Объем дисциплины и виды учебной работы. Д) Для направлений: «Экономика», «Государственное и муниципальное управление» /
Д) Для направлений: «Экономика», «Государственное и муниципальное управление» / «Менеджмент», «Юриспруденция» / «Бизнес-информатика» заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы
(144 часа).
Вид промежуточной аттестации – экзамен.
Вид учебной работы | Часы | ||
Всего | Семестр 1 | Семестр 2 | |
Общая трудоёмкость дисциплины | 144/144/144 | 144/144/144 | |
Аудиторные занятия | 20/16/12 | 20/16/12 | |
Лекции (Л) | 12/8/8 | 12/8/8 | |
Семинары (С) | 8/8/4 | 8/8/4 | |
Самостоятельная работа | 124/128/132 | 124/128/132 | |
В семестре | 124/128/132 | 124/128/132 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
часть 1 – Содержание тем дисциплины
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре
Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. Предмет философии. Основные характеристики философского знания, его структура. Основной вопрос философии. Философия как форма духовной культуры. Место философии в общей системе научных знаний и ее взаимосвязь с другими науками. Функции философии. Значение философских размышлений для самопознания и совершенствования личности, формирования у нее гуманистических идеалов и ценностей. Философия и экономика.
ТЕМА 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.
Возникновение философии. Философия древнего мира. Первые контуры философских проблем в Древней Индии и Китае. Переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Античная философия. Материалистические и диалектические идеи в учениях ранней античности. Проблема первоначала. Афинская школа философии: Сократ, Платон, Аристотель. Эллинистическо-римская философия: стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.
Средневековая философия. Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм. Патристика и схоластика. Спор об универсалиях: реализм и номинализм в средневековой европейской философии. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
Философия XVII-XIX веков. Процесс секуляризации и автономизации философского знания в Новое время. Эмпиризм и рационализм – ведущие философские направления XVII в.: Ф. Бэкон и Р. Декарт. Концепции естественного права и общественного договора Т. Гоббса и Д. Локка. Социальная направленность философии французского Просвещения (XVIII в.). Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах). Диалектика и материалистическое понимание истории в марксизме. Философский позитивизм. Постклассическая философия XIX - начала ХХ вв.
Традиции отечественной философии. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления. Основные проблемы и направления в русской философии. Взаимопроникновение философии, культуры, художественной литературы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) и западниками (П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский). Теория «культурно-исторических типов» Н. Данилевского. Проблема человека в творчестве Ф. М. Достоевского.
Социокультурные предпосылки русского религиозного ренессанса конца XIX – начала ХХ вв. Философские и социально-экономические взгляды В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова. Марксистская философия в России; этапы развития, основные идеи и представители: Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. А. Богданов.
Современная философия. Главные направления, проблемы и тенденции философии ХХ в. Неопозитивизм и постпозитивизм. Психоаналитическая концепция З. Фрейда и неофрейдизм. Экзистенциальная философия. Становление и сущность постмодернизма. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
ТЕМА3. Философская онтология
Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Современная наука о структурной и системной организации материи. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Движение – способ существования материи. Пространственно-временные характеристики бытия. Представления современного естествознания о пространстве и времени.
Специфика человеческого бытия. Специфика социального времени и пространства. Пространство и время как важнейшие характеристики самоопределения человека. Индивидуальное (биологическое) и социальное время.
Идея развития в философии. Понятие «диалектика» и его эволюция в истории философской мысли. Диалектика и метафизика. Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы, законы и категории диалектики. Противоречия экономических интересов различных социальных субъектов, проблема нахождения оптимальных способов и форм их сочетания и гармонизации. Объективная необходимость систематического количественного и качественного анализа хозяйственно-экономической деятельности и социальных процессов. Социально-экономические последствия нарушения меры при повышении цен, эмиссии денег, налогообложения, утверждении бюджета, финансировании производства, образования, культуры и т. д. Методологическое значение закона отрицания в понимании общественной жизни, в осознании причинно-следственных факторов, способствующих ускорению или замедлению социально-экономического развития общества. Синергетика как метод анализа сложных самоорганизующихся систем, ее эвристические возможности, соотношение с диалектикой. Качественное многообразие процессов развития. Прогресс и регресс в развитии.
Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, многообразие подходов к ее решению в истории развития философской мыли. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Вульгарный материализм. Знание, сознание, самосознание. Проблема бессознательного в философии. Психоаналитическая модель личности З. Фрейда. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры. Природа мышления. Язык и мышление. Проблемы создания искусственного интеллекта.