Опредмечивание и распредмечивание, 30 страница

В теории познания Р. отвергал идеал совершенного доказательства и считал, что обоснование любого зна­ния лучше всего достигается посредством вероятностной логики. Приняв статистич. (частотную) интерпретацию вероятности, данную Р. Мизесом, Р. применил её к логике и теории познания. Свой вариант многозначной логики, построенной как спец. случай вероятностной, Р. использовал для интерпретации логико-филос. проблем квантовой механики.

РЕЙХЕНБАХ

• Philosophic foundations of quantum mechanics, Berk.— Los Ang., 1944; Modern philosophy of science. Selected essays, fore­word by B. Carnap, L.—N. Y., [1959]; Experience and predic­tion, Chi.— L., 1961; The theory of probability, Berk., 1971; Nomological statements and admissible operations, Ann Arbor, 1973; Laws, modalities and counterfactuals, Berk., 1976; Se­lected writings, v. 1—2, Dordrecht, 1978; в рус. пер.— Направ­ление времени, M., 1962.

* Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М. 1965, с. 408—16; В r ü n i n g W., Der Gesetzesbegriff im Posi­tivismus der Wiener Schule, [Mcisenheim/Glan, 1954]; H. Rei-chenbach: logical empiricist, Dordrecht, 1979. РЕЛИГИЯ(от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощу­щение, а также соответствующее поведение и специ-фич. действия (культ), к-рые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «свя­щенного», т. е. той или иной разновидности сверхъесте­ственного.

По своему существу Р. является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего на­учному. Гл. признак Р.— вера в сверхъестественное, но это не значит. что Р. и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «...Всякая религия является не чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседнев­ной жизни,— отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземных» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 328).

Согласно совр. науч. данным, Р. возникла, по-види­мому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40—50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеч. интеллекта, когда появляются зачатки теоретич. мышления и воз­можность отрыва мысли от действительности (гносеоло-гич. корни Р.): общее понятие отделяется от обозначае­мого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеч. сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой реальной действительности нет. Эти воз­можности реализуются лишь в связи со всей совокуп­ностью практич. деятельности человека, его обществ. отношений (социальные корни Р.). На первонач. ста­диях человеч. истории Р. есть продукт ограниченности практич. и духовного овладения миром. В первобыт­ных религ. верованиях запечатлено фантастич. осозна­ние людьми их зависимости от природных сил. Не от­деляя ещё себя от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религ. восприятия становятся именно те при­родные явления, с к-рыми человек связан в своей по­вседневной практич. деятельности и к-рые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинств.» силами и непрестанные поиски средств воз­действия на них.

Первоначально объектом религ. отношения был ре­ально существующий предмет, наделяемый сверхчувств. свойствами,— фетиш. Фетишизм связан с магией, стрем­лением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, закли­наний и т. п. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувств. свойства стали отделяться от него, пре­вращаться в самостоят. существа — «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу» (анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъесте­ственный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Р. пришли политеистич. Р. раннего классового общества. «Фантастические об­разы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся предста-вителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного

всемогущего бога... Так возник монотеизм...» (Э н-г е л ь с Ф., там же, с. 329).

По своему характеру Р. раннего классового общества это — племенные, а в дальнейшем нац.-гос. Р., в к-рых вероисповедная связь между людьми совпадает с этнич. и политич. связями (таковы, напр., существующие и ны­не конфуцианства, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней стадии историч. развития появляются мировые, или наднациональные, Р.— буддизм (6—5 ви. до н. э.), христианства (1 в.) и ислам (7 в.). Они объеди­няют людей общей веры независимо от их этнич., язы­ковых или иолитич. связей. Одной из важнейших отличит.

особенностей таких мировых Р., как христианство и ислам, является монотеизм. Характерный для христ. монотеизма своего рода культ абстрактного человека обусловлен отношениями товарного произ-ва и связан с таким пониманием человека, в к-ром его реальные социальные характеристики, социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. раз­личия отбрасываются и «преодолеваются» как несущест­венные с т. зр. главного отношения, определяющего сущность человека,— отношения к богу. Складываются новые формы религ. организации и религ. отношений — церковь, духовенство (клир) и миряне; получает разви­тие теология. Одной из форм распространения мировых Р. является миссионерство.

Сущность Р. наиболее глубоко была раскрыта марк­сизмом, к-рый продолжил и развил традиции критики Р. прогрессивной обществ. мыслью (см. Атеизм), подняв эту критику на качественно новый уровень. Марксизм объясняет существование Р. реальными обществ.-историч. отношениями. Развивая и критически преодолевая фей-ербаховскую антропологизацию Р., марксизм подчёрки­вает, что в основе религ. отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в к-ром «...ч е л о-веческая сущность не обладает истинной действительностью» и потому получает иллюзорное осу­ществление в боге (Маркс К., там же, т. 1, с. 414).

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали преодоление Р. с революц. переустройством общества на коммунистич. началах. «Религиозное отражение действительного ми­ра может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отноше­ния практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса... сбросит с себя мистическое туманное по­крывало лишь тогда, когда он станет продуктом сво­бодного общественного союза людей и будет находить­ся под их сознательным планомерным контролем» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90).

Земные истоки Р. всё более раскрывались, по мере то­го как она становилась предметом науч. изучения. Многочисл. этнологич. исследования (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Р. Маретт и др.), характеризуя Р. в её элементарных проявлениях, помогли реконструировать историю возникновения религ. верований. Изучение древнейших закреплённых в памятниках письмен­ности религ. текстов дало обширный сравнит. материал для объяснения сходства мифов, верований и культов у народов в разных частях света, к-рое вытекает из сходства форм производств. деятельности, экономич. быта на ранних ступенях обществ. развития. Была по-казана связь религ. сознания с развитием языка и об-щим культурным развитием древнего мира.

В классовом обществе Р. как элемент социальной структуры выполняет определ. функции, является од­ним из инструментов, при помощи к-рых идеи господст­вующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Р. выступает, т. о., как духовная опо-ра «превратного мира», построенного на социальном не­равенстве и гнёте. В то же время, будучи включённой в борьбу классов, Р. в определ. обстоятельствах мо­жет выражать и выражала интересы и стремления экс­плуатируемых масс; их борьба против эксплуатато­ров облекалась нередко в форму борьбы одной религ.

идеи против другой: «...выступление политического про­теста под религиозной оболочкой есть явление, свойст­венное всем народам, на известной стадии их разви­тия...» (Ленин В. И., ПСС, т. 4, с. 228). Вера в суще­ствование бога может формировать различное отноше­ние к действительности, обнаруживать себя в различ­ном социальном поведении, к-рое колеблется в доста­точно широких пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира, экзальтацией и квиетизмом, примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так, ориентация совр. религ. идео­логии на земные проблемы отражает изменения в созна­нии широких масс верующих трудящихся, к-рые всё больше стремятся к эффективному осуществлению со­циальной справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого эксплуататор­ского мира.

С каждым великим историч. переворотом в обществ. порядках происходил переворот и в религ. представле­ниях людей. Так, ср.-век. католицизм олицетворял со­бой феод. разновидность христианства, в противовес к-рой с развитием капитализма возник протестантизм как бурж. разновидность христианства. В свою очередь, и католицизм со 2-й пол. 19 в. становится на путь при­способления к условиям бурж. общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает всё большее развитие процесс секуляризации — постепенного падения влия­ния Р., высвобождения из-под её контроля различных сторон обществ. и личной жизни. Особенно большой размах этот процесс приобретает в совр. историч. эпо­ху, в условиях глубоких социальных преобразований и науч.-тсхнич. прогресса человечества, когда Р. пе­реживает глубокий и необратимый кризис.

Коммунизм, открывший научно обоснованную пер­спективу утверждения социальной справедливости, превративший социализм из утопии в науку и затем в социальную реальность, противостоит Р. как реаль­ный гуманизм, не признающий гуманизма утешит. лжи или самообмана: «упразднение религии, как иллю­зорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 415). До тех пор пока Р. сохраняется ещё в социалистич. обществе, верующим предоставляется возможность свободного отправления культа. Так, ст. 52 Конституции СССР гласит: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не испо­ведовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религ. верованиями запрещается». Церковь отделена от гос-ва, и оно не вмешивается в от­ношения граждан к Р. и религ. верованиям — в этом воплощён лозунг свободы совести, отстаивавшийся марксизмом-ленинизмом на всех этапах его исто­рии. Вместе с тем в социалистич. обществе создаются условия для освобождения сознания от религ. воззре­ний, ведётся науч.-атеистич. пропаганда. Историч. практика подтверждает мысль Маркса о том, что «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного разви­тия, в котором крупная роль принадлежит воспита­нию» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Об атеизме, Р. и церкви, 1971, с. 470).

• Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О Р., Сб., М., 1975; О Р. и церкви. Сб. высказываний классиков марксиз­ма-ленинизма, документов КПСС и Сов. гос-ва, M., 19812; Мюл­лер М., Р. как предмет сравнит. изучения, Харьков, 1887; Джемс У., Многообразие религ. опыта, пер. с англ., М., 1910; Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Тейлор Э. Б., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Токарев С. А., Р. в истории народов мира, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа Р., М., 1965; Общество и Р., М., 1967; Сухов А. Д., Р. как обществ.

РЕЛИГИЯ 577

феномен, M., 1972; Угринович Д. M., Введение в теоретич. религиоведение, М., 1973; К p ы в е л е в И. А., История рели­гий, т. 1—2, М., 1975—76; Р. и церковь в совр. эпоху, М., 1976; Вопросы истории Р. и атеизма. Сб. ст., т. 1—12—,М.,1950— 1964—; Вопросы науч. атеизма, в. 1—27—, М., 1966—81—; Фре­зер Д. Д., Золотая ветвь, пер. с англ., М., 1980; D u r-с k h e i m E., Les formes elementaires de la vie religieuse, P., 1912; Weber M., Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologle, Bd 1—3, Tüb., 1921—22s; Handbuch der Religionswissenschaft, hrsg. v. G. Mensching, B., 1948; Wach J., Religionssoziolo­gle, Tüb., 195l4; Glasenapp H. v., Die fünf großen Reli­gionen, Bd l—2,'Düsseldorf—Köln, 1952—573; Mensching G., Die Religion. Erscheinungsformen, Strukturtypen und Lebensge­setze, Stuttg., 1959; Otto R., Das Heilige, Münch., 1963; Heiler F., Erscheinungsformen und Wesen der Religion, Stuttg., 1981;LeeuwG.-van der, Einführung in die Phä-nomenologie der Religion, Darmstadt, 196l2; Wells D. A., God, man and the thinker: philosophies of religion, Ν. Υ., 1962; Steigerwald R., Marxismus— Religion — Gegenwart, B., 1973; см. также лит. к ст. Атеизм. В. И. Гараджа.

РЕЛЯТИВИЗМ(от лат. relativus — относительный), методология, принцип, состоящий в метафизич. абсо­лютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёрки­вания постоянной изменчивости действительности и от­рицания относит. устойчивости вещей и явлений. Гно-сеологич. корни Р.— отказ от признания преемствен­ности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (напр., от биологич. .потребностей субъекта, его психич. состояния или на­личных логич. форм и теоретич. средств). Факт разви­тия познания, в ходе к-рого преодолевается любой до­стигнутый уровень знания, релятивисты рассматри­вают как доказательство его неистинности, субъектив­ности, что приводит к отрицанию объективности позна-ния вообще, к агностицизму.

Р. как методологич. установка восходит к учению др.-греч. софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей...» следует признание основой позна-дия только текучей чувственности, не отражающей к.-л. объективных и устойчивых явлений. Элементы Р. характерны для антич. скептицизма: обнаруживая не­полноту и условность знаний, зависимость их от исто­рич. условий процесса познания, скептицизм преувели­чивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р. философы 16—18 вв. (Эразм Роттердам­ский, Монтень, Бейль) использовали для критики дог­матов религии и традиц. основоположений метафизики. Иную роль Р. играет в идеалистич. эмпиризме (Берк­ли, Юм, махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсо­лютизация относительности, условности и субъектив­ности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирич. описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.

Определ. влияние Р. приобрёл на рубеже 19—20 вв. в связи с филос. осмыслением революции в физике. Опи­раясь на метафизич. теорию познания, игнорируя принцип историзма при анализе изменения науч. зна­ния, нек-рые учёные и философы говорили об абс. относительности знаний (Мах, Петцольдт), о полной их условности (Пуанкаре) и т. п. Анализируя положение, сложившееся в философии и физике, В. И. Ленин пи­сал: «...Положить релятивизм в основу теории позна-ния, значит неизбежно осудить себя либо на абсолют­ный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм» (ПСС, т. 18, с. 139).

Согласно диалектич. материализму, наши знания отно­сительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания историч. ограниченности каж­дого достигнутого уровня знаний. Вместе с тем в каж­дой относит. истине содержатся элементы абс. истины, что обусловливает развитие науч. познания.

Р. как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистич. течений в бурж. философии истории. Отрицая объективность историч. знаний, нек-рые теоретики считают, что оценки и суждения

РЕЛЯТИВИЗМ

историков крайне относительны и отражают их субъек­тивные переживания, зависимость от определ. политич. установок, что всякое воспроизведение исторического процесса является результатом произвола историка (Арон).

Распространение принципа Р. на область нравств. отношений приводит к этич. Р., выражающемуся в том, что моральным нормам придаётся относитель­ный, полностью условный и изменчивый характер; моральный Р. нередко смыкается с аморализмом.

В разных историч. условиях принцип Р. имеет раз­личное социальное значение. В нек-рых случаях Р. объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматич. мышления и косности. Чаще всего Р.— следствие и выражение кризиса обще­ства, попытка оправдания утраты историч. перспекти­вы в его развитии.

• Ойзерман Т. И., Главные филос. направления, М., 1971; Парамонов Н. 3., Критика догматизма, скептициз­ма и Р., М., 1973; Wein H., Das Problem des Relativismus, B., 1950.

РЕМКЕ(Rehmke) Йоханнес (1.2.1848, Эльмсхорн,— 23.12.1930, Марбург), нем. философ-идеалист, предста­витель имманентной философии. Критикуя материа­лизм, наивный реализм и философию Канта за допуще­ние «вещи в себе», Р. считал, что познаваемое, действи­тельность непосредственно даны сознанию, имманент­ны ему (см. «О достоверности внешнего мира для нас», в сб. «Новые идеи в философии», в. 6, 1913, с. 81). С этой позиции Р. отвергал противопоставление субъекта и объекта, характерное, по его мнению, для всей пред­шествующей философии. Философия как осн. наука исходит, по Р., из признания логич. примата всеобщего над единичным. В этике, отвергая категорич. императив Канта, Р. понимает нравственность как самоотвержен­ную любовь к др. людям. Философия Р. была под­вергнута критике В. И. Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме». Последователи Р. создали в 1919 об-во его имени, издававшее журн. «Grundwissenschaft» (1919—37).

И Philosophie als Grundwissenschaft, Lpz., 19292; Grundriss der Geschichte der Philosophie, Fr./M.— Bonn, 19655; в рус. пер,— Душа человека, СПБ, 1906.

• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 136—42; Т r o b e r g G., Kritik der Grundwissenschaft J. Rehmkes, Münch., 1941.

PEHАH(Benan) Жозеф Эрнест (27.2.1823, Трегье, Кот-дю-Нор,—2.10.1892, Париж), франц. философ, писатель, историк религии, филолог-востоковед. В 1845 под влиянием тюбингенской школы отказался от духов­ной карьеры и приступил к созданию истории религ. верований. В первом науч. труде «Сравнит. история семитич. языков» («Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques», 1855) P. использовал достиже­ния филологии для изучения характера и истории древ­них народов. В последующих работах Р. стремился осуществить достоверную реконструкцию историч. про­шлого на основании всей совокупности частных исто­рич. свидетельств. Общая скептич. и агностич. позиция привела Р. к эклектич. позитивизму и произвольной интерпретации историч. материала. После путешест­вия по Сирии, Ливану и Палестине Р. написал «Жизнь Иисуса» (1863, рус. пер. 1906), где в лит. форме осуще­ствил историзацию образа Христа в соответствии с принципами франц. деизма 18 в. и под влиянием работы Д. Штрауса «Жизнь Иисуса». Изображение Иисуса Христа исторически существовавшим про­поведником, макс. очищение евангельских легенд от сверхъестественного, сентиментальная идеализация осн. персонажей Нового завета характеризуют Р. как предста­вителя историч. школы бурж. свободомыслия, а «Жизнь Иисуса» как «церковно-исторический роман» (см. Ф. Эн­гельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 469, 473). Признавая полезность религ. веры для поддер­жания основ существующего порядка, Р. пытался спасти от разрушит. критики осн. идеи и догматы хри­стианства. Политич. идеалом Р. было элитарное обще-

ство с олигархия, правлением «мыслящей аристокра­тии».

• Oeuvres completes, v. 1 — 10, P., [1947—61]; в рус. пер — Собр. соч., т. 1—12, К., [1902—03]; Будущее науки, т. 1-2, К., [1902]; История первых веков христианства, т. 1—7, СПБ, [1907].

• Chadbourne R. M., E. Henan, N. Y., [1968]; P e y-r e H., Sagesse de Renan, P., 1968; Dupont-SommcrA., Ernest Renan et ses voyages, P., 1973; W i n l i n g: R Pofmy et Renan, Lilie — P., 1975.

РЕНУВЬЕ(Renouvier) Шарль (1.1.1815, Монпелье, -1.9.1903, Прад), франц. философ-идеалист, лидер франц. неокантианства (неокритицизма). В. И. Ленин охарак­теризовал его философию как «...соединение феномена­лизма Юма с априоризмом Канта» (ПСС, т. 18, с. 221). В качестве исходного пункта философии Р. выдвигал реальность фактов сознания как нечто самоочевидное. Р. отрицал существование «вещей в себе» и рассматри­вал их как явления. Следуя феноменализму Юма, он считал, что опыт есть совокупность явлений, а отноше­ние мышления и бытия — принципиальная координа­ция субъекта и объекта познания. Продолжая линию априоризма Канта и делая акцент на проблемах прак-тич. разума (свободы, нравств. ответственности и др.), Р. строил систему категорий, в к-рой центр. место занимает категория отношения. В более поздних рабо­тах его философия сближается с этич. персонализмом и основывается на утверждении свободного творчества множества духовных существ — личностей. Идеалы свободы и нравств. совершенства, согласно Р., неразрыв­но связаны с верой в бога. Философия Р. оказала влияние на формирование франц. персонализма.

• Essais de critique generale, v. 1—4, P., 1854—64; Esquisse d'une classification systematique des doctrines philosophiques, v. 1—2, P., 1885—86; Le personnalismc, P., 1903.

• Лапшин И. И., Неокритицизм Шарля Р., в сб.: Новые идеи в философии, № 13, СПБ, 1914; История философии, т. 3, Μ 1959, с. 481—85; Verneaux R., L'idealisme de Renouvi­er, P., 1945.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif — показательный, характерный), представительность, ме­ра возможности восстановить, воспроизвести представ­ление о целом по его части или мера возможности рас­пространить представление о части на включающее эту часть целое. Понятие Р. широко используется в прак­тике эмпирич. исследований в рамках т. н. выборочного метода, когда обследование целого (генеральной сово­купности) сводится к обследованию части (выборки или выборочной совокупности) с последующим рас­пространением результатов обследования выборки на генеральную совокупность. Здесь Р. выступает как по­нятие формальное и выражается обычно через величи­ну и границы интервала (называемого доверит. интер­валом), в к-ром с заданной степенью достоверности (или, как говорят, с заданной доверит. вероятностью) может оказаться определ. числовая характеристика ге­неральной совокупности. Величина и границы доверит. интервала поддаются расчёту и зависят от объёма гене­ральной совокупности, объёма выборки, способа отбо­ра, задаваемой априори степени достоверности (доверит.

вероятности), способа расчёта обследуемой ха­рактеристики и её значения для выборочной совокуп­ности. Изучением подобных зависимостей занимается формальная теория Р., разрабатываемая в рамках од­ного из разделов математич. статистики — теории выборочного метода.

• Вентцель Е. С., Теория вероятностей, М., I9604; К о к p e н У., Методы выборочного исследования, пер. с англ., М., 1976.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (от лат. refero — отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности к-рой выступают для него эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в своём поведении люди ориентируются не только и не столько на ту группу, к к-рой фактиче­ски принадлежат, но на ту, к к-рой сами себя относят для сравнит. оценки своих достижений и статуса. Для индивида Р. г. может выступать как стандарт для само-

оценки (компаративные Р. г.) и как источник его уста­новок, норм и ценностей (нормативные Р. г.).

Р. г. может совпадать или не совпадать с группой, к к-рой принадлежит индивид. Различают также «ре­альные» и «вымышленные», «позитивные» и «негатив­ные» Р. г. (напр., из-за неприязненного отношения к «Р. г. учителей» ребёнок иногда поступает вопреки их требованиям).

Как правило, у индивида бывает неск. Р. г. С возра­стом число их увеличивается, в зависимости от содержа­ния решаемой проблемы человек обращается к разным Р. г., нормы к-рых могут взаимоподкрепляться, не пе­ресекаться или вступать в противоречие. Последнее ведёт к внутриличностным конфликтам, а иногда и к психич. заболеваниям. С возникновением новых Р. г. прежние могут сохранять своё влияние.

Теория Р. г. изучает их типы, факторы и причины образования. Одна из гл. её проблем — изучение детер­минант выбора индивидами тех или иных Р. г.

Концепция Р. г. используется при изучении форми­рования личности и социальной регуляции поведения индивида («предвосхищающая социализация», напр., объясняется тем, что индивид заранее усваивает нормы и ценности той группы, членом к-рой надеется стать); при анализе взаимосвязи менаду объективным положе­нием человека в социальной структуре и его субъектив­ным представлением об этом, для исследования причин возникновения нек-рых межиндивидуальных и вну-триличностных конфликтов и т. п. Изучение Р. г. ин­дивидов важно для оптимизации воспитат. работы, предупреждения преступности, повышения эффектив­ности пропаганды.

• Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; III и б у т а-н и Т., Социальная психологич. пер. с англ., М., 1969; Яков­лев А. М., Преступность и социальная психологич. М., 1971; Метревели В. Г., К вопросу о теории Р. г. в совр. бурж. социологии, «Социологич. исследования», 1975, № 4; О л ь­ш а н с к и й В. Б., Группа присутствия и эталонная группа, в кн.: Социальная психологич. М., 1975; К о н И. С., Психоло­гия юношеского возраста, М., 1979; Социальная психология личности, М., 1979; Щедрина Е. В., Референтность как ха­рактеристика системы межличностных отношений, в кн.: Пси-хологич. теория коллектива, М., 1979; Андреева Г. М., Социальная психологич. М., 1980; Merton R. К., Social theory and social structure, Glencoe, 19682.

РЕФЛЕКСИЯ(от позднелат. reflexio — обращение на­зад), принцип человеч. мышления, направляющий его на осмысление и осознание собств. форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критич. ана­лиз его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутр. строение и спе­цифику духовного мира человека.

Различают три вида Р.: элементарная Р., приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к раз­мышлению об их границах и значении; науч.Р.— кри­тика и анализ теоретич. знания, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приёмов, к-рые свойственны данной области науч. исследования; фи-лос. Р.— осознание и осмысление предельных основа­ний бытия и мышления, человеч. культуры в целом.

Как форма познания Р. есть не только критич., но и эвристич. принцип: она выступает как источник ново­го знания. Р. полагает в качестве своего предмета само знание о нем.

Как особая проблема Р. стала предметом обсуждения ещё в др.-греч. философии. Сократ выдвинул на первый план задачу самопознания, предмет к-рого — духовная активность в её познават. функции. У Платона и Арис­тотеля мышление и Р. толкуются как атрибуты, изна­чально присущие демиургу, божеств. разуму, в к-ром обнаруживается единство мыслимого и мысли. Подоб­ная трактовка Р. перешла через неоплатонизм в ср.-век. философию, где Р. преим. толковалась как отражённая в логосе миротворч. активность божества. В новое вре­мя трактовка Р. связана с проблемами филос. обосно-

РЕФЛЕКСИЯ 579

вания науч. знания. У Декарта Р. выступает в качестве способа постижения непосредственно достоверных ос­новоположений сознания. Кант трактовал подлинную Р. как отнесение знаний и представлений к соответ­ствующим познават. способностям: Р. определяет ис­точники познания (рассудок или чувств. созерцание), к-рые формируют понятия или представления. У Ге­геля Р. мирового духа выступает движущей силой его развития, внутр. формой историч. самосознания и са­моразвития культуры.

Для бурж. философии 20 в. характерны, с одной сто­роны, абсолютизация Р. как универс. способа анализа сознания (феноменология), а с другой — негативное толкование Р. как источника неадекватного самопозна­ния человека (экзистенциализм).

К. Маркс и Ф. Энгельс, отвергая метафизич. и идеа-листич. трактовки Р., понимали филос. Р. как осозна­ние предметно-практич. отношения человека к миру. При этом философия выступает как Р., направленная на раскрытие всеобщих «сущностных сил» человека и человечества. См. Философия.

• Маркс К., Экономическо-филос. рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42; M a p к с К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; К а н т И., Кри­тика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964, с. 314—19; Ге­гель Г. В. Ф., Энциклопедия филос. наук, т. 1, М., 1974, с. 206, 256—66, 268—69, 281—82; Лекторский В. А., Субъект, объект, познание, М., 1980, гл. 4; G ü n t h e r H. R., Das Problem des Sichselbstverstehens, B., 1934; Litt T h., Die Selbsterkenntnis des Menschen, Hamb., 19482; Wagner H., Philosophie und Reflexion, Münch.— Basel, 1959.

РЕФОРМА(франц. reforme, от лат. reformo — преоб­разовываю), преобразование, изменение, переустрой­ство к.-л. стороны обществ. жизни (порядков, институ­тов, учреждений), не уничтожающее основ существую­щей социальной структуры. С формальной т. зр. под Р. подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политич. практике и политич. теории Р. обыч­но называют более или менее прогрессивное преобразо­вание, известный шаг к лучшему (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 15, с. 107).

Наши рекомендации