Опредмечивание и распредмечивание, 6 страница

П. в философии и в обществ. науках связана с позна­нием истинной картины мира, с развитием прогрессив­ных идей, носителями к-рых были, как правило, пред­ставители восходящих классов. В философии движе­ние человеч. познания к науч. картине мира вырази­лось в развитии материалистич. миропонимания, в ста­новлении диалектич. взглядов на процессы природы и общества. П. филос. взглядов состоит в различном под­ходе к целостному объяснению мира (соотношение мате­рии и духа, бытия и сознания), места человека в мире, его отношения к этич. и эстетич. ценностям и др. Фи­лософия марксизма — диалектич. и историч. материа­лизм — возникла как теоретич. система, выражающая мировоззрение рабочего класса, дающая методологич. основы революц. преобразоват. деятельности и науч. исследования. В качестве подлинно науч. и революц. философии современности марксистско-ленинская тео­рия находится на вооружении Коммунистич. партии и противостоит различным школам и течениям идеализ­ма — объективного и субъективного. Марксистская философия включает в себя П., т. е. защиту интересов пролетариата, как непременный элемент научности. «Новейшая философия так же партийна, как и две ты­сячи лет назад» (там же, т. 18, с. 380).

П. в лит-ре и иск-ве проявляется в идейной направ­ленности творчества писателя, художника, артиста, музыканта. Художник не может уйти от определ. трак­товки социальных позиций и устремлений изображае­мых героев, как и от собственных симпатий и антипа­тий, поскольку каждый человек бесчисленными нитя­ми связан с интересами и духовными ценностями оп-редел. классов, социальных групп и ориентируется на них. В ст. «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин показал лицемерие рассуж­дений об абс. свободе творчества: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскиро­ванная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания» (там же, т. 12, с. 104). Разговоры об абс. свободе — лишь мас­кировка, «... буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность)» (там же). Ленин поставил задачу, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связан­ной с буржуазией лит-ре противопоставить действи­тельно свободную, открыто связанную с пролетариатом лит-ру; при этом Ленин подчёркивал, что в силу своей специфики художеств. творчество требует обеспече­ния «... большого простора личной инициативе, инди­видуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там же, с. 101). Коммунистич.

ПАРТИЙНОСТЬ 481

партия, осуществляя руководство лит-рой и иск-вом, постоянно подчёркивает необходимость развития прин­ципа П., видит в нём условие глубокого проникнове­ния в сущность социальных процессов, яркого и убедит. отображения человеч. характеров, проблем построе­ния коммунистич. общества. Г. Л. Смирнов.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ,политич. организация, выражающая интересы обществ. класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов. П. п.— высшая форма классовой органи­зации.

Возникновение и развитие П. п. связано с расколом общества на классы, с историей классовой борьбы, осо­бенно за обладание политич. властью. «Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий» (Л е-нин В. И., ПСС, т. 12, с. 137).

В отличие от стихийного процесса формирования классов, возникновение П. п. может происходить лишь в ходе осознания идеологами к.-л. класса его коренных общих интересов и их выражения в форме определ. концепции и политич. программы. П. п. про­свещает и организует класс или социальную группу, придаёт его действиям организованный и целенаправ­ленный характер. П. п. является носителем определ. идеологии, в значит. мере обусловливающей руково­дящие принципы политики, организац. строения и практич. деятельности П. п., к-рые обычно конкрети­зируются в программах и уставах партий. В. И. Ленин подчёркивал, что для того, «чтобы разобраться в пар­тийной борьбе, не надо верить на слово, а изучать действительную историю партий, изучать не столько то, что партии о себе говорят, а то, что они делают, как они поступают при решении разных политических вопросов, как они ведут себя в делах, затраги­вающих жизненные интересы разных классов общества, помещиков, капиталистов, крестьян, рабочих и так далее» (там же, т. 21, с. 276). Разграничение П. п., соот­ветствующее расстановке осн. классовых сил общества, достигается лить в условиях зрелого капитализма. В рабовладельч. и феод. обществе существовали сослов­ные политич. группировки, выражавшие интересы раз­личных прослоек господств. классов. Трудящиеся классы в этот историч. период в силу экономич. разоб­щённости и духовной придавленности, не могли создать самостоят. П. п. Их интересы в известной мере выра­жали прогрессивные политич. группировки имущего класса, заинтересованные в нар. поддержке в борьбе против реакц. сил (напр.. якобинцы во Франции). В условиях капитализма с сер. 19 в. борьбу за политич. господство пролетариат и буржуазия осуществляют через свои П. п. Система партий, поддерживающих господство буржуазии, становится оргаяич. составной частью механизма бурж. гос. власти. Характер всей партийной системы зависит в конечном счёте от соотно­шения классовых сил, предопределяющего формы it методы, посредством к-рых буржуазия осуществляет свою диктатуру.

Согласно теории, развиваемой большинством бурж. социологов и государствоведов. И. п. являются выра­зителями воли народа, посредствующим звеном между народом и гос-вом. Многопартийность рассматрива­ется ими как основополагающий принцип «свободного демократич. строя». Фактич. господство партий монопо­листич. верхушки общества наряду с тенденциями от­странения от участия в политич. жизни массовых по­литич. орг-ций, выражающих интересы трудящихся, опровергают эту бурж. теорию как апологию господства монополий, допускающего использование нек-рых де­мократич. форм. В условиях бурж. общества, разде­лённого на антагонистич. классы, при сохранении эле-

ПАРТИЯ

ментарных основ бурж. демократии (свобода объеди­нений, парламентский режим), существование различ­ных П. п. закономерно. Многопартийность отражает как противоречия между классами, так и существова­ние различных слоев и групп внутри одного Класса. Господствующее положение в парт. системе мн. совр. бурж. гос-в занимают партии монополистич. капитала. Социальная функция бурж. партии состоит в выражении интересов господствующего класса, а так­же в идеологич. и организац. подчинении ему масс. Отсюда стремление к созданию наряду с партиями, открыто стоящими на позициях защиты бурж. строя (напр., собр. консерваторы в Великобритании), партий, проводящих политику монополий, но построенных на более Широкой социальной основе (христ.-демократич. и христ.-социальные партии в ряде стран Зап. Евро­пы).

Серьёзной политич. силой во многих бурж. гос-вах являются с.-д. партии (Великобритания, ФРГ, Авст­рия. Бельгия, сканД. страны и др.). Социал-демократия в этих странах ведёт За собой большинство рабочего класса, господствует в профсоюзах и др. массовых орг-циях. В понимании социалистич. цели, методов и темпов её достижения правые социал-демократы далеки от науч. социализма. Многие с.-д. партии в своих про­граммах открыто отреклись от марксизма, пропове­дуя движение к социализму исключительно с помощью реформ, примирение классовых противоречий и при­верженность к бурж. демократии. С.-д. партии неод­нократно находились и сейчас находятся у власти в различных странах, самостоятельно формируя прави­тельства или входя в состав коалиц. правительств. Однако их правление ни разу не поколебало устоев ка­питализма. Вместе с тем в ряде с.-д. партий ощутимо влияние левых элементов. Единство коренных инте-тесов всех трудящихся требует установления контак­тов и сотрудничества между коммунистами и с.-д. партиями в борьбе против монополистич. сил.

Острота противоречий между монополистич. верхуш­кой и всем остальным обществом ведёт к созданию в развитых бурж. гос-вах антиимпериалистич. партий на широкой социальной основе, выдвигающих общедемок-ратич. требования. В гос-вах, освободившихся от ко­лон, зависимости, нередко образуются антиимпериа-листич. партии, представляющие широкие массы на­селения, объединённые под лозунгом нац. освобождения. В ряде стран, вставших на путь социалистич. преоб-разований, формируются авангардные партии, выраба­тывающие политич. курс и основы организации, исхо­дя из принципов марксизма-ленинизма (Ангола, Аф­ганистан, Эфиопия и др.).

Для успешного осуществления рабочим классом своей историч. миссии Создания коммунистич. обще­ства необходима его организация в самостоят. П. п., к-рая коренным образом отличается по своему харак­теру, идеологии, организац. формам, методам дея-тельности от П. п. всех остальных классов. Её идеоло­гия, программа и тактика базируются на науч. миро­воззрении марксизма-ленинизма. Она выступает как передовой отряд, объединяющий и организующий рабочий класс в борьбе за общеклассовые интересы, обеспечивающий единство его цели, воли и действий. Историч. роль, задачи и принципы построения П. п. рабочего класса определены К. Марксом и Ф. Энгель­сом в «Манифесте Коммунистич. партии» (1848).

В новую историч. эпоху, когда социалистич. рево­люция стала непосредств. задачей, возникла необхо­димость создания рабочих партий нового типа, корен­ным образом отличающихся от партий предшествовав­шего периода. Творчески развивая марксизм примени­тельно к эпохе империализма, Ленин создал цельное учение о партии как высшей форме революц. органи­зации рабочего класса, разработал её теоретич. и орга­низац. основы, стратегию и тактику большевизма, нормы парт. жизни и принципы парт. руководства. Впервые

партия нового типа была создана росс. марксистами во главе сЛениным (1903). В дальнейшем развернулся процесс образования коммунистич. партий в боль­шинстве капиталистич. стран. Принципами, на к-рых основаны организация и деятельность коммунистич. партии, являются: верность марксизму-ленинизму и непримиримая борьба со всеми попытками право- и ле-воппортунистич., ревизионистского и догматич. из­вращения его программных, тактич. и организац. уста­новок; верность пролет. интернационализму и решит. борьба

против всех проявлений национализма; демок-ратич. централизм как основа построения партии; органич. связь с массами, учёт их опыта при выработ­ке тактики, обучение масс на их собств. опыте; коллек­тивность руководства; строгая и единая для всех парт. дисциплина, постоянная забота о чистоте своих рядов; твёрдость в проведении осн. принципов при макс. гибкости в отношении тактич. средств и методов борьбы, учитывающих своеобразие конкретных внутр. и меж-дунар. условий; самокритичное отношение к собств. деятельности, открытое признание ошибок и практич. исправление их.

Коммунистич. и рабочие марксистско-ленинские П. п. являются наиболее последоват. выразителями интересов трудящихся масс. Они выступают органи­зующей и руководящей силой в борьбе за демократию, мир, нац. независимость и социализм.

После победы социалистич. революции марксистско-ленинские партии становятся руководящей политич. силой в гос-ве. По мере расширения масштабов строи­тельства нового общества и усложнения выдвигаемых жизнью проблем роль и ответственность коммунистич. партии как воплощения сознат. начала в созидании ком­мунизма возрастают. Историч. опыт развития социа­листич. стран свидетельствует, что для укрепления руководящей роли коммунистич. партии крайне важ­но чутко прислушиваться к голосу масс, решительно бороться с проявлениями бюрократизма, волюнтариз­ма, активно развивать социалистич. демократию, прово­дить взвешенную реалистич. политику во внешнеэконо-мич. связях.

В ходе обществ. развития развиваются и сами партии рабочего класса. Так, в результате победы социализма и построения в СССР развитого социалистич. общества Коммунистич. партия Сов. Союза, оставаясь выразитель­ницей коммунистич. идеалов рабочего класса, его пере­довой роли в строительстве коммунистич. общества, превратилась в партию всего сов. народа. Место, ру­ководящая и направляющая роль Коммунистич. партии в сов. обществе и гос-ве чётко отражены в Конститу­ции СССР.

* Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К., Учредит, манифест Междунар. Товарищества Рабочих, там же, т. 16; Л е н и н В.И., Проект и объяснение программы социал-демократич. партии, ПСС, т. 2; е г о ж е, Что делать?, там же, т. 6; е г о ж е, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; е г о ж е, Опыт классификации рус. по­литич. партий, там же, т. 14; е г о ж е, Политич. партии в Рос­сии там же, т. 21; е г о ж е, Пролет, революция и ренегат Каут­ский, там же, т. 37; е г о ж в, Третий Интернационал и его мес­то в истории, там же, т. 38; е г о ж е, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; е г о ж е, Первоначальный проект резолюции X съезда РКП о синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии, там же, т. 43; Программа КПСС (При­нята XXII съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и мате­риалы, М., 1969; Конференция коммунистич. я рабочих йартий Европы. Берлин, 29—30 июня 1976 г., М., 1977; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Политич. механизм диктатуры мо­нополий, М., 1974; Коммунисты мира — о своих партиях, Пра­га, 1976; Встреча коммунистич. и рабочих партий Европы за мир и разоружение (Париж, 28—29 апр. 1980 г.), М., 1980; Марксистско-ленинская партия в системе социалистич. общества, М., 1981; Политич. партии. Справочник, М., 1981.

Л. С. Айзикович, Ю. П. Уръяс.

ПАСКАЛЬ (Pascal) Влез (19.6.1623, Клермон-Фер-ран,— 19.8.1662, Париж), франц. религ. философ, пи­сатель, математик и физик. После чрезвычайно плодо­творной деятельности в области точных наук разочаро­вался в них и обратился к религ. проблемам и филос.

30*

антропологии: сблизившись с представителями янсе­низма, выступил с энергичной критикой казуистики, насаждавшейся иезуитами («Письма к провинциалу», 1657, рус. пер. 1898). Осн. филос. труд — «Мысли», посмертно изданное в 1669 собрание афоризмов, пред­ставляющее собой наброски к незавершённому полемич. труду. Рус. пер.: И. Бутовского, 1843; П. Первова, 1888; С. Долгова, 1892.

Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, к-рый, пройдя через опыт механистич. рационализма 17 в., со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым предвосхищая последующую иррационалистич. тенден­цию в философии (Якоби, романтизм и т. д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя осн. идеи христианства из традиц. синтеза с космологией и мета­физикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «это вечяое молчание безграничных прост­ранств ужасает меня». П. .исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одно­временно о его достоинстве, состоящем в акте мышле­ния (человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на ант-ропологич. проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркёгора и Ф. М. До­стоевского.

• Oeuvres, v. 1—14, P., 1904—14; Pensees, v. 1—3, P., 1951; Oeuvres completes, P., 1976; в рус. пер.— в кн.: Ф. де Ларош­фуко, Максимы,— Б. П., Мысли,— Ж. де Лабрюйер, Характе­ры, М., 1974.

• Филиппов M. M., П., его жизнь и науч.-филос. дея­тельность, СПБ, 1891; Б у тру Э., П., пер. с франц., СПБ, 1901; К л я у с В. М., Цогребысский И. Б., Франк­фурт У. И., П., М., 1971; Тарасов Б. Н., П., М., 1979; М е s n a r d J., Pascal. L'homme et l'oeuvre, P., 1951; G r e s-s ο n Α., Pascal, sä vie, son oeuvre, P., 1956.

ПАТАНДЖАЛИ,создатель др.-инд. филос. системы йоги и её систематизатор (не вполне ясно отношение П. к знаменитому языковеду Патанджали). В качестве даты жизни чаще всего указывают 2 в. до н. э. Автор «Йога-сутры» (или «П.-сутры»), первого и наиболее авторитет­ного руководства по философии йоги; особое внимание уделено в нём целям йоги, различным способам их достижения (пути устранения страдания и факторов вы­зывающих страдание, средства к сосредоточению — самадхи), описанию йогич. сил и возможностей, формам освобождения. Эти идеи развивались и углублялись в комм. к «Йога-сутре», написанных Вьясой, Вачас-пати и др.

* The Yogasutras of Patanjall, ed. by R. Shastri Bodas, Bom-ly, 19172; Qli aforisml sullo Yoga (Yogasutra), trad. C. Pensa, Torino, 1962.

• E 1 i a d e M., Patanjali et le Yoga, P., 1962; О b e r h a m-m e r G., Meditation und Mystik im Yoga des Patanjali, «Wie­ner Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens und Archiv für indische Philosophie», 1965, Bd 9; The Yoga-System of Pata­njali, transl. from the original Sanskrit, Delhi, 1977 (Harvard oriental series, v. 17).

ПАТОС,пафос (от греч. πά ος — испытываемое воздействие, перемена, страдание, страсть), термин др.-греч. философии. П. души, по Платону («Федр» 245 с),— её деятельность и изменения под влиянием к.-л. воздействия. Для Аристотеля П.— изменение всякого предмета под влиянием внеш. воздействий, не затрагивающих, однако, его сущности. В антич. эс­тетике П. как душевное переживание, волнение и страсть противопоставлялся этосу — постоянным чер­там характера.

• Burkert W., Zum altgrlechlschen Mitleidsbegriff, Munch., 1955.

ПАТОС 483

ПАТРИОТИЗМ(от греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — родина, отечество), любовь к отечеству, пре­данность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П.— «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособ­ленных отечеств» (Ленин В. И., ПСС, т. 37, с. 190).

Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе каждый класс вы­ражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфич. интересы.

В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. гос-в П. становится неотъем­лемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превра­щением буржуазии в господствующий класс её П. пе­рестаёт отражать общенац. моменты, как это было в пе­риод борьбы с феодализмом, смыкается с национализ­мом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капита­листов всех стран против трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328—29). Для мелкой буржуазии характерны нац. ог­раниченность и нац. эгоизм, определяющие её отноше­ние к отечеству и к др. народам.

В бурж. обществе пролетариат выступает выразите­лем коренных нац. интересов народа, а потому и носите­лем подлинного П. В ст. «О национальной гордости ве­ликороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107). Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.

В ходе социалистич. революции меняется социальная сущность отечества, гл. содержанием этого понятия становится социализм — объект нац. гордости и под­линное отечество трудящихся, формируется социали­стич. всенар. П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уваже­нием к др. народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролет. интернационализмом. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы за­щиты Советской республики, уничтожения частной соб­ственности... Это — лучший революционный патрио­тизм» (там же, т. 42, с. 124). В условиях консолидации и развития в СССР новой историч. общности — со­ветского народа — происходит формирование общесо­ветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенац. гордость сов. человека — важ­ный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы «... патриотизм граждан социа­листического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалис­тических стран» (Программа КПСС, 1974, с. 120). Идеи и чувства социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органич. сочетания социалистич. П. и интернаци­онализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

• Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ленинизм и нац. вопрос в совр. условиях, М., 19742; Рогачев П. М., Свер­длин Μ. Α., П. и обществ. прогресс, М., 1974; см. также лит. к ст. Интернационализм, Национальный вопрос.

ПАТРИСТИКА(от греч. πατήρ, род. падеж πατρός или лат. pater, род. падеж patris — отец), термин, обо-

ПАТРИОТИЗМ

значающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. мыслителей 2—8 вв. (т. н. отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантич. рабовладельч. общества и форми­ровалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиц. языч. мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платонич. и неоплатонич. идеализмом.

Первый период П. (2—3 вв.) представлен деятель­ностью т. п. апологетов; среди них выделяется фи­гура Оригена, впервые пытавшегося построить на ос­нове предпосылок христ. религии целостную филос. систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила след. период П. (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философ­ствование апологетов сменяется работой над система­тизацией церк. доктрины с опорой на идеалистич. умо­зрение. Высшей точки П. достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) на греч. Востоке и Августина на лат. Западе. Во 2-й пол. 5 в. появляются соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита — попытка истолко­вать мир как систему символов, важная для ср.-век. эстетики. Заключит. период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистич. диалекти­ки и энциклопедич. кодифицированием наук под эги­дой теологии [Леонтий (ок. 475—543) на Востоке, Боэ­ций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики.

Фактором, отделяющим П. от свободного филос. исследования, каким его знала антич. философия, является идея откровения. Правда, заострённое проти­вопоставление веры и разума, выраженное в пара­доксальных формулировках Тертуллиана, в целом не характерно для П., стремившейся истолковать фи­лос. умозрение как разъяснение Библии, а Библию — как подкрепление платоновско-аристотелевских те­зисов. Онтология П. построена вокруг идеи бога как абс. бытия. П. защищает монотеизм — против языч. поли­теизма и гностич. дуализма, супранатурализм и креа-ционизм — против стоич. и неоплатонич. пантеизма. Параллельно с катафатической теологией, описываю­щей бога как средоточие благости, справедливости, все­могущества и т. п., развивается«отрицат.», апофатиче-ская теологич. исходящая из того, что бог именно в ка­честве абсолюта не имеет атрибутов и не поддаётся опре­делению, ибо находится за пределами бытия и качествен­ности. Космос, в понимании П., есть творение и потому стоит бесконечно ниже своего творца, т. е. бога; ма­терия была создана и может быть преодолена. С др. стороны, в противоположность пессимистич. воззре­ниям гностицизма и манихейства П. защищает мир как благое творение бога, полное целесообразности. Ведущие мотивы патристич. космологии: телеологизм (см. Телеология), положение об универс. гармонии и взаимосоотнесённости вещей, строго иерархич. систе­ма космоса, эстетич. оправдание мира. Наиболее ярко эти идеи выражены в «Шестодневе» Василия Ве­ликого, у Григория Нисского, Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита. П. широко восприняла космо-логич. и антропологич. традиции, восходящие к плато­нич. стоицизму Посидония (напр., соч. Немесия Эмес-ского «О природе человека», ок. 400).

Осн. проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются зап.-европ. и визант. схо­ластикой.

• Источники: Migne PG, t. 1 — 166; Migne PL, t. 1—221; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum, v. l —, Vindobo-nae — Lipsiae, 1867 — (серия не закончена).

• Маркс К., Энгельс Φ., Ленин В. И., О религии, [Сб.], М., 1975; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1—4, СПБ, 1907—18; Г a p н а к А., История дог­матов, в кн.: Общая история европ. культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Спасский A.A., История догматич. движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 — Тринитарный вопрос, Сергиев По­сад, 19142; Бычков В. В., Визант. эстетика, М., 1977;

Q u..a s t e n J.,. Patrology, .v. 1—3, Utrecht — Brux., 1950—60; A l t a n e г В., S t u i b e r A., Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter, Freiburg — Basel — W., 1966'.

ПАТРИЦИ(Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco,— февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, пред­ставитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Препо­давал философию в ун-тах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном соч. «Новая философия универсума» («Nova de Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божеств. всеединством и пронизывающий весь мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l—2, 1582, новое изд. 1969) П. в противовес аристо­телевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние твор­чества описывается как одержимость «божеств. безу­мием» — вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.

• L'amorosa filosotia, Firenze, 1963; Lettere et opuscoli inediti, Firenze, 1975.

• Горфункель А.Х., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Crespi L. Α., La vita e le opere di F. Patricio, Mil., 1941; K r i s t e l l e r P. p., Eight philosophers of the Italian Renaissance, Stanford (Calif.), 1964.

ПАФОС,см. Латос.

ПЕЙН(Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобри­тания,— 8.6.1809, Нью-Йорк), англо-амер. политич. мыслитель, философ-просветитель, революц. демократ, представитель радикального крыла амер. Просвеще­ния. Активный участник Великой франц. революции и нац.-освободит. борьбы Сев. Америки против Вели­кобритании. В 1776 П. анонимно издал памфлет «Здравый смысл» (рус. пер. 1959), направленный про­тив англ. монархии и призывавший к борьбе за осво­бождение Америки от колон, зависимости. В политич. трактате «Права человека» (1791, рус. пер. 1959) П. вы­ступил с обоснованием бурж.-революц. политич. прин­ципов. Для социологич. взглядов П. характерно чёткое различение общества и roc-ва, a также естеств. и гражд. (основанных на обществ. договоре) прав. Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип наро-доправия («суверенности народа»), П. идеализировал бурж. демократию.

Осн. филос. произв. П. «Век разума» (pt 1—2, 1794— 1795, рус. пер. 1959) — воинственный антирелиг. трак­тат, признанный «библией амер. Просвещения». П. при­зывает к «революции в системе религия», решительно противопоставляя силу разума религиозным заблуж­дениям, знание — вере. Однако П. не был последова­тельном атеистом и признавал бога и бессмертие души.

Филос. позиция П. — непоследоват. метафизич. материализм. Допуская божеств. первопричину, он признаёт объективную реальность материального мира и непреложность царящих в нём физич. законов. П. глубоко убеждён в безграничной способности человеч. разума к объективному познанию существующих ве­щей. За политич. радикализм и антирелиг. деятель­ность П. подвергался преследованиям.

• The complete writings, v. 1—2, N. Υ., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1959; в кн.: Амер. просветители. Избр. произв., т. 2, М., 1969.

* Б а с к и н М. П., Философия амер. Просвещения, М., 1955; романов Б. С., Политич. и правовые взгляды Т. П., М., I960; Паррлнгтон В. Л., Осн. течения амер. мыс­ли, пер. с англ., т. 1, М., 1962, с. 405—20; Г о л ь д б е ρ г Η. Μ., Т. П., М., 1969; Pearson H., Tom Paine friend of mankind, Ν. Υ.—L., 1937; Woodward W. F., Tom Paine, N. Y., 1945; A l d r i d g e A. O., Man of reason, Phil,— N. Y., [1959]; Williamson A., Thomas Paine. His life, work and times, L., [1973l.

ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ(греч. πρώτη φιλοσοφία, лат. philosophia prima), термин философии Аристотеля, соответствующий позднейшему термину «метафизика» и близкий к понятию «онтология». В словоупотреблении Аристотеля термин «философия» близок к понятию

Наши рекомендации