Задание для работы с источником
Обучающимся предлагается прочесть различные отрывки из произведения И. Канта «Лекции по этике» и письменно выделить главную идею текста.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 5
История философии : учебник / С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2012.*
Лагунов, А.А. ФИЛ - и - СОФ: Беседы о вечном и бренном / А.А. Лагунов, С. А. Нижников. – М., 2012.*
Нижников, С.А. Лев Толстой и Иммануил Кант о вере, религии и нравственности / С.А. Нижников // ACTA FACULTATIS PHILOSOPHICAE UNIVERSITATIS PRESOVIENSIS. Filozoficky zbornik. – 2010. – № 43.*
Нерсесянц В.С. Гегель / В.С. Нерсесянц. – М., 2012.*
Слинин, Я.А. Античный скептицизм и философы Нового времени / Я.А. Слинин // Логико-философские штудии. – Спб., –2012. – № 10. [Электронный ресурс] : http : // elibrary.ru.
Маслодудова, Н.В. История политических и правовых учений (зарубежных стран): Хрестоматия / Н.В., Маслодудова, В.Е. Шинкевич. – Красноярск, 2010.
Тема 6. Философские традиции России
План семинарского занятия 6/1
1. Русская философская мысль XVIII века (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).
2. Философия о судьбах России. П.Я Чаадаев, западники и славянофилы.
3. Философские традиции в русской художественной литературе (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский).
В рамках данного занятия проводится групповая работа (анализ философских высказываний).
Контрольные вопросы
1. Назовите главные особенности в философии России.
2. Объясните сущность деистического мировоззрения в учении М. В. Ломоносова.
3. Объясните позицию А.Н. Радищева по отношению к общественному строю России XVIII века.
4. Почему работы П.Я. Чаадаева оказали влияние на формирование западников и славянофилов в общественной мысли России XIX века?
5. Объясните, в чем проявляется особенность патриотизма П. Я. Чаадаева.
6. Дайте характеристику философским взглядам западников и славянофилов на судьбу России.
7. Объясните сущность этики ненасилия Л.Н. Толстого.
8. В чем проявляется противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Л. Н. Толстого?
9. Почему, по мнению Ф. М. Достоевского, ложь является тяжелейшим грехом, и какую роль в жизни человека играет совесть?
10. Какую любовь Ф. М. Достоевский называет деятельной и почему, по его мнению, любить отдельного человека гораздо труднее, чем любить все человечество?
11. Почему художественное произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» изучается в юридических вузах во многих станах мира?
12. Почему философия права Ф. М. Достоевского неразрывно связана с философией человека?
Задание для анализа философских высказываний
Каждой группе предлагается по одному высказыванию русских философов, которое необходимо проанализировать по следующему алгоритму:
1. К какому направлению в философии относится автор высказывания?
2. К какому разделу философского знания относится высказывание автора?
3. Какую мысль своим высказыванием пытается донести автор до читателей?
4. Определите свое отношение к высказанной автором мысли.
План семинарского занятия 6/2.
1. Русская религиозная философия XIX – XX веков (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев).
2. И.А. Ильин о судьбе России.
В рамках этого занятия проводится работа с источником и контрольное тестирование по теме № 6.
Контрольные вопросы
1. Назовите характерные особенности русской религиозной философии.
2. Как В.С. Соловьев определял роль философии в истории человечества?
3. Как, по мнению В. Соловьева, раскрывается идея всеединства в обществе?
4. Почему, по мнению Н.А. Бердяева, на протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии с самых разнообразных сторон?
5. Какие этические искания Н.А. Бердяева могут быть отнесены к экзистенциальному направлению в современной философии?
6. Почему А.Ф. Лосев называет материализм типичной абстрактной метафизикой?
7. В чем, по мнению И.А. Ильина, принципиальная разница между понятиями «социальность» и «социализм»?
8. Почему И.А. Ильин считает, что государство должно совмещать в себе черты корпорации с чертами учреждения?
9. Какие условия жизни народа определяют, по мнению
И.А. Ильина, необходимое сочетание корпорации и учреждения?
Задание для работы с источником
Обучающимся предлагается прочесть отрывок из произведения И.А. Ильина «Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 – 1954 гг.» и письменно ответить на следующие вопросы:
1. Объясните, в чем И.А. Ильин видел различие между понятиями «социальность» и «социализм».
2. От чего, по мнению И.А. Ильина зависит государственная форма?
3. Какую сущность И.А. Ильин видел в понятиях «корпорация» и «учреждение»?
4. Почему государство, по мнению И.А. Ильина, должно совмещать в себе черты корпорации с чертами учреждения?
5. Выделите признаки тоталитарного режима, которые называет И.А. Ильин.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 6
Иконникова, Г. И. История философии XIX – начала XX века / Г. И. Иконникова, Н. И. Иконникова. – М., 2011.*
История русской философии. – М., 2013.*
Куценко, Н.А. Профессиональная философия в России первой половины – середины XIX века: процесс становления и виднейшие представители / Н.А. Куценко. – М., 2008.*
Нижников, С.А. История одного спора: Ф. Достоевский и К. Леонтьев о сущности христианства / Вестник РУДН. Сер. Философия. – 2011. – № 2.*
Нижников, С.А. Лев Толстой и Иммануил Кант о вере, религии и нравственности / С.А. Нижников // ACTA FACULTATIS PHILOSOPHICAE UNIVERSITATIS PRESOVIENSIS. Filozoficky zbornik. – 2010. – № 43.*