К минимуму содержания дисциплины
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра философии
и социально-гуманитарных дисциплин
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов очной и очно-заочной форм обучения;
по направлению подготовки
030900 Юриспруденция
(квалификация (степень) "бакалавр")
Москва
Автор
Сергей Сергеевич Антюшин,
доктор философских наук, доцент,
профессор кафедры философии
и социально-гуманитарных дисциплин
Российской академии правосудия
Рецензенты:
Михалкин Н.В. – профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук Российской академии правосудия, доктор философских наук, профессор;
Ососков Г.В. – профессор кафедры философии Военной академии РВСН, кандидат философских наук, доцент.
.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр").
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 13 от 17 мая 2011 г.).
© Российская академия правосудия, 2011
© Антюшин С.С. 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные требования к минимуму содержания дисциплины……………. ……..... 4
Введение …………………………………………………..…………………..……………..…5
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………………….6
Тематический план (очная форма обучения) ………………………………………………...6
Тематический план (очно-заочная форма обучения) ………………………………………. 6
Программа .........……………………………………………………………………..………... .9
Планы семинарских занятий ……………………………………………...…………………. 17
Рекомендуемые формы изучения дисциплины ……………………………………………..32
Методические рекомендации ………………………..………………………………………32
Общие вопросы изучения дисциплины ……………………………………………………... 32
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов .……………….…..... 33
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям …………………………………….33
Рекомендации по подготовке и проведению "круглого стола" ………………………….. 34
Рекомендации по подготовке контрольных заданий (эссе) ……………………………... 35
Примерная тематика эссе …………………………...………………..……………………….36
Литература ……………………………………………………………………………………..38
Интернет-ресурсы …………………………………………………………………………….. 39
Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………………………….39
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).
На формирование перечисленных общекультурных компетенцийнепосредственное влияние оказывает изучение философии.
Кроме того, освоение дисциплины "Философия" играет важную роль в формировании некоторых профессиональных компетенций (ПК), согласно которым выпускник должен быть способным осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2), способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9), и некоторых других.
В результате изучения базовой части курса обучающийся должен:
знать:
предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентации в профессиональной деятельности;
этапы развития мировой философии и философской мысли в России; основные философские направления и школы, выдающихся представителей философской мысли;
основные методы философского осмысления действительности; место и роль философии в жизни человека, общества;
понимать:
характерные особенности современного этапа развития философии;
смысл и содержание общественного развития, специфику конкретно-исторических этапов и типов социальной эволюции; формирования и разрешения экологических, политических, технических и других глобальных проблем;
философские основы социальной активности, мировоззренческие и методологические основания социальной регуляции; специфику применения философских знаний в развитии юридических знаний в практике правового регулирования,
особенности проявления общих законов развития в практической деятельности юриста в разрешении проблем современного российского общества;
уметь:
ориентироваться в системе философского знания как обобщенного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума;
применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности. эффективного обосновывать профессиональные научно-исследовательские программы, практические решения;
владеть:
целостным представлением об окружающем мире;
навыками выявления социальных противоречий на основе философских знаний; использования положений философии в выявлении сути проблем социального регуляции.
ВВЕДЕНИЕ
Среди важнейших отличительных свойств современного общества следует отметить его сложность и динамичность. Процессы усложнения социальных систем – не только естественная, но и необходимая черта социальной действительности двадцать первого столетия. К этому нужно добавить информационную революцию, трансформацию систем ценностей, появление новых центров политической и экономической силы, совокупность общественных явлений и процессов, называемых общим понятием "глобализация", а также различные проявления новых социальных противоречий – как на международном уровне, так и внутри отдельных социальных систем. Все это, с одной стороны, открывает новые возможности социального развития, создает условия повышения совершенства и эффективности общества, с другой – приводит к повышению неустойчивости социальных систем, порождает новые угрозы, создает опасность дегуманизации общественных отношений.
В этих условиях становится все более сложным и понимание социального бытия, и выработка эффективных решений прежних и вновь возникающих проблем, и правильный нравственный выбор. В российской социальной действительности сложность миропонимания и социальная практика усугубляются идеологической неопределенностью, нечеткостью исторических целей, глубоким расслоением общества. Складывающаяся ситуация усложняет процесс освоения профессиональными знаниями и навыками, в том числе и в области юридического образования.
Современный специалист в России, тем более, если на него возлагается такая серьезная ответственность, какая лежит на представителях судебной системы, должен обладать высоким уровнем культуры. Должностному лицу, чья деятельность непосредственно оказывает воздействие на качество социальной системы и ее подсистем, требуется четкая мировоззренческая позиция, ясное понимание природных и социальных процессов, умение разбираться в происхождении и сущности самых сложных общественных явлений, связывать частные фрагменты и эпизоды социальной активности с общим ходом эволюции общества. В наиболее концентрированном и обобщенном виде этому может способствовать философия.
Изучение философии как универсальной формы общественного сознания формирует культуру мышления, создает условия стремления к мировоззренческой свободе, развитию интереса к фундаментальным знаниям, стимулирует потребность к философским оценкам исторических событий и фактов современной действительности, способствует усвоению идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Философская культура играет важную роль в формировании активной гражданской позиции, развитии творческого потенциала, повышении качества будущей профессиональной деятельности. Курс философии призван усиливать способность самостоятельного суждения студентов по научным, моральным, эстетическим, правовым, религиозным и житейским вопросам, а также ориентироваться в быстро меняющемся и все более многообразном мире.
Освоение философского знания способствует пониманию путей и способов разрешения социальных противоречий; помогает использовать положения разделов философии – онтологии, гносеологии, аксиологии, социальной философии и других в выявлении сути социальных проблем. Опыт изучения философии дает возможность применять положения философской методологии в своей практической деятельности; эффективно обосновывать профессиональные научно-исследовательские и практические программы, социально-регуляционных решений.
Основная задача курса – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения. Освоение курса философии является необходимым компонентом в формировании у будущих специалистов общекультурных компетенций, а также способствует приобретению будущим специалистом и ряда профессиональных компетенций.
Учебный курс "Философии" является основным в учебном процессе Российской академии правосудия, его реализация строится на требованиях государственных образовательных стандартов высшего образования.
Общая трудоемкость освоения курсасоставляет 3 зачетные единицы (108 часов).