Ключевые слова: законы диалектики, противоречие, мера, количество, качество, противоположность, преемственность, детерминизм, отрицание отрицания

Принципы диалектики вводят представление о развитии как объективном, взаимосвязанном, системном, детерминированном процессе.

Закон единства и борьбы противоположностейуказывает на источник, импульс, причину развития. Таким источником является противоречие, которое возникает в процессе взаимодействия противоположных сторон.

В различных сферах бытия этот закон имеет специфические характеристики. В неорганической природе противоречия носят объективный характер, т.е. происходят без участия человека, но человек своей деятельностью может повлиять на них, использовать их для совершенствования техники и технологий. В живой природе противоречия проявляются также без участия человека, но более сложно. Значительнее и последствия воздействия человека на одну из природных ниш, оно может привести к кризису в функционировании биологической массы. В социальных системах противоречия напрямую связаны с деятельностью людей, их судьбой, существованием.

Конкретные проявления противоречий позволяют ввести их типологию. Противоречия бывают: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные.

Закон перехода количественных изменений в качественныераскрывает механизм развития. Основные категории этого закона: качество, количество, мера, скачок.

Качество – это философская категория для отражения предмета в единстве его свойств, в системе его связей и отношений с другими предметами.

Социальная философия качества отражает соответствие предмета, артефакта ожидаемым потребностям потребителей. Эта философия разработала методологию качества, в рамках которой важную роль играют организационные структуры. Их деятельность связывается с понятием менеджмента качества.

Количество – это философская категория для отражения степени развития и интенсивности свойств предмета, выраженных в величинах и числах.

Мера – это философская категория для отражения диалектического единства качества и количества, или такого интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок – это философская категория для отражения перехода количественных изменений в качественные или перехода из одного количественного состояния в другое в результате повышения меры.

Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление развития, его структуру и форму. Преемственность отражает связь между различными этапами в развитии системы, сущность которой состоит в сохранении положительных элементов целого при переходе к новому состоянию, Одним из условий преемственности является сохранение способности системы к самоорганизации.

ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.

(Материалы к лекции и семинарским занятиям подготовлены В.И.Канарской).

Вопрос 1. ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО

И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО АНАЛИЗА

Ключевые понятия: природа, антропоморфизм, гилозоизм, деизм, пантеизм, механицизм, телеология, синергетика, коэволюция

Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытие, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и развития. Это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Природа разделяется на живую и неживую. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природа: молекулярный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клеточный, организменный, популяционный, видовой, биоценотический (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема), биосферный. Эти уровни связаны как генетически, так и структурно-функционально. Они иерархически соподчинены. Законы более высокого уровня не сводимы к законам более низкого.

Человек изменяет природу и символизирует себя в ней. История человечества это – история взаимоотношений человек-природа. Проблемы возникновения Вселенной, живой и неживой природы, выяснение ее фундаментальных законов в одинаковой степени представляют интерес, как для философии, так и для естествознания.

Взаимодействие философии с естествознанием имеет двухстороннюю направленность. Так, естественнонаучные концепции:

- обладают большим мировоззренческим содержанием;

- стимулируют становление нового понимания природы;

-используются при обосновании философских учений.

Философские концепции:

- вырабатывает общее представления о мире, а значит и о природе,

- о путях ее познания

- о месте и роли человека в мире, в природе.

В ходе развития культуры происходила смена систем мировоззренческих взглядов, накапливались данные о природе. Мировоззренческие установки влияют на постановку познавательных задач, выдвижение новых идей. Во многом определяют интерпретацию фундаментальных понятий и теорий, ориентируют и регулируют научный поиск.

Анализ взаимодействия философии и естествознания на разных этапах истории познания имеет существенное значение для понимания становления философских оснований современной науки о природе.

В индийской философской традиции мир – это живое тело, живой организм, и всякое действие по отношению к нему требует нравственных оснований. Для философии Древней Индии характерен интерес, как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой «Атман есть Брахман». Атман это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман – это безличный абсолют, из которого происходит все остальное. Основная мысль заключается в том, что Атман и Брахман совпадают – «Все есть Атман, все есть Брахман» («одно зерно содержит всю Вселенную»). В философии буддизма, джайнизма вырабатываются нравственные принципы отношения к природе, основы этики ненасилия. В философии Древнего Китая основным понятием для постижения Вселенной и человека становится Дао (путь) – безличный мировой закон. Так философия даосизма натуралистически и космологически ориентирована. Жить «по – дао» означает «следовать естественности» не искажать своими действиями порядок вещей в мире. Отсюда принцип «у-вэй», который требует невмешательства в протекание природного процесса. Для традиционных культур подобные принципы играют важную регулирующую роль. Они ориентировали на приспособление к внешним природным условиям.

Проблема жизнеустройства человека в природном мире всегда была актуальна для Западной цивилизации. Длительное время, в период, когда естествознание как самостоятельная наука еще не существовала, представления о природе развивались в рамках натурфилософских концепций.

Космоцентризм – отличительная черта греческой философии. Ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и человека (макрокосмос, микрокосмос). Античная философия построена на одушевленно-разумном космологизме. Космос существует вечно, сам по себе (Гераклит). Сам термин «космос» («строй мира») указывает на строй, порядок, красоту. Создается концепция музыкально-числового космоса (Пифагор). Мир предстает в виде художественного произведения – чувственного космоса с гармонией сфер и с пропорциональным распределением физико-геометрических и музыкально-арифметических соотношений. Космос – это и «техне» (искусство, ремесло божественное, космологическое). Античные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Космос понимается как неразделенность природы и человека. Благая жизнь мыслится не иначе как в согласии с природой.

В античной натурфилософии единое многообразие мира усматривают в его вещественности (вода, огонь, атом и т.д.). Атомистическая гипотеза (Демокрит, Эпикур и др.) оказала серьезное влияние на развитие естествознания, получила широкое распространение в науке Нового времени. Античные философы выдвигают стихийные, и во многом наивные представления о развитии природы под действием естественных причин (Эмпедокл, Демокрит и др.).

Особое значение на понимание природы в философии и естествознании оказали следующие идеи и исследования Аристотеля:

- «фюзис» (природа)– это 1) возникновение рождающихся вещей; 2) то основное в составе рождающейся вещи, из чего вещь рождается; 3) источник, откуда получается первое движение в каждой из природных вещей; 4) материя; 5) форма; 6) сущность;

- жизнь - результат воздействия на вечную, но пассивную материю активного начала - нематериальной формы, энтелехии (позднее используется сторонниками витализма);

- Бог – Перводвигатель -Ум – Форма-Форм (используется сторонниками механицизма);

- восходящая лестница живого: на этой основе - классификация биологических организмов;

- каждое биологическое явление имеет в себе изначальную внутреннюю цель, определяющую и все особенности, и все его изменения (легло в основу телеологии – учения о сверхматериальной предустановленной целесообразности);

- геоцентризм.

Теоцентризм – отличительная черта философии и культуры средних веков. Глубочайшая проблема средневекового мировоззрения – отношение человека и мира к Богу. Область науки ограничена, так как изучение внешнего мира считается занятием пустым. Это отразилось и на средневековом понятии природы. Происходит разделение бытия - на сотворенное (внешний мир) и несотворенное (Бог). Изучение сотворенного мира имело смысл постольку, поскольку оно несло на себе следы своего творца. Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Фома Аквинский дает новую интерпретацию многих идей Аристотеля. Жизнеспособность биологических организмов и их целесообразность он объясняет действием нематериального «жизненного принципа». Вместе с тем Аквинский разрабатывает важную мировоззренческую идею закономерного характера жизнедеятельности биологических организмов (соответствующие законы установлены Богом). Церковь, в известной степени заинтересованная в развитии прикладной астрономии, защищает систему Аристотеля – Птоломея по мировоззренческим соображениям:

- мир, ограниченный в пространстве последней сферой неподвижных звезд, имеет свое начало во времени, так как создан Богом «из ничего»;

- в конечном мире, созданном Богом, все выполняет предопределенную цель;

- высшей целью провозглашается человек, созданный Богом « по своему образу и подобию» ( теологизм превращается в антропоцентризм – в рассмотрение всех явлений и процессов природы с точки зрения человека как высшего создания Бога на Земле);

- натурфилософский дуализм – представление о принципиальной противоположности между веществом Земли (земля, вода, воздух, огонь) и неба со всеми звездами, состоящими из «пятой Сущности», божественного эфира);

- Вселенная неизменна, как и круговое движение небесных светил вокруг Земли с неизменной скоростью.

Антропоцентризм дает новое мироощущение. В эпоху Возрождения возвращается интерес к природе. Это приводит к интенсивному развитию научных знаний, естественных наук. Возникает экспериментальное и математическое естествознание. Коперник математически обосновывает гелиоцентрическую систему. Эта теория выходит за рамки только астрономии. Она оказывает огромное влияние, как на развитие философии, так и на прогресс материалистического мировоззрения. Н. Кузанский приходит к новым представлениям о мире как «ограниченном максимуме». Он утверждает, что Земля не составляет центра мира, говорит о бесконечности Вселенной, отсутствия границ в ней. В конце 16 века идея бесконечности природы становится одной из главных в натурфилософии.

Все натурфилософские концепции возобновляют взгляд на мир, свойственный античности:

- органистический ( аналогия между организмом человеческим, животным и природой);

- природу как живую и изменяющуюся;

- человека как частицу природы, микрокосмос отражающий макрокосмос, Вселенную;

- природа - совершенное произведение, созданное Богом, величайшим художником.

Одушевленность природы рассматривается как результат известного сочетания природных элементов. Понимание человека как части природы нередко приводит к антропоморфизации (одушевлению) природы. В натурфилософских концепциях широко используются пантеистические и диалектические идеи (Николай Кузанский, Д.Бруно и др.). Мир в целом представляется как живой развивающийся механизм. Сохраняется идея нематериальной обусловленности жизни - благодаря присутствию, растворенности Бога в мире. Галилей начинает развивать механистический взгляд на природу. Считает, что книгу природы невозможно понять, если не овладеешь ее математическим языком, знаки которого математические фигуры (треугольник, круг и т.д.). Механика и математика становятся базой его атомистических взглядов. В отличие от натурфилософов ученые-испытатели выдвигают другие принципы интерпретации природы. Астрономические открытия Галилея становятся доказательством истинности гелиоцентрической теории. Формулируется деистический взгляд на природу, сохраняющий обособленное положение Бога в бесконечном мире. Страстное стремление к овладению силами природы, воздействию на нее, при недостатке знаний, порождает увлечение магией, включавшей занятия алхимией.

В 17 - 18 идеи антропоцентризма получают новую интерпретацию. Мировосприятие изменяется. Распространяется признание свободы и величия человека, его разума. Знание рассматривается как сила и тот, кто владеет им, обретает могущество (Ф..Бэкон). Природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной деятельности человека. Она понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук. Мир в законченной целесообразности его явлений, предстает как совершенная машина, созданная рукой божественного мастера (Ньютон). Пафос исследований сосредотачивается на природе, на естественном (. существующем по природе, а не по человеческому или божественному установлению). На основе опытно-экспериментального естествознания вырабатывается новое рационалистическое миросозерцание. Механицизм и рационализм становятся его важнейшими чертами. «Мир устроен рационально» - начинает означать то, что он может быть расчленен с помощью анализа на логически связанные друг с другом и математически точно описываемые составные элементы. Так, Спиноза заставляет саму природу разворачиваться на манер геометрии Евклида. Картезианская физика превращает природу в математическую схему, отвлеченную от многообразия чувственного опыта. Принципы естествознания этого времени опираются на специфическую систему философских оснований, где доминируют идеи механики (Декарт, Ньютон и др.). Механицизм утверждается в философии в виде методологического подхода: на первый план как универсальный способ объяснения и познания – выдвигается комбинаторика в разных ее видах (соединение, сцепление, разделение и т.д. ) Природе приписываются такие свойства, которые изучаются на основе механики.

Одна из причин, проникновения механицизма в мировоззрении и методологии 17 века связана с решением практически важных для производства того времени задач ( постройка простых наземных механизмов, астрономических приборов, кораблей, часов и т.д.). Так в Новое время идеи и открытия Декарта с одной стороны способствуют разработке научного объяснения жизни, но с другой – приводят к ее механистически упрощенной трактовке. Например, он начинает рассматривать живые существа как сложные машины, автоматы, подчиняющиеся законам механики. Одновременно именно Декарт вводит в математику движение (дифференциал). Высказывает мысль о приложении идеи прогресса и к животному миру. Он разрабатывает одну из самых ранних гипотез возникновения солнечной системы и других систем, («теория вихрей»), правда, как условную теоретическую конструкцию. Однако выведение следствий из причин по методу генетической дедукции позволило получить спустя сто лет картину саморазвивающейся Вселенной (Бюффон). В целом для механистического естествознания объяснение естественными причинами образования Солнечной системы и других космических систем представляется невозможным. Наличие движения материи во Вселенной трактуется как результат божественного «первотолчка». В Новое время с формированием опытного естествознания происходят существенные преобразования в трактовке жизни. Наблюдается открытое противостояние механицизма (Декарт) и витализма (Лейбниц).

В 17 в. происходит опровержение представления о самозарождении жизни (Ф.Реди), а в 18в. - открытие микроорганизмов (А.Левенгук). В этот период значительно расширяется объем экспериментальных исследований живой природы. Все больше внимания уделяется проблемам систематизации живых организмов (К.Линней). Проблемы систематики оказались тесно связанными с выработкой определенного понимания развития – индивидуального и филогенетического. Обсуждение данных вопросов связано с острыми спорами мировоззренческого характера.

Становление эмбриологии осуществляется на фоне полемики преформизма и эпигенеза. Первые утверждают, что будущий организм имеется уже в миниатюре в клетке, т.е. можно говорить, не о развитии, а о развертывании, росте зародыша (Ш.Боннэ, А.Галлер и др.) Вторые считают, что имеет место развитие зародыша, т.е. появление новых частей и органов (К.В.Вольф и др.). Мировоззренческие дискуссии по вопросам исторического развития живой природы, соотношения и изменения видов сводятся либо к принятию идей «предустановленного порядка природы» и «восходящей лестницы существ» (Ш.Боннэ, Э.Робинэ и др.), либо к разработке идей трансформизма (Ж.Бюффон, Э.Дарвин и др.).

В 18 в. Д.Дидро и Ж.О.Ламетри выдвигают идеи о гармоничности формирования (целесообразность) организмов в процессе их исторического развития ( из хаоса самых разнообразных живых существ сохраняются лишь обладающие способностями к жизнедеятельности и размножению). В естествознании и философии складываются предпосылки диалектического понимания природы.

Особая – диалектическая – трактовка жизни предлагается И.Кантом. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел. Это и определяет целесообразность их организации. Выражает диалектический взгляд на Вселенную, выдвигает новую космогоническую гипотезу (Канта и Лапласса, построивших теоретическую модель возникновения упорядоченности Солнечной системы из хаотичности первичной туманности можно считать первыми «синергетиками»). Кант создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной. В мировоззренческом плане важно, что возникновение жизни на Земле считает таким же естественным процессом, как и образование планеты.

Гегель рассматривает природу как инобытие духа, из чего следует, что сама по себе она не развивается, но может быть представлена как система взаимосвязанных ступеней развития духовной основы мира.

Механистическая картина мира господствует в науке до появления электродинамической картины мира (Фарадей, Максвелл). Складывается концепция поля, ставшая фундаментальной в последующей физике. Особое значение для науки о жизни 19 века приобретает клеточная тория (Т.Шван) и теория эволюции (Ч.Дарвин). Устанавливаются законы развития живой природы. Концепция Ч.Дарвина содержит в себе серьезные аргументы против механицизма, витализма, телеологизма. На ее основе предлагается естественнонаучная трактовка соотношения необходимости и случайности в биологических процессах. Утверждение теории естественного отбора способствует стихийному введению принципов материального единства мира и его развития в основания биологии, широкому распространению естественнонаучного материализма. В конце 19 века физика подходит к необходимости изучения природы на микроуровне. Разрабатывается квантовая теория атома, появляется физика элементарных частиц. Место чисто механического дуализма пустоты и атомов занимает квантово-волновой дуализм

В 20 в. переосмысливается место, роль и назначение человека в масштабах Космоса. Создание теории относительности, квантовой механики полностью изменяют понимание природы, Вселенной. На фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, как созидательную, так и разрушительную, активного развития космопрактики особое значение приобретают идеи космизма. Так русский религиозный философ Н.Федоров пытается объединить судьбы человечества и вселенского бытия, синтезировать антропологизм и космизм. Человек приобретает в его косморегулятивном проекте уникальные возможности для своей самореализации, становится гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий распространяется на всю область отношений человек и природа. Федоров указывает на необходимость объединения всех разумных существ во всеобщем деле управления, регуляции силами природы. К.Э.Циалковский закладывает мировоззренческие основы по преодолению геоцентризма в практической деятельности человека. Естествоиспытатели Н.А.Умов, А.Л.Чижевский, И.Г. Холодный осознают потребность в преодолении мировоззренческих установок антропоцентризма, в разработке нового понимания природы. Нерасторжимость человека и Вселенной подчеркивается двумя взаимодополняющими принципами. Смысл первого из них «Судьба человека зависит от судьбы Вселенной (Циалковский, Чижевский). Данный принцип стал философским основанием междисциплинарной концепции Чижевского, согласно которой космические факторы оказывают сильнейшее влияние на геофизические, биологические и социально-исторические процессы. Опираясь на философские идеи о гармонии космоса, Чижевский обнаружил новый аспект «тонкой подстройки» космических и земных факторов человеческой истории. Сейчас эти проблемы разрабатываются в рамках подхода, названного «Большой историей» (от рождения Вселенной до современного этапа истории человечества). Социально-исторические события на Земле становятся фрагментом сценария самоорганизующейся Вселенной. Другая сторона выражается принципом «Судьба Вселенной и входящих в нее структур зависит от человека, от человеческой деятельности» (Федоров, Циалковский).Вырабатывается концепция ноосферы (В.И.Вернадский, Т.де Шарден, Е.Леруа). Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что к 20 веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек берет на себя руководство и ответственность за ход природных процессов. Природные системы рассматриваются как синергетические, описываются соотношениями хаоса и порядка. Осознается универсальность коэволюционных отношений, разрабатываются коэволюционные идеи в понимании взаимодействия человека и природы. Развитие космопрактики приводит к формированию самой грандиозной социоприродной системы «Человечество-Земля Вселенная».

.

Вопрос 2.ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Ключевые понятия: глобальный эволюционизм, синергетика, биосфера, коэволюция

Естествознание 20 века имеет дело с множеством картин природы, онтологических схем и моделей, нередко альтернативных друг другу. С середины 20 века идеи самоорганизации становятся основой нового стиля мышления и нового миропонимания. Разрабатываются принципы глобального эволюционизма. Проблема состоит в выработке на теоретическом уровне знания целой серии сценариев, охватывающих как единое целое всю совокупность известных эволюционных процессов – космологических, физических, биологических, психических, социальных. Общая картина развития природы обобщает и систематизирует имеющийся разнообразный естественнонаучный материал.

В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении сыграли:

- теория биологической эволюции и развития на основе концепции биосферы и ноосферы;

- теория нестационарной Вселенной;

- синергетика.

Глобальный эволюционизм позволяет:

- выстроить новую картину мира:

- рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю;

-установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума;

- рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе развития.

Таким образом, согласно концепции глобального эволюционизма общая картина природы показывает реальную возможность рассмотреть все многообразие процессов в Метагалактике в аспекте концепции самоорганизации . Идеи глобального эволюционизма получили обоснование и только после этого стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира.

В системе наук физика занимает особое место, является лидером современного естествознания. Взаимоотношение физики и философии реализуется в рамках единой человеческой культуры. Общим для этих форм познания является их непосредственная связь с мировоззрением.

Современнаяфизикапредставляет собой диалектическое единство системы теоретических моделей природы и методов ее экспериментального исследования. Ее объект принадлежит качественно разным областям действительности: микро -, макро - и мегамирам. Одной, из важнейших детерминант развития физики 21 века и ее идеалом остается построение единой картины мира. Цель современной физики - синтез квантовых и релятивистских представлений в единую картину мира. В квантовой теории поля фундаментальными абстракциями являются понятия частиц и полей, переносчиков взаимодействия. С появлением квантовой теории, точнее корпускулярно-волнового дуализма, снимается резкое разделение материи на поля и частицы. В квантовой механике постулируется, что любую систему взаимодействующих частиц можно описать с помощью некоторого волнового поля. Следовательно, не только каждому полю соответствуют определенные частицы, но и всем частицам – квантовые поля. Этот факт и является выражением корпускулярно-волнового дуализма.

Фундаментальной задачей современной физики является создание теории всех физических взаимодействий и частиц. Создание такой теории базируется на трех основных физических идеях:

- калибровочной природе всех физических взаимодействий;

-лептонно-кварковом структурном уровне в строение вещества;

-спонтанном нарушение симметрии первичного вакуума.

Основной идеей калибровочного подхода является представление, что каждому типу взаимодействий соответствует некоторая группа симметрий, а поля трактуются как нарушения этих симметрий. Известно, что каждый тип элементарных частиц характеризуется своим специфическим законом сохранения. Современная физика показывает, что каждый из законов сохранения является проявлением определенного вида симметрии. Главным результатом современной теоретической физики элементарных частиц является построение Стандартной Модели физики элементарных частиц. Данная модель базируется на идее калибровочных взаимодействий полей и механизме спонтанного нарушения калибровочной симметрии (механизм Хиггса). За последние десятилетия ее предсказания были многократно проверены экспериментально. В настоящее время это единственная физическая теория, адекватно описывающая устройство нашего мира вплоть до расстояния 10-18 м.

Классификация взаимодействий тесно связана с классификацией частиц. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц, которые можно сгруппировать по различным признакам. Все эти частицы состоят лишь из нескольких базовых компонентов. Частицы, которые сегодня рассматриваются как базовые, могут быть классифицированы как лептоны и кварки, и носители основной силы, например, глюоны и фотоны. Частицы, состоящие из двух или более кварков, называются адронами. Большинство элементарных частиц нестабильно и распадаются на другие частицы. Особое значение в современной физике приобретает понятие «вакуум». По современным представлениям вакуум обладает сложной структурой. Элементы материи, частицы, рассматриваются как возбуждения вакуума. Нестабильные вакуумные структуры стабилизируются при взаимодействии с кварковыми структурами. Так образуются реальные мезоны и барионы. Таким образом, в известном смысле, вакуум можно считать системой, порождающей материю.

Современная картина природы показывает реальную возможность рассмотрения всего многообразие процессов в Метагалактике в аспекте самоорганизации.

Понятие самоорганизации появляется в 70-е г.г. 20 столетия. Затем исследователи выдвигают тезис «порядок из хаоса». Общий теоретико-математический базис для объяснения явлений самоорганизации связан со становлением синергетики. Сам термин «синергетика» был предложен Хакеном. Он происходит от греч. syhergetikos - совместный, согласованно действующий. Хакен предложил рассматривать синергетику как теорию возникновения новых качеств на макроскопическом уровне. Появление новых качеств в таком контексте можно представить как возникновение смысла или самозарождение смысла.

Среди различных подходов к описанию процессов самоорганизации выделяют:

Российскую школу нелинейной динамики (С.П. Курдюмов)

Бельгийскую школу диссипативных процессов (И.Пригожин)

Немецкую школу лазерной физики (Г. Хакен)

Особенность синергетической системы состоит в том, что малые флуктуации, малые изменения начальных условий возрастают в ней до макроскопического уровня. На этом пути возникают неустойчивости, приводящие к бифуркациям, т.е. к резким качественным изменениям состояния системы. Эти изменения имеют характер фазовых переходов. В синергетической системе реализуется самоорганизация, самоупорядочивание в пространстве и времени. Соответствующие явления наблюдаются на всевозможных уровнях строения, начиная с Вселенной в целом, и кончая частицей вируса.

Самоорганизующиеся системы обладают возможностью генерации информации. Связано это с неравновесностью системы и обусловлено свойствами среды, в которой размещены элементы этой системы.

Изучение нелинейных уравнений в контексте синергетики привело к открытию особого класса фазовых траекторий – странных аттракторов. Они по существу являются математическими образамисостояний механических систем, которым соответствует сложное химическое движение, названное динамическим хаосом. После появления синергетики оказалось, что хаотическое движение можно описать. Согласно Пригожину понятие хаоса может разрешить сразу три парадокса: необратимость времени, коллапс волновой функции, появление порядка из хаоса. Порядок и хаос в контексте синергетики не носят абсолютного характера. Одно понятие определяется через другое. Хаос в открытой неравновесной системе приводит к самоорганизации.

Создание И.Пригожиным термодинамики открытых неравновесных систем позволило по-новому подойти к целому классу традиционных для физики вопросов, рассмотреть проблемы необратимости, времени, эволюции. Пригожин предпринял попытку внести в физику идеи эволюции. Он предложил понятие «стрелы времени», используя для этого представление о динамическом хаосе. Исходя из успехов синергетики, ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем перестройкой хаоса. Все возникает из хаоса.

Становление в физике идей самоорганизации и целесообразности привело к рассмотрению человека как уникального и одновременно естественного результата глобально-космической эволюции.

В основания междисциплинарной исследовательской программы универсального эволюционизма входит антропный принцип. Он получил подтверждение, как отражение определенных физических закономерностей, после интерпретации количественных соотношений между фундаментальными константами (скорость света, постоянная Планка, заряд электрона, гравитационная постоянная и др.).

Его философское значение заключается в следующем:

- позволяет глубже понять единство человека и Вселенной;

- можно говорить об «антропологической направленности» эволюции природы:

- получает поддержку идея о существовании разумной жизни во Вселенной.

Релятивистская космология рассматривает модель расширяющейся Вселенной. При этом само понятие «рождение Вселенной» отражает то, что происходит благодаря «Большому взрыву», а последующее расширение Вселенной нельзя понимать как процесс перехода вначале крайне плотной материи в некую окружающую пустоту, так как ее просто нет. В философско-мировоззренческом плане Вселенная есть все существующее, вне ее ничего нет. Причинами начала расширения Вселенной выступают квантовые эффекты, возникающие в поле тяготения при огромных плотностях материи. Эти эффекты во многом еще не ясны, современная физическая наука лишь начинает их исследовать и осмысливать. Сам термин «Большой взрыв» - больше метафора, чем точный теоретический конструкт.

В современной физике космоса наблюдается ускорение внутренних интегративных процессов, например, сближение основ космогонии и астрофизики. Космогония интегрируется с космологией, так как Вселенную с момента Большого взрыва можно рассматривать как специфическое метагалактическое образование, проявляющее в определенной степени общие законы образования Галактик. В этом заключается один из важнейших принципов космогонии, согласно которому законы природы, открытые на основе изучения ограниченной части Вселенной (на планете Земля), могут быть экстраполированы, по сути, на всю Вселенную. На философско-мировоззренческом уровне знаний при таком подходе своеобразно проявляется синтез принципов единства мира и развития.

Следует подчеркнуть, что механизм становления и функционирования Вселенной в настоящее время изучен лишь в общих чертах. Многие проблемы остаются открытыми. Это относится и к вопросу о природе начальной космологической сингулярности и ее поэтапной эволюции.

Так, в рамках инфляционной космологии обсуждается модель хаотического раздувания. «Причиной Космоса» становится квантовая флуктуация (это понятие заменяет в современной космологии понятие сингулярности). Она приводит к образованию классического пространства-времени, которое, согласно теории, начало экспоненциально расширяться. Понятие вечного раздувания описывает эволюционный процесс, продолжающийся как цепная реакция. Если Мета-Вселенная содержит, по крайней мере, одну раздувающуюся область, она будет безостановочно порождать новые раздувающиеся области. Возникает ветвящаяся структура мини-Вселенных, похожих на фрактал. Жизнь земного типа может возникнуть лишь в части мини-Вселенных, условия в которых достаточно благоприятны для этого (антропный принцип). В некоторых из этих мини-Вселенных размерность пространства и времени может быть отлична от четырех, а вместо слабых, электромагнитных и сильных взаимодействий, могут существовать взаимодействия совершенно других типов с другими константами связи. Т.е. речь идет

Наши рекомендации