Методические рекомендации студентам по освоению данной дисциплины
Изучение курса «Философия» требует системности, так как материал во всех печатных источниках, в лекциях и на семинарах излагается в логической последовательности. Большую сложность в изучении курса представляет овладение философской лексикой, т.к. философский язык в значительной мере отличается от обыденного языка. Поэтому особенно в начале работы основное внимание нужно уделять составлению индивидуального философского словаря. Изучение курса философии связано с обращением не только к учебникам, но и к большому количеству первоисточников – работ самих философов, авторов знаменитых философских идей. Это позволяет не только усвоить смысл идей, но и проследить их логику размышления над философскими проблемами, которая может быть различна. Обращение к философским первоисточникам позволяет студентам выработать культуру мышления, умение четко аргументировать свою точку зрения и обогатить свою память образцами выдающейся философской мудрости. При подготовке к семинарским занятиям студент должен, как минимум, изучить соответствующие разделы учебника, составить словарь по теме, обратиться к первоисточникам хотя бы в пределах хрестоматийного материала и выполнить указанные преподавателем тестовые задания по книге «Лабиринт. Тестовые задания по философии». Студентам также рекомендуется сдавать в срок домашние контрольные работы и рефераты, т.к., преследуя различные, усложняющиеся дидактические цели, они выполняются в определенной последовательности.
9.Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Философия и мировоззрение. Предмет философии.
2. Основной вопрос философии. Идеализм и материализм.
3. Социальные функции философии.
4. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика, их
исторические формы.
5.Философия Древней Индии.
6.Философия Древнего Китая.
7. Основные школы античной философии.
8. Классический период античной философии. Сократ, Платон, Аристотель.
9. Специфика средневековой философии. Этапы развития философии в Средние века.
10.Средневековая схоластика. Фома Аквинский.
11. Специфика философии эпохи Возрождения. Философские концепции эпохи Возрождения.
12. Специфика философии Нового времени. Проблемы познания. Эмпиризм и рационализм.
13 Проблема «человек – общество» в философии Нового времени и эпохи Просвещения.
14. Критическая философия И.Канта. Исследование познавательных способностей человека.
15. Идеалистическая диалектика Гегеля. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля.
16. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
17. Марксистская философия: диалектический и исторический материализм.
18. Основные черты и особенности русской философии.
19 Современная зарубежная философия. Основные черты, круг проблем и ведущие направления.
20. Философское учение о бытии. Основные виды бытия.
21. Философская категория материи. Единство и многообразие материального мира.
22. Устойчивость и изменчивость материального мира. Понятия движения, пространства и времени.
23. Диалектика как философское учение о развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики.
24. Детерминизм и индетерминизм. Телеология.
25. Общество как предмет познания. Основные концепции общественного развития.
26. Общество и природа. Проблема оптимизации их взаимодействия.
27. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Структура общества.
28. Исторический процесс и проблема его направленности.
29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
30.Проблемы становления человека и общества.
31.Диалектика природного и социального в человеке.
32. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
33. Проблема свободы человека. Свобода и ответственность.
34. Происхождение и сущность сознания.
35. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.
36. Культура как ценностный мир человека. Классификация социальных ценностей.
37. Познание как социальный процесс. Познание и практика.
38. Познание и его основные формы.
39. Философское учение об истине.
40. Научное познание, его формы и методы.
41. Человек в информационно-техническом мире.
42. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Дополнения и изменения в рабочей программе
на 2015/2016 учебный год
В рабочую программу дисциплины «Философия» для направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» профиль «Экология» вносятся следующие дополнения и изменения:
___________________
Дополнения и изменения внес
__
(должность, Ф.И.О., подпись)
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и социально-политических дисциплин
Протокол № ___ от «____» ____________20 _ г.
Заведующий кафедрой А.В. Готнога
Лист регистрации изменений
№ п/п | Номер листа | Дата внесения изменений | Дата введения изменений | Всего листов в документе | Подпись ответственного лица | ||
Измененного | Нового | Изъятого | |||||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. |