Естественноисторический материализм, 29 страница

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Капитал, гл. 1, там же, т. 23; его ж е, К кри­тике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; Э н-г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же; его же, Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В. И., От какого наследства мы отказываемся?, ПСС, т. 2; е г о ж е, Парт. организация и парт. лит-pa, там же, т. 12; его же, Памяти Герцена, там же, т. 21; его же, О пролет. К., там же, т. 41; Л е н и н В. И., О К., Сб., М., 1980; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съез­да КПСС, М., 1981; Луначарский A.B., Культурные за­дачи рабочего класса. К. общечеловеческая и классовая, Собр. соч., т. 7, М., 1967; Крупская Н. К., Ленинские установки в области К., М., 1934; А г о с т и Э. - П., Нация и К., пер. с исп., М., 1963; Г а и д е н к о П. П., Экзистенциализм и проб­лема К., М., 1963; Коммунизм и К., М., 1966; Α ρ τ а н о в-с к и и С. Н., Историч. единство человечества и взаимное влия­ние К., Л., 1967: Ковалев С. М., Социализм и культурное наследие, М., 1967; Лотман Ю. М., К проблеме типологии К., в кн.: Труды по знаковым системам, в. 3, Тарту, 1967; Баллер Э. А., Преемственность в развитии Κ.,Μ., 1969; M a p к а р я н Э. С., Очерки теории К., Ер., 1969; его же, О генезисе человеч. деятельности и К., Ер., 1973; Л и ф-ш и ц Μ. Α., Карл Маркс. Иск-во и обществ. идеал, М., 1972; Идеологич. борьба и совр. К., М., 1972; Партия и социалйстич. К., М., 1972; Арнольдов А. И., К. и современность, М., 1973; М е ж у е в В. М., К. и история, М., 1977; Духовный мир развитого социалйстич. общества, М., 1977; Боголюб 0-в а Е. В., К. и общество, М., 1978; Давидович В. Е., Жданов Ю. А., Сущность К., Ростов н/Д., 1979; К. в свете философии, Тб., 1979; 3 л о б и н Н. С., К. и обществ. прогресс, М., 1980; Тейлор Э., Первобытная К., пер. с англ., М., 1939;

Сноу Ч. П., Две К., пер. с англ., М., 1973; К l em m G., Allgemeine Cultur-Geschichte der Menschheit, Bd l—10, ljjz. 1843—52; Benedict R., Patterns of culture, Boston — N. Υ., [1934]; White L. Α., The science of culture, N. Y., 1949; K r o e b e r A. L., K l u с k h o h n C., Culture. A critical re­view of concepts and definitions, Camb. (Mass.), 1952; K r o e-b e г A. L., The nature of culture, Chi., L1952J; M a l i n о w-s k i В., A scientific theory of culture and other essays, Ν. Ύ., 1960; Mead M., Continuities in cultural evolution, New Haven, 1965. А. И, Арнолъдов, М. А. Батуyский, В. М.Межуев.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ социалистиче­ская, процесс революц. преобразования духовной сферы жизни общества, одна их важнейших законо­мерностей построения социализма, утверждение но­вого, социалйстич. типа духовного производства, со­здание социалйстич. культуры — высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. К. р. направлена на пре­вращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-историч. процесса, на форми­рование нового человека. Учение о К. р. как «целой полосе обществ. развития» разработано В. И. Лени­ным, определившим её сущность, задачи и цели (тер­мин «К. р.» введён Лениным в 1923 в работе «О коопе­рации»). Отбросив социал-демократич. догматич. схемы об обязат. очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» куль­туры как предпосылки социального переворота, Ле­нин после Великой Οκτ. социалйстич. революции вы­двинул программу К. р.

К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры про­летариата, обобществление средств произ-ва, социа­лйстич. индустриализация, коллективизация с. х-ва). К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руковод­ством коммунистич. партии. Она является необходи­мым условием построения социализма. К. р. уничто­жает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его до: стояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии. Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социа­лйстич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакцион­ное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прог­рессивное культурное наследие, творчески и крити­чески развивая лучшие образцы, традиции, резуль­таты мировой цивилизации.

К. р. знаменует собой смену закономерностей духов­ного развития антагонистич. общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господст­во реакц. культуры, новыми закономерностями духов­ного развития, на основе к-рых происходит становле­ние и утверждение социалистич., а затем и коммунистич. культуры. К. р. включает создание социалйстич. си­стемы нар. образования и просвещения, перевоспита­ние бурж. и формирование новой, социалйстич. ин­теллигенции, создание социалйстич. лит-ры и иск-ва, подъём науки, формирование новой морали, утверж­дение атеистич. мировоззрения, перестройку быта и т. д.

Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в лич­ные убеждения человека, воспитание умения приме­нять эти принципы в практич. деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими взглядами.

Социалйстич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видо­изменяются в соответствии с нац. и историч. особен­ностями данного народа, нации, страны, с уровнем

КУЛЬТУРНАЯ 295

экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осу­ществлена К. р., её особенности определялись значи­тельной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического π культурного раз­вития наций и народностей России. В переходный пе­риод от капитализма к социализму в СССР была корен­ным образом перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широ­кая сеть школ, вузов, культ.-просвет. учреждений. Перевоспитание старой и ускоренное формирование но­вой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего клас­са и крестьянства, привело к расцвету науки, лит-ры и иск-ва. К. р. охватила все социальные, нац., этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоз­зрения. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Опирающаяся на прин­ципы интернационализма, К. р. привела к всесторон­нему развитию всех нац. культур, ликвидации отста­лости ряда народов и наций в области культуры. На основе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернац. культуры.

К. р. способствовала преодолению противополож­ности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, по­вышению производительности обществ. труда. Научно-техническая революция и связанная с ней интеллек­туализация труда настоятельно требуют обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для всестороннего развития личности, активного участия в управлении обществом.

В зрелом социалистич. обществе важнейшей зада­чей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населе­ния в огромной мере зависят подъем производитель­ных сил, прогресс техники и организация производст­ва, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, ком­мунистическое переустройство быта» (Программа КПСС, 1972, с. 129—30).

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р., страны социалистич. содружества творчески за­имствуют всё наиболее ценное друг у друга. Исполь­зование богатейшего опыта СССР, крепнущая куль­турная консолидация социалистических стран спо­собствуют расцвету каждой страны, обогащению ду­ховного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах ока­зывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. неза­висимость (борьба за ликвидацию массовой неграмот­ности населения, перестройка и расширение нар. обра­зования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становле­ние идеологии антиимпериализма и антиколониализ­ма и т. д.). Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общи­ми задачами антифеод., антиимпериалистич., демокра­тич. революции и могут рассматриваться как нац.-демократич. тип К. р.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Л е-н и в В. И., О пролет. культуре, ПСС, т. 41; е г о ж е, О нашей революции, там же, т. 45; е г о ж е, О кооперации, там же; Ленин В. И., О культуре. Сб., М., 1980; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М.. 1981; Крупская Н. К., О пролет. культуре, в её кн.: Пе-дагогич. соч., т. 7, М., 1959; Луначарский А. В., К. μ. и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.— Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство коммунизма

КУН

и духовный мир человека, М., 1966; К. р. в СССР. 1917—1965, |М., 1967]; Арнольдов A.M., Социализм и К. р., М., 1967; КПСС во главе К. р. в СССР, М., 1972; Духовный мир развитого социалистич. общества, М., 1977. А. И. Арнольдов.

КУН(Kuhn) Томас Сэмюэл (р. 18.7.1922, Цинциннати), амер. историк и философ науки, один из лидеров т. н. историч. школы в методологии и философии науки. Получила известность его концепция историч. дина­мики науч. знания, разработанная в кн.: «Структура науч. революций» (1963, рус. пер. 19772). История науки представлена в ней как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными науч. сооб­ществами. Основой для формирования и функциони­рования таких сообществ является принятие их членами определ. модели науч. деятельности — совокуп­ности теоретич. стандартов, методологич. норм, цен­ностных критериев, мировоззренч. установок. В рам­ках этой модели происходит, по К., постепенная куму­ляция решений науч. «задач-головоломок». Безраз­дельное господство нек-рой модели (парадигмы, или «дисциплинарной матрицы») есть период «нормальной науки», к-рый заканчивается, когда парадигма «взры­вается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в её рамках). Наступает кризис, или «революц.» период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разре­шается победой одной из них, что знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс повто­ряется заново.

Предложенная К. модель историч. эволюции науки направлена как против антиисторизма неопозитиви­стов, так и критич. рационалистов (Поппер и др.). К. отвергает общее для этих направлений убеждение в единственности, абсолютности и неизменности крите­риев научности и рациональности. Подобные критерии объявляются К. исторически относительными: каж­дая парадигма определяет свои стандарты рациональ­ности, к-рые отнюдь не сводятся к простому соблюде­нию требований формальной логики (хотя и не проти­воречат им). Демаркационная линия между наукой и ненаукой устанавливается, согласно К., всякий раз заново с утверждением очередной парадигмы.

К. отвергает эмпирицистский «фундаментализм» нео­позитивистов: не существует фактов, независимых от парадигмы и, следовательно, не существует тео­ретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, учёные, овладевая содержанием парадигмы, учатся «видеть мир» сквозь её призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в ос­мысленный опыт. Отсюда проистекает тезис К. о «не­соизмеримости» парадигм, иногда трактуемый как ут­верждение о невозможности установления к.-л. логич. отношений между сменяющими друг друга теориями. С этим связано отрицание К. преемственности в эво­люции науки: знание, накопленное предыдущей пара­дигмой, отбрасывается после её крушения, а науч. сообщества просто вытесняют друг друга.

Признавая, что науч. знание относится к объектив­ной реальности, К. в то же время релятивизирует его истинность по отношению к парадигме, отвергает к.-л. направленность развития науки. Прогресс, по К., — понятие, имеющее смысл только для «нормальной науки», где его критерием выступает количество решён­ных проблем.

Работы К. сыграли важную роль в углублении кри­зиса неопозитивистской философии науки, явились стимулом для развития динамич. и историч. представ­лений о науке и деятельности учёных, подчеркнули значение социологич. и социально-психологич. ана­лиза в науковедении. Раскрыв пек-рые диалектич. характеристики развития науки, К. вместе с тем не смог построить его адекватную картину. Он ошибочно противопоставил элементы дискретности и непрерыв­ности, относительности и абсолютности в развитии науч. знания, а также социальную психологию науч. коллективов — объективной логике науч. исследова-

ния. Реалистич. тенденции сочетаются у К. с элемен­тами прагматизма и инструментализма, а ого в целом рационалистич. позиция не является последовательной. Подобная эклектичность филос. взглядов К. служит причиной ограниченности его историографич. концеп­ции науки.

• Copernican revolution, Camb., 1957; Sources for history of quantum physics, Philadelphia, 19R7; The essential tension. Selected studies in scientific tradition and change, CM.— L., 1977; в рус. пер.— Замечания на ст. И. Лакатоса, в кн.: Струк­тура и развитие науки, М., 1978.

* Родный Н. И., Проблема науч. революции в концепции развития науки Т. К., в кн.: Концепции науки в бурж. филосо­фии и социологии, М., 1973; Лекторский В. А., Филосо­фия, наука, «философия науки», «ВФ», 1973, № 4; Π о p у с В. Н., «Структура науч. революций» и диалектика развития науки, «ФН», 1977, №2; Criticism and the growth of knowledge, Camb., 1970; Motycka A., Relatywistyczna wizja nauki. Analiza krytyczna koncepcji T. S. Kuhna i S. E. Toulmina, Wroclaw, 1980. В. Н. Порус.

КЬЕРКЕГОР,Киркегор (Kierkegaard) Серен (5.5.1813, Копенгаген,— 11.11.1855, там же), дат. тео­лог, философ-идеалист и писатель. Изучал фило­софию и теологию в Копенгагенском ун-те. Вёл за­мкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную ин­тенсивной лит. работой; в конце жизни вступил в бур­ную полемику с офиц. теологич. кругами. Многие из своих трудов («Или—или» — «Enten — eller», 1843; «Страх и трепет» — «Frygt og baeven», 1843; «Филос. крохи» — «Phüosophiske smuler», 1844, и др.) К. пуб­ликовал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художеств. форму («Дневник соблазни­теля» и др.).

Филос. воззрения К. сложились под влиянием нем. романтизма, а также антирационалистич. реакции на гегелевскую философию. Особое значение К. придавал сократич. иронии, религ.-филос. истолкованию к-рой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистер­скую диссертацию. К. критиковал Гегеля за «объекти­визм», т. е. стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зре­ния К. отвергал как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишаю­щую её самостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектике К. пытается противопоста­вить принципиально иную — субъективную («экзи­стенциальную») диалектику, к-рая оказывается у К. средством сохранить отношение личности к богу. На пути к богу человек, согласно К., проходит три ка­чественно различные стадии — эстетическую, этиче­скую и религиозную. Эстетически живущий индивид, по К., достигает эмоционального наслаждения отка­зом от обретения «истины» своего существования; этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворён-

ность и «отчаяние», однако это ещё не истинное от­чаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значе­ния своей личности; другого пути к богу, по К., нет.

К. настаивал на радикальном парадоксализме и ало­гичности религ. переживания, высмеивая попытки ра­ционализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то, что она, от­менив ср.-век. аскетизм, «облегчила жизнь». Лютеран­ство воспринималось им как дальнейшая рационализа­ция религии, т. е. как её деградация. К. защищал те­зис о реальности христианства лишь для избранных, к-рые смогут реализовать свою экзистенциальную сво­боду.

Философия К. не пользовалась популярностью при его жизни и в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. к учению К. обращается протестантская диа­лектическая теология, а с 1920-х гг. — экзистенциа­лизм. Стиль философствования К. становится образ­цом для иррационалистич. течений совр. бурж. филос. мысли.

• Samlede vaerker, bd 1—20, Kbh., 1962—64; Papirer, bd 1—16, Kbh., 1968—78«; в рус. пер.— Наслаждение и долг, СПБ, 1894; Несчастнейший, в сб.: Северные сборники, кн. 4, СПБ, ь!908. * Шестов Л., К. и экзистенциальная философия, Париж, 1939; Гайдеяко П., Трагедия эстетизма. Опыт характери­стики миросозерцания С. К., М., 1970; Б ы х о в с к и й Б. Э. К., М., 1972; Wahl J., Etudes Kierkegaardiennes, P., 19492· A n z W., KierKegaard und der deutsche Idealismus, Tüb., 1956;

Lowrie W., Kierkegaard, v. 1—2, N.T., [1962]; M e s-nard P., Kierkegaard, P., 19633; Adorno T h. W., Kier­kegaard. Konstruktion des Ästhetischen, Fr./M., 1966s; J 0 r-fi e n s e n A., S0ren Kierkegaard-litteratur. 1961—1970, tAar-hus, 1971]; Materialien zur Philosophie S. Kierkegaards, hrsg. v. M. Theunissen und W. Greve, Fr./M., 1979 (библ.).

КЮЛЬПЕ(Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского р-на Латв. ССР,— 30.12.1915, Мюнхен), нем. психолог и философ-идеалист. В философии — представитель критического реализма. Осн. тема ра­бот К. — психологич. основания теории познания. По К., акт сознания способствует «реализации» объек­та, т. е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной рефлексии. Впер­вые в психологии К. обратился к экспериментальному изучению высших психич. процессов — мышления и воли. На выявление специфич. содержания мышления были направлены осн. усилия вюрцбургской школы, созданной К.

• Die Realisierung, Bd 1—3, Lpz., 1912—23; Vorlesungen über Psychologie, Lpz., 19222; в рус. пер.— Введение в философию, СПБ, 1901; Совр. философия в Германии, М., 1903; Совр. психо­логия мышления, в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ 1914.

Л

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, — 2.2.1904, Рим), итал. философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистич. дви­жения. Познакомившись с трудами К. Маркса, Л. к нач. 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербарти-анства (см. Гербарт) перешёл на позиции марксизма. С 1890 вёл оживлённую переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в итал. и междунар. рабочем движении; содействовал основанию Итальянской социалистиче­ской партии (1892), хотя и не участвовал в её деятель­ности.

В своих работах Л. рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историч. материа­лизмом. В их числе проблемы: определяющего фактора

в историч. развитии; классов и классовой борьбы; роли нар. масс и личности в истории; закономерностей раз­вития бурж. общества; гос-ва; революции и др. Гл. задачу материалистич. понимания истории Л. усматри­вал в том, чтобы вывести обществ. мысль из запутан-ного лабиринта ненауч. филос.-историч. концепций и показать истинные движущие силы обществ. развития. Осн. положения историч. материализма Л. рассматри­вал в тесной связи с историей развития классовой борь­бы, с критикой бурж. теорий и мелкобурж. течений в социализме. Значит. внимание Л. уделял политич.

ЛАБРИОЛА 297

проблемам, вопросам тактики и организац. принци­пам пролет. партии, развивал мысль о необходимости связи социалистич. движения с марксистской теорией. Вместе с тем воззрения и деятельность Л. не были сво­бодны от нек-рых серьёзных противоречий и ошибок: недооценки учения о диктатуре пролетариата, значе­ния вопроса о взаимоотношении пролет. партии с ра­бочим классом и его союзниками, ошибочного пони­мания нац. вопроса (деление наций на «активные» и «пассивные»).

Идейное наследие Л. послужило отправной точкой для дальнейшего развития итал. марксистской мысли.

• Opere complete, t. 1—3, Mil., 1959—61; Lettere a Engels, Roma, 1949; Scritti filosofici e politic!, v. 1 — 2, Torino, 1973; в рус. пер.— К «кризису марксизма», К.,.1900; О социализме, СПБ, 1906; Очерки материалистич. понимания истории, М., I960.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 37, с. 312—13; т. 38, с. 205; т. 39, с. 161; Ленин В. И., ЯСС, т. 2, с. 500; т. 55, с. 59—60; Плеханов Г. В., О материалистич. понима­нии истории, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958; Тольятти П., Развитие и кризис итал. мысли в XIX в., «ВФ», 1955, № 5; H и к и т и ч Л. А., Л., М., 1980; Berti G., Peruno studio della vita e del pensiero di A. Labriola, Roma, 1954.

ЛАВРОВПётр Лаврович [2 (14).6.1823, с. Мелехове Псковской губ., — 25.1 (6.2). 1900, Париж], рус. фи­лософ и социолог, публицист, идеолог революц. народ­ничества. Участник демократич. движения 60-х гг., в 1866 был арестован, предан воен. суду и приговорен к ссылке. В 1870 бежал за границу, в Париже был при­нят в одну из секций Интернационала, участвовал в Парижской коммуне 1871, тогда же в Лондоне позна­комился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873—76 из­давал журн. и газ. «Вперёд!» (Цюрих, Лондон), в 1883— 1886 — один из редакторов «Вестника "Нар. воли"».

В филос. работах 50—60-х гг. («Практич. философия Гегеля», 1859; «Механич. теория мира», 1859; «Очерки вопросов практич. философии», 1860; «Три беседы о совр. значении философии», 1861, и др.) с позиций ант­ропологизма выступал с критикой религ. идеологии и мистич. форм идеализма как «патологич. элементов» сознания, а также вульгарного материализма, не­справедливо отождествлявшегося Л. с материализмом вообще. По Л., предметом философии является чело­век как единое нераздельное целое; объективный ма­териальный мир, несомненно, существует, но в наших суждениях о нём мы не можем выходить за пределы мира явлений, человеч. опыта; поэтому материализм, считающий всё сущее лишь многообразным проявле­нием единой, не данной непосредственно в сознании субстанции («вещества»), несмотря на все его историч. заслуги в борьбе с идеализмом, представляет собою разновидность умозрит., метафизич. верования, в луч­шем случае — гипотезу. С этими филос. положениями Л., в к-рых проявилось воздействие на Л. идей Канта и позитивизма, в 60-х гг. полемизировали Н. Г. Чер­нышевский и М. А. Антонович.

В социологии Л. («Историч. письма», 1870, и др.) подчёркивал принципиальное различие природных (за­кономерных, повторяющихся) и обществ. (прогрес­сивно изменяющихся, неповторимых) явлений. По Л., сущность истории состоит в переработке культуры — традиционных, склонных к застою обществ. форм, в цивилизацию — сознат. историч. движение, осущест­вляемое «критич. мыслью». Поскольку мысль реальна лишь в личности, гл. движущей силой истории явля­ются «критически мыслящие личности», передовая ин­теллигенция. Л. разрабатывал субъективный метод в социологии: критерий обществ. прогресса, состояще­го в конечном счёте в росте человеч. солидарности, во всё более полном воплощении в человеч. общежитии идей равенства и справедливости, отождествлялся им с нравств. идеалом мыслителя или историч. деятеля. По Л., критически мыслящие и энергически желаю-

ЛАВРОВ

щие личности для достижения своих целей должны объединяться в партию, к-рая придаёт борьбе «направ­ление и единство» (Иябр. соч., т. I, с. 254. 261).

В отличие от Бакунина и Ткачёва, Л. настаивал на обязательности тщат. подготовки социальной револю­ции, подготовки как народа, к-рый только и может со­вершить революцию, так и его руководителей, сознат. революционеров («Вперёд! Наша программа», 1873). С этой т. зр. Л. критиковал бакунинскую ставку на революц. порыв масс, бланкистскую концепцию рево­люции сверху, «якобинизм» Ткачёва и др. деятелей освободит. движения. Особое значепие Л. придавал роли нравств. начала в революции («Социальная рево­люция и задачи нравственности», 1884). Критикуя анар­хизм, Л. признавал в работе «Гос. элемент в будущем обществе» (1876) необходимость революц. диктатуры при совершении социалистич. переворота, на «другой день» после свержения эксплуататоров. Образец со­циалистич. гос-ва Л., как и Маркс, видел в Париж­ской Коммуне («18марта 1871 г.», 1880). Не поняв сущ­ности марксизма как качественно нового социалистич. учения и условий его применимости к России, Л. при­знавал выдающуюся роль Маркса и Энгельса в экономич. обосновании «рабочего социализма», постоян­но подчёркивал интернационалистский характер борьбы за социализм. Критикуя теоретич. ошибки Л., В. И. Ленин вместе с тем считал его «... ветераном революционной теории ...» (ПСС, т. 2, с. 462).

• Собр. соч.,М., 1917—20 (не законч.); Задачи понимания исто­рии, СПБ, 1903г (псевд. С. С. Арнольди); Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 1—4, М., 1934—35 (не законч.); Философия и социология, т. 1—2, М., 1965.

• Книжник-Ветров И., П. Л. Л., M., 19302; Га­лактионов Α. Α., Η и к а н д p о в П. Ф., Идеологи рус. народничества, Л., 1966, гл. 2; Б о г а т о в В. В., Философия П. Л. Л., М., 1972; Π а н т и н И. К., Социалистич. мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973; В о л о д и н А. И., П. Л. Л. как исследователь и критик религии, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 17, М., 1975; Володин А. И., И т е н-берг B.C., Л., М., 1981. А. И. Володин.

ЛАДОШ (Ladosz) Ярослав (р. 20.10.1924, Варшава), польск. философ-марксист. Чл. ПОРП с 1948. Актив­но способствовал пропаганде и развитию в после­военной Польше марксистско-ленинской философии. Работы Л. посвящены проблемам диалектического и исторического материализма, в особенности разви­тию диалектпч. логики, соотношению диалектики и формальной логики; критике совр. филос. и политич. ревизионизма, буржуазной идеологии и антикомму­низма .

• Wielowartoäciowe ractiunki zdan a rozwo] logiki, Warn., 1961; Szkicez epistemologii matematyki, Warsz., 1968; Marksis-towska teoria walki klas, Warsz., 1969; Materializm dialektyczny, Warsz., 19732; Przedmiot filozofii i jej rola spoieczna. Miejsce filozofii w teorii marksistowskiej, Warsz., 1975; Dialektyka a spoleczenstwo, Warsz., 19763 (совм. с S. Kozyr-Kowalski).

ЛАЗАРСФЕЛЬД (Lazarsfeld) Пауль Феликс (13.2. 1901, Вена,— 31.8.1976, Нью-Йорк), амер. социолог, один из ведущих специалистов в области методологии и применения математич. методов. С 1933 в США. Л. разработал ряд ценных исследоват. методов и матема­тич. моделей анализа латентных (скрытых) структур, панельного анализа («индекс Л.»), теорию двухступен­чатой коммуникации и др. Он руководил рядом круп­ных эмпирич. исследований, посвящённых проблемам массовой коммуникации и механизмам избират. борьбы в США. Выступал за сближение социологии с др. обществ.

науками, отстаивая ложную концепцию «де-идеологизации» социологии и превращения её в «есте­ственную науку», «свободную от ценностей»; сам Л. придерживался буржуазно-либеральных политиче­ских взглядов, за что подвергался нападкам в период маккартизма.

• Radio and the printed page, Ν. Υ., [1940]; Radio listening in America, N. Y., 1948 (совм. с P. Kendall); Studies in the scope and method of «The American Soldier», N. Y., 1950 (совм. с R. K. Merton); The people's choice, N. Y.—L., 19683 (совм. с B. Berelson, H. Gaudet); The language of social research, N. Y., 1969 (совм. с M. Rosenberg); Sociology, в кн.: Main trends ot research in the social and human sciences, pt 1, P.— The Hague, 1970, p. 61—165; в рус. пер.— Методологич. проблемы социоло-

гии, в сб.: Социология сегодня. Проблемы и перспективы, Μ., 1965; Логич. и математич. основания латентно-структурного анализа, к сб.: Математич. методы в совр. бурж. социологии, M., 1966.

* К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1984; Андрее-в а Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; История бурж. социологии 1-й пол. 20 в., М., 1079.

ЛАКАН(Lacan) Жак (13.4.1901, Париж,—9.9.1981, там же), франц. теоретик и практик т. и. структурного психоанализа. Основатель «парижской школы фрей­дизма». Л. провозглашает своей целью «возврат к Фрей­ду» и кладёт в основу своей концепции мысль Фрейда об особом значении речевых нарушений для диагнос­тики и лечения психич. заболеваний. В ряде работ, в т. ч. в программной ст. «Функция и поле речи и языка в психоанализе» («The'function and field of speech and language in psychoanalysis», 1953), Л. ставит на место психич. структуры Фрейда («Оно» — «Я» — «Сверх-Я») трёхчленную схему «реальное — воображаемое — сим­волическое», гл. момент к-рой — взаимодействие вооб­ражаемого (источник субъективного иллюзорного син­тезирования) и символического (совокупность объек­тивных механизмов языка и культуры). Символич. опосредованность любых проявлений человеч. психики и прежде всего — бессознательного психического, их закономерно упорядоченный характер Л. выражает формулой: бессознательное структурировано как язык. При этом переосмыслению подвергаются оба члена фор­мулы: с одной стороны, бессознательное у Л., в отли­чие от Фрейда, в известной мере лишается своего пан-сексуального характера и связывается с историч. по­рядками культуры; с другой — языковые знаки у Л., в отличие, напр., от Ф. де Соссюра, создателя струк­турной лингвистики, лишаются своей определённости и неразложимости: их форма (означающее) освобож­дается от содержания (означаемого) и абсолютизирует­ся в концепции Л. как сила, обусловливающая не толь­ко психику человека, но и его судьбу. Л. использует при анализе бессознательного нек-рые приёмы струк­турной лингвистики, антропологии, риторики, топо­логии и др. Однако задача изучения закономерностей человеч. психики ставится Л. в отрыве от широких со­циальных взаимозависимостей. Благодаря деятельно­сти Л. психоанализ во Франции оказал влияние на формирование общественных умонастроений (фран­цузский структурализм, антипсихиатрическое движе­ние и пр.).

Наши рекомендации