Естественноисторический материализм, 17 страница
Пантеистич. символизм К. распространял на общество и культуру. Он резко критиковал англиканскую церковь и весь строй бурж. духовных ценностей. В философии истории К. выступил глашатаем «культа героев» — носителей божеств. предначертания и духовных творцов историч. процесса, возвышающихся над «средней» массой. Нек-рые черты социологии К. дают основание сравнивать её с идеологией «сверхчеловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений» между земельными собственниками и низшими классами феод. общества, он идеализировал корпоративную структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феод. социализм К. был подвергнут критике в «Манифесте Коммунистич. партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.
• Works..., v. 1—30, L., 1899—1923; в рус. пер. — Историч. и критич. опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906; Франц. революция, СПБ, 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории, СПБ, 1908».
* Энгельс Ф., Положение Англии. Т. К., «Прошлое и настоящее», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; Маркс К. иЭнгельсФ., Т. К., «Совр. памфлеты. ,№ 1. Совр. эпоха. JM5 2. Образцовые тюрьмы», там же, т. 7; Я к о в е н-к о В. И., Т. К., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1891; К а р е е в Н. И., Т. К. Его жизнь, его личность, его произв., его идеи, П., 1923; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., М., 1959; Саймоне Д., К., пер. с англ., М., 1981; В a seh V.,{ Carlyle, l'horame et l'oeuvre, P., 19388; LaValley A. J., Carlyle and the idea of the modern, New Haven — L., 1968; Hood E. P., T. Carlyle. Philosophic thinker, theologian, historian and poet, N. Y., 1970; Campbell I., T. Carlyle, L., 1974.
КАРМА(санскр. — действие, дело, жребий), одно из центр. понятий инд. философии, дополняющее доктрину перерождения (см. Сансара). Восходит к добрахма-нистско-ведийскому периоду, но, как и концепция сан-сары, рано ассоциируется с религ.-филос. исканиями брахманизма. Входит почти во все религ.-филос. системы Индии, являясь существ. частью буддизма, джайнизма, индуизма.
В широком смысле К. — это общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий, к-рые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле — влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. В обоих случаях К. выступает как невидимая сила, причём лишь общий принцип её действия представляется ясным, внутр. же механизм её остаётся скрытым. К. определяет не только благополучные и неблагополучные условия существования (здоровье — болезнь, богатство — бедность, счастье — несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счёте — прогресс или регресс по отношению к гл. цели человека—освобождению от пут «профанического существования» и подчинения законам причинно-следств. связей и зависимости вообще, в частности указывает выход из круга бесконечных перерождений. Вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божеств. предопределённости нравств. порядка идеей естеств. космич. нравств. миропорядка. Подчёркивая роль нравств. активности человеч. личности (актуальное волевое усилие личности становится исходной точкой нового развития), закон К. отличается этим от безличного нравств. закона
дхармы, связанного с брахманистско-ведийской традицией. Этич. окрашенность закона К., то, что обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер нравств. воздаяния за совершённое (а не воздействия неотвратимых божеств. или космич. сил) отличает К. от понятия судьбы, илирока, в антич. мировоззрении.
• Rutter О., The scales of Karma, L., 1940; A b h ed a -nan da S., Doctrine of Karma, Calc., 1947s; Humphreys C., Karma und Wiedergeburt, Z., 1951.
КАРНАП(Carnap) Рудольф (18.5.1891, Вупперталь, — 16.9.1970, Санта-Мария, Калифорния), нем.-амер. философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Опираясь на Витгенштейна и Рассела, К. считал предметом философии науки анализ структуры естеств.-науч. знания с целью уточнения осн. понятий науки с помощью аппарата ма-тематич. логики. В творч. эволюции К. выделяются три этапа. В первый период (до нач. 30-х гг.) К. активно участвует в Венском кружке и в разработке идей логич. эмпиризма. Он выдвигает ряд радикальных неопозитивистских концепций (физикализм и др.) и отрицает мировоззренч. характер философии. Во второй период К. выдвигает тезис о том, что логика науки есть анализ чисто синтаксич. связей между предложениями, понятиями и теориями, отрицая возможность науч. обсуждения вопросов, касающихся природы реальных объектов и их отношения к предложениям языка науки. К. развивает теорию логич. синтаксиса, строит язык расширенного исчисления предикатов с равенством и с правилом бесконечной индукции как аппарат для логич. анализа языка науки. В третий период (после 1936) К., занимаясь построением «унифицированного языка науки», приходит к выводу о недостаточности чисто синтаксич. подхода и о необходимости учитывать и семантику, т. е. отношение между языком и описываемой им областью предметов. На основе своей семантич. теории К. строит, индуктивную логику как вероятностную логику, развивает формализованную теорию индуктивных выводов, разрабатывает теорию семантич. информации. Автор работ по семантич. интерпретации и квантификации модальной логики. Ряд результатов, полученных К., был использован в исследованиях по кибернетике. В последние годы жизни К. отказался от мн. взглядов, характерных для первого этапа, и более решительно высказывал положение о существовании «ненаблюдаемых материальных объектов» как основы для построения логич. систем, близкое к естеств.-науч. материалистической тенденции.
• Der logische Aufbau der Welt, В.— Sehlachtensee, 1928; Schemprobleme in der Philosophie, B.— Schlachtensee, 1928; Abriß der Logistik, W., 1929; Der logische Syntax der Sprache, W., 1934; Studies in semantics, v. 1—2, Camb., 1942—43; Testability and meaning, New Haven, 1954!; Logical foundations of probability, Chi., 19622; в рус. пер.— Значение и необходимость, М., 1959; Филос. основания физики. Введение в философию науки., М., 1971 (библ.).
• Нарский И. С., Совр. позитивизм, М., 1961; Смирнов В. А., О достоинствах и ошибках одной логико-филос. концепции, в кн.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; The philosophy of R. Carnap, ed. by P. A. Schupp, La Salle (III.) — L., 1963 (библ.).
КАРНЕАД (Καρνεάδης) (ок. 214 - 129 до н. э.), др.-греч. философ, схоларх Новой Академии. Развил выдвинутые Аркесилаем принципы академич. скептицизма с его антидогматизмом и полемич. направленностью. Как и Аркесилай, К. ничего не писал. Представления о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Гл. оппонент К. — Хрисипп; Диоген Лаэртий (IV, 62) приводит изречение К.: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы и Карнеада». Отрицая существование критерия истины, К. критикует стоич. учение о «постигающем впечатлении» как средстве адекватно представить предмет и учит об «убедительном впечатлении», допускающем проверку, но не дающем возможности твёрдо отличить истинное впечатление от ложного. Помимо
стоицизма критиковал и др. эллинистич. философские школы, критически высказывался о существовании богов, промысла и рока, предсказаний, астрологии и т. п.
• см. к ст. Скептицизм.
КАРСАВИН Лев Платонович [1 (13).12.1882, Петербург, — 12.7.1952, Абезь, Коми АССР], рус. религ. философ и историк-медиевист. В 1922 выслан за границу. С 1928 проф. ун-та в Каунасе, в 1940—46 в Вильнюсе. Стремился к созданию целостной системы христ. миросозерцания под влиянием раннехрист, учений (патристика, Ориген), а также рус. религ. философии 19 в., особенно Вл. Соловьёва. Категория всеединства, выдвинутая последним, у К. связывается с принципом триединства, родственным гегелевской триаде и трактуемым как динамич. принцип становления, «возрастания бытия» и, следовательно, как фундаментальная категория историч. процесса: любое сущее не столько «есть», сколько «становится», оказываясь одной из реализаций триединства и всеединства. Понимаемый таким образом историзм выступает универс. принципом метафизич. системы К., что придаёт ей известное сходство со схемой диалектич. процесса у Гегеля. На основе философии истории и в зависимости от неё строятся др. разделы системы К.: гносеология, этика, учение о личности и т. д. Работы раннего периода, основывающиеся на обширном материале исторических источников , посвящены истории духовной культуры средневековья.
• Культура ср. веков, СПБ — М., 1914; Введение в историю, П., 1920; Noctes petropolitanae, П., 1922; Восток, Запад и рус. идея, П., 1922; Д. Бруно, Берлин, 1923; Философия истории, Берлин, 1923; О началах, Берлин, 1925; Peri archon. Ideen zur christlichen Metaphysik, Memel, 1928; О личности, [Каунас] 1929.
КАРТЕЗИАНСТВО, направление в философии и естествознании 17—18 вв., теоретич. источником к-рого были идеи Декарта (латинизиров. имя Cartesius — Картезий, отсюда назв.). Ортодоксальное К. характеризуется дуализмом — разделением мира на две самостоят.
(независимые) субстанции — протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой в К. Для К. характерно также развитие рационалистич. математич. (геометрич.) метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно существую»), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая, т. о., пустое пространство, и характеризовала движение с помощью понятия «вихрь». В развитии К. обозначились две противоположные тенденции — к материалистич. монизму (X. Де Руа, Б. Спиноза) и к идеалистич. окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
* Быховский Б., Философия Декарта, М.— Л., 1940, гл. 10; История философии, т. 1, М., 1957, с. 382—408; Brock-d o r f f С., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre, Münch., 1923; D i b o n P., Sur l'histoire de la Philosophie cartesienne, Groningue, 1955; см. также лит. к ст. Декарт.
КАРТЕЗИЙ,см. Декарт.
КАРУС (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг, — 28.7.1869, Дрезден), нем. естествоиспытатель, врач, философ, художник. В развитом К. варианте позднероман-тич. философии своеобразно преломляется гётевская идея единства бытия — отражения всего во всём. Воспринятое у Гёте представление об органичности и одухотворённости природы, об её живой метаморфозе проецируется у К. на широкое поле спец. знаний (общая физиология, гинекология, «краниоскопия»); при этом К. стремится к созданию целостной символич. картины всего бытия как становления внутр. смысла. Даже иск-во пропитывается у К. импульсами его символич. науки: так, пейзажная живопись должна быть научно
КАРУС 249
обоснованной физиогномикой ландшафта. R антипози-тивистском, идеалистич. мировоззрении К. духовное начало безусловно и первично, «душа» определяет развитие организма; ключ к сущности сознания заключён в подсознательном. К. оказал значит. влияние на психологию кон. 19 в., позднее на витализм Клагеса и др.
* Goethe. Zu dessen näherem Verständnis, Dresden, 1055; Psyche. Zur Entwicklungsgeschichte der Seele, Dannstadt, 1964; Lehenri-crinnerungen und Denkwürdigkeiten, Bd l—2, Weimar, 1966; Briefe über Landschaftsmalerei, Hdlb., 1972.
КАСБ(араб. — добыча, присвоение), одно из центр. понятий ср.-век. мусульм. теологии, разработанное в 9 в. (учение о «присвоении») Дираром ибн Амром, Хусейном ан-Наджаром, нек-рыми мутазилитами и особенно Ашари и его последователями, Согласно учению о К., всякое человеч. действие творится богом и только «присваивается» человеком. Дирар ибн Амр утверждал, что способность к присвоению дана человеку от рождения, так что он владеет всеми своими действиями, и присвоение их — результат его свободной воли. Напротив, ан-Наджар считал, что способность к присвоению действия и сам акт присвоения творятся богом в человеке одновременно с самим действием человека. Развивая эти взгляды, ашариты утверждали, что человек является субъектом действия лишь в том смысле, что он — место совпадения действия и способности, сотворённых богом. Концепция К., ставшая одной из основ учения ашаритов, критиковалась в 9—10 вв. как мутазилитами, видевшими в ней лишь разновидность фатализма, так и консервативно-ортодоксальными мусульм. богословами (крылатое выражение: «это более непонятно, чем К. ашаритов»).
• Watt W. M., The origin of the Islamic doctrine of acquisition, «Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland», 1943, p. 234—47; G a r d e t L., Les grands problemes de la thoologie musulmane. Dieu et la destinee de l'homme, P., 1967, p. 60—64; см. также лит. к статьям Ашари, Кадар.
КАССИРЕР(Cassirer) Эрнст (28.7.1874, Бреславль, ныне Вроцлав, Польша,— 13.4.1945, Принстон, Нью-Джерси), нем. философ-идеалист, представитель мар-бургской школы неокантианства. Проф. (1919—33) и ректор (1930—33) Гамбургского ун-та. С 1933 в эмиграции: в Оксфорде (Великобритания), в 1935—41 в Гстеборге (Швеция), с 1941 в США. В начале своей деятельности занимался фйлос. проблемами естествознания, разработал теорию понятий, или «функций»; после 1920 создаёт оригинальную философию культуры. Вслед за Ко геном и Наторпом К. устраняет из кантов-ской системы понятие «вещи в себе» как одного из двух (наряду с субъектом познания) факторов, созидающих мир опыта; материал для построения опыта («многообразие») создастся у К. самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями (как у Канта) и превращаются в понятия. Вместо кан-товских двух сфер — теоретич. и практич. разума, по К., существует единый «мир культуры», идеи практич. разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, т. о. созидающими мир принципами. К. называет их «символич. функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные для Канта с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры, называемые К. «символич. формами» (язык, миф, религия, иск-во, наука, история), рассматриваются им как самостоятельные, несводимые друг к другу образования. Философия культуры К. определяет и понимание им человека как «животного, созидающего символы». Автор историко-фи-лос. работ о Лейбнице, Канте, Декарте, философии Возрождения, Просвещения и др.
В Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, Bd 1 — 4, B., 1908—57; Freiheit und Form, B., 1916; Philosophie der symbolischen Formen, Bd 1—3, B., 1923— 1929; An essay on man, New Haven — L., [1945]; The myth of the state, L., 1946; в рус. пер.— Познание и действительность, СПБ, 1912; Теория относительности Эйнштейна, П., 1922.
КАСБ
• Buczynska H., Cassirer, Warei., i963; E. · Cassirer, hrsg. v. P. A. .Schupp, В., 1960.
КАСТЫ(португ. casta — род, поколение, происхождение, от лат. caslus — чистый; санскр. эквивалент — джати), эндогамные наследств, группы людей, занимающие оцредел. место в социальной иерархии, связанные с традиц. занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки касто-вого деления имелись в обществ. строе многих древних и ср.-век. гос-в (привилегиров. К. жрецов в Др. Египте, Др. Иране, сословие самураев в Японии и т. д.), но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках четырёх сословий — варн — в процессе складывания этнич. общностей из родо-плем. групп и формирования феод. социально-классовой структуры. Образование новых К. (гл. обр. ремесленных и торговых) было связано с дальнейшим обществ. разделением труда. «Примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов», — отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., т. 3, с. 38). Система К. — важный составной элемент всей религ. системы индуизма. Индуизм способствовал развитию универсальности кастовой организации: раз возникнув, К. вбирали в себя любую группу — сословную, профессиональную, этническую или религиозную. Поэтому наряду с осн. массой К., выражавших сословно-классовое и проф. деление индийского феодального общества, возникли К. на основе религиозных сект (госаин, йоги, лингаяты) и ассимилированных крупными этническими общностями племён.
В пределах расселения каждой инд. народности К. образуют иерархич. структуру. Верх, слой кастовой иерархии составляли брахманские и воен.-земледельч. К., из к-рых формировался класс феодалов. Высокое место занимали гор. торгово-ростовщич. К. Ниже стояли К. арендаторов и ремесленников нек-рых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников, кузнецов и др.). Самые низшие ступени сословно-кас-товой иерархии занимали К., члены к-рых не обладали правами общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукре-постных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких К. Поэтому они получили назв. «неприкасаемых».
К. функционируют в оиредел. терр. границах (деревни, группы деревень, гор. квартала, всего города). Во главе К. стоят советы - панчаяты, к-рые контролируют экономич. и обществ. деятельность членов К., следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.
К. оказали влияние на формирование классов в инд. обществе. Так, осн. часть инд. буржуазии — выходцы из торгово-ростовщич. К., осп. часть верх. слоев крестьянства, а также чиновничества и интеллигенции — из воен.-земледельч. и брахманских К. «Неприкасаемые» стали одним из гл. источников формирования с.-х. пролетариата.
По инд. конституции (1950) К. равноправны, кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются в политич. борьбе, поскольку политич. структура совр. Индии своеобразно адаптировала К. как наиболее универсальную в стране форму традиционной обществ. организации. Коммунистич. партий Индии и др. прогрессивные силы борются за фактич. равенство К.
• К. в Индии, М., 1965; Кудрявцев М. К., Община и К. в Хиндустане, М., 1971; S e na r t E., Les castes dans Plndc P., 1927; Η υ 11 o n .Т.Н., Caste in India, I;., 19613; G h u-ryc G. S., Caste, class and occupation, Bombay, 19614· Kar ye I., Hindu society — an interpretation, Poona, 1961; S r i n i v a s M. N., Caste in modern India,Bombay,1962; D u -m o n t L., Homo hierarchicus, P., 1966.
КАТАРСИС(греч. — очищение), термин др.-греч. философии и эстетики для обозначения сущности эстетич. переживания. Восходит к древнему пифагореизму, к-рый рекомендовал музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. Платон выдвинул учение о К. как освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений. Аристотель отмечал воспитат. и очистит. значение музыки, благодаря к-рой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов, развитое в не дошедшей до нас части «Поэтики», вызвало появление целой лит-ры о том, как следует понимать здесь К. (см. «Поэтика»).
В учении Фрейда термин «К.» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии, • Л о с е в А. Ф., История антич. эстетики, [т. 4] — Аристотель и поздняя классика, М., 1975, с. 178—215; Eise G. F., Aristotle's Poetics. The argument, Camb., 1957; B r u n i u s T., Inspiration and Katharsis, Uppsala, 1966.
КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ(от греч. καταφατικός — утвердительный), теология, описывающая бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений, употребление к-рых в силу трансцендентности бога мыслится неизбежно метафорическим, но в силу т. н. аналогии бытия (см. Аналогия) признаётся оправданным. См. Апофатическая теология.
КАТЕГОРИИ(от греч. κατηγορία — высказывание, обвинение; признак) в философии, предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, К. воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме.
Ранние формы филос. анализа К. возникли в древности в учениях, пытавшихся выявить осн. принципы бытия. Впервые учение о К. было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», обобщившем попытки предшествующей филос. мысли выделить наиболее общие понятия о мире и способах его познания. Составленная Аристотелем таблица включала та-кие К., как сущность (субстанция), количество, ка-чество, отношение, место, время, положение, состоя-ние, действие и страдание; она оказала определяющее влияние на развитие учения о К. вплоть до нового вре-мени, когда были предприняты попытки изменить её состав в связи с достижениями философии и конкрет-ных наук.
Новый этап в анализе К. открыло учение Канта, к-рый рассматривал К. как априорные формы рассудка, характеризующие не мир «вещей в себе», а познающего субъекта, структуру его мышления. У Канта К. делятся на следующие разряды: качество (реальность, от-рицание, ограничение), количество (единство, множест-во, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Категориальная таблица Канта, связанная с его априоризмом, игнорировала отражат. характер К.: последние рассматривались у Канта как неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт.
Новый подход к К. и диалектич. трактовку их на основе объективного идеализма выдвинул Гегель. Представляя взаимосвязи и взаимопереходы К. как порож-дения абс. идеи, он свёл их в следующую таблицу: бы-тие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность; причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, абс. идея, объект).
В совр. бурж. философии отрицается объективной значение К., их диалектич. взаимосвязь, обусловлен-ность их развития науч. познаниим и обществ.-историч.
практикой. В логич. позитивизме (Р. Карнап, О. Ней-
рат) филос. анализ К. подменяется формально-логич. анализом терминов языка, соотношений между ними в связи с изучением таких областей науч. знания, как логика, математика, физика. Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Ясперс), отражая кризис личности в условиях совр. бурж. общества, возводит в ранг онтологич. К. чувства страха, «заброшенности», «заботы» и т. п. Попытки преодолеть субъективно-идеа-листич. установки неопозитивизма приводят нек-рых представителей бурж. философии к использованию категориального аппарата объективного идеализма (Поп-пер). Представители неотомизма выдвигают религ.-идеалистич. толкование К., утверждая, что они существовали изначально в божеств. разуме как прообразы реальных вещей, свойств, отношений.
В системе диалектич. материализма К. рассматри-ваются как результат обобщения опыта историч. развития познания и обществ. практики. К. (такие, как единичное и особенное, часть и целое, форма и содер-жание и др.) являются узловыми пунктами познания, «ступеньками», моментами проникновения мышления в сущность вещей. Характеризуя познават. значение К., В. И. Ленин писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (ПСС, т. 29, с. 85). В процессе ис-торич. развития общества и познания изменяется роль и место отд. К. Филос. мышление обогащается новыми К. (напр., структура, система и др.). Вместе с тем происходит дальнейшее развитие уже сложившихся Κ.
Развитие науч. знания привело к вычленению ряда фундаментальных понятий, к-рые приобретают кате-гориальный смысл, поскольку они выполняют по от-ношению к конкретным областям знания функцию, сходную c K. филocoфии. Сyществуют приcyщиe мн. наукам (т.н. общенаучные — напр., информация, са-морегуляция, симметрия). В науч. познании выделяют К., к-рые определяют предмет конкретной науки (напр., вид, организм в биологии и др.). В совр. философии анализируется науч.-категориальный аппарат, имеющий свою специфику и не совпадающий с системой филос. К., хотя и неразрывно связанный с ней. Выяв-ление осн. элементов категориального аппарата кон-кретной науки позволяет раскрыть логику её разви-тия, закономерного преобразования строя сё понятий. К. философии1 постоянно аккумулируя в себе резуль-таты развития отд. наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренч. и общеметодологич. моментов в содержании науч. мысли.
К. филос. науки находятся в определ. связи между собой и представляют собой систему, к-рая строится на основе единства исторического и логического. Каж-дая из К. может быть осмыслена лишь как элемент всей системы К. Важной задачей марксистско-ленинской философии является построение такой системы К., к-рая в сокращённом виде отражала бы формирование и историч. развитие категориальной структуры че-ловеч. мышления. См. также Диалектический материализм, Диалектика.
• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Эн-гельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И,, Филос. тетради, ПСС, т. 29; Георгиев Ф. И., К. материалистич. диалектики, М., I960; Шептулин А. П., Система К. диалектики, М., 1967; К. диалектики как ступени познания, М., 1971; Сага-товский В. Н., Основы систематизации всеобщих К., Томск, 1973; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980, гл. 1. А. Г. Спиркин, М. Г. Ярошевский.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ(от лат. impera-tivus — повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от условного «гипотетич. императива»,
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ 251
основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Первая формулировка выражает характерное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, К. и. является всеобщим общеобязательным принципом, к-рым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д. Отвлечённо-формальный характер К. и. был подвергнут критике Гегелем.
Характеризуя постулаты кантовской этики, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что Кант «... превратил материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые самоопределения "с в οб о д н о й вол и", воли в себе и для себя, человеческой воли, и сделал из неё таким образом чисто идеологические определения понятий и моральные постулаты» (Соч., т. 3, с. 184).
• P a t о n Η. I., The categorical imperative, L.— Ν.Υ., 1947; Williams T. C., The concept of the categorical imperative, Oxf., 1968.
«КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ» (нем. Kathedersozialismus, от Katheder — кафедра), разновидность бурж. социализма. Возник в Германии в 60—70-е гг. 19 в. в качестве реакции представителей офиц. нем. бурж. науки (гл. обр. политич. экономии) на рост социалистич. сознательности рабочего класса. В 1872 они объединились в Союз социальной политики с целью борьбы против марксизма и проповеди с университетских кафедр необходимости вмешательства гос-ва в экономич. и социальные отношения якобы для введения «социализма» сверху. Идейные истоки «К.-с.» — в концепции «социальной монархии» Л. Штейна (Германия) (см. «Государственный социализм»).«К.-с.»был «... естественным и неизбежным выражением теоретической трусости и политической растерянности тамошней буржуазии» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 479). Катедер-социалисты (Г. Шмоллер, Л. Брентано, А. Вагнер, Г. Геркнер, А. Шеффле) выступили апологетами гос. капитализма, насаждавшегося в Германии, изображали прусско-юнкерское гос-во «народным гос-вом», чиновничество и монархич. власть «единственно нейтральными элементами в классовой борьбе», способными обеспечить улучшение положения трудящихся, доказывали возможность социального решения рабочего вопроса путём полицейской регламентации труда, возрождения обычаев ср.-век. цехов и пр. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике «К.-с.», капитулянтство перед ним оппортунистов. В. И. Ленин вскрыл связь «К.-с.», «легального марксизма» в России и междунар. ревизионизма. В кон. 19 — нач. 20 вв. влияние «К.-с.» значительно упало. Нек-рые его идеи позднее были восприняты идеологами реформизма, политич. реакции.