Философия в системе культуры
Характерная черта явлений культуры – их "причастность” человеку. Культуравообще означает меру человеческого в природных и социальных предметах и явлениях, то есть то, насколько, в какой степени они являются условиями человеческой свободы. В этом отношении культура рассматривается как среда, обеспечивающая развитие человеческой личности, ее способностей и возможностей, как своего рода атмосфера, порождающая свободу.
Явления культуры ("мира человека”) составляют объект философского познания, а специфический способ философского мышления – рефлексия. Рефлексия – это 1) рассмотрение любой вещи как порожденной (искусственно созданной, сотворенной человеком, природой или Богом); 2) выявление способа ее порождения 3) соотнесение этого способа с культурным образцом (идеей).
Рефлексия способствует выявлению всеобщего в вещах и составляет специфическое качество философского мышления, свидетельствуя о неразрывной связи философии с культурой. Каково место философии в системе культуры?
Система культуры включает в себя три сферы (составные части) – наука (сфера науки, техники, промышленности), искусство и религия (мораль).
Связь философии с наукой обеспечивает теоретический характер философского знания (системность знания, категории, принципы и законы, абстрактность мышления, логика). Связь философии со сферой религии (морали) обусловливает акцент на предельном характере философских положений, на необходимости превращения знания в убеждение, порождает интерес к проблеме личности, свободы выбора и ответственности, придает философскому мышлению рефлективный характер, делает ее моральным наставлением, учителем жизни. Связь философии с искусством обеспечивает элементы образности в философском мышлении, делает философию родом литературы, обусловливает дискурсивный ( повествовательный +принудительный) характер философской логики.
Философия занимает центральное место в этой системой, является ее "ядром”. Ее основная роль в системе культуры, вытекающая из такого положения, – философия составляет универсальный язык культуры. Ее категории, принципы и логика и рефлексия образуют исходную базу для взаимосвязи специализированных отраслей культуры, основу для межчеловеческого "общения” и взаимопонимания. Философия – язык-посредник в культуре, всеобщий эквивалент для понимания. Философ – переводчик и интерпретатор: с помощью философии достижения в различных специальных отраслях культуры, имеющие общечеловеческое значение, делаются доступными для всех остальных. Таким образом происходит обмен культурными достижениями, обогащение совокупного культурного опыта человечества и формирование общечеловеческих ценностей
Вывод.
Почему же необходимо изучение философии?
Во-первых, на базе философии формируется система знаний, научная картина
мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический
уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то,
что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный
нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности,
отвечает на смысло-жизненные вопросы.
Во-вторых, философия помогает более оптимальным образом развивать все
науки, преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы.
В-третьих, философия даёт теорию познания с её методами духовного
освоения действительности.
В-четвёртых, по мере усвоения философии логическое мышление становится
более культурным, более правильным, более адекватным действительности; у
человека, иначе говоря, формируется диалектический метод мышления,
стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру.
В-пятых, поскольку в каждом акте мышления в неявном виде используется
динамическая система философских категорий (вернее, вся духовная культура
человека, стержнем которой является философия), поскольку уровень
философской подготовки во многом определяет оптимальность принимаемых
решений руководителем любого ранга.
Содержание.
1. Философия как наука мировоззрения………………………………….1
2. Философия в системе культуры………………………………………...2
3. Понятие культура………………………………………………………..3
4. Понятие Рефлексия……………………………………………………...3
5. Система Культуры………………………………………………………4
6. Вывод…………………………………………………………………….4
Список использованных источников.
1. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство
“Альфа”», 2000г.
2. Шаповалов В.Ф., Основы философии. От классики к современности: Учеб.
Пособие для вузов. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998г.
3. Философия, Ю.А. Гусев, Н.И. Жуков, В.Г. Изох и другие. (под ред. Н.И,
Жукова) – Мн.: БелСоЭС «Чернобыль», 1995г.
4. Канке В.А. ,Философия. Истор. и систем. курс: Учебник для вузов 2-е
издание. Переработанное и дополненное, М : Издательская корпорация
«Логос», 1997г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО »
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) В Г. ЯЛТЕ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА : ЗДОРОВЬЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
Реферат
На тему: Философия в системе культуры .
Студента 2 курса 21-ЗЧ группы
направления подготовки 49.03.02 «Адаптивная физическая культура