Немножко об астрологии
Среди многочисленных уполномоченных воплощений Кришны в этом мире есть так называемые граха-аватары или планеты. В Брихад-парашара-хора шастре великий мудрец Парашара Муни, отец Шрилы Вьясадевы, говорит, что Кришна воплощается в форме этих планет, чтобы наказывать злодеев, защищать праведников и наделять живые существа последствиями их поступков, то есть кармическими реакциями. В конечном итоге, Кришна в форме Сверхдуши является свидетелем всех наших поступков, но Он действует через Свои многочисленные энергии, в данном случае – через девять грах или планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Раху и Кету. Полубоги, управляющие этими планетами не являются независимыми – они просто являются представителями вечного времени. Вместе с тем, они являются уполномоченными воплощениями аватар Господа: Солнце – Рамы, Луна – Кришны (не путать с аватари-Кришной, источником всех аватар), Марс – Нарасимхи, Меркурий – Будды, Венера – Парашурамы, Юпитер – Ваманы, Сатурн – Курмы, Раху – Варахи, и Кету – Матсьи.
Эти планеты подобны девяти стрелкам часов вселенского времени. В момент рождения живого существа эти стрелки указывают на карму, которую оно заработало себе в прошлой жизни. С этого момента начинают отсчитываться определенные планетные периоды, приводящие к тому, что кармические реакции срабатывают в определенные моменты времени. Кроме того, расчет дополнительных гороскопов в различные критические моменты жизни позволяет учесть также и карму, заработанную в этой жизни. Сведующие ведические астрологи умеют читать прошлое, настоящее и будущее человека по его гороскопам.
Как же относиться преданному к астрологии? Мы говорим здесь про ведическую астрологию, поскольку западная, подобно любой другой западной науке, вообще никаким образом не связана с духовным прогрессом – в ее основе лежит та же концепция, что человек – хозяин природы (Хари Бол!). Давайте познакомимся с тем, как квалифицированный традиционный астролог делает свои предсказания. Для того, чтобы быть квалифицированным астрологом, он должен находиться в цепи ученической преемствености, обадать обширными ведическими знаниями, опытом и, что самое главное, непоколебимой верой и преданностью Богу.
Когда составляется гороскоп, то в нем всегда содержится огромное количество (десятки и сотни) самых разнообразных указаний, зачастую противоречащих друг другу. Например, одна планета будет указывать на финансовое благополучие, а другая – на полный крах. Все эти указания описаны в священных писаниях, но в следствие кали-южной памяти, большинство так называемых современных астрологов пользуются лишь небольшой частью этих знаний. Но что более важно, для того, чтобы действительно разобраться в той «каше», которую представляет из себя гороскоп, астролог должен полностью положиться на силу мантры, которую он получил от своего гуру, и на божество, покровительство у которого он принял. Фактически это божество и подсказывает ему решение. Многие астрологи в Индии поклоняются различным духам или полубогам. Некоторые из них поклоняются Вишну. Но преданный, который получил вкус к чистым принципам преданного служения, провозглашенным Шри Чайтаньей Махапрабху, вряд ли найдет удовлетворение в других формах поклонения.
Затем, квалифицированный астролог должен не просто предсказать будущее, но и посоветовать, как изменить или облегчить его. Средства для этого все те же – поклонение полубогам или Вишну, аскезы, благотворительность, разнообразные ритуалы. НО! Вся астрология лежит в сфере дхармы, артхи, камы и мокши, т.е. религиозных принципов, экономического развития, чувственных наслаждений, и освобождения, поэтому даже поклонение Вишну будет иметь оттенок бизнеса с Господом.
Примечательно, что в самих астрологических трактатах явно предупреждается, что излагаемые в них принципы не приложимы к великим мудрецам и садху – святым личностям. Как сказал один почтенный астролог: «Я не делаю предсказаний для астрологов (в его представлениях астролог – это синоим преданного Кришны). Я верю, что они находятся полностью под опекой Шри Джаганнатха – Господа Вселенной». Преданное служение трансцендентно. Просто совершая его, строго следуя принципам, которые дал нам Шрила Прабхупада, мы автоматически достигнем целей всех остальных ведических ритуалов. Поскольку все равно сущностью всех методов искупления является преданное служение, зачем следовать косвенным методам, если можно прибегнуть к более действенному прямому? Вместе с тем, ища «более легких» материальных решений, мы подвергаем себя опасности отвлечься от чистых принципов бхакти. Как сказал Чанакья Пандит: «Тот, кто променяет вечное на бренное, вечное потеряет... И бренное, естественно, потеряет тоже». Но это – личный выбор каждого!
В заключении скажу несколько слов «в оправдание» астрологии (мне можно ругаться, поскольку я сам – астролог J). Ведическая астрология действительно имеет определенное место в таких специфических областях преданного служения, как проведение самскар или очистительных обрядов для детей, определения совместимости потенциальных супружеских пар, выбор времени для открытия храмов, установки Божеств и т.д. Это часть Ведической культуры, и может быть своего рода украшением для преданного служения. Кроме того, сведуюдие людиговорят, что во Вриндаване тоже есть Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Раху и Кету, которые служат там Божественной Чете Шри Шри Радхе и Кришне. Но это уже совсем другая история...
Кто виноват?!
В заключении мне бы хотелось предложить Вашему вниманию перевод нескольких стихов из Одиннадцатой Песни Шримад Бхагаватам, главы, называемой «Песнь Аванти-брахмана». Предыстория ее такова. Давным давно в городе Аванти жил да был брахман. И был он ужасным скрягой. В его владении были обширные земли, но он утаивал свои доходы от налогов. Из жадности он не совершал никаких жертвоприношений. И даже все члены его семьи ходили в лохмотьях. В конце концов, это переполнило чашу, и его процветанию пришел конец. Недовольные полубоги организовали маленькую засуху, и он лишился нового урожая. Правительство прислало налоговую полицию, которая конфисковала изрядную долю его имущества. Затем воры пробрались в дом и обокрали его. И наконец, члены его семьи поделили между собой все, что осталось, а его самого вышвырнули на улицу.
Поначалу брахман был глубоко потрясен. Но затем он почувствовал облегчение и дух отрешенности проснулся в нем. Приняв случившееся как милость Господа, он предался Его лотосным стопам и начал странствовать повсюду как санньяси. Люди издевались над ним. Они говорили: «Посмотрите на этого скрягу. Теперь, когда он лишился всего, он стал отрешенным!» Дети швыряли в него камнями. Но ничто не могло вывести его из равновесия, и он продолжал странствоватьповсюду, воспевая славу Господу. Отрывок из его песни в котором он приводит удивительный анализ причины страданий, с которыми сталкивается живое существо, мы и предлагаем Вашему вниманию:
«Брахман сказал: Эти люди не являются причиной моего счастья и несчастья. Не причем здесь и полубоги, мое собсвтенное тело, планеты, прошлые поступки или время. Только лишь ум вызывает счастье и страдания и продляет вращение в круговороте материальной жизни»...
«Если вы скажете, что эти люди являются причиной моих счастья и страданий, то где в такой концепции отведено место душе? Счастье и страдания относятся не к душе, а к взаимодействию материальных тел. Если человек прикусит язык своими собственными зубами, то на кого ему сердиться?»
«Если вы скажете, что полубоги, управляющие органами чувств, вызывают страдания, то все равно, как подобные страдания приложимы к духовной душе? Саии действия, и объекты, на которые направлениы эти действия – это лишь взаимодействие между переменчивыми чувствами и соответствующими божествами. Когда одна часть тела нападает на другую, то на кого должен сердиться человек, находящийся в этом теле?»
«Если сама душа была бы причиой счастья и страданий, то мы не мы не могли бы винить других, поскольку счастье и страдания были бы просто природой души. В соответствии с этой теорией, в действительности не существует ничего, кроме души, и если мы воспринимаем что-либо помимо души, то это иллюзия. Поэтому, поскольку счастье и страдания в действительности не существуют в такой концепции, то зачем сердиться на себя или на других?»
«А если мы изучим гипотезу, что планеты являются непосредственной причиной счастья и страданий, то также, где здесь связь с душой, которая вечна? В конце концов, влияние планет распространяется лишь на те вещи, которые родились. Более того, опытные астрологи объяснили, как планеты всего лишь причиняют боль друг другу. Поэтому, поскольку живое существо отличается и от планет и от материального тела, на кого ему сердиться?»
«Если мы предположим, что кармическая деятельность является причиной счастья и страданий, то мы все равно не имеем никакого дела с душой. Идея материальной деятельности возникает тогда, когда присутствует духовная, обладающая сознанием личность, совершающая действия, и материальное тело, испытывающее счастье и страдания, как реакцию на такие действия. Поскольку тело неживой, оно не может в действительности испытывать счастье и страдания. Не может испытывать их и душа, которая полностью духовна и не имеет отношения к материальному телу. Поскольку карма, в конечном итоге, не относится ни к телу, ни к душе, то на кого гневаться?»
«Если мы примем время как причину счастья и страданий, эти ощущения все равно не применимы к духовной душе, поскольку время является проявлением духовной энергии Господа, и живые существа также являются экспансиями духовной энергии Господа, проявляющимися в течении времени. Огонь никогда не может обжечь свое плами или искры, а холод не может навредить снежинкам или граду. В действительности, духовная душа трансценщента и лежит за рамками ощущения материального счастья и страданий. Поэтому, на кого сердиться?»
«Ложное эго придает форму иллюзорному материальному существованию, и таким образом испытывает материальное счастье и страдания. Однако духовная душа трансцендентна к материальной природе; никогда, нигде, никто и ни при каких обстоятельствах не может подвергнуть ее счастью или страданиям. Тому, кто понимает это, нечего бояться этого материального творения».
«Я пересеку непреодолимый океан невежества, прочно утвердившись в служении лотосным стопам Кришны. Это – путь одобренный предществующими ачарьями, стойкими преданными Господа, Параматмы, Верховной Личности Бога».
Задание 128. Кратко опишите, что Вы узнали до сих пор о положении дживы.
Задание 129. Что является причиной падения дживы в материальный мир?
Задание 130. Объясните значение терминов «вечно освобожденный» и «вечно обусловленный»
Задание 131. Что говорил Шрила Прабхупада относительно падения дживы?
Задание 132. В какой степени наша судьба предопределена?
Задание 133. Что такое долгосрочная и краткосрочная карма?
Задание 134. Может ли быть изменена карма? Если да, то как и в какой степени?
Задание 135. В какой момент проявляется свобода воли живого существа?
Задание 136. Как пользуются свободой воли живые существа, находящиеся под влиянием стихий материальной природы и преданные?
Задание 137. Представьте, что в Ваш город приехал знаменитый астролог. С чем бы Вы к нему обратились?
Задание 138. Какие уроки Вы извлекли для себя из истории о брахмане из Аванти?