Критика платонизма и метафизические (онтологические) представления
Аристотель начинает свою философию с критики теории идей Платона. Аргумент «третий человек»: у нас есть некоторая идея человека IM (ideal man) и у нас есть некоторый конкретный человек, назовём его RM (real man). Согласно Платону, RM является некоторым отражением, проекцией идеального человека в Космосе. Аристотель говорит: «Хорошо, но между ними есть некоторое отношение, а следовательно, существует некоторая идея RI (relationship idea). Благодаря RI существует отношение между идеальным человеком (IM) и реальным человеком (RM). следовательно, RI вступает в отношение, как с идеей человека, так и с самим этим человеком, а эти отношения, в свою очередь, определяются собственными идеями и так далее до бесконечности». Аристотель потирает руки: «Платон, ты не прав!», или «Платон мне друг, но истина дороже!», или «Хотя и Платон и истина мне одинаково дороги, но священный долг заставляет отдать предпочтение истине». Критика платоновского учения о душе: когда Аристотель читает Платона, он утверждает, что у него разумная душа слишком похожа на идею. Но Аристотель говорит, что душа не может быть эйдосом, так как находится в Космосе, а эйдоса там не может быть, к тому же эйдос – неподвижен, а душа, согласно Платону, подвижна, так что теорию надо менять.
Главное теоретическое сочинение Аристотеля – «Метафизика». Его история достаточно необычна. Аристотель закончил жизнь в бегах. Перед смертью он достаточно долго жил в какой-то гостинице за пределами Афин. Как правило, Аристотель всегда прорабатывал свои книги очень тщательно. Однако текст «Метафизики» Аристотель писал для себя самого и не собирался его издавать. Это был конспект лекций, которым Аристотель пользовался при подготовке к работе с учениками. Он не был озаглавлен никак самим Аристотелем. После смерти свитки бросили в погреб, но уже через 75 лет нашли и продали в частную коллекцию в Риме (так книга лежала еще 60 лет). После этого частный коллекционер случайно нашёл этот свиток, который никто не читал до тех пор. Так как свиток лежал на полке Аристотеля сразу за Физикой, то получил название «Метафизика». Суть работы: «учение о сущем, поскольку оно сущее». У вас есть объект, вы знаете, что он существует, какой из этого можно сделать вывод? Вы можете сказать, что он есть где-то. Вещь существует в пространстве, принадлежит роду, состоит из материи, имеется причина этой вещи – это всё называется метафизика, то есть учение об устройстве вселенной и отношении между вещами.
Метафизика Аристотеля, т.е. его общее учение о мире, также как и платонизм основано на понятии эйдос. Однако у Аристотеля специфичная трактовка понятия эйдос. Существует ошибка перевода Платона и Аристотеля на латинский язык. Так, у Платона «эйдос» переводится словом «idea», а у Аристотеля словом «phorma». Поэтому много веков считалось, что философия Платона – это учение об идеях, а философия Аристотеля – о формах. На самом деле и то и другое было учением об эйдосах. Иногда у Аристотеля встречается слово «morpha», но его можно встретить и у Платона. Однако если у Платона эйдос существует в наднебесном мире, то, согласно Аристотелю, эйдос находится в самих вещах. Это наиболее принципиальное отличие аристотелевской философии от платоновской. По мнению Аристотеля, любой объект в мире состоит из материального начала и из некоторой нематериальной сущности, т.е. любой объект содержит в себе две составляющие – форму (эйдос) и материю.
Комментарий: Я состою из некоторой материи, и этот кусок материи сидит перед вами и расказывает про Аристотеля. Но, как говорит Вини Пух, «всё входит и выходит», то есть происходит обмен веществ между мной и средой. Я дышу, ем, пью и т.д. Примерно через 7 лет все атомы изменятся на новые, но я, наверное, останусь самим собой. Согласно Аристотелю, существует некоторый идеальный принцип, управляющий материей, который её формирует, толкает на действия, организует в целостную структуру, он сохраняется в человеке, даже если материя меняется. Другой пример: берём меня и бьём ломом по голове. Материя на месте, лежит возле стола, лишь какой-то кусок на ломе в ней добавился, но меня нет, лекция не читается. Т.е. материя не является единственным принципом, необходимым для существования вещи. Нужна еще идея такой вещи.
Аристотель признаёт воззрения Демокрита о материальных началах вещей, но говорит, что никакое материалистическое учение не объяснит, что такое вещь. Знание об атомарном составе не достаточно, чтобы понять сущность вещи. Например, если мы знаем только то, что вещь деревянная, мы еще не знаем, какая именно это вещь. Принцип аристотелевской философии: в вещах существует и материя и форма. Причём есть несколько иерархических структур (как матрёшка). Например, у статуи есть форма статуи и материя – медь. Но у меди есть форма меди и её материя – металл, и так далее. Существует „первоматерия" (Materia Prima), т.е. некоторая сущность, не обладающая фиксированными качествами и являющаяся чистой потенцией. Также есть и чистая форма –«форма форм» или Бог. И между этими двумя сущностями находятся все наблюдаемые объекты.
Комментарий:Организм состоит из органов. Органы – материя организма, отношения между органами – его форма. Органы состоят из клеток. Клетки – материя органов, структура органа – его форма. Клетки состоят из молекул … . Очевидно, что Аристотель не писал про ДНК и клетки.
Понятие актуальных и потенциальных свойств:потенциальное – то, что в принципе может произойти, актуальное – то, что на самом деле происходит сейчас. То есть я могу встать и уйти с лекции, могу говорить в сторону доски; студент может прийти на лекцию, а может и не прийти. У нас в аудитории мог бы стоять телевизор, т.е. потенциально он здесь возможен. Аристотель вообще говорит, что эйдосы, которые существуют в мире, не меняются, они вечны. Эйдосы определяют все, что может существовать, потенциальное свойство вещи. Однако то, что актуально существует, определяется и эйдосом и материей. То есть Аристотель сказал бы, что в античной Греции мог быть телевизор, просто его эйдос был не актуализирован. На самом деле, что его тогда мешало собрать? Если взять и меня убить, мой эйдос останется, он никуда не денется, но, увы, станет не актуален. То есть существует много эйдосов отдельных людей, которые могли бы существовать, но не существуют на самом деле.
Согласно Аристотелю существуют индивидуальные и видовые эйдосы. Индивидуальный эйдос – это то, что делает конкретный единичный объект самим собой, а и видовой эйдос – то, что делает этот объект объектом данного вида. Индивидуальный эйдос может не быть актуализированным, а видовой эйдос всегда актуализирован. Например, существует эйдос конкретного человека и эйдос человечества. Отдельный человек может погибнуть, а человечество, по мнению Аристотеля, не погибнет никогда.
Базовые принципы метафизики Аристотеля:
(а) Идея неравна вещи – первый тезис полностью совпадает с платоновским. То есть идея вещи это не сама вещь.
(б) Идея вещи находится внутри вещи. Если у Платона существует особый мир идей, находящийся где-то за небесами, то у Аристотеля эйдос находится внутри каждой вещи.
Из этого несколько следствий. Для Платона мир построен как пирамида отражений, а для Аристотеля прямо наоборот: мир целенаправленно движется, то есть эйдос заставляет объект двигаться в определённом направлении.
Четыре причины существования и движения вещей:
(а) Формальная (сущностная) – тот эйдос, который сделал вещь такой, какой она есть. Это «то, что не может быть иначе». Например, человек не может быть не человеком.
(б) Материальная – то, из чего все состоит. Любая вещь содержит в себе материальное начало.
(в) Каузальная (движущая) причина – то, откуда следует движение.
(г) Телеологическая (целевая) причина (Не путать с теологической! Теологическое учение – это учение о Боге, а телеологическое – учение о целях) – то, для чего существует вещь, или куда направлено движение.
Каузальная причина – это когда причина происходит раньше, чем следствие. Например, кирпич упал потому, что его пнули. Теологическая или целевая причина – это когда причина по времени позднее, чем следствие и является его целью. Например, кирпич падает, чтобы упасть на чью-то голову. Ещё один пример, – целевая причина этой лекции в том, что я стремлюсь получить зарплату, а каузальная причина лекции в том, что я подписал контракт.
Каждый объект имеет внутренне присущую ему активность, обладает тем местом в физическом или социальном мире, куда он стремиться попасть. Вещь (человек, животное) стремиться занять естественное место, т.е. то место, которое ей больше всего подходит. Например, бросаем в чашу шарик, щёлкаем его пальцем, он подпрыгивает, но возвращается туда, куда хочет, т.е. в нижнюю точку чашки. Точка, куда стремится шарик – это его естественное место. Другой пример: для каждого человека есть свои естественные места в социальном мире (кому-то царя, кому-то программиста). Если человек попадает не туда, куда должен, он будет несчастным. А если попадает на свое место, то будет всячески там удерживаться. Любой объект имеет свою энтелехию – с одной стороны энтелехия это то, каким должен стать этот объект, а с другой – то, что толкает его на действия сейчас. Например, для семени дерева энтелехией является форма взрослого дерева, а для студента ФИТа – форма опытного программиста.
Мир есть целевая активность. Все к чему-то стремиться. Мир как таковой тоже стремится к своей цели. Целью мира является уподобиться Богу. Согласно Аристотелю, Бог – это чистая форма (форма форм). Он не содержит материи, неподвижен, вечен. Единственное, что делает Бог – он думает. Причём Бог думает только об одном объекте – о самом прекрасном и совершенном объекте в мире, т.е. о самом себе. Бог созерцает сам себя, он ничего не делает, но в то же время, Бог активная неподвижная причина всего существующего и всякого движения в мире. Бог – самое прекрасное, что есть в мире, «неподвижный движитель» Космоса. Аристотель приводит метафору: любящий двигается к любимой, но сама она неподвижна. Бог Аристотеля вызывает любовь у всех, а сам никого не любит, но к нему все стремятся. Философ – это тот, кто думает о своей душе, он подобен Богу. Вселенная стремится уподобиться Богу, занять своё место, но она его ещё не заняла, отсюда движение. Если Вселеная уподобится Богу, то поступательное движение прекратится, а останется только круговое движение, которое сродни покою.
У Аристотеля есть частные дисциплины, например, «Физика», которая служила основой для любого европейского средневекового учёного. Согласно «Физике» мир круглый. В мире имеется анизотропия пространства (точки в пространстве не равны не в силу наличия вещей, а в силу свойств самого пространства.) Есть верх и низ как таковые, граница Космоса – абсолютный верх, а центр Земли – абсолютный низ. Лёгкие тела поднимаются вверх, а тяжёлые стремятся упасть вниз (в центр Земли). Причём тяжёлые вещи падают быстрее. Аристотель предлагает модель, которая объясняет, почему Солнце, звёзды и Луна (все это раскалённые камни) двигаются вокруг Земли. У Аристотеля есть несколько естественнонаучных сочинений «О частях живого», «О живом» (зоологические учения). Был еще его ученик Теофраст, который написал в три раза больше самого Аристотеля, но от его книг почти ничего не сохранилось, кроме описания камней и этики.