Абстракция актуальной бесконечности, 12 страница

БАУМГАРТЕН

• История философии в СССР, т. l, M., 19GS, с. 129—39; За-к у е в Э. К., Бэh мэнярын фвлсвфи кэрушлври, Бакы, 1958.

БАШЛАР, Б а ш л я p (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,— 16.10.1962, Париж), франц. философ, основоположник неорационализма. Б. стремился фило­софски осмыслить современное ему естеств.-науч. зна­ние. Отвергая метафизнч. противопоставление рацио­нального («чистого разума») и эмпирического («чистого опыта», «чистой материи»), теории и практики, Б. ис­ходил из признания их постоянного взаимодействия (концепция «рационалистич. материализма»), в резуль­тате к-рого происходит практич., веществ. воплощение рационально-теоретич. построений науки (концепция «технич. материализма», или «прикладного рациона­лизма»). Взаимодействие теории и эмпирии, по Б.,— один из важнейших аспектов науки как диалектиче­ски, скачкообразно развивающегося организма. Со­гласно Б., первый этап развития знания — «донауч-ный» (господство чистого эмпиризма); второй — науч­ный (возникновение рационального абстрактного мыш­ления); третий — этап «нового науч. духа», или не-классич. науки, для к-рой характерны отказ от к.-л. окончат, истин («отрицающая философия»), «откры­тость», т. е. готовность к экспериментальным опровер­жениям (концепция истины как «исправления ошибок») и вместе с тем — синтезирующая способность к поня­тийному обобщению новых эмпирич. данных, обнару­жение новых связей между различными формами, структурами и областями знания. Синтезирующая творч. способность человека коренится, согласно Б., в спонтанности обыденного сознания — общего истока науки, поэзии и др. мыслит. форм. Концепции Б. при­сущи элементы диалектики и материализма, однако они не получили у него последоват. развития.

• Le nouvel esprit scientifique, P.. 1934; Le ratlonalisme appli­que, P., 1949; La formation de 1'esprit scientifique, P., I9604; La Philosophie du non, P., 1962s; Le materlnlisme rationnel, P., 19632.

• Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; Кисее ль Μ. Α., Судьба старой дилеммы. (Рациона­лизм и эмпиризм в бурж. философии 20 в.), М., 1974; Quil­let Р., Bachelard. Presentation, choix de textes, hibliographie P., [1967]; M a r gu l i n J. G., Bachelard, [P.], 1974; L e-court D., Bachelard, ou Le Jour et la nuit, P., 1974 (лит.); Ba­chelard. [Colloque de Cerisy], P., 1974; V a d ё е M., Gaston Bache­lard, ou Le nouvel idealisme epistemologique, P., 1975.

БЕБЕЛЬ(Bebel) Август (22.2.1840, Кёльн-Дойц,— 13.8.1913, Пассуг, Швейцария), один из основателей и вождей герм, социал-демократии и 2-го Интернацио­нала, деятель нем. и междунар. рабочего движения. То­карь по профессии.

В нач. 60-х гг. Б. активно включился в рабочее дви­жение. В 1865 сблизился с В. Либкнехтом, под влия­нием к-рого стал марксистом. В 1869 под руководством Б. и В. Либкнехта на съезде в Эйзенахе была создана самостоят. с.-д. рабочая партия Германии (эйзенахцы), программа к-рой исходила из принципов 1-го Интерна­ционала. В своей практич. политич. деятельности Б. стремился к объединению нем. рабочего движения; в пе­риод действия исключит. закона против социалистов (1878—90) боролся за восстановление разгромленных полицией парт, орг-ций, успешно руководил как неле­гальной, так и парламентской деятельностью партии, выступал как против левого анархизма, так и против правого оппортунизма. Б. решительно боролся против ревизионизма, проявившегося в нем. с.-д-тии с наступ­лением эпохи империализма, против национализма и шовинизма. Неоднократно подвергался тюремному за­ключению, проведя в общей сложности в заключении ок. 6 лет.

По своим филос. убеждениям Б,— материалист, умевший, по словам Г. В. Плеханова, хорошо «приме­нять к политике то основное положение материализма, что не сознание определяет собой бытие, а бытие опре­деляет собою сознание» (Соч., т. 16, М.— Л., 1928, с. 250). Занимаясь филос. проблемами естествознания, Б. выступал как сторонник материалистич. учения Дар.

вина, подвергал критике идеализм, подчёркивал связь последнего о религией. Анализ обществ. явлений Б. проводил с позиций историч. материализма. Он рассмат­ривал историю общества как закономерный процесс, в основе к-рого лежат материальные, экономич. отноше­ния: Критикуя бурж. идеологов, он отмечал, что капи­тализм — закономерный этап в развитии общества, но также закономерна, неизбежна замена капитализма со­циализмом. Б. вёл борьбу с социал-дарвинистами, до­казывая, что общество развивается по присущим ему специфич. законам. В своей наиболее ценной в теоре-тич. отношении работе «Женщина и социализм» (1879, рус. пер. 1904, 1959) Б. показал, что положение жен­щины зависит от обществ. отношений и её раскрепоще­ние возможно лишь при социализме; в этой же работе он подверг критике мальтузианство.

После смерти Ф. Энгельса Б. допускал центристские, оппортунистич. ошибки по ряду программных и тактич. вопросов, в частности по агр. вопросу, в оценке гос-ва (выдвигая ошибочный тезис о «нар. гос-ве»), в определе­нии роли профсоюзов (отстаивая теорию их «нейтраль­ности»). Но, по словам В. И. Ленина, Б. «...в девяноста девяти случаях из ста вылезал сам из болота, когда ему случалось оступиться, и вытаскивал тех, кто хотел идти за ним» (ПСС, т. 16, с. 434).

К. Маркс писал о Б.: «Он представлял собой исключительное явление в немецком (можно сказать в „европейском") рабочем классе» (Маркс К. и Э н-ге л ь с Ф., Соч., т. 35, с. 78). Ленин указывал, что Б.— крупный авторитет в междунар. движении проле­тариата, опытный практич. вождь, социалист, чуткий к запросам революц. борьбы (см. ПСС, т. 16, с. 434).

* В рус. пер.: О Бернштейне, О., 1905; Фердинанд Лассаль, М., 1917; Шарль Фурье, его жизнь и учение, М., 1923; Проф. движение и политич. партии, М., 1925; Крест. войны в Герма­нии, М.— Л., 1928; Христианство и социализм, М., 1959; Из моей жизни, М., 1963.

* Μ а р к с К. и Энгельс Ф., [Письма к А. Б.1, Соч., т. 3.1—39 (Указатель имен); Л е н и н В. И., А. Б., ПСС, т. 23; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33; е г о ж е, [Письмо к А. Б.], там же, т. 47; е г о ж е, Герм. с.-д. партии по поводу смерти А. Б., там же, т. 48; Π л е х а н о в Г. В., Август Б., Сеч., т. 16, М.— Л., 1928; Г л у з б е ρ г М. С., Август Б., М., 1959; О в ч а р е н к о Н. Е., Август Б. Краткий очерк жизни и деятельности, М., 1963.

БЕЗОБРАЗНОЕ,эстетич. категория, выступающая обычно как антитеза прекрасному, средоточие негатив­ных характеристик бытия (бесформенное, «безобраз­ное» и т. д.).

Если в др.-греч. метафизике Б. обычно сближалось с понятиями небытия и зла (хотя Аристотель и призна­вал, что Б. доставляет определ. эстетич. удовольствие, связанное с разрядкой отрицат. эмоций), то в ср.-век. христ. культуре установилось двойств. отношение к Б.— с одной стороны, оно понималось как наглядное свидетельство греховности мира, его материальной кос­ности, с другой — как признак рационально непозна­ваемой сущности божеств. добра, проявляющегося в «безвидном» облике с большей отчётливостью (впо­следствии Гегель указал на художеств. освоение ха­рактерного и Б. как специфич. черту христ. иск-ва). Пантеистич. тенденции Возрождения, ярко проявив­шиеся в стихии лит. и изобразит. гротеска, утверждали значение Б. как одного из свидетельств могучей энер­гии и бесконечного многообразия природы.

Эстетика Просвещения (Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер) фактически отрицала за Б. право быть воплощённым в иск-ве. Однако романтизм (Ф. Шлегель, В. Гюго и др.) выступил с реабилитацией Б., подчёркивая цен­ность для иск-ва «эксцентрического» и «уродливого» (Шлегель), гротеска как соединения Б. и прекрасного (Гюго) и др. В эстетике декадентства коп. 19 в. и в аван­гардистских течениях 20 в. (дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, «поп-арт») понятие Б. абсолютизируется в качестве единственно возможного эстетич. эквива­лента «абсурдности» бытия.

Марксистско-ленинская эстетика, признавая, что воспроизведение Б. способствует художеств. изображе-

нию жизни во всей её полноте, критикует гипертрофи­рованные представления о Б., бытующие в совр. модер­нистском «антииск-ве».

• К а г а н М. С., Лекции по марксистско-ленинской эсте­тике, Л., 1963, с. 49—68; Rosenkranz С., Ästhetik des Häßlichen, Königsberg, 1853; Die nicht mehr schönen Künste, Grenzphänomene des Ästhetischen, Münch., 1968; L o t t е г K., Der Begriff des Häßlichen in der Ästhetik,.., Münch., 1974.

БЕЙЛЬ(Bayle) Пьер (18.11.1647, Карла,— 28.12.1706, Роттердам), франц. философ и публицист, ранний пред­ставитель Просвещения. Мировоззрение Б. сформиро­валось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естеств.-науч. открытий 17 в. Осн. произв.— «Историч. и критич. словарь» (т. 1—2, 1695—97; рус. пер., т. 1—2, 1968). От идей веротерпимости и религ. индифферентизма Б. пришёл к религ. скептицизму: он выразил сомнение в возможности рационального об­основания религ. догматов и утверждал независимость морали от религии. Распространяя свой скептицизм на традиционную философию и науку, Б. считал, что по­знанию не может быть приписана безусловная досто­верность, а только вероятность. «Словарь» Б. сыграл большую роль в развитии европейского свободомы­слия. Влияние Б. испытали прежде всего французские просветители — Вольтер, энциклопедисты, а также Фейербах.

• Oeuvres diverses, v. 1—4, La Haye, 1727—31; Systeme de la Philosophie, P., 1737; Bayle Pierre. Choix de textes et introduc­tion par M. Raymond, P.— Fribourg, 1948.

• Шахов Α., Вольтер и его время, СПБ, 19121; Π и к о в В , Пьер Бэйль, М., 1933.

БЕЛИНСКИЙВиссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия,— 26.5(7.6). 1848, Петербург], рус. революц. демократ, лит. кри­тик, философ. Род. в семье флотского врача, в 1829— 1832 студент словесного отделения Моск. ун-та. С 1833 входил в кружок Станкевича (см. Станкевича кружок), публиковал лит.-критич. статьи и рецензии в журн. «Телескоп» и приложении к нему «Молва», в «Моск. наблюдателе». Позднее был ведущим критиком в «Оте­честв. записках» (1839--46) и «Современнике» (с 1846). В. И. Ленин характеризовал Б. как предшественника полного вытеснения дворян разночинцами в рус. осво­бодит. движении (см. ПСС, т. 25, с. 94).

Свою мировоззренч. позицию в начале лит. деятель­ности Б. позднее определял как «абстрактный героизм», «прекраснодушную войну с действительностью». В это время Б. исходил из представления о человеке как вы­разителе нравств. «идеи», т. е. лежащего в основе мира духовного начала. Путь к изменению общества — яравств. совершенствование индивидов: преодоление эгоизма, воспитание любви к людям и эстетич. чувства. Просвещение рассматривалось Б. как движущая сила обществ. прогресса. Б. определял иск-во как воспроиз­ведение действительности, признавал его обществ. на­значение и воспитат. силу. В то же время он понимал его в духе романтич. эстетики как «синтетич.» пости­жение мира и противопоставлял «аналитич.», науч. познанию; трактовал художеств. творчество как акт «таинственного ясновидения».

В коп. 30-х гг. Б., в значит. мере под влиянием фило­софии Гегеля, пережил этап «примирения с действи­тельностью». Исходным пунктом в решении Б. обществ. проблем стала «действительность», понимаемая в духе Гегеля как «отелесившийся разум». Существующее об­ществ. устройство он рассматривал как необходимую ступень в развитии мирового разума и отвергал право человека на борьбу с ним. Обществ. роль иск-ва Б. связывал с раскрытием разумности действительности, отрицал право художника на «суд» над действитель­ностью.

«Примирение» продолжалось недолго, разрыв с ним (1841) открыл период деятельности Б., характеризо­вавшийся развитием идей революц. демократизма и

БЕЛИНСКИЙ 47

утопич. социализма, переходом на атеистич. и материа-листич. позиции. Антикрепостнич. демократич. убеж­дения Б. ярко выражены в его знаменитом «Письме к Гоголю» (1847), к-рое Ленин назвал «...одним из луч­ших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору» (там же, с. 94).

В 40-х гг. вырабатывались новые взгляды Б. на ха­рактер и задачи философии. В философии Фихте Б. ценил гуманистич. устремления и идею активности ра­зума, но критиковал субъективизм. Мистич. филосо­фию позднего Шеллинга Б. решительно отвергал. Счи­тая Гегеля величайшим философом нового времени, Б. критиковал его консервативные политич. идеи. Б. по­ложительно оценивал стремление левогегельянцев сблизить философию с запросами обществ. жизни. По­зитивизм Конта Б. определял как реакцию на теологич. вмешательство в науку, однако не считал Конта осно­вателем новой философии. По Б., новая философия должна освободить науку от «призраков» трансценден­тализма н теологии, навсегда оторвать человеч. разум от всего «сверхнатурального». Б. был знаком с ранними работами К. Маркса (печатавшимися в «Нем.-франц. ежегоднике»), к-рые способствовали развитию атеистич. убеждений Б.

Необходимым требованием совр. науч. мышления Б. считал историч. подход к анализу явлений, их целост­ное рассмотрение, учёт различных сторон, связей, от­ношений. Для гносеологии Б. характерно резко кри-тич. отношение к агностицизму и иррационализму, при­знание историчности истины, принцип единства эмпи-рич. и рационального познания. Пытаясь понять взаи­мосвязь личности и общества, Б. считал человека «сы­ном времени» и воспитанником истории; эта идея сосу­ществовала, однако, у Б. с представлением о внеисто-рич. неизменной «человеч. натуре». В 40-х гг. у Б. сло­жился материалистически-монистич. взгляд на чело­века: духовная природа человека отлична от его физич. природы, но неотделима от неё; духовное есть «деятель­ность физического».

В центре философии истории Б. в 40-х гг.— идея историч. прогресса, источник к-рого он видел в разви­тии сознания, выдвигающего новые идеи. Оставаясь в целом идеалистической, эта концепция включала убеж­дение в безграничности прогресса, признание нерав­номерности развития, враждебность историч. фатализ­му, утверждение правомерности борьбы против отжи­вающих обществ. порядков, защиту интересов и актив­ной роли нар. масс в историч. развитии, утверждение единства национального и общечеловеческого. Нацио­нальное Б. рассматривал как выражение и развитие об­щечеловеческого; человечество вне национальностей — лишь логич. абстракция. Славянофилов Б. критиковал за антиисторизм, разрыв национального и общечелове­ческого, идеализацию патриархальности, отвергал их противопоставление России Зап. Европе. В противо­положность консервативно-романтич. критике капита­лизма славянофилами Б. развивал критику капитализ­ма с демократич. позиций, признавая вместе с тем от­носит. историч. прогрессивность капитализма и про­водя различие между «буржуазией в борьбе», выступаю­щей вместе с народом против феод. порядков, и буржуа­зией «торжествующей». Идеал обществ. устройства для Б.— социалистич. общество, в к-ром будут уничтоже­ны материальное неравенство и эксплуатация. Б. отда­вал себе отчёт в том, что достижение такого обществ. порядка связано с революц. борьбой и насильств. пере­воротами.

Эстетич. теория, развитая Б. в 40-х гг.,— оригиналь­ная попытка обосновать принципы реалистич. иск-ва. Испытав воздействие эстетики Гегеля, она опиралась на опыт мировой лит-ры и в особенности рус. лит-ры

БЕЛЛ

19 в. Специфику иск-ва Б. видел в том, что действи­тельность оно выражает в образной форме: художник не «доказывает», а «показывает», он «мыслит образами». В отличие от Гегеля, Б. не ставил иск-во как «мышле­ние в образах» ниже логич. мышления. Для Б. харак­терен историзм, признание необходимости и плодотвор­ности связи иск-ва с насущными проблемами совр. об-

ществ. жизни; Б. поддерживал и обосновывал критиче-ски-реалистич. направление в рус. лит-ре 19 в., реши­тельно отвергая теорию «иск-ва для иск-ва», но высту­пая и против дидактизма в иск-ве.

В основании созданной Б. концепции реализма ле­жит трактовка художеств. образа как единства общего и индивидуального; такое единство — необходимое условие создания типич. характеров. Народность иск-ва понималась Б. как отражение в иск-ве особенностей данного народа и нац. характера, выражение его инте­ресов и потребностей. В лит.-критич. деятельности Б. проявились характерная для рус. лит. критики 19 в. связь эстетич., филос. и социально-политич. идей, а также свойственное Б. сочетание дара «гениального социолога» (см. Г. В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 4, 1958, с. 542), демократизма, эстетич. чувства и лит. таланта.

• ПСС, т. 1 —11, СПБ, 1900 —17, т. 12—13, М.—Л., 1926—48; ПСС, т. 1—13, М., 1953—59; Избр. филос. соч., т. 1—2, М., 1948.

* Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. Сб., М., 19796; Чер­нышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. лит-ры, ПСС, т. 3, М.—Л., 1947; Плеханов Г. В., Лит-ра и эстетика, т. 1, М., 1958; О к с м а н Ю. Г., Летопись жизни и творчества В. Г. Б., М., 1358; История философии в СССР т. 2, М., 1968: Галантно и ов А. А., НикандровП. Ф.; Рус. философия 11—19 вв., Л., 1970. 3. В. Смирнова.

БЕЛЛ(Bell) Данпел (10.5.1919, Нью-Йорк), амер. со­циолог, специалист в области истории обществ. мысли, политич. течений и социального прогнозирования. В кон. 30-х и в 40-е гг. Б. принимал активное участие в леворадикальном движении, увлекался марксизмом и социализмом в их распространённой тогда в США оп-портунистич. интерпретации, был сотрудником и одним из издателей журн. «New Leader» (1939—44), а затем «Fortune» (1948—58). В нач. 50-х гг. перешёл на позиции либерального реформизма. Вместе с Ароном, Э. Шил-сом, С. М. Липсетом и др. выступил поборником кон­цепции деидеологизации. Название кн. Б. «Конец идеологии» («The end of ideology», 1960), противопостав­лявшей науку идеологии и проповедовавшей «истоще­ние левых идей и политич. течений» в 20 в., стало на-рицат. обозначением для этой конформистской тенден­ции в зап. социологии и выражением самооправдания сотрудничества интеллигенции, особенно в США, с гос.-монополистич. капитализмом. Впоследствии под влиянием движения «новых левых» Б. вынужден был признать, что его предсказания «конца идеологии» не оправдались. Благодаря разработанной им концепции «постиндустриального общества» Б. стал ведущим представителем социального прогнозирования на За­паде и приобрёл значит. влияние в интеллектуальной жизни и обществ. мнении США. Согласно этой концеп­ции, изложенной им в кн. «Грядущее постиндустриаль­ное общество» («The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting», 1973) и «Культурные противоречия капитализма» («The cultural contradic­tions of capitalism», 1976), научно-технич. революция якобы делает излишней социальную революцию. Изо­бражая будущее человечества с позиций умеренного технологич. детерминизма, Б. противопоставляет ре­формированный и идеализированный гос.-монополи­стич. капитализм реальному социализму и теории науч; коммунизма, а также обосновывает претензии бурж. ин­теллектуальной элиты, представителей «большой нау­ки» на участие в управлении обществом. Вместе с тем для эволюции взглядов Б. характерно, что «постинду­стриальное общество», первоначально изображавшееся как технократич. утопия, постепенно превращается у него в новую стадию антагонистич. общества, увеко-

вечивагощего конфликты между управляющими и уп­равляемыми и раздираемого новыми экономич., соци­альными, политич. и культурными противоречиями. Теоретич. и политич. взглядам Б. присущ крайний эк­лектизм; называя себя «социалистом в экономике, либералом в политике и консерватором в культуре», он фактически является одним из наиболее видных представителей амер. неоконсерватизма в политике и идеологии, ведущим органом к-рого стал основанный им вместе с И. Кристолом и Д. Мойнихеном в 1955 журн. «The Public Interest».

• The new American right, Ν. Υ., 1955; Tue reforming of general education, N. Y,—L., 1966; Marxian socialism in the United States, Princeton, 19672; Towards the year 2000, Boston, 1968 (editor); Sociological Journeys; Essays 1960—1980, L., 1980.

•Араб-Оглы Э. Α., Социология, теория или социаль­ный миф?, «Мировая экономика и междунар. отношения», 1974, № 7; Д и л и г е н с к и и Г. Г., Кризис капитализма и бурж. идеология, там же, 1977, №2; К ρ а с и н Ю. А., Аполо-гетич. сущность теории «постиндустриального овщества», «ВФ», 1974, .№ 2; е г о ж е, В поисках утраченных ценностей, там же, 1976, №8; Борьба идей в совр. мире, т. 1, М., 1975, гл. 7; т. 2, М., 1976, разд. 3, гл. 2.

БЁМЕ(Böhme) Якоб (1575, Альтзайденберг,— 17.11. 1624, Гёрлиц), нем. философ-мистик. По профессии сапожник. Вызывал резкие нападки ортодоксального лютеранства. В многочисл. соч. («Аврора, или Утренняя заря в восхождении», 1612, изд. 1634; рус. пер. 1914; «О рождении и обозначении всех сущностей» — «De signa­ture rerum...», 1622; «Великая тайна, или Изъяснение первой книги Моисея» — «Mysterium mägnum, oder Er­klärung über das Erste Buch Mosis», 1623, изд. 1640, и др.) Б., основываясь на толковании библейских тек­стов, охватывает в противоречивой и отрывочной форме крайне широкий круг проблем (натурфилософия, тео­рия знака и языка, антропология, этика), подводит итог традиции нем. ср.-век. мистики (Таулер, В. Вей-гель). Наиболее плодотворной оказалась диалектика Б., развёрнутая им в ярких и смелых образах (мир как движение и соединение противоречий, бог как «про­пасть», рождающая «основу») и воспринятая впослед­ствии нем. поздним Просвещением (Гердер), роман­тизмом (Баадер, Ф. Шлегель), затем Гегелем и Фейерба­хом. Ф. Энгельс назвал Б. «...предвестником грядущих философов...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 574).

* Sämtliche Schriften, hrsg. v. A. Paust und W. E. Peuckert, Bd 1—11, Stuttg., 1955—60; Die Urschriften, hrsg. v. W. Budde­cke, Bd 1—2, StuttEf.—Bad Cannstatt, 1963—66; Glaube und Tat, hrsg. v. E.H. Pältz, B., 19762.

* Левен В. Г., Я. Б. и его учение, «Вестник истории ми­ровой культуры», 1958, №5; КоугбА., La Philosophie de Jacob Boehme, P., 1929; Grunsky H., J. ßöhrae, Stuttg., 1956.

БЕНТАМ(Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон,— 6.6.1832, там же), англ. философ и юрист, родоначаль­ник утилитаризма. Этика Б., изложенная в соч. «Де­онтология, или Наука о морали» («Deontology or the science of morality», v. 1—2, 1834), утверждает руково­дящим принципом поведения принцип полезности. Нравств. идеал, по Б.,— «наибольшее счастье наиболь­шего числа людей»; критерий морали — «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». В соч. «Теория наказаний и наград» («Theorie des peines et des recompenses», v. 1—2, 1811) Б. рассматривал инди­видуальные (частные) интересы в качестве единственно реальных и сводил обществ. интересы к совокупности индивидуальных интересов. По своим политич. убежде­ниям Б. был сторонником бурж. либерализма. Вместе с тем он отвергал теории естеств. нрава и естеств. дого­вора и оправдывал право гос-ва на подавление нар. восстаний. Теория полезности Б., «замкнутая в кругу буржуазных условий,... была в силах критиковать лить те отношения, которые оставались от какой-ни­будь прошлой эпохи и мешали развитию буржуазии» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 3, с. 414).

• The works of J. Bentham, v. 1—2, Edin., 1838—43; в рус. пер.—Избр. соч., т. 1, СПБ, 1867.

• Покровский П. А., Б. и его время, П., 1916; A t k l п-so n С h. Ы., J. Bentham, his We and works, L., 1905; M an-

n i n g D. .Т., Themindof Jeremy Bentham, [L., 1968]; Steint-ragen .)., Bentham, Ithaca (N. Y.), 1977.

БЕРГСОН(Bergson) Анри (18.10.1859, Париж,—4.1. 1941, там же), франц. философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. В 1900—14 проф. Коллеж де Франс; с 1914 чл. Франц. академии. Нобе­левская пр. (1927).

Мировоззрение Б. формировалось непосредственно под влиянием франц. спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану. Выступая против механицизма и дог-матич. рационализма, Б. утверждает в качестве под­линной и первонач. реальности жизнь, интерпретируе­мую как некую целостность, радикально отличающую­ся от материи и от духа, к-рые, взятые сами по себе, яв­ляются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута только с по­мощью интуиции, к-рая, будучи своеобразной симпа­тией, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого по­знающему как объекта субъекту; она есть постижение жизнью самой себя. Поэтому Б. призывает обратиться к собств. жизни сознания, к-рая дана каждому непо­средственно. Самонаблюдение, по Б., позволяет обна­ружить, что тканью психич. жизни является длитель­ность (duree), непрерывная изменчивость состояний, к-рые незаметно переходят одно в другое. Длитель­ность, а стало быть жизнь, имеет не пространственный, а временной характер. Это «качественное», «живое» время радикально отличается от механическо-физич. времени, к-рое, по мнению Б., возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б. трактует как орудие оперирования с «мёртвыми веща­ми» — материальными, пространств. объектами, про­тивопоставляя его интуиции.

Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обо­снование в его метафизике — в концепции эволюция органич. мира. Жизнь — это некий метафизическо-космич. процесс, «жизненный порыв» (elan vital), своего рода могучий поток творч. формирования («Творч. эволюция», рус. пер., М.— СПБ, 1914): но мере ослаб­ления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, к-рая характеризуется Б. как неодушевлён­ная масса, вещество.

Человек — существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного порыва». Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррациональной интуицией, к-рая как бо­жеств, дар дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще. Б. признаёт два типа общества и соответственно два типа морали: «закрытая» и «открытая». Первый удовле­творяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина — в жертву пользе. С т. зр. «от­крытой» морали личность и творчество эстетич., религ. и нравств. ценностей выше интересов сохранения рода. Филос. концепция Б. внутренне непоследовательна. Резкое противопоставление Б. рассудка и интуиции де­лает невозможным филос. познание, ибо созерцаемое в «чистой» интуиции без всякого понятийного различе­ния должно оставаться невыразимым. В своей абсолю­тизации изменчивости Б. приходит к полному субъек­тивизму (см. «Восприятие изменчивости», СПБ, 1913). Учение Б. оказало значит. влияние на прагматизм У. Джемса, персонализм, экзистенциализм, философии истории А. Тойнби.

* Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1913—14; Длительность и одновре­менность, П., 1923.

* Л о с с к и й Н. О., Интуитивная философия Б., П., 1922; Чанышев А. Н., Философия А. Б., М., 1960; Воро­нов А. И., Интуитивная философия В., М,, 1962; J u r e­ν i с s P., H, Bergson. Eine Einführung in seine Philosophie,

БЕРГСОН 49

Freiburg, 1949; Barlow M., H. Bergson, P., 1966; L i n d-sa у A. D., The philosophy uf Bergson, Wash.-- [N. Y., 1968].

БЕРДЯЕВ Николай Александрович [6(18).3.1874, Ки­ев,— 24.3.1948, Кламар, Франция], рус. религ. фило­соф, представитель персонализма. На рубеже 1900-х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокан­тианства, примыкал к т. н. легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религ. философии; испытал влияние Достоевского, Вл. Соловьёва, В. И. Несме-лова, позднее — Бёме. Участвовал в сб. «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), в деятельности религ.-филос. об-ва им. Вл. Соловьёва, был инициатором создания Вольной Акад. духовной культуры (1918—22). В 1922 выслан из СССР. С 1924 жил во Франции; издавал религ.-филос. журн. «Путь» (Париж, 1925-40).

Отказываясь монистически строить свою философию, выводить её из единого принципа, Б. развёртывает её как совокупность неск. независимых идейных комп­лексов, каждый из к-рых вырастает из определ. первич­ной интуиции: идея свободы, определяющая всю онто­логию Б.; идея творчества и объективации; идея лич­ности, лежащая в основе антропологии, социальной философии и этики; наконец, идея «метаисторич.» эсха­тологич. смысла истории, Общей основой этих идей служит дуалистич. картина реальности, в к-рой взаим­но противопоставляются два ряда начал: свобода, дух (бог), ноумен, субъект (личность, «Я») — с одной сто­роны, необходимость, мир, феномен, объект — с другой. Оба ряда характеризуют два различных рода реаль­ности, взаимодействующих между собой. Эта карти­на, по Б., близка метафизике Канта, однако осн. по­нятия последней здесь переосмысливаются: ноуменом, или «вещью в себе», оказывается у Б. субъект — «суще­ства и их существование»: только в субъекте, в личности заключена, по Б., непостижимая внутр. глубина, коре­нящаяся в свободе.

В учении о безосновной и безначальной свободе как первоистоке, рождающем лоне бытия Б. следует Бёме, воспринимая его понятие Ungrund'a — «неисследи-мой бездны», существующей до времени и бытия, не­коего «ничто», тяготеющего к тому, чтобы превратиться в «нечто». Б. сближает Ungrund с понятием «меона» в антич. философии, он «первичнее бога и вне бога», свобода же тождественна ему. Понятие объективации, описывающее «ниспадение» свободы в необходимость при её проявлениях в «здешнем» мире, связано с геге­левскими понятиями объективации и отчуждения, однако выражает у Б. идею «падшего» характера «здеш­него» бытия, восходящую к раннехрист. и гностич. (см. Гностицизм) мысли. В «падшем» мире результаты дей­ствия, самовыражения духа в субъекте принимают форму мёртвых продуктов, объектов, отчуждённых от субъекта и подчиняющихся необходимости — законам пространства и времени, причинно-следств. ряда, фор­мальной логики. В противоположность Гегелю объекти­вация у Б. есть не столько раскрытие духа, сколько его искажение, «закрытие». Мир объектов лишён духов­ности и свободы, его закон — страдание, рабство, зло, коренящиеся в объективация; ей противостоит в мире творчество, преодолевающее отчуждение и внеполож-ность объектов человеку: творящий субъект включает мир в себя, в свою внутр. жизнь, открытую для свободы, и тем преображает его. И хотя результаты творч. акта впоследствии окажутся в сфере объективации, сам он есть акт свободы, как бы прорыв духа в объектный фено­менальный мир.

Наши рекомендации