Абстракция актуальной бесконечности, 13 страница

Смысл истории — в избавлении от объективации, к-рая связана, однако, с неустранимыми свойствами здешнего бытия (само историч, время — существование разделённых между собой прошлого, настоящего и бу­дущего — есть, по Б., «распад времени» и следствие

БЕРДЯЕВ

объективации); поэтому достижение этого смысла мыс­лится в мистич. философии Б. лишь как конец истории, как радикально иной мир, эон за пределами историч. времени, отождествляемый Б. с евангельским царством божиим, а также с миром свободного духа. Этот мета-историч. эон не находится в будущем, но существует извечно в некоем ином, «эсхатологич.» плане, к-рый в любое время может соприкасаться со здешним миром. Такие соприкосновения совершаются в актах творче­ства, к-рые суть явления смысла в истории, предстаю­щей, т. о., как дискретный творч. процесс. Б. отвергает здесь как идею прогресса и представления о целена­правленности и осмысленности истории в каждом её моменте, так и доктрину божеств. провидения: бог открывает себя миру, но не управляет им.

Личность в концепции Б. не совпадает с эмпирич. индивидуальностью; она мыслится как средоточие всех духовных и душевных способностей человека, его «внутр. экзистенциальный центр», осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы. Кон­фликт между личностью и объективацией — гл. содер­жание учения Б. о человеке и обществе. Объективация стремится сделать личность частью общества и тем по­работить её. Преодоление объективации предполагает примат личного начала над безлично-универсальным (коллективным, родовым) во всех его формах, что, по Б., не должно означать индивидуализма и эгоцентриз­ма, ибо личность по самой своей природе входит в общ­ность с другими (общество, по Б., есть часть личности). Свободная социальность, положенная личностью изнут­ри, наз. в религ. философии Б. «соборностью», ей противостоит принудит. социальность, к-рой соответст­вуют порождённые объективацией эмпирич. социальные институты — классы, нации, партии, церкви. В своём отношении к христианству Б. резко критикует иска­жение его «вечной правды» эмпирич. церковью (неиз­бежное, согласно теории объективации), однако связы­вает смысл творчества и истории с «завершением христ. откровения» и созданием обновлённого «эсхатологич. христианства».

Восприняв марксистскую критику бурж. общества, Б. в то же время выступал как идейный противник марксизма и идеолог антикоммунизма; призывая к «пер-соналистич. революции», он отвергал революцию соци­альную как самоцель и называл себя сторонником «пер-соналистич. социализма». Идеи Б. оказали значит. влияние на развитие французского экзистенциализ­ма и персонализма, а также на социально-филос. концепции «новых левых» течений во Франции 1960— 1970-х гг.

• Духовный кризис интеллигенции, СПБ, 1910; А. С. Хомя­ков, М., 1912; Смысл творчества, Μ., 1916; Новое средневековье, Берлин, 1924; Философия свободного духа, т. 1—2, Париж, [1927}; О назначении человека, Париж, 1931; Я и мир объектов, Париж, 1934; Дух и реальность, Париж, 1937; Опыт эсхатоло­гич. метафизики, Париж, 1947; Самопознание, Париж, 1949; Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого, Париж, 1952; Миросозерцание Достоевского, Париж, 19682; Смысл истории, Париж, 19692; Рус. идея, основные проблемы рус. мысли 19 в. и начала 20 в., Париж, 19712; О рабстве и свобо­де человека, Париж, 19722.

• Ленин В. И., «О Вехах», ПСС, т. 19; Б а л а к и н а И. Ф., Религ.-экзистенциалистские искания в России нач. 20 в., в сб.; Совр. экзистенциализм, М., 1966; L o w r i е D., Rebellions pro­phet. A life of N. Berdyaev, N. Υ., 1960; Wernham J., Two Russian thinkers .... Toronto, 1968; Bibliographie des oeuvres de N. Berdiaev, P., 1978. С. С. Хоружий.

БЕРКЛИ (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкен­ни, Ирландия,— 14.1.1753, Оксфорд), англ. философ, представитель субъективного идеализма. С 1734 епи­скоп в Клойне (Ирландия). Осн. соч.: «Опыт новой тео­рии зрения» (1709, рус. пер. 1912); «Трактат о началах человеч. знания» (1710, рус. пер. 1905); «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713, рус. пер. 1937); «Алсифрон, или Мелкий философ» (v. l—2, 1732, рус. пер. 1978); «Сейрис, или Цепь филос. размышлений и исследований...» (1744, рус. пер. 1978). Филос. учение Б. проникнуто стремлением опровергнуть материализм в дать обоснование религии. Выступил с критикой по-

нятия материи как веществ. основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о пространстве как вместили­ще всех природных тел и учения Локка о происхожде­нии понятий материи и пространства. Согласно Б., в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образо­вать отвлечённую идею общего для них веществ, суб­страта. Однако это, по Б., невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отд. ощущений или, по терминологии Б., «идей». Для вещей «быть» всегда означает «быть в восприятии». В противоположность Локку Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в како­вой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувств. восприятие. Исполь­зуя метафизич. односторонность номинализма, отвер­гавшего объективность общего в единичных вещах, Б. выступил с отрицанием реальности универсалий и са­мой возможности абстрактных понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой рационального познания. В. выступил против различе­ния первичных и вторичных качеств: все качества — вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к спо­собности быть воспринятыми. Признав ошибочной идею разделения первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи как «под­порки», или «субстрата» («субстанции»), всех объектив­ных качеств тел. Отвергнув бытие материи, Б. призна­вал существование только духовного бытия, к-рое он де­лил на «идеи» и «души». «Идеи» — воспринимаемые ва­ми субъективные качества — пассивны, непроизволь­ны; содержание наших ощущений и восприятий совер­шенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны, активны, могут быть причиной. Все «идеи» существуют, по Б., только в душе (как мысли и страсти, так и раз­личные ощущения). «Идеи» не могут быть копиями или подобиями внеш. вещей: «идея» может быть сходна только с «идеей». Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсиз­му, В. утверждал, что воспринимающий субъект — не один, и вещь, к-рую перестал воспринимать один субъ­ект, может восприниматься др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога — субъекта, к-рый вечно существует и «вкладывает» в сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Здесь Б. «...под­ходит... к объективному идеализму...» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 24). Б. не ограничился выступлением против атеизма и материализма в философии. Исполь­зуя слабые стороны совр. ему метафизич. и механи-стич. материализма, он выступал против передовых, материалистич. идей в науке. Философия Б., как пока­зал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», явилась прообразом и одним из источников субъектив-но-идеалистич. теорий в бурж. философии кон. 19 — нач. 20 вв. (см. Махизм).

* The works, ν. 1 — 9, L., 1948—57; в рус. пер.— Соч., М., 1978. Б л о н с и и й П. П., Учение Б. о реальности, К., [1907]; огомолов А. С., Критика субъективно-идеалиетич. философии Дж. Б., М., 1959; Б ы х о в с к и й Б. Э., Дж. Б., М., 1970; H a p с к и й И. С., Зап.-европ. философия .18 в., М., 1973, гл. 2; M e t z R., G. Berkeley, Stuttg., 1925; Luce A. Α., Berkeley's immaterialism, L., 1945; Warnock G. J., Ber­keley, L., 1953; L его у A. L., G.Berkeley, P., 1959; Π 1t-c h i e A.D., G. Berkeley, [Manchester, 1967]; S e Π a r s R. W., Lending a hand to Hylas, [Michigan], 1968.

БЕРНАЛ(Bernal) Джон Десмонд (10.5.1901, Нина,— 15.9. 1971, Лондон), англ. физик и социолог науки, обществ. деятель. Проф. Кембриджского (с 1927), за­тем (с 1937) Лондонского ун-та, чл. Лондонского ко­ролев. об-ва (1937). Иностр. чл. АН СССР (1958). Пре-видент Всемирного Совета Мира (1959—05), вице-пред. Всемирной федерации науч. работников. Междунар. Ленинская пр. «За укрепление мира между народами»

(1953). Выдающийся пропагандист марксистского миро­воззрения на Западе. Один из основателей науковеде-ния - «Социальная функция науки» (Tlie social func­tion of science, L., 1938), автор фундаментальных тру­дов о значении науки в жизни общества, в к-рых осве­тил особенности развития науки при капитализме и со­циализме, показал влияние науки на обществ. разви­тие, выдвинул концепцию научно-технической револю­ции.

• The freedom oi necessity, L., 1949; The physical basis of life, L., 1951; Marx and science, L., 1952; The origin of life, L. 1967; в рус. пер.— Наука и общество. Сб. ст., М., 1953; Наука в истории общества, М., 1956; Мир без войны, М., 1960.

• Сноу Ч. П.., Джон Десмонд Б., в сб.: Наука о науке, М., 1966.

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ,Бернард (Bernard cle Clairvaux; Bernardus abbas Clarae Vallis) (1090, Фон-тен, Бургундия,—20.8.1153, Клерво), католич. теолог-мистик. Происходил из знатного бургундского рода. С 1113 монах цистерцианского ордена, с 1115 настоя­тель основанного им монастыря n Клерво. Был вдохно­вителем 2-го крестового похода (1147). Выступал про­тив теологич. рационализма Абеляра и различных ере-тич. течений. Отстаивая незыблемость церк. преда­ния, критикуя складывающуюся схоластику за новше-ства, Б. одновременно вносил в мистику остроличност­ный дух. Оказал влияние на Бонавентуру и др.

• Opera, t. l—G, P., 1855—59 (Migne PL, t. 182—185); в рус. пер.— Письма, в кн.: Абеляр П., История моих бедствий, М., 1959, с. 127—51.

• Герье В., Зап. монашество и папство, М., 191:1, с. 27— 138; Сидорова H.A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; G i l s o n E., La Ideologie mysti­que de Saint Bernard, P., 1947.

БЁРНХЕМ,Вернем (Buriiliam) Джеймс (р. 22.11. 1905, Чикаго), амер. социолог. Выдвинул теорию «ре­волюции управляющих» [кн. «Революция управляю­щих» («The managerial revolution», 1941)]. Фетишизируя реальный процесс отделения функций управления от функций владения, Б. утверждает, что возникает новый господствующий класс организаторов (высшие инжене­ры и администраторы, управляющие), к-рый якобы не зависит от капиталистич. собственности и способен уп­равлять в интересах всего общества. По существу Б.— апологет гос.-монополистич. капитализма, тоталитар­ной власти меньшинства, утверждающий, что отноше­ния господства и подчинения — необходимые условия существования общества. Открытый враг марксизма и социалистич. стран.

• Containment or liberation...?, Toronto, 1953; Suicide of the West, N. Y., 1964; Web of subversion, nouv. ed., Boston, 1965; The war we are in, New Rochelle (N. J.), 1907; The coming defeat of communism, N. Y., 1968; Machiavellians defenders 01 freedom, nouv. ed., Freeport, 1970.

• О с и п о в Г. В., Техника и общественный прогресс, М., 1959; Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722.

БЕРНШТЕЙН(Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин,— 18.12.1932, там же), нем. социал-демократ, идеолог ре­визионизма и реформизма, один из лидеров 2-го Интер­национала. В 70-х гг. Б. занимал позиции мелкобурж. демократии, был сторонником Е. Дюринга, сотрудни­чал (до 1878) в правооппортунистич. журн.: «Zukunft», в к-ром пропагандировались реформистские и филос.-идеалистич. взгляды, подвергнутые К.Марксом и Ф. Эн­гельсом беспощадной критике (см. «Циркулярное пись­мо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.», в кн.: Соч., т. 19, с. 161—75). Под влиянием этой критики Б. временно отошёл от реформизма, был редактором ЦО с.-д. партии «Der Sozialdemokrat» (1881—90).

После смерти Энгельса Б. под влиянием тред-юнио­низма, англ. бурж. экономич. лит-ры и реформистских взглядов Г. Фольмара полностью порвал с марксиз­мом. Во 2-й пол. 90-х гг. он выступил с критикой всей системы марксизма пак якобы устаревшего (статьи под общим назв. «Проблемы социализма», опубл. в 1896— 1898 в журн. «Neue Zeit» и в 1899 в кн. «Проблемы со-

БЕРНШТЕЙН 51

циализма и задачи социал-демократии», рус. пер. 1901). В философии он отказался от материализма, провозгла­сив необходимость возврата к философии Канта, вы­ступил против материалистич. диалектики, к-рую отож­дествлял с идеалистич. диалектикой Гегеля. Последняя будто бы вносила в марксизм идею насилия и катастро-физма. В области социально-политич. наук Б. подверг ревизии осн. положения «Капитала» — теорию стоимо­сти, учение о кризисах, об обнищании нар. масс, от­вергал социально-экономич. основы революции. Это привело Б. к отрицанию самой возможности науч. со­циализма, к утверждению, что социализм — это толь­ко этич. идеал. На основе утверждения, что пролета­риат якобы не способен организовать произ-во и про­лет. революция может привести лишь к хаосу и разру­шению производит. сил, Б. отверг марксово учение о ре­волюции, классовой борьбе и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ и компромис­сов с буржуазией (лозунг: «Конечная цель — ничто, движение — всё»).

В своих комментариях к изданной им в 1913 пере­писке К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах «История рабочего движения в Берлине» (ч. 1 — 3, 1907 — 10, рус. пер. 1908), «Фердинанд Лассаль» (1904, рус. пер. 1905) и др. Б. фальсифицировал как теоретич. насле­дие основоположников марксизма, так и историю нем. рабочего движения. В период 1-й мировой войны Б. занимал вместе с К. Каутским центристскую позицию, позже вновь отошёл к правому крылу нем. с.-д.; был противником Οκτ. революции 1917 в России.

Ревизионизм Б. был подвергнут резкой критике В. И. Лениным, П. Лафаргом, Г. В. Плехановым, Ф. Мерингом, Р. Люксембург.

• Ленин В. И., Наша программа, ПСС, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; е г о ж е, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; его же, Оппортунизм и крах II Интернациона­ла, там же, т. 27; Плеханов Г. В., О мнимом кризисе марк­сизма, в кн.: Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956; его же, Б. и материализм, там же; е г о ж е, За что нам его благодарить, там же; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы против филос. реви­зионизма в герм, социал-демократии 1895—1914 гг., М.— Л., 1961; Очерки пстории идейной борьбы вокруг «Капитала» К. Маркса, М., 1968.

БЕРТАЛАНФИ(Bertalanffy) Людвиг фон {19.9.1901, Ацгерсдорф, Австрия,— 12.6.1972, Буффало, США), австр. биолог-теоретик, один из основоположников об­щей теории систем. С 1949 в США и Канаде. В первых работах по теоретич. биологии (кон. 20-х гг.) пытался преодолеть противоречия механицизма и витализма и наметил основы организмич. подхода к биологич. объектам как к организованным динамич. системам. В 30-х гг. выдвинул теорию открытых биологич. систем, обладающих свойством эквифинальности (т. е. способ­ностью достигать конечного состояния независимо от нарушений начальных условий системы). Для описания подобных систем Б. широко применял формальный ап­парат термодинамики и физич. химии. Использовал принципы теории открытых систем для анализа ряда биологич. проблем (исследование тканевого дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных и т. д.). В кон. 40-х гг. Б. выдвинул программу построения общей теории систем, предусматривающую формулиро­вание общих принципов и законов поведения систем, независимо от их вида ж природы составляющих их эле­ментов и отношений между ними; установление точных π строгих законов в нефизич. областях знания; созда­ние основы для синтеза науч. знания в результате вы­явления изоморфизма законов, относящихся к различ­ным сферам реальности. В ходе реализации этой про­граммы выявились филос.-методологич. противоречия и трудности, связанные с неправомерным приданием общей теории систем статуса философии совр. науки. Б.— один из основателей междунар. «Об-ва по иссле­дованию в области общей теории систем» (1954).

БЕРТАЛАНФИ

• Kritische Theorie der Fprmbildung, В., 1928; Theoretische Biologie, Bd 1—2, B., 1932—42; Das biologische Weltbild, Bern, [1949]; Biophysik des FHessgleichgewichts, Braunschweig, 11)53; Robots, men and minds, N. Υ., 1967; Organismic psycholo­gy and systems theory, Barre, 1968; General system theory. Foun­dations, development, applications, N. Y., 1968; в рус. пер.— Общая теория систем, критич. обзор, в кн.: Исследования по общей теории систем, М., 1969, с. 23—82; Общая теория систем— обзор проблем и результатов, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1969, М., 1969, с. 30—54; История и статус общей теории систем, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1973, М., 1973, с. 20 — 37.

• Садовский В. Н., Основания общей теории систем. Логико-методологич. анализ, М., 1974, с. 163—84; Unity through diversity, pt 1—2, Ν. Υ., 1973.

БЕСКОНЕЧНОЕ,филос. категория, характеризующая неисчерпаемость материи и движения, многообразие явлений и предметов материального мира, форм и тен­денций его развития. Признавая объективное существо­вание Б. в природе, диалектич. материализм отвергает свойственные идеализму отделение Б. от материи, све­дение его к продукту мыслит. деятельности либо толкование его как атрибута некоего «сверхприродно­го бытия», недоступного человеч. познанию.

Глубокий филос. анализ проблемы Б. принадлежит Гегелю, к-рый различал истинную (качественную) и «дурную» бесконечности (как безграничное увеличение количества) и связывал категорию Б. с развитием. Материалистически переосмыслив гегелевские идеи, классики марксизма-ленинизма раскрыли противо­речивую природу Б., его диалектич. взаимосвязь с ко­нечным и всеобщим. Как писал Ф. Энгельс, «... форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение мно­гих конечных вещей в бесконечное» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 548—49). Форма про­явления Б.— конечное, через познание конечного нау­ка идёт ко всё большему раскрытию Б. в материальном мире. См. также Вечность.

• К а ρ м и н А. С., Познание Б., М., 1981.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, вшироком смысле — сово­купность психич. процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде пси-хологич. теорий Б.— особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характе­ристики индивидуального и группового поведения, действит. цели и последствия к-рого не осознаются.

Общая идея о Б., восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамиесисе), оставалась гос­подствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психиче­ского, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологич., но не психич. деятельность мозга. Кон­цепция Б. впервые чётко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим В. как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприя­тий). Первую попытку материалистич. объяснения Б. предпринял Гартли, связавший Б. с деятельностью нервной системы. Кант связывает Б. с проблемой интуи­ции, вопросом о чувств, познании (бессознат. априор­ный синтез). Своеобразный культ Б. как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистич. учение о Б. выдвинул Шопенгауэр, продолжателем к-рого выступил Э. Гарт-ман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В 19 в. началось собственно психологич. изучение Б. (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В.Вундт, Т. Липпс). Динамич. характеристику Б. вводит Гербарт (1824), согласно к-рому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытес­няются из сознания, но продолжают на него воздейст­вовать, не теряя своих динамич. свойств.

Новый стимул в изучении Б. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфич. методы воздействия на Б. (первоначаль­но — гипноз). Исследования, особенно франц. психиат­рия, школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть от­личную от сознательной психич. деятельность патоген­ного характера, не осознаваемую пациентом. Продол­жением этой линии явилась концепция Фрейда, начав­шего с установления прямых связей между невротич. симптомами и воспоминаниями травматич. характера, к-рые не осознаются в силу действия особого защитного механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологич. объяснений, Фрейд представил Б. в виде могуществен­ной силы, антагонистичной деятельности сознания, Бес-сознат. влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг, помимо личного Б., ввёл понятие коллективного Б., разные уровни к-рого идентичны у лиц определ. группы, народа, всего человечества. Уче­ние Фрейда о Б. получило чисто иррационалистич. трактовку в ряде совр. бурж. филос.-психологич. кон­цепций.

В сов. психологии мпогочисл. аспекты проблемы Б. разрабатываются особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологич. аспекты Б., изучав­шиеся Сеченовым и Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотич. состояний, корковых и под­корковых образований, явлений автоматизма в тру­довой и спортивной деятельности и т. д.

• Новые идеи в философии, сб. 15 — Б., СПБ, 1914; Фрейд 3.,Б.,в его кн.: Осн. психологии. теории в психо­анализе, пер. с нем., М.—П., 1923; Ч х а ρ т и ш в и л и Ш. Н., Проблема Б. в сов. психологии, Тб., 1966; Бассин Ф. П., Проблема Б., М., 1968; Б. Природа, функции, методы иссле­дования, т. 1—4, Тб., 1978; Mac Intyre A.C., The uncon­scious. A conceptual analysis, L.— Ν. Υ., 1958.

БЕХТЕРЕВВладимир Михайлович [20.1(1.2).1857, с. Сорали Вятской губ.,— 24.12.1927, Москва], рус. невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. С 1893 работал в Военно-мед. акад. в Петербурге, в 1908 возглавил созданный им Психоневрологич. ин-т, с 1918 — директор Ин-та по изучению мозга в Петро­граде.

Психологич. исследования Б. тесно связаны с его психиатрия, и патопсихологич. работами. В противовес теории и методам субъективной психологии стремился построить естественнонауч. психологич. учение, осно­ванное на объективных методах исследования; называл его объективной психологией (с 1904), психорефлек­сологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917). Отказы­ваясь от изучения сознания, Б. в духе идей, близких бихевиоризму, считал предметом психологии изучение поведения, понимаемого как совокупность врождённых и индивидуально приобретённых «сочетательных реф­лексов» (в общем аналогичных условным рефлексам И. П. Павлова). Рефлексология мыслилась Б. как осо­бая наука, призванная заменить психологию; её ме-ханистич. характер, попытки решать с позиций рефлек­торной теории вопросы социального характера были подвергнуты критике в сов. психологич. науке 20-х гг. (особенно в связи с кн. Б. «Коллективная рефлексоло­гия», 1921).

Б.— один из крупнейших представителей науки о структуре и функциях мозга; сыграл большую роль в развитии экспериментальной психологии в России.

• Психика и жизнь, СПБ, 19042; Личность и условия ее раз­вития и здоровья, СПБ, 19052; Объективная психология, в. 1—3, СПБ, 1907—10; Общие основы рефлексологии человека, М.— Л., 19284; Избр. произв., М., 1954.

* Сборник, посвященный В. М. Б., Л., 1926; О с и п о в В. П., Бехтерев, М., 1947; Петровский A.B., История сов. психологии, М., 1967.

БЖЕЗИНСКИЙ(Brzezinski) Збигнев (р. 28.3,1928, Варшава), амер. социолог, политолог и гос. деятель. С 1938 живёт в США. В 1977—81 помощник президента США по нац. безопасности.

В книге об армии, политич. строе, внеш. политике СССР и его взаимоотношениях с др. социалистич. стра­нами Б. выступает как заурядный советолог и воинст­вующий антикоммунист. В неоднократно переиздавав-

шейся работе «Политич. власть: США/СССР» («Politi­cal power: USA/USSR», совм, с S. R. Huntington, 1964) Б. идеализирует амер. гос.-монополистич. капитализм и пытается дискредитировать сов. политич. строй, под­вергает критике «справа» теорию конвергенции двух систем как «заблуждение либералов». Он противо­поставляет ей волюнтаристскую концепцию «эволюции систем», согласно к-рой трансформация общества начи­нается с изменений в идеологии и политике, а затем рас­пространяется на социальные и экономич. отношения. В осн. кн. «Между двух веков. Роль Америки в техно-тронную эру» («Between two ages: American's role in the technetronic era», N. Y., 1970) Б. с позиций крайнего технобюрократич. утопизма излагает один из вариан­тов теории «постиндустриального общества», отож­дествляет социально-экономич. и науч.-технич. «модер­низацию» совр. мира с его американизацией, а также пытается обосновать претензии новой «интеллектуаль­ной элиты» на безраздельное политич. господство в гря­дущем «технотронном обществе».

Б., один из видных представителей амер. неоконсер­ватизма, придерживается крайних антикоммуниста, и антисов. взглядов во внеш. политике; с помощью гео-политич. концепций оправдывает стремление США к гегемонии во всём мире, а также создание враждебного для СССР окружения. Разработанная Б. глобальная антикоммунистич. стратегия включает в себя экономич. «ассимиляцию» мировой капиталистич. системой со­циалистич. стран, их изоляцию от «третьего мира» и «психологич. войну», направленную на разобщение со­циалистич. стран и морально-политич. дестабилизацию их обществ. строя.

* Totalitarian dictatorship and autocracy, Camb., 1956 (совм. с С. J. Friedrich); Ideology and power in Soviet politics, L., 1962; The fragile blossom. Crisis and change in Japan, N. Y., 1972.

* Борьба идей в совр. мире, т. 2, М., 1976, разд. 3, гл. 2, § 2.

БИБЛИЯ(от греч. βιβλία, букв.— книги), собрание древних текстов, канонизированное религ. традицией иудаизма и христианства в качестве «священного писания». Признаваемая тем и другим часть Б., первая по времени создания и большая по объёму, получила у христиан назв. Ветхий завет, др. часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, наз. Новый завет. За этой терминологией стоит христ. представле­ние, согласно к-рому «завет» (мистич. договор или союз), заключённый богом в древние времена с одним народом (евреями), сменён благодаря явлению Иисуса Христа новым заветом, заключённым уже со всеми народами на условиях более духовного служения. Третья моно-теистич. религия — ислам, не принимая в свой оби­ход ни Ветхого завета (араб. Таурат — Тора), ни Ново­го завета (араб. Инджиль — Евангелие), в принципе признаёт их святость, почему персонажи обеих частей Б. (напр., Ибрахим, т. е. Авраам, Йусуф, т. е. Иосиф, Иса, т. е. Иисус) играют важную роль в исламе, начи­ная с Корана.

Ветхий завет состоит из памятников др.-евр. лит-ры 12—2 вв. до н. э., написанных на др.-евр. и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или Пятикнижие,— 5 хроникально-законодат. книг, приписывавшихся пророку Моисею; 2) Проро­ки — неск. древних хроник (кн. Иисуса Навина, кн. Судей, две кн. Самуила и две кн. Царств, обозначаемые в совокупности в правосл.-католич. традиции как че­тыре кн. Царств), а также собственно «пророческие» соч., принадлежащие или приписываемые нар. пропо­ведникам 8—5 вв. до н. э.— Исайе (труд его был про­должен безвестными последователями, к-рых условно обозначают в науке как Девтероисайю и Тритоисайю), Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам» (среди них особняком стоит Иона — не автор, но герой новеллис-тич. притчи 5—4 вв.), и, наконец, кн. Даниила, пред-

БИБЛИЯ 53

варяющая позднеиудейскую и раннехрист. апокалип-тику, т. е. лит-ру видений о последних судьбах мира, и в сложившемся виде датируемая 2 в. до н. э.; 3) Писа­ния, или Агиографы,— собр. текстов, относящихся к различным поэтич. и прозаич. жанрам (религ. лирика, объединённая в сб. 150 псалмов, сб. афоризмов — кн. Притчей Соломона, размышления о смысле жизни — кн. Иова и Екклесиаста, обработка традиц. свадебных песен — Песнь песней, назидат. новости — кн. Руфь и кн. Есфирь, хроникальные тексты — кн. Ездры, кн. Неемии и две кн. Паралипоменон). Деление это условно: кн. Иисуса Навина из 2-го цикла непосредст­венно продолжает кн. Исход из 1-го цикла (в связи с чем в библеистике сложился термин «Шестикнижие»), а хроники Паралипоменон из 3-го цикла дублируют по теме книги Царств из 2-го цикла. Христ. традиция, удержанная православием и католицизмом, но отбро­шенная протестантизмом, восприняла Ветхий завет в составе т.н. Септуагинты (др.-греч. перевода 70 толков­ников, выполненного иудеями в Александрии ещё в 3—1 вв. до н. э.), состав этот расширен сравнительно с др.-евр. каноном за счёт ряда произв., либо сохра­нившихся только в переводе с утраченного др.-евр. или арамейского подлинника (напр., новеллистич. повест­вования кн. Товита и кн. Юдифь, дидактич. кн. Иисуса, сына Сирахова), либо написанных прямо на др.-греч.— мировом языке эллинистич. цивилизации (религ.-фи-лос. кн. Премудрости Соломона, датируемая 1 в. до н. э,). Эти произв. принято называть «девтероканони-ческими» («второканоническими»), протестантская тра­диция оценивает их как апокрифы.

Новый завет состоит из памятников раннехрист. лит-ры 2-й пол. 1 в, и нач. 2 в., написанных в основном на греч. яз. и дошедших только на этом языке. Это четыре Евангелия (т. е. «благовестия» о жизни и уче­нии Христа), примыкающие к ним Деяния апостолов, 21 послание (поучения в эпистолярной форме), из к-рых 14 приписываются традицией апостолу Павлу, 2 — Петру, 8 — Иоанну, 1 — Иакову, 1— Иуде (не Иска­риоту!), и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис,— предсказания о последней борьбе доб­ра и зла в конце мира. Первые три Евангелия (от Мат­фея, от Марка, от Луки) принято ввиду общности ма­териала называть, в отличие от 4-го (от Иоанна), «си­ноптическими» (от греч. σύνοψις — совместное обо­зрение).

Наши рекомендации