Подготовил а.и.щирский
Для всех специальностей
Москва, 2015
Составители: Щирский А.И., ст. пр.__________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
«___»______________201_г.
«___»______________201_г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока
Б1.Б.1___________________________ студентам__ очной формы обучения
(из циклов ФГОС ВПО: Б1 Б; Б1 В.ОД: Б1 В.ДВ) (очная, очно-заочной, заочной)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 - «Психолого-педагогическое образование», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29» марта 2010г. № 221 и зарегистрированного в Минюсте РФ «11» мая 2010г. № 17166 и примерной учебной программы дисциплин, разработанными УМО.
Программа обсуждена на заседании кафедры философии
Зав. кафедрой Ромашкин К.И., д.ф.н., доцент______________ ______________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«___»______________201_г.
Рецензент: ____
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Проверено:
Начальник отдела менеджмента качества образования ___________________ Л. А. Ефимова
(подпись)
Начальник отдела разработки и обеспечения
образовательных программ УМУ ____________________ Л. М. Сашина
(подпись)
Согласовано:
Декан факультета: Шабунина В.А.. д.п.н.. проф. _______
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«___»______________201_г.
Программа обсуждена на заседании Ученого совета гуманитарно-педагогического факультета, протокол №
Секретарь ученого совета гуманитарно-педагогического факультета
___________ ______________________
(ФИО, учена* степень, ученое звание) (подпись)
«___»______________201_г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению
подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование».
(направление)
протокол №
Председатель учебно-методической комиссии
___________ ______________
(ФИО, учена* степень, ученое звание) (подпись)
«___»______________201_г.
Заведующий выпускающей кафедрой
___________ __________________
(ФИО, учена* степень, ученое звание) (подпись)
«___»______________201_г.
Отдел комплектования ЦНБ ___________________ Е. А. Комарова
(подпись)
Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ ___________________ И. Н. Батура
(подпись)
Содержание
АННОТАЦИЯ.................................................................................................................... 5
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ............................................................................. 5
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ....................................................... 5
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................... 5
4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ............................................................. 8
4.1 Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
4.2 Содержание дисциплины.................................................................................... 8
4.3 семинарские занятия.........................................................................................
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины………….. ..
4.5 Реферат............................................................................................................ 15
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.........................................................................
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................................................................................
6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине.........................
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ...............................................................................................................
7.1 Основная литература..........................................................................................
7.2 Дополнительная литература....................................... '....................................
7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям
7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы..............................................
7.5 базы данных, информационно-справочные и
поисковые системы......................................................................................................
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.... …
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Виды и формы отработки пропущенных занятий.................................................
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ...........................................................
Аннотация
Философия является мировоззренческой и методологической дисциплиной. Вырабатывая систему категорий мышления, она служит общенаучным методом познания. На уровне учебного процесса философия выступает в качестве одной из учебных дисциплин. Наряду с другими социально-гуманитарными дисциплинами философия выступает неотъемлемым компонентом гуманитарной составляющей в подготовке современного специалиста, давая целостное понимание природы человека, устройства мира и места человека в мире. Практическая направленность курса философии заключается в том, что во время чтения лекций и ведения семинарских занятий по всем темам и разделам приводятся примеры в области соответствующей специальности, а также определяется методологическая база общефилософских проблем для специалиста в данной области.
Трудоемкость дисциплины составляет 4 (четыре) зачетных единицы.
Курс рассчитан на 18 часов лекций, 36 часов семинарских занятий, 90 часов самостоятельной работы.
Промежуточная оценка знаний и умений проводится с помощью тестовых заданий, контрольных работ, устных ответов.
Итоговый контроль в форме экзамена предусмотрен в 3 семестре.
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Философия» является освоение студентами основных понятий философии, знакомство с проблемами познания связей и закономерностей развития окружающего мира, предоставление студентам метода и методологии познания действительности, развитие у них интереса к фундаментальным знаниям, понимания междисциплинарных связей и их значения для выработки мировоззрения современного человека. Основная задача дисциплины - способствовать у обучающихся студентов выработке целостного взгляда на мир и места человека в нем, системного представления о видах, ступенях и уровнях знания о мире.
2.Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Философия» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО, в базовую часть общенаучного цикла (Б1.Б.2) дисциплин ООП. Реализация в дисциплине «Философия» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению подготовки по всем специальностям должна учитывать следующее:
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Философия», являются «Обществознание», «История», «Правоведение».
Дисциплина «Философия» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Социология управления», «Демография» и др.
Особенностью дисциплины «Философия» является ее мировоззренческая и методологическая составляющие. Вырабатывая систему категорий мышления, она способствует формированию целостного взгляда на мир. Место дисциплины «Философия» в учебном процессе объясняется важностью передачи студентам элементов философской грамотности, философского осмысления мира и человека. Дисциплина необходимо включает онтологию и теорию познания, социальную философию, антропологию, этику, эстетику, философию религии, историю философии, равно как и целостное описание мира и человека (как части мира) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям)
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 (четыре) зачетных единицы (144 часа), их распределение по семестрам представлено в таблице 2.
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам представлено в таблице 2.
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||
зач. ед. | час. | в т. ч. по семестру | |
№ 3 | |||
Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану | |||
Аудиторная работа: | |||
лекции (Л) | |||
семинарские занятия (С) | |||
Самостоятельная работа | |||
реферат (Р) | |||
самостоятельное изучение разделов | |||
контрольные работы (Кр) | |||
консультации (К) | |||
прочее | |||
самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | |||
Подготовка к экзамену | |||
Вид контроля: | Экзамен |
Содержание дисциплины
Тематический план учебной дисциплиныТаблица 3
Наименование разделов и тем дисциплин (укрупнено) | Всего | Аудиторная работа | Внсаудиторн ая работа CP | |||
Л | С | |||||
Введение | 1,5 | 0,5 | ||||
Раздел 1 «Философия и ее роль в жизни общества и человека» | 5,5 | 0,5 | ||||
Раздел 2 «Философия древнего мира» | б | |||||
Раздел 3 «Философия средневековья» | ||||||
Раздел 4 «Философия эпохи Возрождения» | ||||||
Раздел 5 «Западноевропейская философия XVU-XVIII вв. | ||||||
Раздел 6 «Немецкая классическая философия» | ||||||
Раздел 7 «Марксистско-ленинская философия» | 5,5 | 0,5 | ||||
Раздел 8 «Русская философия» | 1.1 | |||||
Раздел У «Современная западная философия" | ||||||
Раздел 10 «Онтологические проблемы современной философии» | ||||||
Раздел 11 «Гносеологические проблемы современной философии» | ||||||
Раздел 12 «Современные философско-антропологические проблемы» | 9,5 | 0,5 | ||||
Раздел 13 «Современные социально-философские проблемы» | 9,5 | 0,5 | ||||
Раздел 14 «Культура и ценности современного общества» | 7,5 | 0,5 | ||||
Раздел 15 «Глобальные проблемы современности и их философское осмысление» | ||||||
Итого по дисциплине | ||||||
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел1. Философия и ее роль в жизни общества и человека.
Тема1.1. Философия, ее смысл и предназначение.
Философия и мировоззрение. Мировоззрение, его структура и уровни. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Мифология и религия как формы мировоззрения.
Философия: понимание мира и человека с позиций разума и знания. Специфика философских проблем и их отличие от научных проблем. Основной вопрос философии. Философия как самосознание культуры.
Тема1.2. Структура философского знания, методы и средства философского исследования.
Особенности философского знания. Основные области философского знания: онтология, гносеология, аксиология, антропология, социальная философия.
Методы и средства философского исследования. Соотношение философских и научных методов в познании.
Философия и ее история. Основные исторические типы философии.
Тема1.2. Уровни философского знания.
Персональное учение - школа - течение - направления. Преемственность философского знания. Периодизация историко-философского процесса. Предназначение философии и ее будущее.