Отождествление двух Патанджали

Table of Contents

Мария Николаева Философские основания современных школ хатха-йоги

Введение. «Йога-сутры» в современном понимании

Условность датировки и авторства «Йога-сутр»

Сомнения в правомерности изысканий

Попытки установить «эпоху йога-сутр»

Проблема идентификации Патанджали

Признание относительности заключений

Полемика в комментариях к «Йога-сутрам»

Теоретические и практические объяснения

Техники переводов и «наращивания» текста

Герменевтические методы аргументации

Развитие исходных противоречий

Глава 1. Шри Тимуралаи Кришнамачарья

Водоворот в русле традиции

Биография: синтез индийских учений

Наследие святого Натхамуни

Брахманское образование

Гималаи: основы практики

Майсурская школа йоги

Мадрасский период итогов

Учение: истоки «современной» йоги

Уникальность подхода к личности

Переосмысление аштанга-йоги

Распространение йога-терапии

Феномен «дилетантизма» в йоге

Глава 2. Аштанга-виньяса-йога

Линия преемственности

Паттабхи Джойс

Б. Н. С. Айенгар

Западные ученики

Социальная организация

Исследовательский институт йоги

Федерация центров аштанга-йоги

Аштанга-виньяса-йога в России

Истолкование йоги как таковой

Особенности построения практики

Глава 3. Айенгар-йога

Линия преемственности

Б. К. С. Айенгар

Практика йоги в семье Айенгара

Преемственность «от противного»

Социальная организация

Институт йоги памяти Рамамани Айенгар

Распространение айенгар-йоги в мире

Центры айенгар-йоги в России

Истолкование йоги как таковой

Рефлективная структура самадхи

Йога-врикша: взращивание единства

Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги

Особенности построения практики

Глава 4. Вини-йога

Линия преемственности

Дешикачар – сын Кришнамачарьи

Кастуб – сын Дешикачара

Всемирное движение «Йога йоги»

Социальная организация

Кришнамачарья Йога Мандир

Центр изучения йоги в Англии

Американский институт вини-йоги

Истолкование йоги как таковой

Особенности построения практики

Глава 5. Свами Шивананда Сарасвати

Альтернатива традиции Кришнамачарьи

Биография: межкультурный синтез

Преданность Шиве и милосердие

Врачебная практика в Малайзии

Санньяса – отречение от мира

Подвижничество в Гималаях

Общество божественной жизни

Учение: «полный спектр» йоги

Синтез четырех направлений

Переосмысление аштанга-йоги

Золотая книга: шестьдесят путей

Хатха-йога в развитии йога-терапии

Майя: век машин и научный подход

Глава 6. Шивананда-йога

Линии преемственности

Социальная организация

Общество божественной жизни

Лесная академия йоги и веданты

Организации и ашрамы в Индии

Организации и ашрамы на Западе

Истолкование йоги как таковой

Комментарии к «Йога-сутрам»

Типология самадхи

Комментарии к «Бхагавадгите»

Комментарии к «Йога-Васиштхе»

Индуизм: религиозные коннотации

Особенности построения практики

Шивананда-йога как стиль хатха-йоги

От кундалини-йоги до йога-терапии

Брахмачарья – основа санньясы

Садхана в повседневной жизни

Глава 7. Сатьянанда-йога

Линия преемственности

Традиция дашанами-санньясы

Свами Сатьянанда Сарасвати

Свами Ниранджанананда Сарасвати

Западные санньясины Сарасвати

Социальная организация

Бихарская школа йоги

Бихар Йога Бхарати

Шивананда-матх

Академия сатьянанда-йоги

Истолкование йоги как таковой

Духовная жизнь: традиции и пути

«Йога-сутры»: четыре шага к свободе

Прояснение «Хатха-йога-прадипики»

Адвайта-веданта Ади Шанкарачарьи

Особенности построения практики

Кундалини-тантра – «живая философия»

Лайя-йога – концентрация на чакрах

Свара-йога – гармонизация дыхания

Йога-нидра – «йогический сон»

Глава 8. Малоизвестные традиции

Школа Дхирендры Брахмачари

Линия преемственности

Особенности построения практики

Школа Шри Йогендры

Заключение. Хатха-йога: практическая философия

Эсхатология тела в спектре научных выводов

Место системы йоги в «историях философии»

Хатха-йога как самодостаточное самосознание

Феноменологизм йоги в «сумме философий»

Пролог к исследованию современных традиций

Школьная принадлежность самосознания йога

Программный характер философии хатха-йоги

Нереализованные герменевтические проекты

Литература

Сведения об авторе

Annotation

В настоящее время под йогой понимается, как правило, именно хатха-йога, которая за последнее столетие обрела необыкновенную популярность сначала в самой Индии, а затем на Западе. Особенность этого пути духовной самореализации состоит в тщательно разработанных методах воздействия на собственное сознание путем совершенствования и полной трансформации физического тела. Внутри данного направления давно сложилось несколько традиций, в рамках которых развивается множество школ, использующих оригинальные методы работы с телом и сознанием. Однако до выхода этой книги в мировой науке не появлялось ни одного труда, где были бы систематизированы главные школы и, что намного существеннее, выявлены их философские основания. Хатха-йога – это не просто часть йоги, но вполне самодостаточное средство реализации основной цели йоги, то есть йога сама по себе. Йога – это не просто система индийской философии, но универсальное средство работы с сознанием, вводимое в той или иной форме в любую систему индийской философии, то есть философия сама по себе. Таким образом, хатха-йога в западном смысле ближе к практической философии, где воля доминирует над разумом, или «философии тела», где самосознание опосредствовано трансформацией телесных функций. Книга написана специалистом по философии, много лет практикующим хатха-йогу и проводящим научные исследования в Индии, автором практических руководств по йоге и популярных книг о различных аспектах индийской культуры.

· Мария Николаева

o Введение. «Йога-сутры» в современном понимании

§

§ Условность датировки и авторства «Йога-сутр»

§ Сомнения в правомерности изысканий

§ Попытки установить «эпоху йога-сутр»

§ Проблема идентификации Патанджали

§ Признание относительности заключений

§ Полемика в комментариях к «Йога-сутрам»

§ Теоретические и практические объяснения

§ Техники переводов и «наращивания» текста

§ Герменевтические методы аргументации

§ Развитие исходных противоречий

o Глава 1. Шри Тимуралаи Кришнамачарья

§ Водоворот в русле традиции

§ Биография: синтез индийских учений

§ Наследие святого Натхамуни

§ Брахманское образование

§ Гималаи: основы практики

§ Майсурская школа йоги

§ Мадрасский период итогов

§ Учение: истоки «современной» йоги

§ Уникальность подхода к личности

§ Переосмысление аштанга-йоги

§ Распространение йога-терапии

§ Феномен «дилетантизма» в йоге

o Глава 2. Аштанга-виньяса-йога

§ Линия преемственности

§ Паттабхи Джойс

§ Б. Н. С. Айенгар

§ Западные ученики

§ Социальная организация

§ Исследовательский институт йоги

§ Федерация центров аштанга-йоги

§ Аштанга-виньяса-йога в России

§ Истолкование йоги как таковой

§ Особенности построения практики

o Глава 3. Айенгар-йога

§ Линия преемственности

§ Б. К. С. Айенгар

§ Практика йоги в семье Айенгара

§ Преемственность «от противного»

§ Социальная организация

§ Институт йоги памяти Рамамани Айенгар

§ Распространение айенгар-йоги в мире

§ Центры айенгар-йоги в России

§ Истолкование йоги как таковой

§ Рефлективная структура самадхи

§ Йога-врикша: взращивание единства

§ Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги

§ Особенности построения практики

o Глава 4. Вини-йога

§ Линия преемственности

§ Дешикачар – сын Кришнамачарьи

§ Кастуб – сын Дешикачара

§ Всемирное движение «Йога йоги»

§ Социальная организация

§ Кришнамачарья Йога Мандир

§ Центр изучения йоги в Англии

§ Американский институт вини-йоги

§ Истолкование йоги как таковой

§ Особенности построения практики

o Глава 5. Свами Шивананда Сарасвати

§ Альтернатива традиции Кришнамачарьи

§ Биография: межкультурный синтез

§ Преданность Шиве и милосердие

§ Врачебная практика в Малайзии

§ Санньяса – отречение от мира

§ Подвижничество в Гималаях

§ Общество божественной жизни

§ Учение: «полный спектр» йоги

§ Синтез четырех направлений

§ Переосмысление аштанга-йоги

§ Золотая книга: шестьдесят путей

§ Хатха-йога в развитии йога-терапии

§ Майя: век машин и научный подход

o Глава 6. Шивананда-йога

§ Линии преемственности

§ Социальная организация

§ Общество божественной жизни

§ Лесная академия йоги и веданты

§ Организации и ашрамы в Индии

§ Организации и ашрамы на Западе

§ Истолкование йоги как таковой

§ Комментарии к «Йога-сутрам»

§ Типология самадхи

§ Комментарии к «Бхагавадгите»

§ Комментарии к «Йога-Васиштхе»

§ Индуизм: религиозные коннотации

§ Особенности построения практики

§ Шивананда-йога как стиль хатха-йоги

§ От кундалини-йоги до йога-терапии

§ Брахмачарья – основа санньясы

§ Садхана в повседневной жизни

o Глава 7. Сатьянанда-йога

§ Линия преемственности

§ Традиция дашанами-санньясы

§ Свами Сатьянанда Сарасвати

§ Свами Ниранджанананда Сарасвати

§ Западные санньясины Сарасвати

§

§ Свами Анандакапила Сарасвати

§ Социальная организация

§ Бихарская школа йоги

§ Бихар Йога Бхарати

§ Шивананда-матх

§ Академия сатьянанда-йоги

§ Истолкование йоги как таковой

§ Духовная жизнь: традиции и пути

§ «Йога-сутры»: четыре шага к свободе

§ Определение йоги

§ Классификация вритти

§ Абхьяса и вайрагья

§ Концепция Ишвары

§ Препятствия в йоге

§ Типология самадхи

§ Прояснение «Хатха-йога-прадипики»

§ Адвайта-веданта Ади Шанкарачарьи

§ Особенности построения практики

§

§ Кундалини-тантра – «живая философия»

§ Лайя-йога – концентрация на чакрах

§ Свара-йога – гармонизация дыхания

§ Йога-нидра – «йогический сон»

o Глава 8. Малоизвестные традиции

§

§ Школа Дхирендры Брахмачари

§

§ Линия преемственности

§ Шри Махариши Картикейя

§ Шри Дхирендра Брахмачари

§ Бал Мукунд Сингх

§ Особенности построения практики

§ Школа Шри Йогендры

o Заключение. Хатха-йога: практическая философия

§

§ Эсхатология тела в спектре научных выводов

§ Место системы йоги в «историях философии»

§ Хатха-йога как самодостаточное самосознание

§ Феноменологизм йоги в «сумме философий»

§ Пролог к исследованию современных традиций

§ Школьная принадлежность самосознания йога

§ Программный характер философии хатха-йоги

§ Нереализованные герменевтические проекты

o Литература

o Сведения об авторе

Мария Николаева
Философские основания современных школ хатха-йоги

Введение. «Йога-сутры» в современном понимании

Современные школы хатха-йоги, при всем их разнообразии, объединены стремлением возвести основания, определяющие особенности построения практики, к «Йога-сутрам» Патанджали – философской системе йоги, считающейся одной из шести главных даршанв древнеиндийской философии. Даже при апелляции к другим текстам по йоге всегда стараются прежде всего установить их связь с «Йога-сутрами», поскольку в индийской философии «авторитетное свидетельство» служит одной из непременных составляющих доказательства истинности утверждений, а среди «авторитетов» важнейшее место занимают сакрализованные тексты, создатели которых приравниваются к просветленным личностям или даже божествам. Так, одним из общепризнанных «промежуточных» звеньев выступает средневековый трактат «Хатха-йога-прадипика» Сватмарамы – первый систематический текст именно по хатха-йоге, если не считать более ранние не столь всеобъемлющие самхитыи тем более упанишадыйоги и тантры, в которых встречаются лишь отдельные техники. В самом трактате ясно и отчетливо сформулировано то обстоятельство, что вся работа по преобразованию физического тела, проводимая в хатха-йоге, составляет неотъемлемый этап преображения сознания в раджа-йоге, изложенной в «Йога-сутрах».

Тем не менее, такие создатели современных школ хатха-йоги, получившие всемирное признание, как, например, Б. К. С. Айенгар, считают необходимым приводить дополнительные аргументы посредством герменевтического сравнения обоих текстов. Подобным образом дело обстоит и с менее известными трактатами, поэтому при отсылках к другим источникам все равно существуют пути «ре-интерпретации» их через «Йога-сутры». Так, основывая практические рекомендации в крийя-йоге на тамильском тексте «Тирумантирам», М. Говиндан доказывает полную «параллельность» его логического построения «Йога-сутрам». Примеров можно привести множество, и в целом представляется вполне приемлемой постановка задачи выявления философских оснований, служащих предпосылками для создания и совершенствования рефлективных техник в современной хатха-йоге, где воздействие на собственное сознание осуществляется посредством преобразования собственного тела. Ключевым аспектом в истолковании йоги как таковой с позиций отдельных школ хатха-йоги выступают герменевтические особенности интерпретаций «Йога-сутр», широта спектра которых предопределяется с самого начала значительной степенью их «исторической абстрактности».

Условность датировки и авторства «Йога-сутр»

Сомнения в правомерности изысканий

Концептуальные разногласия представителей современных направлений в йоге отчетливо проявляются в различных интерпретациях «Йога-сутр», и даже при внешнем сходстве выводов нередко вскрываются принципиальные расхождения на уровне приводящей к ним аргументации или дальнейшего целеполагания. Прежде чем переходить к анализу герменевтических особенностей истолкования формы и содержания сутр, следует отметить незавершенность полемики относительно их происхождения: ученые не установили окончательно ни время создания, ни личность автора. Более того, некоторые исследователи вполне ответственно заявляют о бессмысленности подобных изысканий, причем и такие высказывания оказываются весьма характерными. Например, если обратиться к трудам двух сторонников «безвременности» и «безличности» сутр– Мирча Элиаде и Свами Сатьянанды, – прежде всего становится очевидным, что оба они предварительно ознакомились с современными научными представлениями по данному вопросу и настаивают на исторической отвлеченности a posteriori. Далее, выявленное частное согласие не затушевывает, а наоборот, подчеркивает несовместимость их подходов в целом: Мирча Элиаде, как теоретик, приводит аргументы с позиций философской герменевтики, рассматривая процесс осмысления идей и закрепления их в текстах, а Свами Сатьянанда, как практик, апеллирует к энергетической составляющей знания, придающей субъективность самому знанию. И, наконец, можно заметить, что в перспективе восстановления целостности теоретико-практической трансформации «Йога-сутр» названные позиции прекрасно дополняют друг друга.

На полпути к полемике относительно времени составления «Йога-сутр» высказываются также различные мотивации невыполнимости хронологической задачи. Поддерживая сторонников подобных взглядов, Мирча Элиаде отмечает, что не следует преувеличивать значение датировки текстов, ибо в любом индийском философском трактате встречаются идеи, возникшие до его написания, вполоть до глубокой древности. Если в тексте присутствует новое истолкование, вероятно, оно излагается не впервые. В Индии вообще устанавливать даты создания трактатов гораздо труднее, чем в любой иной стране, а восстановить хронологию преемственности философских идей почти нереально. Другое соображение в пользу безотносительности «Йога-сутр» состоит в том, что раджа-йога Патанджали представляет собой вершину длительного развития йогической техники. Как отмечает Георг Фёрштайн, из всех многочисленных школ, которые существовали в первые века нашей эры, только школа Патанджали получила признание как авторитетная система йоги, но существовали и другие. Еще больше размывает датировку несомненное взаимодействие йоги с другими традициями, например, очевидно сходство раджа-йоги с буддизмом, которое было вызвано одновременным становлением индуистской и буддийской йоги либо стало следствием особого интереса к буддизму со стороны Патанджали. Возможно, верны оба объяснения. Итак, время создания сутри их авторство определяются содержанием сутр, а не объясняют его.

Попытки установить «эпоху йога-сутр»

Спектр научных мнений по поводу датировки «Йога-сутр» был представлен уже в первой половине ХХ века в классическом труде Радхакришнана по истории индийской философии. Разброс приемлемых дат создания текста колеблется от II до IV в. н. э., причем первая дата приводится как общепринятая, а вторая сопровождается аргументами. Так, в описаниях атомистической теории и теории времени саутрантиковкак серий моментов, спхотавады, буддистского идеализма присутствуют ссылки на «Йога-сутры». Принимая во внимание, что идеализм Васубандху, хотя и без указания конкретных трактатов, критикуется в «Йога-сутрах», профессор Вудс относит раннюю (нижнюю) границу сутрк IV в., и его мнение подкрепляется тем фактом, что Нагарджуна не упоминает йогу в своей «Карике». Однако этот аргумент не признается другими учеными как достаточно веский и легко опровергается на основе общепринятого факта, что в китайском переводе «Упаякаушальяридая-шастры» Нагарджуны йога названа среди восьми школ философии, а буддистский идеализм мог сложиться и ранее, до закрепления в текстах Васубандху и Асанги. Как предполагает Якоби, мнение которого учитывает и Вуддс, йога существовала по крайней мере уже в IV в. Во всяком случае, в «Таттвартха-сутре» Умасвати присутствует ссылка на «Йога-сутры», а данный автор должен предшествовать по времени своему комментатору Сиддхасене (V в.) и обычно относится к III в. Итак, по заключению Радхакришнана получается, что Патанджали не мог жить позднее названного периода, однако он не склоняется к более ранней границе. Согласно же Фёрштайну, содержание и терминология «Йога-сутр» убеждают в том, что II век – наиболее вероятная дата для Патанджали, кем бы он в действительности ни был.

Основатель современной Бихарской школы йоги Свами Сатьянанда в качестве общепринятой даты называет приблизительно IV в. до н. э. и также подробно останавливается на различных способах ее получения. Одним из них служит сравнение философского подхода в «Йога-сутрах» с методами, применявшимися в других текстах: ранних упанишадах, религиозно-философских текстах санкхьии буддизма. Главный недостаток данного аргумента состоит в том, что древние тексты не удается надежно датировать и нельзя определить, какой текст появился первым и повлиял на последующие. «Священный» текст йоги не отражает дату возникновения философской системы, ибо он вполне мог появиться сотни лет спустя, после того, как сложилась и распространилась практика. Основы йоги коренятся в философии санкхья, сформулированной ришиКапилой, а эта система существовала задолго до появления буддизма. Но все приведенные сведения не позволяют установить дату создания сутр, ведь ни одна система не развивалась обособленно, напротив, каждая из них подвергалась влияниям и оказывала ответное логическое воздействие. Однако сам Патанджали не ссылается на другие тексты и не обращается к ним, и это заставляет предположить, что сутрыбыли сформулированы прежде многих известных священных писаний. Тем не менее, санскрит сутрболее поздний, чем распространенный во времена Будды, в силу чего дата их возникновения устанавливается около IV в. до н. э. И все же язык сутрмог быть обновлен после написания первоначальной рукописи, оригинал которой оказался утерян, или сутрысуществовали в устной форме намного раньше. Перебрав все названные доводы, Свами Сатьянанда констатирует тот факт, что датировка сутрдо сих пор остается нерешенной проблемой.

Проблема идентификации Патанджали

Ученые-индологи подчеркивают, что ранняя датировка мотивируется отождествлением автора «Йога-сутр» и другого Патанджали, автора «Махабхашьи» – авторитетных комментариев к санскритской грамматике Панини, но данная точка зрения была сформирована внутри индийской культурной традиции и не поддерживается специальной научной аргументацией. Таким образом, сравнение двух версий авторства позволяет обратить внимание на плохую совместимость традиционного и научного способов истолкования текстов.

Отождествление двух Патанджали

В классическом исследовании эпохи Патанджали, выполненном ученым Б. Н. Пури, ключевым и наиболее спорным признается вопрос об идентичности двух Патанджали, привлекавший внимание нескольких ученых, которые так и не пришли к согласию. На основании анализа их работ, Пури выявляет сторонников той или иной точки зрения: Либих и Чакраварти отождествляют двух Патанджали, а Рену, Вудс и Якоби различают их. Сторонники теории идентичности основывают свои аргументы на ряде подобных и взаимодополняющих суждений, замеченных в обоих трактатах, таких как сходное вступление: «атха йога-анушасанам»(в «Йога-сутрах») и «атха шабда-анушасанам»(в «Махабхашье»), отсутствие критики на доктрину спхотав «Йога-сутрах», несмотря на частые упоминания ее всеми философскими школами, и ссылку на йогу в «Махабхашье». Имеется также ссылка Бхартрихари на «Йога-сутры», касающаяся очищения ума от всех следов загрязнений в контексте хвалебной речи, посвященной «Махабхашье». Теория идентичности была предложена индийскими комментаторами в рамках брахманской традиции отождествления двух Патанджали. Среди них следует назвать Рамабхадру, автора «Патанаджали-чариты» (XVIII в.), Шиварамы (XVIII в.), раджиБходжи (правителя Дхара) и Чакрапанидатты (XI в.), комментатора Чараки.

Надо отметить, что традиционная опора на авторитеты не исключает вторичного научного подтверждения устоявшихся представлений. Современные ученые В. И. Рудой и Е. П. Островская на основании приведенных аргументов соглашаются, что отождествление авторов «Йога-сутр» и «Махабхашьи» не вовсе беспочвенно, также подчеркивая сходное вступление. А именно, стилистический прием в начале обоих трактатов служит формальным показателем систематического изложения, или анушасанам.Данный термин в научном истолковании обозначает некий поступательный процесс детального разъяснения, в результате которого предмет получает всестороннее и полное освещение. Двумя главными условиями осуществления такого процесса выступают, с одной стороны, желание передать знание истинной реальности, а с другой – стремление получить это знание. Именно воспринимая «Йога-сутры» как анушасанам, ученые предлагают осмыслить этот жанр в качестве учебника, чем, хотя и на традиционных основаниях, пользуются практически все учителя современных школ йоги.

Наши рекомендации