Логические задачи по теме
1. К какой эпохе в развитии философии может быть отнесено следующее высказывание: «Философия как союзница веры не делает веру более сильной, но делает бессильными атаки противников истины, а крепостной бастион веры неприступным». (Реали Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. ̶ М., 1997. Т.2. С. 135.)
2. Западники или славянофилы оценивали реформы Петра I как прогресивные?
Библиографический список
Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. – СПб.: АСТ, 2003.
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2.
Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.
Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М.: Высш. шк., 2001.
Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 628–632.
Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов; под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.
Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Бэкон Ф. // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.
Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.
Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения. / А. Х. Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980.
Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.
Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов / Лаэртский Диоген. – М.: Мысль, 1979.
Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. школа, 1988.
Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 4.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 3.
Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.
Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1979. – Т. 1.
Очерки истории западного протестантизма / РАН. ИВИ. – М., 1995.
Платон. Соч.: в 4 т. / Платон. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).
Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность / Д. Реале, Д. Антисери / пер. с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.
Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.
Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1979.
Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.
Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.
Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. – М.: Мысль, 1981.
Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.
Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1987. – Т. 1.
Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.
Лекция 3. Основные школы и направления современной
Философии
Развитие классической философии, стремящейся к выработке единого целостного учения о мире и человеке, завершается к середине ХIХ столетия. В современной философии, получившей название неклассической или постклассической, многочисленные школы и концепции группируют вокруг нескольких основных направлений. В современной философии обострились противоречия между рациональным и иррациональным, между идеализмом и материализмом. Классическая философия была обвинена в идеализме, допущении существования безличного разума, оторванности от реальной жизни.
Первая теоретическая оппозиция классики оформляется как реакция на гегелевскую философию и возникает к середине ХIX в. Наиболее ярко она представлена в творчестве таких мыслителей, как Сёрен Кьеркегор (1813-1855), Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Основным объектом критики стал панлогизм Гегеля, подчинившей природу, историю и человека логике саморазвития абсолютного разума.
А.Шопенгауэр (1788-1860) стал основателем такого течения, как «философия жизни». Основное сочинение «Мир как воля и представление». Онтология Шопенгауэра – это учение о воле как первооснове бытия, начале всего сущего.
Следует различать мир как представление (явление) и мир как волю (сущность, вещь в себе, по Канту).
А.Шопенгауэр, очевидно, видел мир, создавая противовес чрезмерно рационалистической философии. Мир есть воля и его манифестация. Всякая телесность есть «объективность воли», инстинкты и порывы животных ̶ это тоже действие воли. Наконец, и человек есть проявление воли, поэтому его природа не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле.
Мир явлений обусловлен необходимостью и подчиняется закону достаточного основания, распадающегося на 4 самостоятельных закона:
1) закон бытия (для пространства и времени)
2) закон причинности (для материального мира)
3) закон логического основания (для познания)
4) закон мотивации (для действий человека)
Волюнтаризм и иррационализм учения Шопенгауэра были восприняты философией жизни, крупнейшими представителями которой являются Фридрих Ницше в Германии и Анри Бергсон во Франции.
Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий философ, исследователь Шопенгауэра. Главные произведения «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Воля к власти « (1901).
Понятие Воли как основы всего существующего Ницше заимствует у Шопенгауэра. Однако, если для Шопенгауэра воля служит основанием бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. Ницше развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни».
«Воля к власти» ̶ это наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления. Поэтизируя силу, Ницше осуществляет тотальную критику существующих форм нравственности, культуры и религии. Констатируя девальвацию высших ценностей, Ницше говорит о том, что «бог умер», а «человек – это то, что д́олжно преодолеть». История нуждается в новой иерархии ценностей, основанных не на сострадании и слабости, но на приоритете жизни и силы, носителями которых выступает грядущий сверхчеловек.
Философия жизни Ницше стала предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни (экзистенциализма, постмодерна и др.). Еще одним представителем философии жизни является А.Бергсон.
А.Бергсон (1859-1941) – французский писатель, психолог, философ. С одной стороны, он развивает «философию жизни», с другой – основывает новое направления в философии – интуитивизм. Основные работы ̶ «Творчество эволюции» (1907), «Духовная энергия» и др.
Бергсон, в отличие от других представителей «философии жизни», в своих работах опирается на естествознание.
Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь – это непрерывное творческое становление. Эволюция мира природы становится творческой эволюцией, находится в состоянии непрерывного становления.
Признавая значимость интеллекта, как разумное, рассудочное познание мира, Бергсон все-таки указывает на невозможность осмыслить эволюцию, непрерывность изменений. Интеллекту недоступен «жизненный порыв». Его познание возможно только на основе интуиции, которая исследует жизненный порыв, жизненные процессы на основе непосредственного восприятия.
Идеи Бергсона оказали значительное влияние на европейскую философию первой половины ХХ в. (Пьера Тейяр де Шардена, А.Тойнби и др.)
Герменевтика (от лат. – искусство толкования; древнегреческий бог Гермес – изобретатель языка и письменности, толкователь воли олимпийских богов) – направление современной философии, в котором понимание рассматривается, как отличительный признак современного бытия, искусство и теория интерпретации текста. Герменевтика претендует на замену классической философии новой философией, основанной на понимании. Не объяснение, а понимание ̶ вот ключ к решению гуманитарных проблем.
Герменевтика 70-90-х гг. ХХ века разрабатывает «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление.
Основоположник герменевтики ̶ немецкий философ Ф.Шлейермахер, крупные теоретики: историк культуры, философ В. Дильтей и немецкие философы М. Хайдеггер и его ученик Г. Гадамер.
Согласно Ф.Шлейермахеру (1768-1834), цель герменевтического понимания заключается в том, чтобы как бы заново повторить творческий акт создания текста его автором. Дильтей (1833-1911) утверждал необходимость вхождения в историческую атмосферу, в которой творил автор, путём «вживания», «сопереживания», « вчувствования».
Творчество М.Хайдеггера (1889-1976) положило начало радикальному повороту герменевтики к проблемам онтологии. Основная работа философа - «Бытие и время». Хайдеггер трактует реальность как языковую. Хайдеггер онтологизирует язык, полагая, что язык ̶ это «дом бытия».
Философская герменевтика видит процесс понимания как бесконечный процесс (герменевтический круг). Разновидности герменевтики: перевод (перенос смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла) и диалог (формирование нового смысла).
Техники реконструкции наиболее развиты Шлейермахером. Дильтей настаивал на дополнении этого метода исторической реконструкцией ситуации возникновения текста. Д. Дильтей выдвинул идею понимания как метод наук, в отличие от присущего наукам о природе метода объяснения. Основные его труды: «Введение в науку о духе. Критика исторического разума», «Описательная психология», «Возникновение герменевтики». После Дильтея герменевтика стала рассматриваться как философская дисциплина, цель которой – задать возможность гуманитарного исследования.
Процесс понимания как герменевтического круга выражается как метафора, где частное должно объясняться исходя из целого, а целое ̶ исходя из частного. Чтобы отнести некие фрагменты текста или определённые исторические события к какому-нибудь целому, мы должны уже заранее иметь идею целого. Постепенное возвращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию.
В XX веке герменевтика становится принципом философского подхода к действительности. Признанным лидером философской герменевтики считается Ганс Георг Гадамер (1900-2002), ученик Хайдеггера. Г. Гадамер своей книгой «Истина и метод. Очерки философской герменевтики» даёт мощный толчок развитию герменевтики. Гадамер выделяет понимание, и истолкование как интегральные составные части единого герменевтического процесса. Герменевтика у Гадамера – онтология, основанием которой является язык. Основные его работы: «Диалектика Гегеля», «Диалектическая этика Платона», «Разум в эпоху науки», «Актуальность прекрасного».
Поль Рикёр (1913-2005) занимался, прежде всего, значением символов. Всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние, дистанцию между минувшей культурной эпохой, которой принадлежит текст, и интерпретатором.
В современной философии сформировалось течение, поставившее перед собой задачу определить особенности научного познания и его специфику для разных областей действительности, выявить строение научного знания, закономерности развития науки. Данное течение получило название «философии науки». В рамках философии науки можно выделить ряд крупных школ: неокантианство, позитивизм и неопозитивизм.
Неокантианство ̶ философское движение, охватывающее 1870-1918 гг.
Из всех стран Европы неокантианство наиболее популярным было в Германии, где образовались два центра: на севере (Марбургская школа) и на юго-западе страны (Баденская школа). Наиболее видными представителями Марбургской школы были Коген, Наторп и Кассирер, а Баденской ̶ Виндельбанд и Риккерт.
Этим школам присущ ряд общих установок:
1. Положительная оценка наследия Канта как учения, опираясь на принципы философствования которого можно в современных условиях
решить насущные проблемы науки и общественной практики.
2. Ориентация на исследование методов научного познания, понимание философии как критической теории науки.
3. Приверженность трансцендентальному методу истолкования действительности.
Но были у них и довольно существенные отличия.
В Марбургской школе Г.Коген (1842-1912), П.Наторп (1852-1922), Э.Кассирер (1874-1945) основные усилия направляли на разработку трансцендентального метода познания.
Г.Коген в «Логике чистого познания» устраняет кантовскую дихотомию рассудка и чувственности в пользу первого. Э.Кассирер видит в символе универсальное выражение культурной, духовно-творческой деятельности человека («Философия символических форм»).
Баденская школа главным образом ориентируется на теорию ценностей.
В.Виндельбанд (1848-1915) рассматривает философию как «критическую науку об общезначимых ценностях». Г. Риккерт (1863-1936) разрабатывает систему ценностей, в основе которой лежит разделение на мир объектов и мир ценностей.
С точки зрения философов Баденской школы, естественные науки изучают общее, повторяющееся, закономерное в явлениях, руководствуясь генерализирующим (обобщающим) методом, а науки о культуре ̶ индивидуализирующим, идеографическим (описывающим) методом.
Главная проблема, которую предстояло решить этим философам ̶ как возможна наука об индивидуальном, а не об общем. Г.Риккерт предложил такое решение: индивидуальное следует осмысливать через соотнесение с ценностями. Многообразие событий получает своё единство через ценностное восприятие.
Руководствуясь проведенным Кантом различием теоретического и практического разума, неокантианцы устанавливают различие между наукой и философией. Наука опирается на теоретические суждения и эмпирические данные о сущем. Философия ̶ это нормативное учение, учение о ценностях ̶ аксиология. Её предмет ̶ изучение отношения субъекта и ценности («мир трансцендентального смысла»).
Видное место в разработке методологии научного познания принадлежит позитивизму.
Понятие «позитивизм» обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания
Философия «позитивизма», претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимало в своём развитии следующие основные формы:
1.Классический позитивизм
Возникает в первой половине XIX века в период формирования науки (физики, биологии, химии и др.). Его представляют О.Конт, Дж. Милль и Г.Спенсер.
Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «Как это существует?», а не «Почему это существует?». Таким образом, она должна лишь описывать и регистрировать факты, а не объяснять их. Наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами. Вопросы абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, которые исключаются из науки.
«Каждая наука сама себе философия». Материализм и идеализм – одинаково устаревшие способы философствования. Задача науки ̶ уйти от спекулятивных элементов, придерживаться опыта как критерия истины.
Огюст Конт (1798-1857) –основатель позитивизма, автор шеститомного «Курса позитивной философии».
В основу его теории лёг так называемый закон трёх стадий, который описывает развитие человечества, отдельного человека. Это: 1)теологическая: объяснение мира с помощью религиозных доктрин(цель ̶ познание сверхъестественных причин); 2) метафизическая (цель ̶ познание абсолютных причин); 3) позитивная стадия , где поиски последних причин прекращаются и познавательный процесс обращается к реальным фактам. Его основа ̶ наблюдения, исходя из которых можно познать всеобщие закономерности. Идеалом признаётся описательная модель научного знания, цель которого выражена Контом в тезисе: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать» («Курс позитивной философии»).
Конт создал классификацию позитивных наук по принципу «наука не является позитивной, если ей не соответствует какой-либо природный объект»: астрономия, физика, химия, биология, социология. Степень сложности процессов, которыми они занимаются, возрастает сверху вниз. Социология ̶ самая конкретная и сложная наук, которая обобщает на позитивной основе все общественные науки.
Дж. Милль (1806-1873) в своей «Системе дедуктивной и индуктивной логики» стремиться заложить основы всеобщей и единой методологии для всех наук.
2.Эмпириокритицизм (махизм) ̶ субьективно-идеалистическая разновидность позитивизма. Буквальное значение слова «эмпириокритицизм» - критика опыта. Авторы – швейцарский философ
Рихард Авенариус и немецкий физик Эрнст Мах. К ним же относится и французский математик А. Пуанкаре.
Первый пытался обосновать философию, как возвращение к «естественной концепции мира» о неразрывной связи субъекта и объекта, второй ̶ устранить из физики все метафизические элементы и размышлять согласно «принципу экономии» (всё, что не воспринимается чувствами, не может быть предметом науки).
Главная идея эмпириокритицизма: в основе философии должен лежать критический опыт. Все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Поэтому изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать интегративной и достоверной наукой об ощущениях человека.
То есть, основную задачу философии представители эмпириокритицизма видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике же разработка этой теории научного знания означала возврат философии к традиционной гносеологической проблематике, решаемой с позиции субъективного идеализма Дж.Беркли и Д.Юма.
3. Неопозитивизм начинается в 20-х гг. XX века в форме логического позитивизма («Венский кружок»). Основатели ̶ М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Г.Рейхенбах, а также Л.Витгенштейн, Б.Рассел.
Логический позитивизм развивается как аналитическая философия, которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях: логической и лингвистической. Логическая философия отвергает логику как основной метод исследования и занимающется исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе, когда употребляется для разработки философских понятий.
Основные принципы, критерии научного знания логического позитивизма:
а) верификация (выявление истины) ̶ сравнение всех положений науки с фактами опыта.
б) конвенционализм ̶ в основе утверждений научной теории лежат некоторые соглашения (конвенции).
На рубеже XIX и XX вв. происходит сдвиг в лингвистическую сферу. Лингвистический позитивизм связан с работами Б.Рассела, Л.Витгенштейна.
Проблемное поле аналитической философии постепенно расширяется, так как анализ языка не сводится к его репрезентативной функции (что характерно для логического позитивизма). Поскольку язык ̶ не некая реальность, параллельная действительности, а сложная многофункциональная система, обеспечивающая общение между людьми и смысловое понимание. Тем самым, ведущее значение придаётся коммуникативной функции языка (Л.Витгенштейн).
В 1950-е гг. ХХ в. понятие неопозитивизма заменяется понятием «аналитическая философия», частью которой становится лингвистическая философия.
Аналитическую философию определяют как доминирующее направление в англоязычных странах XX века, исследующее феномен языка и моделирующее особый стиль философского мышления, основанный на научной строгости и ясности. А это ̶ определённый стиль философского мышления, предполагающий строгость и точность языка.
Традиционно принято считать аналитическую философию продолжением английской эмпирической традиции (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
Выделяют несколько этапов развития аналитической философии.
Первый этап ̶ «романтический» (Рассел), который характеризуется безграничной уверенностью в возможностях нового метода анализа, в основе которого лежат достижения математической логики.
Второй этап отличается обращением к философско-аналитическому анализу естественного языка (Дж.Мур).
Третий этап ̶ лингвистическая философия, опирающаяся на концепцию «языковых игр» Л.Витгенштейна. Языковая игра – определенный тип речевого поведения говорящих, основанный на преднамеренном (сознательном, продуманном) нарушении системных отношений языка, т.е. на деструкции речевой нормы с целью создания неканонических языковых форм и структур, приобретающих в результате этой деструкции экспрессивное значение и способность вызывать у слушателя (читателя) эстетический и, в целом, стилистический эффект. Чаще всего языковая игра связана с выражением в речи комических смыслов или с желанием создать "свежий, новый образ". Языковая игра свойственна преимущественно разговорному, публицистическому и художественному стилям речи.
Термином "языковая игра", введенным в лингвистику Л. Витгенштейном, обозначается специфическое употребление языковых единиц, осознанное говорящим в функциональном отношении, т.е. соотнесенное со сферой общения. Языковая игра связана с активностью языковой личности и способностью творчески использовать языковые знания. Понимание языковой игры вне креативной деятельности невозможно, так как, во-первых, способность субъекта к яркому, необычному, эффектному употреблению слова (или выражения) всегда вторична по отношению к знанию языковой системы и владению ее нормативными связями, т.е. умение "играть словом" предполагает владение стилистическим аспектом языка; во-вторых, "игровой" момент в речевом общении может появиться лишь тогда, когда говорящий осуществляет целенаправленный поиск приемов разрушения конвенциональных языковых структур и связанных с ними стереотипов речевого восприятия; в-третьих, языковая игра всегда адресна: будучи целенаправленной и продуманной именно как эффектный вариант языкового употребления, она не может состояться как таковая без понимания ее адресатом; в-четвертых, языковая игра всегда направлена на создание в языковой (речевой) структуре нового смысла, незнакомого ранее слушателю (читателю).
Лингвистическая философия находила причину философских проблем в самой стихии естественного языка, которая порождает парадоксальные предложения и лингвистические «ловушки».
Начиная с 60-х гг. XX века происходит сближение проблематики и исследовательских подходов лингвистической философии и ряда направлений лингвистики.
Постпозитивизм формируется в рамках неопозитивизма в 60-70 гг. ХХ века и переключается на исследование реальной истории науки. Его основоположники ̶ К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Основная установка постпозитивизма гласит: реальность в науке обусловлена только фактуальным уровнем знания, хотя и признаётся автономный характер функционирования научных теорий. Наступление нового этапа в развитии философии науки связывают с выходом работы К.Поппера «Логика научных открытий» (1959), работы Т.Куна « Структура научных революций».
Поппер разработал концепцию критического рационализма, теорию роста научного знания. Основная задача философии ̶ проблема демаркации , заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. Обнаружив ограниченный характер верификации (так как в структуре научных теорий имеются суждения, которые невозможно верифицировать), он выдвинул принцип фальсификации как основы доказательства истинности или ложности положений науки. Этот принцип используется и для демаркации науки от «метафизики». Принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. Причем, чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации позволяет анализировать релятивное знание ̶ знание, находящееся в стадии становления.
К тому же, полагает П.Фейерабенд, любое научное знание несёт на себе отпечаток исторической эпохи, и в этом смысле оно уже не однозначно.
Т.Кун предложил идею парадигмы научного знания (с греч. ̶ пример, образец) ̶ систему наиболее общих дисциплинарных, методологических и философских знаний, которых придерживается любой учёный, входящий в данное научное сообщество («Структура научных революций»). В основе деятельности научного сообщества лежат базисные формы научных знаний, регулирующие научный поиск.
И.Лакатос этой основой называет научно-исследовательскую программу ̶ совокупность общих идей и принципов, остающихся стабильными на всех этапах научного исследования («Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»).
Постпозитивизм продолжает сегодня развиваться в направлении всё более полного анализа социокультурных факторов научной деятельности.
В целом, для позитивизма характерно стремление ограничиться изучением внутренних связей научного знания.
Прагматизм (от греч. pragma ̶ дело, действие) ̶ направление философской мысли, которое считает, что философия должна иметь практическую направленность.
Его основатель Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914). Популяризируют прагматизм У. Джеймс (1842-1910) и Дж. Дьюи (1859-1952).
Ч.Пирс ̶ создатель термина «прагматизм». Он считал, что познание –это не интуитивный процесс. Оно должно быть очищено как от обыденных, так и от априорных элементов. Во время познания мы испытываем раздражение, неуверенность, сомнение. Ради уверенности в процессе познания мы должны обрести веру, которая мотивировала бы нас на действие.
Для логики науки важное значение имело открытие Пирсом абдукции (объясняющей гипотезы) как третьего, наряду с дедукцией и индукцией, способа логического вывода. В отличие от дедукции вывод здесь носит вероятностный характер (как в индукции), но расширяет поле познания, поскольку порождает в мышлении новую идею. Возможность практических последствий образует наше понимание объекта. «Принцип Пирса» ̶ понятие об объекте, которое достигается рассмотрением всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. В этом и выражается его практическая максима.
У. Джемс, который сделал прагматизм особенно популярным в США, считал, что прагматизм это лишь метод. Для Джемса, идея становится истиной, если она способна упрощать и экономить усилия субъекта. Истина, для Джемса, это ̶ подтверждение идеи на практике, то, что ведёт к желаемым результатам. Разум, по Джемсу, это инструмент приспособления к окружающей жизни.
Дж.Дьюи предпринимает самую энергичную попытку практически применить прагматизм в сфере педагогики и общественной жизни. Заниимае-
мая им в теории познания точка зрения инструментализма, выдвигает на первый план идею, что познание не пассивно, оно уже само по себе является деятельностью. Мышление ̶ средство приспособления к среде. Научный метод ̶ инструмент успешной деятельности, достижения практических задач.
Истина для прагматизма ̶ это не более чем полезность. Такая трактовка истины ориентируют философию прагматизма на такие понятия, как целесообразность, эффективность, полезность. Именно они являются основными категориями этого философского направления.
Начиная с 1970-х годов, прагматизм полностью вытеснен постпозитивизмом.
Псхоанализ - уникальное направление философии XX века. Основы психоанализа как философской концепции заложены Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Его идеи развивали К.Г. Юнг, Г. Маркузе, Э. Фромм, представители постмодернизма.
Фрейд полагал, что человек в первую очередь, является биологическим существом, главной мотивацией которого следует считать продолжение человеческого рода.
В философии до Фрейда человек считался существом, которое руководствуется исключительно сознанием. Фрейд показал, что поведение человека в значительной степени определяется тем, что он не осознаёт. Фрейд открыл в психике человека особую бессознательную сферу, играющую, по его мнению, ведущую роль в человеческой жизнедеятельности.
Фрейд создал топографическую модель, согласно которой психика, личности состоит из трёх структур: «оно» («ид») ̶ бессознательная часть психики; «Я» («эго») ̶ область сознательного; «сверх-Я» («супер-эго») ̶ та часть психики личности, которая выполняет роль критики, цензора, совести.
Основные работы Фрейда: «Массовая психология и анализ человеческого Я», «По ту сторону принципа удовольствия», ««Я» и «Оно»», «Психология бессознательного», «Цивилизация и анализ человеческого Я» и др.
К.Юнг(1875-1961) утверждал, что существует более глубокий пласт внутреннего мира ̶ коллективное бессознательное, являющееся общим для целых народов и эпох. Его содержание составляют архетипы (прообразы), выражающие формальные образцы поведения. Как архетипы, так и коллективное бессознательное представляют «внутренние продукты» психики человека, воплощающие наследственные формы и идеи всего человеческого рода.
Основные работы: «Метаморфозы и символы либидо», «Психологические типы», «Отношение между Я и бессознательным» и др.
Эрих Фромм (1900-1980) разрабатывал целостную концепцию личности, исследуя механизмы взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе её формирования.
Основные работы: «Бегство от свободы», «Искусство любви», «Кризис психоанализа» и др.
Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки людей. Их последователи неофрейдисты ̶ А,Адлер, К.Хорни, Э.Фромм на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.
Феноменология стала в ХХ веке одним из наиболее влиятельных направлений философии, основателем и наиболее ярким представителем которого является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938).
Главная цель феноменологии ̶ построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного.
Гуссерль стремился при помощи феноменологического метода заложить основы философии как «строгой науки».
Основные работы: «Логические исследования», «Идеи чистой феноменологии», «Картезианские размышления».
Критикуя психологизм за редукцию опыта сознания к субъективности ощущений, Гуссерль формулирует тезис «Назад к самим вещам». Важнейшей характеристикой сознания в феноменологии становится интенциональность (лат. ̶ стремление) как направленность и конкретность сознания. Вместе с тем, в отличии от ощущения как механизма отражения внешних вещей, интенциональность, будучи укоренена в опыте Я, связана со способностью человека к смыслопорождению, то есть к внесению собственных смыслов в созерцаемый объект.
Для того чтобы искомый смысл соответствовал его истинному пониманию, Гуссерль предлагает осуществить ряд процедур, составляющих основу его «феноменологической редукции». Результатом феноменологической редукции является феномен (греч. ̶ являющее себя) как проявление истинного смысла того или иного объекта. Феномен конкретизирует объект в очевидности его подлинного значения, где очевидность, как определённая ясность понимания, выступает для Гуссерля в качестве основного гаранта истины. Тем самым, феноменологическая установка, в отличие от естественной, ориентирована на понимание мира как коррелятивного нашему сознанию, где реальность задана нам в качестве феноменов, а философия как строгая наука- это наука о феноменах или феноменология.
Феноменология стала предпосылкой формирования экзистенционализма.
Экзистенционализм переносит феноменологический проект индивидуализации познавательного опыта из сферы гносеологии в онтологию. Базовым здесь становится понятие экзистенции как конкретного человеческого существования. Данная установка отражена в формуле Ж.-П. Сартра: «Существование предшествует сущности».
Понятие экзистенции акцентирует принципиальную уникальность человеческого опыта.
Экзистенциализм возникает в 30-40 гг. XX века, однако родоначальником экзистенционализма считают С.Кьеркегора. Представители э к з и с т е н ц и- а л и з м а ̶ М. Хайдеггер(1899-1976), К.Ясперс (1883-1969), Ж.-П.Сартр (1905-1980), Г. Марсель (1889-1973), А. Камю (1913-1960), Х. Ортега-и- Гассет (1883-1955) и другие.
Основное понятие ̶ «экзистенция» (существование) означает пребывание человека в состоянии «бытие между»: между отчаянием и надеждой, между миром сущего и миром истинного бытия, выступающего основанием человеческого прорыва к подлинному существованию. Человек уникален как личность и отличается от других людей природными данными, уровнем самосознания, степенью осмысления своего бытия. Поскольку «экзистенция» каждого человека индивидуальна и неповторима, делается вывод о его трагическом одиночестве, «заброшенности» в мире.
Согласно Хайдеггеру («Бытие и время», «Что такое метафизика?»), есть два способа существования человека: неподлинное существование и подлинное существование, которое проявляется, как правило, в кризисных ситуациях.
Человек, по мнению Сартра, не создан в законченном виде ни Богом, ни природой ̶ его существование предшествует его сущности. Это значит, что в течение жизни он должен «творить» себя, формировать свою личность. Экзистенциализм приходит к выводу, что человеческая личность в своих глубинных основаниях не зависит от условий существования, в этом смысле человек «внутренне свободен». Свобода ̶ фундаментальная характеристика человеческого существования. Свобода ̶ это свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. В этом ̶ пафос экзистенциализма.
Структурализм и постструктурализм. Философия модернизма.
Структурализм (нач. XX в. ̶ 60-е гг. XX в.) ̶ направление современной философии, возникшее на основе специальной методологии анализа лингвистических, семиотических, антропологических проблем в области гуманитарных наук.
В развитии структурализма выделяют следующие этапы:
1. 20-50-е гг. – разработка структурного метода в ряде гуманитарных дисциплин (структурная лингвистика Ф. де Соссюрера (1857-1913).
2. 50-60-е гг. – философия структурализма как проекция структурного метода на различные феномены культуры (К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан).
3. Начиная с 70-х гг., происходит переход к постструктурализму, обусловленный частичным преодолением структурной методологии и новой культурной ситуацией – постмодернизмом. Постструктурализм представили Ж.Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Дерида, Ж.Бодрияр, Ж.Делёз, Ф.Гваттари, Р.Рорти и др.