Составление программы

Программа

Несмотря на то, что сегодня у учителей есть большой выбор хороших готовых программ, некоторые учителя предпочитают составлять собственные. Хотя учитель может разработать теологически верную и педагогически здравую программу, но большинству учителей все же не хватает знаний и опыта. Изобретая колесо, многие учителя тратят драгоценные часы, которые можно было бы потратить на развитие взаимоотношений с учащимися или на адаптацию той или иной программы к нуждам учащихся. Многие церкви "сворачивают" прекрасную программу лишь потому, что совет церкви не нашел времени рассмотреть ее или не желает начинать что-то новое, несмотря на то, что не удовлетворен существующим положением дел.

Первый шаг в выборе программы - это, конечно, оценка нужд служения. Прежде всего, вам нужно разработать доктрину своего служения, философию вашей преподавательской деятельности, цели и перспективы вашей работы. Восполнит ли данная программа существующие нужды? На чем следует акцентировать внимание? Соответствует ли программа общим целям церкви?

Когда все вышеизложенные факторы будут взвешены, должен собраться квалифицированный совет, чтобы обсудить критерии выбора программы.

· Библейское содержание. Каждый урок должен базироваться на Слове Божьем. Уроки должны показывать, как можно применять Писание в повседневной жизни. Следует подчеркивать важность евангелизации. Одной из важнейших частей урока является изучение Библейского стиха и его запоминание.

· Долгосрочное планирование. Все уроки должны быть разбиты на тематические разделы. Обычно это четыре раздела в год. Одну и ту же библейскую тему можно проходить с детьми по несколько раз, с промежутком два-три года.

Обычно, если ребенок изучает программу одного издательства с раннего детства до шестого класса, то предполагается, что в течение этого времени он повторит основные библейские темы три или четыре раза. Это одна из причин, по которым детское служение должно, по возможности, пользоваться одной программой, вместо того, чтобы перебирать продукцию разных издательств.

· Философия обучения. Все концепции, методы и материалы должны соответствовать возрасту учащихся. Следует менять методы каждую неделю, а уроки должны затрагивать все сферы развития детей. Фокус обучения - это ученик, а не учитель. В уроке обязательно должно присутствовать активное участие учеников. Все материалы и занятия в ходе урока должны соответствовать теме данного урока. План урока должен учитывать физиологические особенности детей и длительность их внимания.

· Учитель. Материалы должны быть привлекательными и простыми в использовании. Каждый урок должен быть простым и включать в себя разнообразные приемы, такие, как карты, плакаты, песни и игры. Следует четко поставить цели урока - что ученики должны узнать, каким должно быть их отношение к изученному материалу, какое действие следует предпринять ученикам на основе полученных знаний. Следует продумать дополнительные занятия на случай, если останется время (многие служители, у которых есть два часа в Воскресной школе, совершают ошибку, предлагая ученикам новый материал, вместо того, чтобы в имеющееся в запасе время повторить только что пройденный).

· Ученик. Все материалы должны быть привлекательными. Занятия должны быть веселыми и интересными. Жизненные ситуации, приводимые в пример на уроке, должны быть знакомы детям и соответствовать их культуре.

· Взаимоотношения семьи и церкви. Программа должна предусматривать закрепление пройденного материала дома. Раздаточный материал поможет укрепить взаимоотношения учителя с родителями.

В помощь родителям или консультантам большинство издательств предлагают в качестве приложения к урокам их краткое содержание. Некоторые издательства предлагают так же дополнительные пособия для учителей - книги, кассеты, и даже организуют семинары.

Программа должна стоять на первом месте в бюджете. И помните - не стоит скупиться на приобретение программ, ведь вы вкладываете в будущее.

Составление программы.

Принципы составления программы:

  1. Цель изучения.
  2. Всесторонний охват (спасение, красную нить, но по нуждам).
  3. Последовательность.
  4. Приближённость к жизни детей.
  5. Гибкость (перекраиваем программу в соответствие с аудиторией).

Когда вы берёте готовую программу, обратите внимание на:

  1. Актуальность и привлекательность темы урока
  2. Соответствие содержания урока его цели
  3. Есть ли моменты в уроке (другой деятельности в течение дня) с которыми вы не согласны (противоречат Писанию)
  4. Логику изложения материала в уроке
  5. Актуальность историй в разделе «Увидеть истину», современность языка
  6. Соответствие игр и золотого стиха цели урока
  7. Ваши личные впечатления от урока
  8. Увлекательность (привлекательность) задания на день

Содержание программы библейских уроков.

  1. Название программы – ряд занятий, объединённых одной целью.
  2. Тема урока – кратко сформулированное содержание урока.
  3. Цель урока – результат, который мы должны достичь (к которому необходимо прийти в конце).
  4. Библейский источник – отрывок из Библии, содержащий цель урока.
  5. Золотой стих – стих, подтверждающий цель урока.

Пример: Тема: Скиния

Цель: Чтобы дети узнали, что мы являемся храмом Духа Святого и как необходимо относиться к себе.

Библейский источник: Исх.25; 1Кор.6:19,20

Золотой стих: 1Кор.3:16

При постановке цели мы должны учитывать возраст детей; нужды и потребности; социальное положение, а также верующие дети или неверующие; их возможности.

Сферы влияния на мировоззрение детей.

Составление программы - student2.ru Составление программы - student2.ru Составление программы - student2.ru Составление программы - student2.ru Составление программы - student2.ru Составление программы - student2.ru Составление программы - student2.ru

Возраст Ведущая деятельность Референтная группа Содержание программы Название программы
7 –10 (12) младшие школьники Учебно-познавательная Учитель, родители Усвоение основ научных знаний Кто такой Иисус? Величайшие открытия. Кто такой Бог?
(12) 10 –15 младший подросток Интимно-личная. Поиски «Я» Сверстники. Развитие самосознания. (через их проблемы открываем Христа) «Не такой как все». Ты – в 21 веке. Величайшие открытия.
14 –17 старший подросток (ранняя юность) Учебно – профессиональная. (способность к глубокому переживанию). Друг, авторитетный человек. Развитие мировоззрения. Исследования, дискуссии. Быть счастливым, это значит… На твоей стороне.

Наши рекомендации