Часть 1. Развитие расстановок вместе с Бертом Хеллингером
Елена Веселаго. Эволюция метода системных расстановок (статья 2008 года)
Мы можем проследить эволюцию метода системных расстановок в практике (точнее сказать, в творчестве) Берта Хеллингера по его книгам и видео, доступным для широкого круга интересующихся (возможно, останется за кадром то, что происходило до выхода первой книги Берта, и его эксперименты на различных семинарах и терапевтических группах).
Часть 1. Развитие расстановок вместе с Бертом Хеллингером.
Мы можем проследить эволюцию метода системных расстановок в практике (точнее сказать, в творчестве) Берта Хеллингера по его книгам и видео, доступным для широкого круга интересующихся (возможно, останется за кадром то, что происходило до выхода первой книги Берта, и его эксперименты на различных семинарах и терапевтических группах).Первая книга Берта Хеллингера "Порядки любви" выходит на немецком языке в 1997 году и представляет собою конспект его более ранних семинаров. Там мы видим описания расстановок, основанных прежде всего на применении порядков, т.е. уникального "правильного" места каждого члена семьи в системе. Хеллингер на основе обширного опыта обнаружил порядки как некоторое расположение фигур заместителей в пространстве, при котором они чувствуют себя "лучше", "на своем месте".
Порядковые расстановки (назовем их так) делались Хеллингером в несколько этапов.
Сначала клиент делал первоначальную расстановку всех членов семьи (Берт сформулировал, кто входит в семейную систему и часто сразу все члены системы вводились в расстановку, независимо от заявленной клиентом темы). Затем расстановщик расспрашивал всех заместителей, как они себя чувствуют. На основе информации заместителей ведущий делал их перестановку и снова расспрашивал. Так могло повторяться несколько раз и в конце, как правило, удавалось частично выстроить порядки и заместители сообщали об улучшении своего состояния. Главным признаком порядковой расстановки является то, что заместителям в ней не разрешается двигаться самостоятельно. Сегодня, похоже, никто из ведущих международных профессионалов уже не практикует порядковые расстановки в описанном формате, но, конечно, такой способ ведения расстановки может встречаться в отдельных случаях.
Постепенно Берт Хеллингер (как он сам об этом рассказывал) стал замечать, что заместители как будто чувствуют некоторый импульс к движению, еще до того, как расстановщик переставит их на новое место. Тогда в таких случаях заместителю предлагалось двигаться самостоятельно. Этот импульс Берт назвал "движение души", и позднее так стали называть способ ведения расстановок, в котором заместители могут двигаться по разрешению расстановщика. Заместители в этом случае движением показывают существующие в системе динамики, которые в порядковых расстановках можно было понять только со слов. Заместителей стали ставить меньше - не всех членов системы, а только тех, кто имеет отношение к заявленной теме или проявляющимся в процессе расстановки динамикам. В некоторых случаях заместители самостоятельно находили расположение в пространстве, которое приводило к разрешению. Часто это решение соответствует порядкам, но не всегда - это значит, что при таком способе ведения расстановки решения точнее отражают системные динамики (вместо представлений расстановщика о "правильном порядке"). Этот способ ведения расстановок, наверное, самый популярный, его практикуют многие специалисты за рубежом и в России.
В дальнейшем развитии работы Берта заместителям была дана еще большая свобода. Позволялось двигаться всем заместителям одновременно - и они сами сначала отражали текущие динамики, а потом, если это возможно, приходили к завершающей картинке. Заместители как будто были ведомы из единого источника, и Берт назвал эти расстановки "движения духа". Заместителей стало еще меньше, часто расстановка начиналась с одного или двух участников, иногда сам клиент сразу же присутствовал в расстановке. Интервенции расстановщика сводились к минимуму или в некоторых случаях вообще, казалось бы, отсутствовали - расстановщик никак не управлял заместителями, не переставлял их, не приглашал говорить о своем состоянии. Бертольд Ульсамер пишет, что главная "интервенция" в таких расстановках заключается в том, что расстановщик присутствует при происходящем и "позволяет вещам случаться" (а "случаться", т.е. проявляться, могут очень тяжелые динамики, и ведущий полностью в них вовлечен. Его присутствие как бы олицетворяет сам факт того, что с системой проводится работа, что есть воля к тому, чтобы увидеть происходящее и, если возможно, найти разрешение. При внешней незаметности такая работа внутренне довольно непростая, и требует от расстановщика хорошей квалификации и личной зрелости. С "движениями духа" работают многие ведущие международные расстановщики и некоторые специалисты в России.
Постепенно Берт все больше доверял тому, что стоит за системой ("духу") и минимизировал внешние интервенции расстановщика и количество заместителей. Иногда ставился один заместитель или просто сам клиент, иногда два-три, и очень часто они не назначались на определенную роль члена семьи клиента. Например, ставился клиент и еще один заместитель, и им предоставлялась полная свобода движений без внешних интервенций расстановщика. Расстановка часто прерывалась до того, как заместители сами могли бы занять некоторое финальное положение. Таким образом, "незавершенная" энергия могла быть воспринята клиентом и он продолжал нести и проживать ее в себе после расстановки. Такие расстановки были названы словом, которое на английский было переведено как Spirit Mind, что приблизительно означает "дух разума". На русском языке соответствующий термин отсутствует и пока принято говорить "Спирит Майнд". В таких расстановках клиент часто не заявляет свою проблему подробно или обозначает только, кого она касается (матери, партнера), не объясняя суть. Этот способ расстановок практикуется некоторыми иностранными и совсем немногими российскими специалистами.
Между расстановками "движения души", "движения духа" и "Спирит Майнд" нет четкой границы, они отличаются большей или меньшей свободой заместителей и соответственно степенью внешнего вмешательства расстановщика. Иногда в одной расстановке применяются все три разновидности - она может начаться как "Спирит Майнд", но затем расстановщик увеличивает свои интервенции (например, добавив заместителей) и переходит к "движениям духа" или ограничивает свободное движение замов, переходя к "движениям души". Манера ведения конкретной расстановки зависит от энергии системы, предпочтений расстановщика и его внутренней готовности "отпустить" происходящее в данной расстановке.
Совсем недавно, в апреле 2008 года, Берт Хеллингер показал новый вид расстановок, которые он назвал "многоуровневыми" (multidimentional). Он даже перестал использовать слово "расстановки", чаще говоря "многоуровневый подход". В многоуровневом подходе при минимальном обозначении клиентом своей темы (или вовсе без обозначения) на расстановочное пространство выводятся (но не расставляются) от 15 и более заместителей и всем им предоставляется возможность свободно двигаться без внешнего вмешательства расстановщика. Этот способ ведения расстановки очень непрост для заместителей, т.к. они оказываются вовлечены в очень мощные динамики, испытывая сильные чувства , вплоть до катарсиса. По-видимому, это непросто и для расстановщика, но здесь нет достаточного опыта, т.к. кроме Берта Хеллингера этот способ работы пока никем не практикуется.
Подводя итоги, можно сказать, что на каждом последующем этапе развития расстановок Берт Хеллингер все больше доверяет некоторой силе, что движет системой и передается через заместителей. В расстановках проявляется все больше энергии, все меньше используется интервенций расстановщика и, как следствие, реже применяются универсальные порядки. При этом, по-видимому, все больше внутренней работы происходит после расстановки, в процессе переживания клиентом того, что было воспринято в процессе работы. Если в "порядковых" расстановках клиент "уносил с собой" разрешающую финальную картинку и позднее мог сознательно обращаться к ней внутренне как к ресурсу, то в "духовных" расстановках клиент "уносит" переживание и оно продолжает развиваться, в том числе и оставаясь неосознанным.