Отождествление двух Патанджали
Table of Contents
Мария Николаева Философские основания современных школ хатха-йоги
Введение. «Йога-сутры» в современном понимании
Условность датировки и авторства «Йога-сутр»
Сомнения в правомерности изысканий
Попытки установить «эпоху йога-сутр»
Проблема идентификации Патанджали
Признание относительности заключений
Полемика в комментариях к «Йога-сутрам»
Теоретические и практические объяснения
Техники переводов и «наращивания» текста
Герменевтические методы аргументации
Развитие исходных противоречий
Глава 1. Шри Тимуралаи Кришнамачарья
Водоворот в русле традиции
Биография: синтез индийских учений
Наследие святого Натхамуни
Брахманское образование
Гималаи: основы практики
Майсурская школа йоги
Мадрасский период итогов
Учение: истоки «современной» йоги
Уникальность подхода к личности
Переосмысление аштанга-йоги
Распространение йога-терапии
Феномен «дилетантизма» в йоге
Глава 2. Аштанга-виньяса-йога
Линия преемственности
Паттабхи Джойс
Б. Н. С. Айенгар
Западные ученики
Социальная организация
Исследовательский институт йоги
Федерация центров аштанга-йоги
Аштанга-виньяса-йога в России
Истолкование йоги как таковой
Особенности построения практики
Глава 3. Айенгар-йога
Линия преемственности
Б. К. С. Айенгар
Практика йоги в семье Айенгара
Преемственность «от противного»
Социальная организация
Институт йоги памяти Рамамани Айенгар
Распространение айенгар-йоги в мире
Центры айенгар-йоги в России
Истолкование йоги как таковой
Рефлективная структура самадхи
Йога-врикша: взращивание единства
Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги
Особенности построения практики
Глава 4. Вини-йога
Линия преемственности
Дешикачар – сын Кришнамачарьи
Кастуб – сын Дешикачара
Всемирное движение «Йога йоги»
Социальная организация
Кришнамачарья Йога Мандир
Центр изучения йоги в Англии
Американский институт вини-йоги
Истолкование йоги как таковой
Особенности построения практики
Глава 5. Свами Шивананда Сарасвати
Альтернатива традиции Кришнамачарьи
Биография: межкультурный синтез
Преданность Шиве и милосердие
Врачебная практика в Малайзии
Санньяса – отречение от мира
Подвижничество в Гималаях
Общество божественной жизни
Учение: «полный спектр» йоги
Синтез четырех направлений
Переосмысление аштанга-йоги
Золотая книга: шестьдесят путей
Хатха-йога в развитии йога-терапии
Майя: век машин и научный подход
Глава 6. Шивананда-йога
Линии преемственности
Социальная организация
Общество божественной жизни
Лесная академия йоги и веданты
Организации и ашрамы в Индии
Организации и ашрамы на Западе
Истолкование йоги как таковой
Комментарии к «Йога-сутрам»
Типология самадхи
Комментарии к «Бхагавадгите»
Комментарии к «Йога-Васиштхе»
Индуизм: религиозные коннотации
Особенности построения практики
Шивананда-йога как стиль хатха-йоги
От кундалини-йоги до йога-терапии
Брахмачарья – основа санньясы
Садхана в повседневной жизни
Глава 7. Сатьянанда-йога
Линия преемственности
Традиция дашанами-санньясы
Свами Сатьянанда Сарасвати
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Западные санньясины Сарасвати
Социальная организация
Бихарская школа йоги
Бихар Йога Бхарати
Шивананда-матх
Академия сатьянанда-йоги
Истолкование йоги как таковой
Духовная жизнь: традиции и пути
«Йога-сутры»: четыре шага к свободе
Прояснение «Хатха-йога-прадипики»
Адвайта-веданта Ади Шанкарачарьи
Особенности построения практики
Кундалини-тантра – «живая философия»
Лайя-йога – концентрация на чакрах
Свара-йога – гармонизация дыхания
Йога-нидра – «йогический сон»
Глава 8. Малоизвестные традиции
Школа Дхирендры Брахмачари
Линия преемственности
Особенности построения практики
Школа Шри Йогендры
Заключение. Хатха-йога: практическая философия
Эсхатология тела в спектре научных выводов
Место системы йоги в «историях философии»
Хатха-йога как самодостаточное самосознание
Феноменологизм йоги в «сумме философий»
Пролог к исследованию современных традиций
Школьная принадлежность самосознания йога
Программный характер философии хатха-йоги
Нереализованные герменевтические проекты
Литература
Сведения об авторе
Annotation
В настоящее время под йогой понимается, как правило, именно хатха-йога, которая за последнее столетие обрела необыкновенную популярность сначала в самой Индии, а затем на Западе. Особенность этого пути духовной самореализации состоит в тщательно разработанных методах воздействия на собственное сознание путем совершенствования и полной трансформации физического тела. Внутри данного направления давно сложилось несколько традиций, в рамках которых развивается множество школ, использующих оригинальные методы работы с телом и сознанием. Однако до выхода этой книги в мировой науке не появлялось ни одного труда, где были бы систематизированы главные школы и, что намного существеннее, выявлены их философские основания. Хатха-йога – это не просто часть йоги, но вполне самодостаточное средство реализации основной цели йоги, то есть йога сама по себе. Йога – это не просто система индийской философии, но универсальное средство работы с сознанием, вводимое в той или иной форме в любую систему индийской философии, то есть философия сама по себе. Таким образом, хатха-йога в западном смысле ближе к практической философии, где воля доминирует над разумом, или «философии тела», где самосознание опосредствовано трансформацией телесных функций. Книга написана специалистом по философии, много лет практикующим хатха-йогу и проводящим научные исследования в Индии, автором практических руководств по йоге и популярных книг о различных аспектах индийской культуры.
· Мария Николаева
o Введение. «Йога-сутры» в современном понимании
§
§ Условность датировки и авторства «Йога-сутр»
§ Сомнения в правомерности изысканий
§ Попытки установить «эпоху йога-сутр»
§ Проблема идентификации Патанджали
§ Признание относительности заключений
§ Полемика в комментариях к «Йога-сутрам»
§ Теоретические и практические объяснения
§ Техники переводов и «наращивания» текста
§ Герменевтические методы аргументации
§ Развитие исходных противоречий
o Глава 1. Шри Тимуралаи Кришнамачарья
§ Водоворот в русле традиции
§ Биография: синтез индийских учений
§ Наследие святого Натхамуни
§ Брахманское образование
§ Гималаи: основы практики
§ Майсурская школа йоги
§ Мадрасский период итогов
§ Учение: истоки «современной» йоги
§ Уникальность подхода к личности
§ Переосмысление аштанга-йоги
§ Распространение йога-терапии
§ Феномен «дилетантизма» в йоге
o Глава 2. Аштанга-виньяса-йога
§ Линия преемственности
§ Паттабхи Джойс
§ Б. Н. С. Айенгар
§ Западные ученики
§ Социальная организация
§ Исследовательский институт йоги
§ Федерация центров аштанга-йоги
§ Аштанга-виньяса-йога в России
§ Истолкование йоги как таковой
§ Особенности построения практики
o Глава 3. Айенгар-йога
§ Линия преемственности
§ Б. К. С. Айенгар
§ Практика йоги в семье Айенгара
§ Преемственность «от противного»
§ Социальная организация
§ Институт йоги памяти Рамамани Айенгар
§ Распространение айенгар-йоги в мире
§ Центры айенгар-йоги в России
§ Истолкование йоги как таковой
§ Рефлективная структура самадхи
§ Йога-врикша: взращивание единства
§ Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги
§ Особенности построения практики
o Глава 4. Вини-йога
§ Линия преемственности
§ Дешикачар – сын Кришнамачарьи
§ Кастуб – сын Дешикачара
§ Всемирное движение «Йога йоги»
§ Социальная организация
§ Кришнамачарья Йога Мандир
§ Центр изучения йоги в Англии
§ Американский институт вини-йоги
§ Истолкование йоги как таковой
§ Особенности построения практики
o Глава 5. Свами Шивананда Сарасвати
§ Альтернатива традиции Кришнамачарьи
§ Биография: межкультурный синтез
§ Преданность Шиве и милосердие
§ Врачебная практика в Малайзии
§ Санньяса – отречение от мира
§ Подвижничество в Гималаях
§ Общество божественной жизни
§ Учение: «полный спектр» йоги
§ Синтез четырех направлений
§ Переосмысление аштанга-йоги
§ Золотая книга: шестьдесят путей
§ Хатха-йога в развитии йога-терапии
§ Майя: век машин и научный подход
o Глава 6. Шивананда-йога
§ Линии преемственности
§ Социальная организация
§ Общество божественной жизни
§ Лесная академия йоги и веданты
§ Организации и ашрамы в Индии
§ Организации и ашрамы на Западе
§ Истолкование йоги как таковой
§ Комментарии к «Йога-сутрам»
§ Типология самадхи
§ Комментарии к «Бхагавадгите»
§ Комментарии к «Йога-Васиштхе»
§ Индуизм: религиозные коннотации
§ Особенности построения практики
§ Шивананда-йога как стиль хатха-йоги
§ От кундалини-йоги до йога-терапии
§ Брахмачарья – основа санньясы
§ Садхана в повседневной жизни
o Глава 7. Сатьянанда-йога
§ Линия преемственности
§ Традиция дашанами-санньясы
§ Свами Сатьянанда Сарасвати
§ Свами Ниранджанананда Сарасвати
§ Западные санньясины Сарасвати
§
§ Свами Анандакапила Сарасвати
§ Социальная организация
§ Бихарская школа йоги
§ Бихар Йога Бхарати
§ Шивананда-матх
§ Академия сатьянанда-йоги
§ Истолкование йоги как таковой
§ Духовная жизнь: традиции и пути
§ «Йога-сутры»: четыре шага к свободе
§ Определение йоги
§ Классификация вритти
§ Абхьяса и вайрагья
§ Концепция Ишвары
§ Препятствия в йоге
§ Типология самадхи
§ Прояснение «Хатха-йога-прадипики»
§ Адвайта-веданта Ади Шанкарачарьи
§ Особенности построения практики
§
§ Кундалини-тантра – «живая философия»
§ Лайя-йога – концентрация на чакрах
§ Свара-йога – гармонизация дыхания
§ Йога-нидра – «йогический сон»
o Глава 8. Малоизвестные традиции
§
§ Школа Дхирендры Брахмачари
§
§ Линия преемственности
§ Шри Махариши Картикейя
§ Шри Дхирендра Брахмачари
§ Бал Мукунд Сингх
§ Особенности построения практики
§ Школа Шри Йогендры
o Заключение. Хатха-йога: практическая философия
§
§ Эсхатология тела в спектре научных выводов
§ Место системы йоги в «историях философии»
§ Хатха-йога как самодостаточное самосознание
§ Феноменологизм йоги в «сумме философий»
§ Пролог к исследованию современных традиций
§ Школьная принадлежность самосознания йога
§ Программный характер философии хатха-йоги
§ Нереализованные герменевтические проекты
o Литература
o Сведения об авторе
Мария Николаева
Философские основания современных школ хатха-йоги
Введение. «Йога-сутры» в современном понимании
Современные школы хатха-йоги, при всем их разнообразии, объединены стремлением возвести основания, определяющие особенности построения практики, к «Йога-сутрам» Патанджали – философской системе йоги, считающейся одной из шести главных даршанв древнеиндийской философии. Даже при апелляции к другим текстам по йоге всегда стараются прежде всего установить их связь с «Йога-сутрами», поскольку в индийской философии «авторитетное свидетельство» служит одной из непременных составляющих доказательства истинности утверждений, а среди «авторитетов» важнейшее место занимают сакрализованные тексты, создатели которых приравниваются к просветленным личностям или даже божествам. Так, одним из общепризнанных «промежуточных» звеньев выступает средневековый трактат «Хатха-йога-прадипика» Сватмарамы – первый систематический текст именно по хатха-йоге, если не считать более ранние не столь всеобъемлющие самхитыи тем более упанишадыйоги и тантры, в которых встречаются лишь отдельные техники. В самом трактате ясно и отчетливо сформулировано то обстоятельство, что вся работа по преобразованию физического тела, проводимая в хатха-йоге, составляет неотъемлемый этап преображения сознания в раджа-йоге, изложенной в «Йога-сутрах».
Тем не менее, такие создатели современных школ хатха-йоги, получившие всемирное признание, как, например, Б. К. С. Айенгар, считают необходимым приводить дополнительные аргументы посредством герменевтического сравнения обоих текстов. Подобным образом дело обстоит и с менее известными трактатами, поэтому при отсылках к другим источникам все равно существуют пути «ре-интерпретации» их через «Йога-сутры». Так, основывая практические рекомендации в крийя-йоге на тамильском тексте «Тирумантирам», М. Говиндан доказывает полную «параллельность» его логического построения «Йога-сутрам». Примеров можно привести множество, и в целом представляется вполне приемлемой постановка задачи выявления философских оснований, служащих предпосылками для создания и совершенствования рефлективных техник в современной хатха-йоге, где воздействие на собственное сознание осуществляется посредством преобразования собственного тела. Ключевым аспектом в истолковании йоги как таковой с позиций отдельных школ хатха-йоги выступают герменевтические особенности интерпретаций «Йога-сутр», широта спектра которых предопределяется с самого начала значительной степенью их «исторической абстрактности».
Условность датировки и авторства «Йога-сутр»
Сомнения в правомерности изысканий
Концептуальные разногласия представителей современных направлений в йоге отчетливо проявляются в различных интерпретациях «Йога-сутр», и даже при внешнем сходстве выводов нередко вскрываются принципиальные расхождения на уровне приводящей к ним аргументации или дальнейшего целеполагания. Прежде чем переходить к анализу герменевтических особенностей истолкования формы и содержания сутр, следует отметить незавершенность полемики относительно их происхождения: ученые не установили окончательно ни время создания, ни личность автора. Более того, некоторые исследователи вполне ответственно заявляют о бессмысленности подобных изысканий, причем и такие высказывания оказываются весьма характерными. Например, если обратиться к трудам двух сторонников «безвременности» и «безличности» сутр– Мирча Элиаде и Свами Сатьянанды, – прежде всего становится очевидным, что оба они предварительно ознакомились с современными научными представлениями по данному вопросу и настаивают на исторической отвлеченности a posteriori. Далее, выявленное частное согласие не затушевывает, а наоборот, подчеркивает несовместимость их подходов в целом: Мирча Элиаде, как теоретик, приводит аргументы с позиций философской герменевтики, рассматривая процесс осмысления идей и закрепления их в текстах, а Свами Сатьянанда, как практик, апеллирует к энергетической составляющей знания, придающей субъективность самому знанию. И, наконец, можно заметить, что в перспективе восстановления целостности теоретико-практической трансформации «Йога-сутр» названные позиции прекрасно дополняют друг друга.
На полпути к полемике относительно времени составления «Йога-сутр» высказываются также различные мотивации невыполнимости хронологической задачи. Поддерживая сторонников подобных взглядов, Мирча Элиаде отмечает, что не следует преувеличивать значение датировки текстов, ибо в любом индийском философском трактате встречаются идеи, возникшие до его написания, вполоть до глубокой древности. Если в тексте присутствует новое истолкование, вероятно, оно излагается не впервые. В Индии вообще устанавливать даты создания трактатов гораздо труднее, чем в любой иной стране, а восстановить хронологию преемственности философских идей почти нереально. Другое соображение в пользу безотносительности «Йога-сутр» состоит в том, что раджа-йога Патанджали представляет собой вершину длительного развития йогической техники. Как отмечает Георг Фёрштайн, из всех многочисленных школ, которые существовали в первые века нашей эры, только школа Патанджали получила признание как авторитетная система йоги, но существовали и другие. Еще больше размывает датировку несомненное взаимодействие йоги с другими традициями, например, очевидно сходство раджа-йоги с буддизмом, которое было вызвано одновременным становлением индуистской и буддийской йоги либо стало следствием особого интереса к буддизму со стороны Патанджали. Возможно, верны оба объяснения. Итак, время создания сутри их авторство определяются содержанием сутр, а не объясняют его.
Попытки установить «эпоху йога-сутр»
Спектр научных мнений по поводу датировки «Йога-сутр» был представлен уже в первой половине ХХ века в классическом труде Радхакришнана по истории индийской философии. Разброс приемлемых дат создания текста колеблется от II до IV в. н. э., причем первая дата приводится как общепринятая, а вторая сопровождается аргументами. Так, в описаниях атомистической теории и теории времени саутрантиковкак серий моментов, спхотавады, буддистского идеализма присутствуют ссылки на «Йога-сутры». Принимая во внимание, что идеализм Васубандху, хотя и без указания конкретных трактатов, критикуется в «Йога-сутрах», профессор Вудс относит раннюю (нижнюю) границу сутрк IV в., и его мнение подкрепляется тем фактом, что Нагарджуна не упоминает йогу в своей «Карике». Однако этот аргумент не признается другими учеными как достаточно веский и легко опровергается на основе общепринятого факта, что в китайском переводе «Упаякаушальяридая-шастры» Нагарджуны йога названа среди восьми школ философии, а буддистский идеализм мог сложиться и ранее, до закрепления в текстах Васубандху и Асанги. Как предполагает Якоби, мнение которого учитывает и Вуддс, йога существовала по крайней мере уже в IV в. Во всяком случае, в «Таттвартха-сутре» Умасвати присутствует ссылка на «Йога-сутры», а данный автор должен предшествовать по времени своему комментатору Сиддхасене (V в.) и обычно относится к III в. Итак, по заключению Радхакришнана получается, что Патанджали не мог жить позднее названного периода, однако он не склоняется к более ранней границе. Согласно же Фёрштайну, содержание и терминология «Йога-сутр» убеждают в том, что II век – наиболее вероятная дата для Патанджали, кем бы он в действительности ни был.
Основатель современной Бихарской школы йоги Свами Сатьянанда в качестве общепринятой даты называет приблизительно IV в. до н. э. и также подробно останавливается на различных способах ее получения. Одним из них служит сравнение философского подхода в «Йога-сутрах» с методами, применявшимися в других текстах: ранних упанишадах, религиозно-философских текстах санкхьии буддизма. Главный недостаток данного аргумента состоит в том, что древние тексты не удается надежно датировать и нельзя определить, какой текст появился первым и повлиял на последующие. «Священный» текст йоги не отражает дату возникновения философской системы, ибо он вполне мог появиться сотни лет спустя, после того, как сложилась и распространилась практика. Основы йоги коренятся в философии санкхья, сформулированной ришиКапилой, а эта система существовала задолго до появления буддизма. Но все приведенные сведения не позволяют установить дату создания сутр, ведь ни одна система не развивалась обособленно, напротив, каждая из них подвергалась влияниям и оказывала ответное логическое воздействие. Однако сам Патанджали не ссылается на другие тексты и не обращается к ним, и это заставляет предположить, что сутрыбыли сформулированы прежде многих известных священных писаний. Тем не менее, санскрит сутрболее поздний, чем распространенный во времена Будды, в силу чего дата их возникновения устанавливается около IV в. до н. э. И все же язык сутрмог быть обновлен после написания первоначальной рукописи, оригинал которой оказался утерян, или сутрысуществовали в устной форме намного раньше. Перебрав все названные доводы, Свами Сатьянанда констатирует тот факт, что датировка сутрдо сих пор остается нерешенной проблемой.
Проблема идентификации Патанджали
Ученые-индологи подчеркивают, что ранняя датировка мотивируется отождествлением автора «Йога-сутр» и другого Патанджали, автора «Махабхашьи» – авторитетных комментариев к санскритской грамматике Панини, но данная точка зрения была сформирована внутри индийской культурной традиции и не поддерживается специальной научной аргументацией. Таким образом, сравнение двух версий авторства позволяет обратить внимание на плохую совместимость традиционного и научного способов истолкования текстов.
Отождествление двух Патанджали
В классическом исследовании эпохи Патанджали, выполненном ученым Б. Н. Пури, ключевым и наиболее спорным признается вопрос об идентичности двух Патанджали, привлекавший внимание нескольких ученых, которые так и не пришли к согласию. На основании анализа их работ, Пури выявляет сторонников той или иной точки зрения: Либих и Чакраварти отождествляют двух Патанджали, а Рену, Вудс и Якоби различают их. Сторонники теории идентичности основывают свои аргументы на ряде подобных и взаимодополняющих суждений, замеченных в обоих трактатах, таких как сходное вступление: «атха йога-анушасанам»(в «Йога-сутрах») и «атха шабда-анушасанам»(в «Махабхашье»), отсутствие критики на доктрину спхотав «Йога-сутрах», несмотря на частые упоминания ее всеми философскими школами, и ссылку на йогу в «Махабхашье». Имеется также ссылка Бхартрихари на «Йога-сутры», касающаяся очищения ума от всех следов загрязнений в контексте хвалебной речи, посвященной «Махабхашье». Теория идентичности была предложена индийскими комментаторами в рамках брахманской традиции отождествления двух Патанджали. Среди них следует назвать Рамабхадру, автора «Патанаджали-чариты» (XVIII в.), Шиварамы (XVIII в.), раджиБходжи (правителя Дхара) и Чакрапанидатты (XI в.), комментатора Чараки.
Надо отметить, что традиционная опора на авторитеты не исключает вторичного научного подтверждения устоявшихся представлений. Современные ученые В. И. Рудой и Е. П. Островская на основании приведенных аргументов соглашаются, что отождествление авторов «Йога-сутр» и «Махабхашьи» не вовсе беспочвенно, также подчеркивая сходное вступление. А именно, стилистический прием в начале обоих трактатов служит формальным показателем систематического изложения, или анушасанам.Данный термин в научном истолковании обозначает некий поступательный процесс детального разъяснения, в результате которого предмет получает всестороннее и полное освещение. Двумя главными условиями осуществления такого процесса выступают, с одной стороны, желание передать знание истинной реальности, а с другой – стремление получить это знание. Именно воспринимая «Йога-сутры» как анушасанам, ученые предлагают осмыслить этот жанр в качестве учебника, чем, хотя и на традиционных основаниях, пользуются практически все учителя современных школ йоги.