Итого максимальное количество баллов по дисциплине – 100
Контактная информация : место нахождения кафедры.
Адрес : ул.Бөгенбай батыра 179
Телефон : 8 (327) 292-69-86
1.9.Политика дисциплины: состоит в целенаправленном и последовательном осуществлении учебного процесса и требования к студентам университета основана на специфических методах обучения в медицинском вузе :
· Посещение лекций и семинарских занятий – обязательно;
· Пропуск семинарских занятий должен быть отработан для получения допуска к рубежному контролю ;
· Обязательное выполнение 3 заданий по СРС ;
· Активное участие в учебном процессе (наличие конспектов лекций, выполнение заданий по СРС, решение ситуационных задач и тестов, подготовка рефератов, эссе и т.д.) ;
· Сдача протоколов практических работ , те6стов, ситуационных задач, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу;
· Не пропускать занятия, а в случае болезни представить медицинскую справку, заверенную печатью студенческой поликлиники;
· Своевременно и аккуратно выполнять домашние занятия, знать, что в случае невыполнения заданий итоговая оценка снижается;
· Наличие чистого белого халата;
· Сдача рубежного контроля по кредитам не позднее 15 и 30 недель;
· Уважительное отношение к ППС;
· Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в студенческой группе с участием завуча или зав.кафедрой
· Шкала оценки и умений студентов прилагается.
2.Программа:
2.1.Введение:Объектом изучения философии является отношение человек – мир, это отношение исследуется в наиболее общем плане, для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия, также объектом предлагаемого курса является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и в современном состоянии.
Философия - есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится прежде всего, к научной сфере общественного сознания и имеет специальный категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Сущность философии заключается в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».
Теоретическими источниками данного курса являются концепции западных, российских, казахстанских ученых по истории и теории философии.
2.2.Цель дисциплины:Формирование знаний и умений об основных этапах развития философии и теории философии, умения коммуникативных навыков ознакомить студентов с актуальными и приоритетными проблемами философии и способствовать выработке у будущих специалистов адекватных мировоззренческих ориентиров в современном мире, помочь формированию творческого мышления будущего врача.
Задачи обучения
· Формировать навык получение необходимых знаний в области мировоззренческих и методологических проблем;
· Формировать навык по применению принципов диалектики систематизация мировоззрения, т.е. упорядочение, установление связей, выявление несоответствий, разделение главного и второстепенного;
· Формировать и развить навык оценки определить свое отношение к жизни и найти гармонию с окружающим миром.
· Формировать навык знание и анализ исторических типов философствования научных и религиозных картин мира:
Формировать и совершенствовать навыки межличностного общения у будущих специалистов основ философско-мировоззренческой и методологической культуры;
· различать соотношение духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизациии формировать научить студентов самостоятельно, логически и критически мыслить ;
2.4.Конечные результаты обучения:
Формирование когнитивной компетенции: умение ставить цель собственной деятельности и принимать её, базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применения их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности
Формирование операциональной компетенции: умение программировать свою деятельность: строить план, предвидеть её результаты; осознавать и обосновывать выполняемые действия, переносить знания в новую ситуацию, способность применять знания на практике
Формирование коммуникативной компетенции: умение моделировать информацию, обобщать и выделять ключевую информацию в рамках конкретной предметной области
Формирование правовой компетенции: знание и выполнение социальных норм и правил поведения людей, которые устанавливаются или санкционируются государством, естественно в соответствии с его полномочиями, правами и обязанностями.
Формирование самообразовании: способность работать самостоятельно; способность решения проблем; исследовательские навыки, быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии
Задачи обучения:
Формировать навык интерпретации о сложных философских категориях
Формирование навыка обоснования главных концепциях философии;
Формирование навыка оценки духовных ценностях общества
Формировать и развивать аналитические способности студентов при сравнительных анализах истории философии.
Студент должен знать:
· основные термины и проблемы философии;
· основные философские способы решения мировоззренческих вопросов в контексте культуры;
· особенности формирования человека и общества в контексте культуры;
Уметь формировать:
· определять мировоззренческие вопросы ;
· анализировать историю развития философской мысли;
· определять альтернативные способы постановки и решения мировоззренческих вопросов в истории развития человечества;
· выявлять основные теоретические подходы во взаимоотношении человека с обществом;
· владеть методикой выполнения самостоятельной работы;
· логически мыслить, свободно дискутировать по мировоззренческим и методологическим проблемам философии.
Формировать навыки:
· поиска и отбора материала, необходимого для проведения занятий;
· анализа научных философских концепций;
· анализировать философские способы решения мировоззренческих и методоло-гических вопросов.
2.5. Пререквизиты дисциплины: знание дисциплин «Обществоведения», «Истории Казахстана», «Основы государства и права», «Политология», «Социология».
2.5. Постреквизиты дисциплины:Философии как общеобразовательная дисциплина является основой для всех социально-гуманитарных дисциплин, в связи с чем тесно связана с историей Казахстана, культурологией, психологией, пегагогикой, основами права, политологией, социологией, искусствоведением, историей медицины, с концепциями современного естествознания.
2.6.Краткое содержание дисциплины
Изучаются содержание, предмет, принципы ,методы философии. Философия есть особая форма духовного производства, несводимая к другим его формам (религии, науке, искусству,морали и др.), обобщает результаты практического и духовного освоения мира.
2.7. Тематический план лекций, практических занятий, СРС., СРСП
Тематический план лекций
№ | Тема | форма проведения | продолжительность |
Введение. Философия как феномен культуры | лекция-монолог | ||
Исторические типы философствования в контексте культуры. История философии (Феномен философии в восточной,античной, средневековой культуре) | Лекция - пресс-конференция. | ||
История философии (Философия в культуре Ренессанса , Х1Х и ХХ вв., русская и казахская философия | Лекция-визуализация | ||
Основные проблемы философии. Философия бытия.Философская антропология | Проблемная лекция | ||
Проблемы теории диалектики. Эпистемология | Проблемная лекция | ||
Всего |
Тематический план практических занятий
№ | Тема | форма проведения | продолжительность |
1 | Философия как феномен культуры. Философия, ее предмет и функции | Обсуждение-дискуссия | |
2. | Мировоззренческое самоопределение человека и роль в нем философии | Метод «Результаты и последствия» | |
3. | Исторические типы философствования в контексте культуры. Сравнительный анализ мировоззренческих установок древнеиндийской и древнекитайской философии. | Сравнительный анализ, доклад | |
Философия в античной культуре | Сравнительный анализ, доклад | ||
5. | Феномен философии и религии в средневековой западноевропейской культуре. | Эссе | |
6. | Арабо-мусульманская философия в контексте средневековой исламской культуры. | «Пресс-конференция» | |
7. | Философия в культуре Ренессанса и Реформации | Круглый стол, диалектическая или эвристистическая дискуссия | |
Философская мысль Нового времени и Просвещения | Сравнительный анализ, доклад | ||
Немецкая классическая философия | Обсуждение-дискуссия | ||
Западно-европейская философия в культуре XIX века.Неклассическая философия. | Круглый стол, диалектическая или эвристистическая дискуссия | ||
Русская философия в контексте российской культуры XIX-XX вв. | Эссе | ||
Феномен философии в казахской культуре | Работа с первоисточниками, сравнительный анализ | ||
Марксова концепция отчуждения и его преодоления: за и против | Обсуждение-дискуссия | ||
I рубежный контроль | |||
Западная философия в контексте культуры XX –XXI вв | Работа с первоисточниками, сравнительный анализ | ||
Основные проблемы философии. Онтология как учение о бытии | «Коллаж» , глоссарий | ||
Философская антропология. | «Пресс-конференция» | ||
Социальная философия | Обсуждение-дискуссия | ||
Философия культуры. Культура и цивилизация. | Доклад | ||
Философия религии. | Обсуждение-дискуссия | ||
Философия любви, любовь как «предмет» философского постижения. | Дискуссия,«SWOT - анализ» | ||
Философские аспекты образования и воспитания | «Пресс-конференция» | ||
Человек, техника и исторический прогресс. | Обсуждение-дискуссия | ||
Философия медицины. | Доклад | ||
Проблемы теории диалектики | «Коллаж» , глоссарий | ||
Эпистемология | Доклад | ||
Философия глобальных проблем | Обсуждение-дискуссия | ||
II рубежный контроль | |||
Всего |
Тематический план СРСП
№ | Тема | форма проведения | продолжительность | Время проведения |
Мировоззренческое самоопределение человека и роль в нем философии | Заполнение таблиц,глоссарий | 1 неделя | ||
Особенности становления древнеиндийской философской мысли.Философия Вед и Упанишад.Ортодоксальные и неортодоксальные школы. | Заполнение таблиц,глоссарий | 2 неделя | ||
Своеобразие и традиционализм древнекитайской философской мысли.Конфуцианство и даосизм как парадигмы древнекитайской культуры. | Заполнение таблиц. Ситуационные задачи. | 3 неделя | ||
Античная философия как феномен западной культуры. Периодизация и основные вехи развития античной философии. | Работа с первоисточниками | 4 неделя | ||
Соотношение Бога, мира и человека в учениях Августина и Фомы Аквинского | Заполнение таблиц. Сравнительный анализ. | 5 неделя | ||
Социокультурный и духовный контекст арабо-мусульманской философии.Восточный аристотелизм. | Работа с первоисточниками.Эссе | 6 неделя | ||
Философия Возрождения и формирование нового ренессансного мышления.Философия Реформации и политическая философия Н.Макиавелли. | Презентация | 7 неделя | ||
Проблема метода и познания в философии Нового времени.Эмпиризм и рационализм. | Реферат | 8 неделя | ||
Критическая философия И.Канта и объективный идеализм Г.Гегеля | Работа с первоисточниками.Эссе | 9 неделя | ||
Неклассическая философия XIX века. Шопенгауэр, Ницше и «философия жизни». | Презентация | 10 неделя | ||
Социокультурные и идейные предпосылки русской философии.Философия славянофилов и западников. | Реферат | 11 неделя | ||
Феномен философии в казахской культуре.Философские аспекты творчества жырау. | Эссе | 12 неделя | ||
Философские взгляды Ч.Валиханова,И.Алтынсарина и Абая Кунанбаева.Философская тематика в трудах национальной казахской интеллегенции конца XIXи первой половиныXX | Работа с первоисточниками.Эссе | 13 неделя | ||
Основные направления советской марксистской философии конца 60-х-80-х годов и ее влияние на формирование коммунистической идеологии, советского патриотизма и коллективизма. | Реферат | 14 неделя | ||
Западная философия XX века.Критическое переосмысление культурного и философского наследия.Экзистенциализм и постмодернизм. | Презентация | 15 неделя | ||
I рубежный контроль | ||||
Проблемы бытия и небытия.Бытие и материя.Виды,формы и структурные уровни организации материи | Реферат | 16 неделя | ||
Проблема человека в философии.Соотношение духовного и телесного,социального и биологического в человеке.Проблемы сысла жизни,смерти и бессмертия, свободы и необходимости. | Презентация | 17 неделя | ||
Феномен общества.Анттропосоциогенез.Теории общественного развития.Пути и перспективы развития казахстанского общества. | Реферат | 18 неделя | ||
Генезис культуры.Проблемы типологии культуры.Культура и цивилизация.Культура в условиях глобализации. | Эссе | 19 неделя | ||
Основные варианты философии истории.Проблема исторического процесса и периодизации истории.Проблема синтеза традиционализма и модернизма. | Презентация | 20 неделя | ||
Религия как феномен культуры.Мировые религии и современные нетрадиционные религиозные движения. Проблемы формирования религиозной толерантности и борьбы с религиозным фанатизмом и экстремизмом. | Эссе | 21 неделя | ||
Любовь как предмет философского постижения.Образы любви в разных культурных эпохах.Метафизика любви. | Доклад,эссе | неделя | ||
Генезис политической философии.Феномен власти.Связь политики с другими сферами общества.Геополитическая и национальная безопасность. | Презентация | 23 неделя | ||
Философия образования и педагогическая теория.Взаимосвязь образования и воспитания.Моделирование в образовании. Личность и образование. | Реферат | 24 неделя | ||
Предмет и основные и основные сферы философии техники.Линейная и эволюционная модели в развитии техники.Техника и технологии.Научно-технический прогресс и развитие общества. | Заполнение таблиц. Ситуационные задачи. | 25 неделя | ||
Предмет и методы философии медицины.Нормы и идеалы,гносеологические и ценностно-нормативные основания медицины.Здоровье личности и общества.Моральный кодекс врача.Модели отношений врач-пациент. | Презентация | 26 неделя | ||
Природа ценностей и структура ценностного мира.Ценность и польза.Основные аксиологические теории.Ценности человеческого существования. | Реферат | 27 неделя | ||
Исторические типы диалектики.Основные варианты диалектики в XXв.Диалектика как система.Основные принципы и законы диалектики. | Заполнение таблиц. Ситуационные задачи. | 28 неделя | ||
Специфика познавательного отношения человека к миру.Знание и познание.Виды и уровни познания.Проблема истины и метода в философии и науке. | Доклад, эссе | 29 неделя | ||
Основные направления исследований глобальных проблем.Глобализация,глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории.Проблема формирования глобального сознания. | Презентация | 30 неделя | ||
Всего |
Примечание:
- Лекция-5 ч
- Практич. занятия –– 30 ч.
-СРСП-45 ч
- СРС –45ч
- Рубежный контроль - 2 после 8 и после 15 занятия
Система оценки знаний студентов
t= (Z+N+K+P+S)/n
где
n – количество заданий по всем компетенциям
Z: z1+z2+…+zn - Оценки за знания
N: n1+n2+…+nn - Оценки за навыки
K: k1+k2+…+kn - Оценки за коммуникативные компетенций
P: p1+p2+…+pn - Оценки за правовые компетенций
S: s1+ s2+…+sn - Оценки за СРС
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, определяется по формуле
Rд= (t+r1+r2)/3 × 0,6
где t – текущий контроль
r1 - первый рубежный контроль,
r2 – второй рубежный контроль
Рейтинг экзамена
E= Е1 × 0,2 +Е2 0,2
где Е1 - баллы за I этап экзамена,
Е2 – баллы за II этап экзамена.
Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля:
I = R х 0,6 + E х 0,4,
где
I – итоговая оценка
R– оценка рейтинга допуска
E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Итоговый рейтинг состоит из 60% рейтинга допуска и 40% оценки итогового контроля.
Итого максимальное количество баллов по дисциплине – 100
Разделы философии
1. | Введение. Философия как феномен культуры. |
2. | Исторические типы философствования в контексте культуры |
3. | Основные проблемы философии. |