Перечень контрольных вопросов для самопроверки
1. В чем специфика философии как науки?
2. В чем расходятся диалектика и метафизика?
3. В чем своеобразие античной философии?
4. Что выделяли в качестве первоначала бытия ранние древнегреческие мыслители?
5. Каковы аспекты сократовской диалектики?
6. Что Платон понимал под эйдосом?
7. Какие черты добродетели выделяет Платон в образе идеального города-государства?
8. Что Аристотель понимает под причиной и какие виды причин указывает?
9. Что Аристотель говорит о природе человека?
10.Что Августин Блаженный понимает под Градом Божьим?
11.В чем суть антропологического подхода к проблеме Бога в философии Августина Блаженного?
12.Сколько путей доказательства Бытия Бога обосновывает Фома Аквинский?
13.В чем состоят разногласия между номиналистами и реалистами в споре об универсалиях?
14.Какую роль играет труд в жизни обитателей Утопии Т. Мора?
15.Какие два рода опытов выделяет Ф. Бэкон?
16.Какие четыре вида идолов выделяет Ф. Бэкон и в чем их суть?
17.Какие четыре правила рационалистического метода формулирует Р. Декарт?
18.Каковы основные характеристики естественного состояния по Т. Гоббсу?
19.Признает ли существование врожденных идей Дж. Локк?
20.В чем суть определения монады в философии Г. Лейбницы?
21.Как оценивает Дж. Беркли понятие материи?
22.На какие два рода восприятия указывает Д. Юм?
23.В чем, согласно Ж.-Ж. Руссо, состоит сущность общественного договора?
24.В чем И. Кант видит различие между синтетическими и аналитическими суждениями?
25.В чем выражен категорический императив Канта?
26.Что выразил Гегель в утверждении: «Чувства без разума нечто, разум без чувств ничто»?
27.В чем существенное отличие человека от животного по мнению Л. Фейербаха?
28.В чем состоит суть материалистического понимания истории?
29.Что, согласно К. Марксу, составляет экономическую структуру общества?
30.Что К. Маркс понимает по родовой сущностью человека?
31.Что О. Конт подразумевает под законом «трех стадий»?
32.Как Ж. П. Сартр понимает категорию свободы?
33.В чем отличие классической герменевтики от герменевтики Х. Гадамера?
34.Как определяет З. Фрейд бессознательное?
35.Что такое «Сверх-я» и как оно формируется?
36.Как К. Юнг определяет понятие архетипа?
37.Что такое «нормальная наука» наука в понимании Т. Куна?
38.В чем К. Поппер видит преимущества фальсификации научного знания над верификацией?
39.Как Д. Белл определяет «индустриальное общество»?
Приложение 1
Реконструкция древнеиндийской философии
Возникновение в VI–V вв. до н.э.
Источник знания – ВЕДЫ (библия брахманов, знание): сборник разнородных текстов (мифов, мистерий, жертвенных форм и заклинаний).
Структура Вед:
1.Самхиты (собрание молитв и гимнов):
– Ригведа (гимны),
– Самаведа (напевы),
– Яджурведа (жертсвенные формулы),
– Атхарваведа (заклинания).
2. Брахманы (толкования ритуалов и жертвоприношений).
3. Араньяки (правила для отшельников).
4. Упанишады (философские трактаты).
Основная проблема древнеиндийской философии:
Жизнь – это цепь страданий. Как уменьшить их.
Два варианта решения:
Школа Веданта: Ньяйя, Вайшешика, Санкхья, Йога, Веданта, Миманса
Признают авторитет Вед. Считают, что причины счастья и несчастья лежат вне человека.
Буддизм, Джайнизм
Не признают авторитет Вед. Считают, что именно в человеке причины его счастья и несчастья.
Школа Веданта
Веданта – конец, завершение Вед, т. е. Упанишад.
Вводит различение между существованием (изменяемое) иреальностью (вечное, неизменяемое).
Реальность состоит из : субъективного – АТМАН (душа) и Объективного – БРАХМАН (молитва). Они различаются только в существовании. Причина различия – наше невежество Авидья – неумение отличать вечное от невечного.
Чтобы избавиться от страданий, человек должен вырваться из круга перевоплощений, освободиться от своей кармы и постичь знание. Познание реальности – цель нашей жизни.
Школа Буддизма
Будда – «свергнувший невежество, просветленный. Основу буддизма составляет этическое учение о четырех благородных истинах:
1. Жизнь в мире полна страданий.
2. Есть причины страданий.
3. Страдания можно прекратить.
4. Есть путь прекращения страданий. Нирвана (свобода от страданий).
Приложение 2
Реконструкция древнекитайской философии
Возникновение в VI–V вв. до н.э., связано с образованием китайского государства.
Основной тезис: Человек изначально не свободен: он не выбирает ни место, ни время, ни семью своего рождения.
Школы:
Конфуцианство.Считали, чтосвобода – в способности человека перестать быть «низким», научиться быть «благородным мужем», не делать другому ничего, чего себе не желаешь.
Школа Конфуцианства.
Основатель: Кун Фу-цзы.
Основной труд: Лунь юй (Беседы и наставления).
Основная проблема: неразрывная духовная связь человека, семьи и государства. «Противопоставление благородного мужа и низкого человека».
Направления философствования:
– понимании природы человека и общества как единого универсума
– минимальный интерес к сверхъестественному и максимальный к этическим и юридическим проблемам.
– обобщение опыта китайской цивилизации
– отсутствие интереса к логике и естествознанию.
– понимание философии как государственной идеологии.
Даосизм.Считали, что свобода – в способности человека познать все как проявление Дао и научиться вести себя как Дао: ничего не делая, достигать всего.
Основатель: Лао (старик)-цзы (ребенок).
Основная работа: «Дао дэ цзин» (Книга о Дао и Дэ).
Строение мира:
Дао – все порождает.
Дэ – земное проявление Дао.
Ци – жизненная энергия Дао, которая делится на ян (бытие) и инь (небытие). Они противоположности переходящих друг в друга.
Четыре основных проблем даосизма:
1. Что такое Дао?
(Первооснова всех вещей, начало всего).
2. Какому закону подчиняется Дао?
(Не действуя активно все совершает. Подчиняет себе все. Дао следует самому себе).
3. Что такое человек?
(Двойственная натура: тянь- подлинное и жэнь- искусственное (эгоизм). Их соотношение дает три категории людей:
-испорченные люди: доминирование жэнь
-настоящие люди: гармония тянь и жэнь
-мудрецы: доминирование тянь).
4. Как стать мудрецом?
(Недеяние и достижение всего – высшее достижение свободы).
Приложение 3