Методические рекомендации студентам по освоению данной дисциплины

Изучение курса «Философия» требует системности, так как материал во всех печатных источниках, в лекциях и на семинарах излагается в логической последовательности. Большую сложность в изучении курса представляет овладение философской лексикой, т.к. философский язык в значительной мере отличается от обыденного языка. Поэтому особенно в начале работы основное внимание нужно уделять составлению индивидуального философского словаря. Изучение курса философии связано с обращением не только к учебникам, но и к большому количеству первоисточников – работ самих философов, авторов знаменитых философских идей. Это позволяет не только усвоить смысл идей, но и проследить их логику размышления над философскими проблемами, которая может быть различна. Обращение к философским первоисточникам позволяет студентам выработать культуру мышления, умение четко аргументировать свою точку зрения и обогатить свою память образцами выдающейся философской мудрости. При подготовке к семинарским занятиям студент должен, как минимум, изучить соответствующие разделы учебника, составить словарь по теме, обратиться к первоисточникам хотя бы в пределах хрестоматийного материала и выполнить указанные преподавателем тестовые задания по книге «Лабиринт. Тестовые задания по философии». Студентам также рекомендуется сдавать в срок домашние контрольные работы и рефераты, т.к., преследуя различные, усложняющиеся дидактические цели, они выполняются в определенной последовательности.

9.Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Философия и мировоззрение. Предмет философии.

2. Основной вопрос философии. Идеализм и материализм.

3. Социальные функции философии.

4. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика, их

исторические формы.

5.Философия Древней Индии.

6.Философия Древнего Китая.

7. Основные школы античной философии.

8. Классический период античной философии. Сократ, Платон, Аристотель.

9. Специфика средневековой философии. Этапы развития философии в Средние века.

10.Средневековая схоластика. Фома Аквинский.

11. Специфика философии эпохи Возрождения. Философские концепции эпохи Возрождения.

12. Специфика философии Нового времени. Проблемы познания. Эмпиризм и рационализм.

13 Проблема «человек – общество» в философии Нового времени и эпохи Просвещения.

14. Критическая философия И.Канта. Исследование познавательных способностей человека.

15. Идеалистическая диалектика Гегеля. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля.

16. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

17. Марксистская философия: диалектический и исторический материализм.

18. Основные черты и особенности русской философии.

19 Современная зарубежная философия. Основные черты, круг проблем и ведущие направления.

20. Философское учение о бытии. Основные виды бытия.

21. Философская категория материи. Единство и многообразие материального мира.

22. Устойчивость и изменчивость материального мира. Понятия движения, пространства и времени.

23. Диалектика как философское учение о развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики.

24. Детерминизм и индетерминизм. Телеология.

25. Общество как предмет познания. Основные концепции общественного развития.

26. Общество и природа. Проблема оптимизации их взаимодействия.

27. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Структура общества.

28. Исторический процесс и проблема его направленности.

29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.

30.Проблемы становления человека и общества.

31.Диалектика природного и социального в человеке.

32. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

33. Проблема свободы человека. Свобода и ответственность.

34. Происхождение и сущность сознания.

35. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

36. Культура как ценностный мир человека. Классификация социальных ценностей.

37. Познание как социальный процесс. Познание и практика.

38. Познание и его основные формы.

39. Философское учение об истине.

40. Научное познание, его формы и методы.

41. Человек в информационно-техническом мире.

42. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

Дополнения и изменения в рабочей программе

на 2015/2016 учебный год

В рабочую программу дисциплины «Философия» для направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» профиль «Экология» вносятся следующие дополнения и изменения:

___________________

Дополнения и изменения внес

__

(должность, Ф.И.О., подпись)

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и социально-политических дисциплин

Протокол № ___ от «____» ____________20 _ г.

Заведующий кафедрой А.В. Готнога

Лист регистрации изменений

№ п/п Номер листа Дата внесения изменений Дата введения изменений Всего листов в документе Подпись ответственного лица
Измененного Нового Изъятого
1.              
2.              
3.              
4.              
5.              
6.              
7.              
8.              

Наши рекомендации