Философский психоанализ З.Фрейда

Зигмунд Фрейд - австрийский врач, открыватель психоанализа, оказал огромное влияние на понимание человеком самого себя. Но в целом его можно определить как продолжателя линии Ницше. Начал читать Ницше и отказался, чтобы не потерять идейную самостоятельность. Годы жизни - 1856-1939. Когда нацисты заняли Австрию ему, как еврею грозил концлагерь, англичане выкупили его за 100 000 шиллингов. Непрерывно курил сигары, в результате начался рак челюсти. Страшные боли. Фрейд уговорил медсестру дать два укола морфия, от которых заснул навсегда.

Основные работы: “Толкование сновидений”, “По ту сторону принципа удовольствия”, “Я и Оно”, “Психология масс и анализ человеческого Я”, “Будущее одной иллюзии”, имеется в виду будущее религии, “Недовольство культурой”.

Фрейд продолжает постановку вопроса Ницше. Необходимо проводить различие между тем, что мы думаем о себе, и тем, что мы есть в действительности.

Здесь справедлива схема айсберга: сознание лишь один из элементов сложной системы человеческой психики, основная ее часть неосознаваема, она как бы находится под водой, но именно она определяет важнейшие стороны нашего поведения. В этом состоит отличие от классической философии. Для нее человеческое сознание в принципе способно до конца понять самое себя и контролировать самое себя. Напомним слова Евгения Онегина к Татьяне, когда он проводил с нею беседу в саду, получи от нее письмо: “Учитесь властвовать собой”. Принцип классического взгляда на человека. Но если бы Татьяна властвовала собой, то не было бы письма к Онегину, всего богатства чувств, реальной жизни.

У Фрейда же сознание есть лишь верхушка айсберга, человек сам для себя непрозрачен. Но как все же выйти на реальность, которая по ту сторону сознания?

Фрейд решает эту задачу следующим образом. Эта реальность проявляется через случайные обмолвки, сбои в поведении, через остроты, забывания, описки при письме, сновидения. Это все как бы окошечки, через которые можно подсмотреть неосознаваемую жизнь души.

Примеры Фрейда. Школьный учитель ухаживает за дочерью состоятельного человека. Девушка влюбляется, убеждает своих родителей согласиться на брак, несмотря на различие в социальном положении. Учитель пишет своему брату письмо: “Девчушка совершенно некрасива, но очень мила и этого было бы достаточно. Но решусь ли я все же жениться на ней, не могу тебе это сказать”. Одновременно он пишет письмо девушке, полное нежных выражений. Происходит путаница, письмо к брату он отправляет девушке, а письмо к девушке отправляет к брату. Брак расстраивается. Сам учитель искренне убежден, что это произошло случайно. Но, по Фрейду, учитель так сделал, потому что бессознательно в душе он уже принял решение не жениться.

Фрейд формулирует правило: нет ничего случайного. Невозможна совершенно бессмысленная бессмыслица. Отсюда следует, что мы ответственны абсолютно за все, что совершаем.

Примеры Фрейда. Мы забываем делать то, что на самом деле не хотим делать. Или мужчина начинает опаздывать на свидания каждый раз вроде по объективной причине, но женщина вправе сказать ему, что год назад ничто не могло помешать ему приходить вовремя. Эти опоздания - знак изменившегося отношения к ней.

Общая схема возникновения бессознательного по Фрейду. В нас как живых существах присутствуют потребности, влечения и желания, которые имеют в основном биологическую природу, и в качестве таковых они по ту сторону добра и зла. Сначала Фрейд сводил эти потребности к сексуальности, потом ввел инстинкты жизни и смерти.

В то же время мы живем в определенной культуре, которая накладывает ограничения на реализацию этих влечений и потребностей. Например, для мужчины естественно стремление к разнообразию сексуальных объектов, однако христианская культура основана на моногамии. Степень культурности человека измеряется тем, насколько эти ограничения превратились для него из внешних во внутренние.

Противоречие между требованиями культуры и биологической природой человека решается тем, что соответствующие влечения и желания загоняются внутрь психики на уровень бессознательного, но они не перестают действовать.

Однако подавленные влечения могут каким-то способом, скажем, через воспитание, ослабляться или находить обходное решение - через переключение на деятельность, которая принимается культурой: искусство, политика, наука, - это называется сублимацией, и тогда человек нормально живет и действует. Например, если бы Пушкин дал продолжение романа “Евгений Онегин”, он был бы вынужден показать, как Татьяна Ларина, отказав Евгению Онегину во взаимности, - другому отдана и буду век ему верна, - занялась благотворительностью или увлеклась вышиванием.

Если это противоречие не изживается, то начинаются неврозы, которые проявляются через телесные, органические нарушения.

Пример Фрейда. У девушки отнялись ноги, не могла ходить. Врачи ничего не могли поделать. Фрейд выяснил, что девушка хотела ходить на танцы, но отец был строгих правил и запрещал ей это. Противоречие между естественным желанием молодой девушки и запретом отца, авторитет которого был непререкаем, решилось тем, что отнялись ноги. Получилось, что она так и так не могла ходить на танцы, проблема как бы решилась сама собой. Лечение состояло в том, чтобы выяснить, что произошло на бессознательном уровне, и переистолковать ситуацию. Само разъяснение больной, что с ней произошло в действительности, ее вылечило.

В целом, Фрейд делает вывод о репрессивном характере европейской культуры и что нужно стремиться культуру сделать более гуманной и терпимой. Невротики - это те, которые слишком всерьез восприняли требования культуры. Как в нашем обществе сейчас испытывают наибольший шок те, которые до этого слишком всерьез принимали коммунистическую идеологию, идеи построения светлого будущего, всерьез принимали свое членство в партии, свои заседания в парткомах и т.д.

Фрейдом ставится задача овладения бессознательным, он пишет о необходимости освоения и окультуривании бессознательного в нас. Он выдвигает положение: “На место Оно должно стать Я”. То есть, в конечном счете, рациональное начало должно овладеть иррациональным в нас.

Идеи З. Фрейда о решающей роли бессознательного в деструктивных процессах развивали его ученики А. Адлер (1870-1937), К. Юнг (1875-1961). В конце 30-х гг. на смену фрейдизму пришел неофрейдизм, который порывает с концепцией бессознательного и биологическими предпосылками учения Фрейда и стремится превратить фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину. Наибольшее распространение неофрейдизм получил в США после П мировой войны в творчестве Э. Фромма (1900-1980), которого по праву можно назвать главой этого направления. В работе «Бегство от свободы» (1941 г.) он изложил основные положения своей социальной философии, где центральное место занимают теоретические размышления о взаимодействии психоаналитических и социально-экономических факторов, особенно фактора страха, в процессе исторического развития, о совпадении типов социального характера с историческими типами самоотчужденного человека. Э. Фромм создаёт социальную программу (в частности, перевоспитания американской нации). Общество существования – больное общество и не имеет права быть. Его нужно заменить на «здоровое» методом социальной терапии, перевоспитания. Но этот проект оказался утопией. В 1966 г. в Тюбингеме (ФРГ) основано Международное общество Э. Фромма в знак признания его заслуг перед мировым обществом.

Наши рекомендации