Упанайана-самскара – первое и второе посвящение

Когда ребенок становится достаточно взрослым (13-15 лет), если он, по крайней мере, на протяжении полугода повторяет ежедневно 16 кругов мантры и следует регулирующим принципам, он может выбрать духовного учителя и с его разрешения начать повторять ему пранама-мантру. Затем он может получить духовное посвящение в соответствии со стандартной процедурой, принятой в ИСККОН. Таким образом, эту самскару проводит непосредственно духовный учитель.

Антйештхи-крийа – погребальная церемония.

Это последняя самскара, которая в последний раз очистит человека через его тело. Этот обряд проводят для того, чтобы душа отрешилась от своего тела и не приняла форму привидения, а также для того, чтобы подготовить лучшее назначение для отошедшей души. Это кармический обряд – настолько, что описание его полностью отсутствует в вайшнавских шастрах. То есть этот ритуал не является одной из вайшнавских самскар.

Преданные не отождествляют себя с телом, и Шрила Прабхупада говорит, что если в течение всей жизни они просто повторяют 16 кругов, следуют регулирующим принципам и искренне практикуют садхана-бхакти, они возвращаются в духовный мир, даже если они не достигли совершенства. Кришна Сам проявляется на лотосе их сердца в момент смерти и забирает их к Себе. Или же, если у преданного остались какие-то слабости, которые не давали ему возможности следовать своим обетам, он получит возможность продолжить преданное служение в следующей жизни.

В одном из писем Шрила Прабхупада пишет о похоронах для преданного: “Просто устройте встречу, посвященную соболезнованию по поводу его ухода и молитесь о его душе Кришне, чтобы Он предоставил ей хорошую возможность для совершенствования в сознании Кришны. Кришна, несомненно, выделит ему хорошее место для следующего рождения... Но мы также выражаем свою скорбь по поводу разлуки с Вайшнавом... Через три дня после его ухода нужно провести церемонию, во время которой отошедшему и всем собравшимся вайшнавам предлагают прасад. Таков порядок”.

Обряды примерно одинаковые, в зависимости от времени, места и обстоятельств (кала, деша, патра). Тело следует омыть, одеть в вайшнавскую одежду, украсить тилакой и цветочной гирляной, предложенной Божествам, написать на теле имя Господа, а лоб смазать сандаловой пастой. В рот или на рот ушедшего кладут листок туласи. Если есть возможность достать священную воду (Ганги, Ямуны, Радха-кунды и т.п), тело можно окропить этой водой. Покрыв тело харинама-чадаром, тело следует отвезти в крематорий. Если в вашем городе или поблизости нет крематория, то тело можно просто захоронить – листья туласи и святые имена Господа сделают это место неотличным от Вриндавана.

Не следует проводить кремацию в Экадаши или в Маха-двадаши (по необходимости отложите ее на следующий день). Кремация должна проходить в дневные часы, пока светло. В день кремации нужно провести заключительную церемонию в ритуальной комнате, во время которой читаются писания для членов семьи ушедшего и друзей и исполняется негромкий киртан.

Не позже, чем через год после ухода преданного, его прах следует отвезти в Индию и бросить в священную реку, такую как Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада или Кавери. Большинство вайшнавов берут пепел с собой, когда едут в Маяпур или во Вриндаван, чтобы там у Кеши-гхата бросить его в Ямуну. Перед этим необходимо смешать прах покойного с панча-гавйей и землей с берега священной реки так, чтобы сформировать однородный шар. Или же преданные просто передают прах во Вриндаване местным брахманам, которые за пожертвование проведут эти заключительные ритуалы.

На третий день после ухода вайшнава необходимо от его имени предложить пир Божествам и затем накормить преданных и членов семьи ушедшего.

Другие церемонии.

В нашей жизни может быть множество других важных, с обыденной точки зрения, событий: дни рождения, ухода родственников, въезд в новый дом, офис, успешная сдача экзаменов, основание новой фирмы, какие-то семейные праздники. В мирской жизни эти события являются поводом для чувственных удовольствий: собраться, что-нибудь съесть, выпить и т.д. Для преданных эти события становятся поводом для того, чтобы собраться и провести вместе время в киртане и обсуждении повествований о Кришне. Основные принципы того, как отмечаются такие события, те же: жертвоприношение (киртан, огненное жертвоприношение и т.д.), благотворительность (пожертвование, пир для преданных и т.д.) и аскеза (пост, дополнительные круги и т.д.). Все это должно организовываться и проводиться «виновником» события.

Например, во время поминальных обрядов Божествам предлагается пир от имени ушедшего, а затем на отдельной тарелочке немного махапрасада предлагается его изображению (после этого остатки пищи можно закопать). Или во время дня рождения именинник должен лично служить всем преданным и раздавать им прасад и подарки (а не сидеть и ждать подарков, как это принято в современном обществе). Если вы въезжаете в новый дом или офис, то можно окропить его стены чаранамритой под звуки киртана или чтения Брахма-самхиты. Если проводятся огненные жертвоприношения, то призываются следующие Божества Огня: балада – для здоровья ребенка, павака – по случаю въезда в новый дом,мангала – для остальных благоприятствующих церемоний. В этом случае можно просто провести стандартные начальные и заключительные ритуалы жертвоприношения, устроить киртан, попросить преданных дать свои благословения и накормить всех пиром.

Задание 40. Что такое самскары и как они действуют?

Задание 41. Какова роль самскар в жизни преданного?

Задание 42. Каковы три основных компонента церемонии самскары или другого знаменательного события? Как практически преданные могут соблюдать их?

Задание 43. Что такое огненное жертвоприношение, и каково его значение?

Наши рекомендации