. М.,1994.
Ортега-и-Гассет, Х.Что такое философия/Х.Ортега-Гассет. М., 1991.
Степин, В.С. Философия науки. Общие вопросы/ В.С. Степин. М., 2006.
Человек.Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии/сост.П.С.Гуревич; редкол.: И.Т.Фролов [и др.]. М,, 1991.
Яскевич, Я.С.Социальная философия: анатомии человеческого бытия / Я.С. Яскевич. Минск,2005.
Раздел 2. Социология о человеке и обществе
Основная
Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Минск, 2006.
Кравченко, А.И. Социология и политология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. М., 2000.
Лапин, Н.И. Общая социология: учеб. пособие / Н.И. Лапин. М., 2006.
Основысоциально-гуманитарных наук. Учебно-методический комплекс/ под общ ред Г.И. Бабко. Минск, 2005.
Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. Минск,2003.
Дополнительная
Анурин, В.Ф.300 тестов по социологии / В.Ф. Анурин. Санкт-Петербург, 2008.
Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И.Валлерстайн. М., 2004.
Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М., 1994.
Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество/ П.Сорокин. М., 1992.
Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. Минск,2003.