Иностранные термины и выражения

А

Abditum mentis(лат.) — сокровен­ное ума. Выражение Августина. У Дитриха Фрайбергского (ср. Эк-харх и Таулер) скрытая часть ума, к-рая тождественна разуму, дейст­вующему в мире (см. Intellectus agens).

Ab oνο(лат.) — с самого начала (букв.— с яйца).

Accidens(лат.); συμβεβηκόζ (sym-bebekos) (греч.) — несущественное, случайное, привходящее свойство.

Actu; in actu(лат.) — актуально, в действии, в действительности.

Ad hoc(лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.

Ad hominem, argumentum ad homi-nem(лат.) — аргумент, апеллирую­щий к личным свойствам того, о ком идёт речь или к кому обращено до­казательство.

Αδιάφορα (adiäphora) (греч.) — без­различное (морально). Понятие стоич. этики.

A dicto secundum quid ad dictum simpliciter(лат.) — логич. ошибка, состоящая в том, что средний термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в другую — без всякого ограниче­ния (simpliciter).

Ad mfinitum(лат.) — до бесконеч­ности; невозможность установить по­следнее основание в цепи рассужде­ний или последнюю причину в цепи причин.

Ad oculos(лат.) — наглядно, воо­чию.

Ad геm(лат.) — к делу, по существу дела.

Aequilibrium indifferentiae(лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.

Aequo animo(лат.) — равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки.

Affirmo(лат.) — утверждаю. Тер­мин Боэция, обозначающий утвер­дит. суждение. Первой гласной А обозначают общеутвердит., второй гласной I — частноутвердит. суж­дения.

A fortiori(лат.) — тем более. В ло­гике — доказанное для менее оче­видного, тем более признаётся для более очевидного.

Agens(лат.) — движущая сила, дей­ствующая сущность.

Agere sequituresse (лат.) — действо­вать, следовательно быть. Заключе­ние от активности к бытию (схола-стич. тезис).

"A δόγματα (agrapha dogmata) (греч.) — неписаное учение; тай­ное знание. Так называли якобы имевшуюся у Платона эзотерич. фи­лософию, к-рую он преподавал уз­кому кругу учеников. Αίνιγμα (äinigma) (греч.); aenigma (лат.) — иносказание, загадка, сим­вол, энигма.

Αιών (aion) (греч.); Aon (нем.) — век, вечность, эпоха, жизненный цикл. См. Эон.

Ακμή (akme) (греч.) — вершина, расцвет. Высшая степень чего-либо.

A limine(лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхност­но) отвергать или критиковать. Aliunde(лат.) — из другого (источ­ника); из другого места того же ис­точника.

Als ob (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает, что разум должен мыс­лить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей. См. также Фикционализм. Amicus Plato, sed magis amica ve-ritas(лат.) — Платон — друг, но больший друг — истина.

Amor dei intellectualis(лат.) — ин­теллектуальная любовь к богу. Вы­ражение Спинозы.

Amor fati(лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное приятие судьбы сверхче­ловеком.

Analogie entis(лат.) — аналогия су­щего. См. Аналогия.

Analogen rationis(лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, при­сущие, по Лейбницу, животным. Άνάμνησις (anamnesis) (греч.) — при­поминание. См. Анамнесис.

A nescire ad non esse (лат.) — от не­знания — к несуществованию. Оши­бочное заключение.

Anima, animus(лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга — архетипы кол­лективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессо­знательном мужчины присутствует персонифицированный женский об­раз (анима), в бессознательном жен­щины — мужской (анимус).

Anima mundi(лат.) — мировая ду­ша (Цицерон).

Animo deliberato(лат.) — надлежа­ще обдумав.

Anschauung(нем.) — интуиция, со­зерцание.

An sich(нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевёл латинское in se. У Канта «Ding an sich» — «вещь в себе» (см.). У Гегеля — не­раскрытое и неосознанное содержа­ние.

Antecedens — consequens(лат.) — предыдущий — последующий. ???'Aitcmataatewig(apokatastasis)(rpe4.)— восстановление. У Оригена — вос­соединение отпавших духов с богом, завершающее каждый мировой эон. См. также Палингенесия.

A posse ad esse non valet consequentia

(лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.

A posteriori(лат.) — см. Апостерио­ри и априори.

A potiori(лат.) — на основании пре­дыдущего, главного.

A priori(лат.) —см. Апостериори и априори.

Arbitrium liberum(лат.) — свобода воли (выбора).

Αρχή(arche) (греч.) — начало. См. Архе.

A realibus ad realiora(лат.) — от реального к реальнейшему.

Argumenta adversaria(лат.) — дово­ды противной стороны.

Argumenta ponderantur, non nume-rantur(лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве. Argumentum ad hoc — см.Ad hoc.

Argumentuni ad hominem(лат.) — см. Ad hominem.

Argumentum ad ignorantiam(лат.) — аргумент к незнанию. Доказатель­ство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

Argumentum ad ran(лат.) — см. Ad rem.

Argumetum ambiguum (commune)(лат.) — аргумент обоюдный, или об­щий. Доказательство, к-рое можно повернуть против доказывающего.

Argumentum baculinum(лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.

Argumentum ex contrario(лат.) — доказательство от противного. Argumentum ex silentio(лат.) — до­казательство, выводимое из умалчи­вания.

Argumentum externum(лат.) — ар­гумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса. Argumentum internum(лат.) — ар­гумент, указывающий на саму спор­ность вопроса. ArgumentumIcgis (лат.) — законный

довод.

Argumentum nimium probans(лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

Наши рекомендации