Естественноисторический материализм, 21 страница

КОЛИЧЕСТВО 263

мира и т. п.); в этих случаях часто прибегают к различ­ного рода шкалам. Процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количеств. отношений. Наука движется от качеств. оценок и описаний явлений к установлению количеств. закономерностей; опираясь на последние, она полу­чает возможность глубже исследовать качество.

К. находится в единстве с качеств. определённостью явлений, вещей, процессов; это единство составляет их меру. Изменение количеств. определённости вещей в границах меры не затрагивает их качества. За этими пределами количеств. изменения сопровождаются из­менением качества. См. Переход количественных измене­ний в качественные.

• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Т и м о ф е-ев И. С., Методология, значение категорий «качество» и «К.», М., 1972.

КОЛЛЕКТИВ(от лат. collectivus — собирательный) социалистический, одна из важнейших ячеек социалистич. общества; относительно компакт­ная социальная общность, объединяющая людей, за­нятых решением конкретной обществ. задачи. К. со­четает интересы индивида и общества и основан на общ­ности целей, принципах социалистич. сотрудничест­ва, выступающих для его членов в виде ценностных ориентации и норм деятельности.

В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художеств. самодеятельности и др. Осн. место в общест­ве принадлежит трудовым К., среди к-рых важнейши­ми являются производств. К.

Социалистич. революция создаёт материальные и ду­ховные условия (обществ. собственность на средства произ-ва, социалистич. нормы отношений, идеалы, цен­ности и др.), обеспечивающие создание различного ро­да К. С развитием социалистич. общества происходят изменения в функциях и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам комму­нистич. типа.

Главными функциями К. являются: предметная — непосредств. осуществление той задачи, ради к-рой он возник и существует; социально-воспитательная — обеспечение сочетания интересов общества и индиви­да путём развития разнообразных способностей инди­вида. Размер и задача К. обусловливают его органи-зац. структуру: она может быть одно-, двух- или мно­гоступенчатой (напр., бригада, цех, завод). В качест­ве первичного уровня К. выступает малая группа, где существуют непосредств. отношения между индиви­дами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологич. (неформаль­ной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отно­шения существенно влияют на поведение людей, в т. ч. и на их отношение к труду, установление оптим. от­ношения между формальной и неформальной струк­турами имеет большое значение для успешного функ­ционирования К.

В каждом К. наблюдается определ. степень измене­ния состава. Это вызывается как объективными причи­нами, обусловленными научно-технич. прогрессом, за­коном перемены труда, демографич. и иными закона­ми, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К. Нек-рые К. периодически изме­няют свой состав (уч. заведения, армейские подразде­ления). Существуют также временные К. (напр., К. строителей ГЭС).

Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых обществ.

орг-ций — партийных, комсомольских, профес­сиональных и др., к-рые призваны активно влиять на

КОЛЛЕКТИВ

деятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований, предъявляемых обществом, проти­водействовать возникновению местничества, т. н. кол­лективного эгоизма. Серьёзное значение для создания здорового нравственно-психологич. климата в К. име­ет деятельность руководителей разных уровней, при­званных сочетать организаторскую и воспитат. работу.

Положение и ценность человека в К. определяются преим. его личными качествами и способностями, от к-рых зависит в значит. степени и характер его отно­шений с др. членами К. Каждый человек обычно при­надлежит к неск. К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где развиваются его различные способности.

Оценка К. — могучий стимул деловой и обществ. активности индивида, побуждающий его к постоянно­му совершенствованию, способствующий развитию кол­лективизма. Член К. нравственно ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и всего К. в целом. Он должен соотносить свои дей­ствия с действиями К. и подчиняться требованиям кол­лективной дисциплины. Отд. индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К., нежели большинство его членов. В таком случае ин­дивид может и морально обязан выступить перед К. с обоснованием своих взглядов, отстаивать их, что служит интересам общества, а в конечном счёте и са­мого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства индивида и К. при условии возрас­тающей обществ. активности индивида и его требова­ний к самому себе и к К. (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей самостоятельности действий К., предполагающей вы­сокую сознательность его членов.

В развитом социалистич. обществе возрастает со­ответствие интересов общества, трудового К. и инди­вида. Важная роль в этом принадлежит социалистич. соревнованию, одна из осн. функций к-рого состоит в том, чтобы поднимать менее развитые в социальном отношении К. до уровня передовых. Примером таких К. является К. коммунистич. труда. Движение за коммунистич. отношение к труду становится делом соз-нат. творчества всё более широких масс трудящихся и находит яркое выражение в разработке и осуществле-нии планов социального развития трудовых К. Широ­кие права трудовых К. в обсуждении и решении гос. и обществ. дел, вопросов управления и социального развития, труда и быта, использования средств пред­приятий и учреждений и др. закреплены в Конститу­ции СССР. К. играют огромную роль в формировании у сов. людей коммунистич. мировоззрения, воспитании коммунистич. отношения к труду и сознат. дисципли­ны, преодолении пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К. осуществляется одна из центр. задач партии — всё более широкое вовлечение трудящихся в управление произ-вом и обществом.

Н. И. Лапин.

КОЛЛЕКТИВИЗМ,характерная черта социалистич. и коммунистич. обществ. отношений и принцип ком­мунистич. морали, раскрывающий взаимоотношения отд. человека и общества в целом, личности и коллек-тива. К. противоположен индивидуализму. Историче­ски К. как нравств. принцип зарождается ещё в усло­виях бурж. общества в среде рабочего класса в объ­единённых действиях пролетариев против капитала. Но лишь в социалистич. обществе К. становится все­общим принципом отношений людей во всех сферах обществ. жизни, важнейшим требованием нравств. по­ведения человека. Социальной основой социалистич. К. является обществ. собственность на средства произ-ва, уничтожение эксплуатации человека человеком. К. предполагает такие отношения между обществом и личностью, при к-рых развитие общества в целом соз­даёт благоприятные условия для всестороннего разви-тия личности, а развитие последней есть условие прог-ресса всего общества. Осн. требования, вытекающие

из принципа К. в отношениях между людьми: товари­щеская взаимопомощь, осознание и выполнение долга перед обществом, сознат. сочетание обществ. интере­сов с личными, уважение коллектива и его интересов. Принцип К. предполагает высокую меру личной от­ветственности человека: каждый отвечает не только за свой собств. образ жизни и поступки, но и за судьбы коллектива, в конечном счёте за судьбы общества.

Программа КПСС ставит целью утверждение коллек­тивистских начал во всех сферах жизни. Моральный кодекс строителей коммунизма включает как важней­ший принцип «коллективизм и товарищескую взаимо­помощь: каждый за всех, все за одного». «Совместный, планомерно организованный труд членов общества, их повседневное участие в управлении государственными и общественными делами, развитие коммунистических отношений товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к преобразованию сознания людей в духе коллективизма, трудолюбия и гуманизма» (Прог­рамма КПСС, 1972, с. 117).

КОЛЛИНГВУД(Collingwood) Робип Джордж (22. 2.1889, Картмел-Фелл, Ланкашир,— 9.1.1943, Конис-тон, Ланкашир), англ. философ-идеалист и историк, представитель неогегельянства; специалист по древней истории Британии. Испытал влияние Кроче. К. стре­мился установить связь между философией и историей, считая, что философия должна усвоить методы истории и что обе дисциплины имеют общий предмет — истори­чески развивающееся человеч. мышление. Историк изу­чает его, анализируя продукты духовной и материаль­ной культуры, а философ — на основе истолкования данных самосознания и рефлексии. Мышление обра­зует, по К., восходящую иерархию «форм духовной ак­тивности», к-рая основывается на воображении, сим­волизации и абстракции (иск-во, религия, наука, ес­тествознание, история и философия). В противовес нео­позитивизму К. отстаивал традиции идеалистич. мета­физики, восходящей к Платону и Гегелю.

• Speculum mentis, Oxf., 1924; An essay on philosophical me­thod, Oxf., Ϊ1933]; The new Leviathan, Oxf., 1942; The idea of nature, Oxf., 1960; в рус. пер.— Идея истории, M., 1980. φ Кисеель Μ. Α., «Критич. философия истории» d Велико­британии, «ВИ», 1968, Λϊ 5; е г о же, Учение о диалектике в бурда, философии 20 в., [Л.], 1970; D o n a g a n Α., The later philosophy of R. G. Collingwood, Oxf., 1962; Mink L. O., Mind, history and dialectic. The philosophy of R. G. Cpllingwood, Bloomington— L., 1969; Critical essays of the philosophy of R. G. Collingwood, ed. by M. Krausz, Oxf., 1972.

КОМИЧЕСКОЕ(от греч. κωμικός — весёлый, смеш­ной, от κώμος — весёлая ватага ряженых на сел. праз­днестве Диониса в Др. Греции), смешное. Начиная с Аристотеля существует огромная лит-pa о К., его сущ­ности и источнике; трудность его исчерпывающего объ­яснения обусловлена, во-первых, универсальностью К. (всё на свете можно рассматривать «серьёзно» и «ко­мически»), а во-вторых, его необычайной динамич­ностью, его «природой Протея» (Жан Поль Рихтер), игровой способностью скрываться под любой личиной. К. часто противопоставляли трагическому (Аристотель, Шиллер, Шеллинг), возвышенному (Жан Поль Рихтер), совершенному (Мендельсон), трогательному (Новалис), но достаточно известны трагикомический, высо­кий (т. е. возвышенный) и трогательный (особенно в юморе) виды смешного. Сущность К. усматривали в «безобразном» (Платон), в «самоуничтожении безобраз­ного» (нем. эстетик-гегельянец К. Розенкранц), в раз­решении чего-то важного в «ничто» (Кант), но чаще всего определяли формально, видя её в несообразнос­ти, несоответствии (между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом, и т. д.), а также в неожиданности (Ч. Дарвин); однако сущест­вует и К. «соответствия», и нередко впечатляет как раз К. «оправдавшегося ожидания» (суждения признан­ного комика, «шута», в его устах сугубо смешны). Мало удовлетворяя в роли универс. формул, разные эстетич. концепции К., однако, довольно метко определяли су­щество той или иной разновидности К., а через неё и

некую грань К. в целом, т. к. «протеистичность» К. и сказывается в непринуждённом переходе его форм друг в друга.

Общую природу К. легче уловить, обратившись спер­ва — в духе этимологии слова — к известному у всех народов с незапамятных времён игровому, празднично-весёлому, коллективно самодеятельному нар. смеху, напр. в карнавальных играх. Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа — в проти­вовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и пред­стоящих будней, повседневной серьёзности — и вмес­те с тем смех возрождающий. К этому смеху применимо одно из общих определений К.: «фантазирование... рас­судка, которому предоставлена полная свобода» (Жан Поль Рихтер). По содержанию смех универсальный и амбивалентный (двузначный — фамильярное сочета­ние в тоне смеха восхваления и поношения, хулы и хвалы) — это и смех синкретический: как по месту действия — без «рампы», отделяющей в театре мир К. от реального мира зрителей, так и по исполнению — часто слияние в весельчаке автора, актёра и зрителя (напр., ср.-век. шут, др.-рус. скоморох).

В синкретич. смехе потенциально или в зачаточном виде заложены мн. виды К., обособляющиеся затем в ходе развития культуры. Это прежде всего ирония и юмор, противоположные по «правилам игры», по харак­теру личины. В иронии смешное скрывается под мас­кой серьёзности, с преобладанием отрицат. (насмеш­ливого) отношения к предмету; в юморе — серьёзное под маской смешного, обычно с преобладанием поло­жительного («смеющегося») отношения. Среди всех ви­дов К. юмор отмечен в принципе миросозерцат. харак­тером и сложностью тона в оценке жизни. В юморе «диалектика фантазии» приоткрывает за ничтожным — великое, за безумием — мудрость, за смешным — груст­ное («незримые миру слезы», по словам Гоголя). Нап­ротив, обличит. смех сатиры, предметом к-рого слу­жат пороки, отличается вполне определённым (отри­цательным, изобличающим) тоном оценки.

По значению (уровню, глубине К.) различаются вы­сокие виды К. (величайший образец в лит-ре — Дон Кихот Сервантеса, смех над наиболее высоким в чело­веке) и всего лишь забавные шутливые виды (калам­бур и т. п.); к забавно К. применимо определение смеш­ного у Аристотеля: «...ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные» («Об искусстве поэзии», М., 1957, с. 53). Для К. обычно важна чувственно наглядная природа конкретного пред­мета, игра на утрировке величины элементов, на фан-тастич. сочетаниях (гротеск); но наряду с этим остро­умие (острота), вырастая из сравнения, строится так­же на сближении далёких, более или менее отвлечён­ных понятий; остроумие — это «играющее суждение» (К. Фишер), комич. эффект при этом как бы играет роль доказательства. По характеру эмоций, сопровож­дающих К., и их культурному уровню различают смех презрительный, любовный, трогательный, жестокий (едкий и «терзающий», или саркастический), трагико­мический, утончённый, грубый, здоровый (естествен­ный), больной и т. д. Весьма важно также духовное состояние «комика»: смех сознательный, когда человек владеет процессом К., и, напротив, когда им безлично играют внеш. обстоятельства, жизнь (ставя в «смешное положение») или бессознательное играет им как прос­тым орудием, невольно «разоблачая» его («автоматизм К.», по Бергсону).

Ещё Аристотель отметил, что смеяться свойственно только человеку (у нек-рых высших видов животных, у человекоподобных обезьян и собак, наблюдаются за­чаточные формы беззвучного смеха). Велико антропо-логич. значение К.; по словам Гёте, ни в чём так не обнаруживается характер людей, как в том, что они

КОМИЧЕСКОЕ 265

находят смешным. Истина эта равно применима к отд. индивидам, целым обществам и эпохам (то, что не ка­жется сметным одной культурно-историч. среде, начи­ная с обычаев, одежды, занятий, обрядов, форм раз­влечений и т. п., вызывает смех у другой и наоборот), а также к нац. характеру, как это обнаруживается и в иск-ве. Величайшим объективным источником К. является, сохраняя при этом «игровой» характер, ис­тория человеч. общества, смена отживших социальных форм новыми. Старый строй общества — это «...лишь комедиант такого миропорядка, действи­тельные герои которого уже умерли... Послед­ний фазис всемирно-исторической формы есть её к о-м е д и я ... Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым» (Маркс К., см. Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 1, с. 418). С полным правом можно го­ворить о «геркулесовой работе смеха» (М.М.Бахтин) в истории культуры по освобождению человеч. созна­ния от всякого рода «чудищ» — ложных страхов, на­вязанных культов, отживших авторитетов и куми­ров, о духовно-терапевтич. роли К. в быту и в иск-ве. Единств. объект К. — это человек (и человекоподоб­ное в зверях, птицах и т. д.). К. поэтому чуждо архитек­туре, а др. иск-вам свойственно в разной мере. Наибо­лее благоприятна для универс. природы К. художеств. лит-pa, где на К. основан один из главных и наиболее игровой вид драмы — комедия.

• Чернышевский Н. Г., Возвышенное и К., ПСС., т. 2, М., 1949; Бергсон А., Смех n жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900; Саккетти Л., Эстетика в общедо­ступном изложении, т. 2, П., 1917, гл. 12—13; Сретен­ский Н. Н., Историч. введение в поэтику К., ч. 1, Ростов н/Д., 1926; Бахтин М. М., Творчество Ф. Рабле и нар. куль­тура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Пинский Л. Е., Комедии и К. у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1967; Б о p е в Ю. Б., К., М., 1970; Π ρ ο π π В. Я., Проблемы комизма и смеха, М., 1076; Ж а н Поль, Приготовит, шко­ла эстетики, М., 1981; Llpps Th., Komik und Humor, Lpz., 19222; J ü n g е г F. G,, Über das Komische, Fr./M., 1948'; P l e s-sner H., Lachen und Weinen, Bern, [1950]2. Л. Е. Пинский.

КОММУНИЗМ(от лат. communis — общий), 1) ком­мунистич. общество, общественно-экономич. формация, закономерно посредством революц. преобразования общества сменяющая капитализм. Коммунистич. об­щество основано на обществ. собственности на осн. средства производства и предполагает высшее раави-тие материального и духовного производства. Конеч­ной целью коммунистич. преобразования общества яв­ляется создание условий для всестороннего свободного развития каждого человека и всего общества в це­лом; 2) полный коммунизм, вторая (высшая) фаза ком­мунистич. общества; 3) науч. К. (науч. социализм)— марксистско-ленинская теория коммунистич. преобра­зования общества, включающая и теорию самого ком­мунистич. общества (см. Научный коммунизм); 4) раз­личные учения (утопич. К.), в к-рых в качестве цели и идеала выдвигается установление бесклассового об­щества, но в к-рых представления о таком общество и способах его достижения отличаются от науч. К.

Науч. теория коммунистич. общества была раз­работана классиками марксизма-ленинизма. Стано­вление и развитие этой теории в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина прошло ряд осн. этапов, к-рые определялись крупнейшими историч. событиями: европ. бурж.-демократич. революциями 1848—49, Па­рижской Коммуной 1871, переходом в кон. 19 в. от домонополистич. капитализма к империализму, Вели­кой Окт. социалистич. революцией, ознаменовавшей начало перехода человечества к коммунистич. обществ. формации.

В деятельности Маркса и Энгельса выделяются три осн. этапа: 1842—48, 1848—71, 1871—95.

С момента перехода Маркса и Энгельса к материа­лизму и коммунизму (1842) начался процесс стано-

КОММУНИЗМ

вления науч. представлений о будущем обществе. В их работах накладываются методология, основы науч. предвидения будущего, выявляется различие между бурж. и пролет. революциями, предстоящее коммунистич. преобразование общества рассматри­вается как длит. и сложный процесс снятия частной собственности и всех видов отчуждения, выдвигает­ся и развивается идея всемирно-историч. роли про­летариата как творца нового общества и выясняет­ся особая роль пром. пролетариата.

На основе материалистич. понимания истории Маркс и Энгельс обосновали необходимость коммунистич. преобразования общества, разработали целостную диалектико-материалистич. теорию коммунистич. об­щества; они выяснили материальные предпосылки, ин-тернац. характер коммунистич. преобразований обще­ства, взаимосвязь изменения условий жизни, обществ. отношений и самих людей в процессе революции, высказали идею диктатуры пролетариата. С выходом в свет «Манифеста Коммунистич. партии» (1848) за­вершается период формирования марксизма и вместе с тем марксистской теории коммунистич. общества.

В период тэоретич. обобщения опыта революций 1848—49 (1850-52) основоположники науч. К. раз­вивают теорию коммунистич. преобразования общест­ва как стадиального процесса, вводят термин «дик­татура пролетариата» и положение «обобществление средств произ-ва», формулируют выводы о необхо­димости слома старой, бурж. гос. машины, союза про­летариата и крестьянства.

В период интенсивной работы по созданию «Капита­ла», в к-ром дано экономич. обоснование неизбеж­ности К., Маркс анализирует экономику будущего общества, разрабатывает методологию науч. предви­дения, методологию теории коммунистич. общества, специально рассматривает такие проблемы, как авто­матизация произ-ва, превращение науки в непо-средств. производит. силу, возрастание роли духов­ного произ-ва в совокупном обществ. произ-ве, за­кон экономии времени, соотношение свободы и необ­ходимости, рабочего и свободного времени, распре­деление совокупного обществ. продукта и др.

После Парижской Коммуны основоположники науч. К. разрабатывают проблему гос-ва и револю­ции. При этом процесс слома бурж. гос. машины рас­сматривается ужо дифференцированно (одни элемен­ты должны быть уничтожены, другие сохранены и развиты дальше); подчёркивается необходимость экономич. централизации после отмирания политич. гос-ва. В «Критике Готской программы» Маркс даёт классич. формулировку концепции осн. стадий ста­новления и развития коммунистич. общества: пере­ходного периода от капитализма к К. (социализму) и двух фаз развития коммунистич. общества.

В «Анти-Дюринге» Энгельс систематизирует и раз­вивает положения о необходимости обобществле­ния средств произ-ва, уничтожения противополож­ности между городом и деревней, между умств. и фи-зич. трудом; о необходимости осуществления социаль­ного равенства; о возрастании и качеств. изменении роли обществ. сознания.

В дальнейшем Энгельс обращает особое внимание па диалектику будущего общества, подчёркивает его динамич. характер; высказывает мысль о возможности перехода иек-рых стран к социализму, минуя капита­лизм; исследует перспективы развития семьи и др.

Маркс и Энгельс разработали теорию коммунистич. общества как целостную систему, включающую ана­лиз осн. стадий становления и развития осн. сфер деятельности коммунистич. общества.

Всестороннее развитие теория науч. К. получила в трудах Ленина, что было обусловлено потребностя­ми революц. движения в новую эпоху: необходимостью применения марксистской теории к конкретным усло­виям россии; переходом капитализма в фазу импе-

риализма — монополиетич., а затем и гос.-монопо-листич. капитализма; началом эпохи пролет. рево­люций и началом практич. перехода от капитализма к социализму в России. Соответственно этому в теоретич. деятельности Ленина особое значение приобретает раз-работка таких проблем, как предпосылки коммунистич. преобразования общества; стадии революции, перехода к К., их различные формы; гос-во и революция; зако­номерности переходного периода, конкретный план строительства социализма. В своих работах Ленин постоянно проявляет интерес к проблемам методологии марксистской теории коммунистич. общества.

В. И. Ленин в связи с вопросом о развитии капита­лизма в России обращает особое внимание на пробле­му предпосылок коммунистич. преобразования об­щества. Проблемы коммунистич, преобразования об-щества рассматриваются им особенно глубоко в свя­зи с разработкой программы партии (1903, а затем 1919). Революция 1905 обусловила дальнейшее раз­витие теории социалистической революции. Внима­ние Ленина к проблемам будущего общества резко возрастает в период 1-й мировой войны в связи с пер­спективой и началом революции в России. Ленин ис­следует последнюю фазу развития капитализма, соот­ношение войны и революции, гос-ва и революции, нац. вопрос, обосновывает возможность победы социализ­ма первоначально в одной стране, разнообразие форм перехода от капитализма к социализму. Важнейшее значение имеет книга Ленина «Государство и рево­люция», в к-рой даётся классич. анализ марксистско­го учения о трёх осн. стадиях становления и развития коммунистич. обществ. формации (переходный период от капитализма к социализму и две фазы коммунистич. общества), формулируются осн. методология, прин­ципы марксистской теории коммунистич. общества, делается вывод о необходимости гос-ва при социализ­ме, т.е. на первой фазе К.

В послеоктябрьский период внимание Ленина со­средоточивается на проблемах переходного периода: его длительность и сложность, формы и этапы перехо­да к социализму, соотношение различных экономич. укладов и формы классовой борьбы, гос-во диктатуры пролетариата, роль учёта и контроля, роль и харак­тер труда, создание материально-технич. базы со­циализма, кооперативный план, культурная револю­ция; рассматривая вопрос об этапах движения к полному К., Ленин выдвигает понятие развитого со-циалистич. общества.

Дальнейшее развитие теории коммунистич. об­щества в трудах выдающихся деятелей междунар. ком­мунистич. движения, в теоретич. деятельности КПСС и других братских коммунистич. партий, в работах исследователей-коммунистов связано гл. обр. с обоб­щением практич. опыта социалистич, стран. При этом особо выделяется проблема этапов становления и разви­тия коммунистич. обществ. формации (закономерности, формы, этапы переходного периода; индустриализация, коллективизация, культурная революция; условия под­вой и окончат. победы социализма; формы диктатуры пролетариата и её перерастание в общенар. гос-во; концепция развитого социалистич. общества; возмож­ность преодоления классовых различий в рамках пер­вой фазы коммунистич. общества), а также соотноше­ние совр. науч.-технич. революции и коммунистич. преобразования общества.

В междунар. плане особое значение приобрели про­блемы способов осуществления социалистич. револю­ции, взаимодействия социалистич. стран, различных отрядов революц. движения, мирного сосуществова­ния стран с различным обществ. строем, борьбы за мир и предотвращение термоядерной войны.

Общей филос. основой теории науч. К. является диалектич. материализм, а непосредственной филос. основой — историч. материализм, диалектико-мате-риалистич. понимание общества и его истории. Ком-

мунистич. общество рассматривается основополож­никами науч. К. но просто как желаемый идеал, а прежде всего как закономерный результат развития общества, действия объективных историч. законов и практич. революц. деятельности людей.

Предпосылки коммунистич. преобразования общест­ва. Необходимость социалистич. революции и перехо­да к К. выводится классиками марксизма-ленинизма из анализа общих закономерностей развития человеч. общества и объективных законов развития бурж. об­щества, его основы — капиталистич. способа произ-ва (марксистская политэкономия), из анализа развития противоречий капитализма. Открытие диалектики производит. сил и производств. отношении позволи­ло выявить общую объективную основу пролет. ре­волюции — противоречие между производит. силами и производств. отношениями бурж. общества, между ставшими общественными но своему характеру сред­ствами произ-ва и частной формой присвоения, капата-листич. частной собственностью на средства и продук­ты произ-ва, превратившейся в оковы дальнейшего развития производит. сил. Специфич. отличием науч. К. от всех утопич. концепций явилось открытие объек-тивных материальных предпосылок коммунистич. пре образования общества: это развитие производит. сил и формирование революц. класса. Высокий уровень развития крупного машинного произ-ва создаёт необ­ходимость и возможность уничтожения частной собст­венности на средства произ-ва. Только порождённый развитием машинного произ-ва совр. крупнопромыш­ленный пролетариат может и вынужден осуществить коммунистич. преобразование общества. С учётом сложности классовой структуры бурж. общества разви­вается учение о союзе рабочего класса и других тру­дящихся и эксплуатируемых классов.

Теория науч. К. исследует не только материальные предпосылки, но всю систему экономич., социальных, политич., идеологич. предпосылок коммунистич. преобразования общества, в т. ч. необходимость науч. мировоззрения, науч. самосознания революц. класса, революц. политич. партии, без чего формирование ре-волюц. класса как предпосылка революции не может произойти. Необходимо, наконец, развитие и обостре­ние всех противоречий капитализма, ведущее к созре­ванию революц. ситуации.

Переходный период от капитализма к коммунизму (социализму).Процесс коммунистич. преобразования, к-рый подготавливается в недрах бурж. общества, начинается политич. революцией, приводящей к уста­новлению в той или иной форме власти рабочего клас­са. Переход власти к рабочему классу означает начало переходного периода. Необходимость такого периода вытекает как из общего диалектико-материалиетич. понимания историч. процесса, так и из конкретного анализа развития бурж. общества. Развитое бурж. общество содержит все необходимые и достаточные предпосылки для уничтожения частной собственности на ося. средства произ-ва, но необходимо дальнейшее развитие производит. сил, чтобы довести до конца про­цесс их обобществления, и также определ. период времени, чтобы уничтожить эксплуататорские классы и классовые антагонизмы.

Классич. определение сущности переходного пе­риода дал Маркс в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим об­ществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и по­литический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как pe-волюционной диктатурой пролета­риата» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 27). Характер и продолжительность переход-

КОММУНИЗМ 267

Наши рекомендации