Философия в системе культуры

Характерная черта явлений культуры – их "причастность” человеку. Культуравообще означает меру человеческого в природных и социальных предметах и явлениях, то есть то, насколько, в какой степени они являются ус­ловиями человеческой свободы. В этом отношении культура рассматрива­­ется как среда, обеспечивающая развитие человеческой личности, ее спо­собностей и возможностей, как своего рода атмосфера, порождающая сво­боду.

Явления культуры ("мира человека”) составляют объект философского познания, а специфический способ философского мышления – рефлексия. Рефлексия – это 1) рассмотрение любой вещи как порожденной (ис­кус­ст­венно созданной, сотворенной человеком, природой или Богом); 2) вы­­яв­ление способа ее порождения 3) соотнесение этого способа с культу­рным об­раз­цом (идеей).

Рефлексия способствует выявлению всеобщего в вещах и составляет специфическое качество философского мышления, свидетельствуя о не­раз­рывной связи философии с культурой. Каково место философии в системе культуры?

Система культуры включает в себя три сферы (составные части) – на­ука (сфера науки, техники, промышленности), искусство и религия (мо­раль).

Связь философии с наукой обеспечивает теоретический характер фи­­­лософского знания (системность знания, категории, принципы и законы, аб­страктность мышления, логика). Связь философии со сферой религии (мо­­­рали) обусловливает ак­цент на предельном характере философских по­ло­жений, на необходимости превращения знания в убеждение, порождает ин­те­рес к проблеме личнос­ти, свободы выбора и ответственности, при­дает философскому мышлению рефлективный характер, делает ее мо­ра­ль­ным на­ставлением, учителем жи­з­ни. Связь философии с искусством обе­с­пе­­чи­вает элементы образности в философском мышлении, делает филосо­фию родом литературы, обусловливает дискурсивный ( по­ве­ствовательный +принудительный) характер философской логики.

Философия занимает центральное место в этой системой, является ее "яд­ром”. Ее основная роль в системе культуры, вытекающая из такого по­ло­жения, – философия составляет универсальный язык культуры. Ее ка­тегории, принципы и логика и рефлексия образуют исходную базу для взаимосвязи специализированных отраслей культуры, основу для межчеловеческого "обще­ния” и взаимопонимания. Философия – язык-посредник в культуре, всеобщий эквивалент для понимания. Философ – переводчик и интерпретатор: с помощью философии достижения в различных специальных отраслях культуры, имеющие общечеловеческое значение, делаются доступными для всех остальных. Таким образом происходит обмен куль­тур­­ными достижениями, обогащение совокупного культурного опыта че­ло­­вечества и формирование общечеловеческих ценностей

Вывод.

Почему же необходимо изучение философии?

Во-первых, на базе философии формируется система знаний, научная картина

мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический

уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то,

что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный

нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности,

отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Во-вторых, философия помогает более оптимальным образом развивать все

науки, преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы.

В-третьих, философия даёт теорию познания с её методами духовного

освоения действительности.

В-четвёртых, по мере усвоения философии логическое мышление становится

более культурным, более правильным, более адекватным действительности; у

человека, иначе говоря, формируется диалектический метод мышления,

стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру.

В-пятых, поскольку в каждом акте мышления в неявном виде используется

динамическая система философских категорий (вернее, вся духовная культура

человека, стержнем которой является философия), поскольку уровень

философской подготовки во многом определяет оптимальность принимаемых

решений руководителем любого ранга.

Содержание.

1. Философия как наука мировоззрения………………………………….1

2. Философия в системе культуры………………………………………...2

3. Понятие культура………………………………………………………..3

4. Понятие Рефлексия……………………………………………………...3

5. Система Культуры………………………………………………………4

6. Вывод…………………………………………………………………….4

Список использованных источников.

1. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство

“Альфа”», 2000г.

2. Шаповалов В.Ф., Основы философии. От классики к современности: Учеб.

Пособие для вузов. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998г.

3. Философия, Ю.А. Гусев, Н.И. Жуков, В.Г. Изох и другие. (под ред. Н.И,

Жукова) – Мн.: БелСоЭС «Чернобыль», 1995г.

4. Канке В.А. ,Философия. Истор. и систем. курс: Учебник для вузов 2-е

издание. Переработанное и дополненное, М : Издательская корпорация

«Логос», 1997г.

Философия в системе культуры - student2.ru МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО »

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) В Г. ЯЛТЕ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА : ЗДОРОВЬЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Реферат

На тему: Философия в системе культуры .

Студента 2 курса 21-ЗЧ группы

направления подготовки 49.03.02 «Адаптивная физическая культура

Наши рекомендации