Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ
Направление подготовки
44.03.05
«Педагогическое образование»
Профиль подготовки «Математика и физика»
Комсомольск-на-Амуре, 2015 г.
РАЗРАБОТАНО
Профессор кафедры философии
и социально-политических дисциплин Р.Л. Лившиц
СОГЛАСОВАНО
Учебно-методическое управление
Начальник О.Ю. Назьмова
Начальник учебного отдела
дневного отделения Е.А Колотыгина
Заведующий кафедрой А.В. Готнога
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии и социально-политических дисциплин протокол № 1 от 16.09.2015 г.
Введено:
Протокол № «16» 09 2015 г.
Взамен:
Протокол № «24» 09 2014 г.
Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО
направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» и учебного плана ФГОУ ВО АмГПГУ
Пояснительная записка
Курс охватывает основной комплекс проблем философии и стремится показать развитие философского знания в социально-культурном контексте и его воздействие на все сферы теоретической и практической деятельности людей.
Цель учебной дисциплины «Философия» ─ способствовать созданию у студентов целостного мировоззрения, т.е. системного представления о мире и месте человека в нем, а также развитию ценностных оснований жизнедеятельности будущих специалистов.
Задачи дисциплины:
- углубить и расширить круг мировоззренческих представлений студентов;
- развить у студентов интерес к фундаментальным теоретическим знаниям;
- стимулировать потребность к философским оценкам исторических событий и фактов действительности;
- изучить основные этапы развития философской мысли;
- сформировать понимание идеи единства мирового историко-культурного процесса
при одновременном признании многообразия его форм;
- показать роль философии в формировании ценностных оснований человеческой
жизни.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
В системе общекультурных знаний философия является базовой дисциплиной Б.1.Б.2. Для профессионала в области математики и физики она необходима как существенный элемент образованности. Современный специалист должен понимать мировоззренческое, методологическое, гуманистическое и ценностное значение философии для личности, логику ее развития, роль в общественной жизни. Курс философии также призван обеспечить понимание связи философии и науки. Основной задачей курса является углубление понимания особенностей философии как формы духовного освоения действительности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (ОК – общекультурные компетенции, ПК – профессиональные компетенции):
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
ОК-6: способность к самоорганизации и самообразованию.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основы истории и теории философской мысли;
- своеобразие философии, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания;
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; пониманию роли ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- о сущности, назначении и смысле жизни человека;
- современные социальные и этические проблемы;
- ценность научной рациональности и ее исторические типы;
- структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
Уметь:
- логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
- пользоваться разнообразными и адекватными приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;
- сравнивать разнообразные модели мира в философии с целью выявления их сходства и различия;
- проводить критическую оценку теорий, гипотез с точки зрения критериев обоснованности;
- выявлять влияние философии на научную теорию;
- отличать онтологическую схему мира в философии от картины мира науки;
- применять всё многообразие познавательных практик и методов, выработанных культурой.
Владеть:
- навыком проведения самостоятельного историко-философского исследования, многомерной оценки теоретического богатства философских и научных течений, направлений и школ;
- способностью выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;
- способностью к нелинейному теоретическому мышлению.
Объем дисциплины и виды учебной работы по семестрам
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Таблица 1
Всего часов | Семестр 3 | |
Виды учебной работы | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары (с) | ||
Практические | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа | ||
Курсовая работа (проект) | ||
Вид итогового контроля | экзамен |
Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине
Аудиторные занятия по семестрам
(лекции, лабораторные, практические)
Кол-во часов | Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание |
Очная форма обучения | |
Лекции | |
Раздел 1. «Введение в философию» | |
Тема «Философия в системе культуры» Философия как теоретическое мировоззрение. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Предмет философии. Природа и специфика философских проблем. Дисциплинарная структура философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе исторического развития | |
Раздел 2. «История философии» | |
Тема «Философия Древнего Востока» Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм). Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Типы методологии (нумерология и логика), их особенности в философских учениях Китая. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм,легизм, школа имен. | |
Тема «Античная философия» Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап - философия природы (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Проблема человека. Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллинистический и римский периоды античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии, ее место в историко-культурном развитии человечества. | |
Тема «Средневековая философия» Теоцентризм, креационизм и провиденциализм – системообразующие принципы философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Проблемное поле средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. | |
Тема «Философия эпохи Возрождения» Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф.Петрарка). Утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Идея бесконечности мира. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н.Макиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла). | |
Тема «Философия Нового времени» Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт Обоснование новой картины мира и ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество. Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени. | |
Тема «Немецкая классическая философия» Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления в немецкой классической философии. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Антропологизм Л.Фейербаха. | |
Тема «Марксистская философия» Марксистская философия в контексте западноевропейской культуры. Отношение К.Маркса и Ф.Энгельса к немецкой классической философии: приверженность и философско-рационалистической традиции. Проблема человека: концепция отчуждения, соотношение «человеческой» и «политической» эмансипации. Материалистическое понимание истории. Методология системного анализа общества. Логика теории и логика социальной практики (философия - духовное оружие пролетариата) в философии марксизма. Философия истории, учения о социальной революции. Философия природы. Материалистическая диалектика как система и метод мышления. Роль философии марксизма в культура и судьбах 20 века. | |
Тема «Русская философия» Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Развитие русской философии в ХVIII – первой половине ХIХ в. (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Просветительская мысль в России XIX в. и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). Русский космизм. Русская философия после 1917 года. Русская философия в контексте мировой философской мысли. | |
Раздел 3. «Теория философии» | |
Тема «Философская онтология» Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие природы. Бытие человека. Общественное бытие. Пространство и время как всеобщие формы бытия материального мира. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Идея единства мира. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии. | |
Т Тема «Философское учение о развитии» Идея развития в философии. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. | |
Тема «Социальная философия» Проблема построения теоретической модели общества. Общество как саморазвивающаяся система. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Соотношение стихийности и сознательности в историческом процессе. Проблема типологизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). | |
Тема «Философская антропология» Человек как объект исследования в философии и науке. Основные понятия философской концепции человека: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Природное бытие человека. Основные факторы антропосоциогенеза, его комплексный характер. Социальное бытие человека. Общественное и индивидуальное в человеке. Человек и человечество. Социальные типы личности. Личность в эпохи социальных катастроф. Проблема смерти в духовном опыте человечества. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода. Понятие свободы и его эволюция. | |
Тема: Философия сознания Сознание как субъективная, духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Сознание и бессознательное. Структура сознания. Язык и мышление. Активность сознания и способы ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание. | |
Тема «Философия познания». Познание как предмет философского анализа Специфика познавательного отношения человека к действительности. Сознание и познание. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Виды, формы и ступени познания. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины. Социально-культурная обусловленность процесса познания. Познание и практика. Научные и вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное. | |
Тема «Философия науки и техники» Роль науки в развитии современной цивилизации. Специфика научного познания мира. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Этапы и уровни научного познания. Методы и формы научного познания. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук. Информация и ее социальные функции. Информационное общество: его особенности, перспективы и социально-гуманитарные последствия его развития. Проблемы человека в информационном мире: «информационный стресс», «футурошок», «личностный кризис» и т.д. Проблема формирования нового стиля мышления. | |
Тема «Философские проблемы футурологии» Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Проблема исторического прогнозирования. Ближайшее, обозримое и отдаленное будущее. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобальные проблемы современности: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Перспективы ноосферной цивилизации. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума | |
Практические занятия /семинары | |
Раздел 1. «Введение в философию» | |
Тема «Философия в системе культуры» Философия и мировоззрение. Предмет философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Социальные функции философии. Проблема метода в философии, диалектика и метафизика, их исторические формы. | |
Раздел 2. «История философии» | |
Тема «Философия древнего Востока» Философия древней Индии.Философия древнего Китая | |
Т Тема «Античная философия» Основные школы античной философии. Классический период развития античной философии. Сократ, Платон, Аристотель | |
Т Тема «Средневековая философия» Специфика средневековой философии. Этапы развития философии в Средние века. Средневековая схоластика. Фома Аквинский. | |
Тема «Философия эпохи Возрождения» Специфика философии эпохи Возрождения. Философские концепции эпохи Возрождения. | |
Тема «Философия Нового времени» Специфика философии Нового времени. Проблемы познания в философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Проблема «человек – общество» в философии Нового времени и эпохи Просвещения. | |
Тема «Немецкая классическая философия» Критическая философия И.Канта. Исследование познавательных способностей человека. Идеалистическая диалектика Гегеля. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. | |
Тема «Марксистская философия» Синтез диалектики и материализма в марксистской философии. Социально-философская концепция марксизма | |
Тема «Русская философия» Специфика русской философии. Русская философия об особенностях исторического пути России | |
Раздел 3. «Теория философии» | |
Тема «Философская онтология» Философское учение о бытии. Основные виды бытия. Философская категория материи. Единство и многообразие материального мира. | |
Тема «Философское учение о развитии» Устойчивость и изменчивость материального мира. Понятия движения, пространства и времени. Диалектика как философское учение о развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Телеология. | |
Тема «Социальная философия» Общество как предмет познания. Основные концепции общественного развития. Общество и природа. Проблема оптимизации их взаимодействия. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Структура общества. Исторический процесс и проблема его направленности. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества. | |
Тема «Философская антропология» Проблемы становления человека и общества. Диалектика природного и социального в человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема свободы человека. Свобода и ответственность. | |
Тема «Философия сознания» Происхождение и сущность сознания. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. | |
Тема «Философия познания» Познание как социальный процесс. Познание и практика.Познание и его основные формы. Философское учение об истине. | |
Тема «Философия науки и техники» Научное познание, его формы и методы. Человек в информационно-техническом мире. | |
Тема «Философские проблемы футурологии» Проблема исторического прогнозирования. Ближайшее, обозримое и отдаленное будущее. Глобальные проблемы современности и подходы к их решению. | |
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены |