Концепции истории обществ
1.Теория стадий экономического роста американского социолога У. Ростоу (род. 1916 г). В основу своей концепции положил технократические факторы.
Им было выделено пять стадий:
1. Традиционное общество (до феодализма включительно).Это аграрное общество с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
2. Переходящее общество (приблизительно соответствует условиям промышленного общества).На этом этапе развития происходят довольно бурные изменения в общественной жизни: растет сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей, складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Все это готовит предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
3. Стадия сдвига (индустриальное общество).Стадия промышленных революций и следующих за ними социально-экономическими и политическими преобразованиями.
4. Стадия зрелости (развитая индустриальность).Связана с развитием научно-технической революции, ростом значения городов и численности городского населения.
5. Эра высокого массового потребления.Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращения их в основной сектор экономики.
2. Цивилизационный подход О. Шпенглера («Закат Европы»).
Каждая культура проходит 4 стадии: зарождение, юность, зрелость, старость.
Им было выделено семь культур:
Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, античная, русская, западно-европейская.
Умирая, культура превращается в свою противоположность – цивилизацию. Это переход от творчества к бесплодию.
3.Английский историк и социолог А. Тойнби («Постижение истории»). Отрицает объективное единство человеческой истории и рассматривает ее как внешне связанную прерывность замкнутых цивилизаций. Они равноценны.
Каждая культура переживает пять стадий: рождение, рост, надлом, разложение, гибель.
Из 26 цивилизаций, по его мнению сохранилось 5: западно-христианская, восточно-христианская, исламская, индийская, дальневосточная (Китай, Корея), из них 4 пережили надлом. Только западно-христианская еще сохранила творчество.
Движущей силой развития цивилизации, по его мнению, является «творческое меньшинство». Тойнби рассматривает отношение элиты и мира через категории «вызова – ответа».
4. Концепция постиндустриального общества Д. Белл ( « Грядущее постиндустриальное общество»)
Информационное общества – это те, по мнению Тойнби, в которых главным объектом человеческой деятельности становится информация: ее получение, переработка, передача и распространение. Информационное общество это продукт развития постиндустриального общества и глобализации. Человечество обретает не только антропологическое единство, на биологической основе, но и как социальное, как единая всемирная социальная система, культурный взаимообмен.
Д. Белл дает сравнительный анализ индустриального и постиндустриального общества (таблица)
Критерии | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Центральная роль | Живой труд | Теоретическое знание |
В производстве доминируют | Машинные технологии | Интеллектуальные технологии |
Базовый социальный слой | Промышленные рабочие | Специалисты, профессиональные носители знания |
Базовый вид труда | Взаимодействие человека и природы | Взаимодействие между людьми |
Продукт труда | товар | Услуга, информация, знание |
Социальная структура | Горизонтальная – классы | Вертикальная – ситусы |
Основу экономики составляет | Экономика товара | Экономика информации |
В постиндустриальном обществе Д. Белл выделяет преимущества:
– инновационный характер развития;
– возрастает роль общества и знания, превращение его в коллективное благо;
– справедливая меритократия;
– подчинение экономического культуре и социальной сфере;
– утверждение класса носителей знания
– превращение этоса науки в этос всего общества;
– доминируют отношения между людьми, а не между людьми и природой;
– усиление игрового начала в межличностных отношениях.
5. Элвин Тоффлер («Шок будущего»).
Тоффлер анализировал феномен «модульный человек», «человек одноразового пользования», поскольку темпы современности требуют быстрых изменений и новых специализаций человека.
Сверхизменения, полагал он, приводят к неустойчивости и непостоянству.
Учебное издание
ЖулановАлександр Леонтьевич,
ЗиновьеваЛилия Евгеньевна,
Калашникова Елена Михайловна,
КраузеАлександра Анатольевна,
СыпачеваТатьяна Анатольевна.
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие для бакалавров и специалистов
гуманитарно-педагогических вузов
Редактор М.Н. Афанасьева
Компьютерная верстка А.А. Боронникова
Технический редактор – А.В. Власов
ИБ № 509
Свидетельство государственной аккредитации вуза
№ 1806 от 11.03.2009
Изд.лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001
Подписано в печать 23.05.2013. Формат 60 х 90/16.
Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе.
Усл. печ.л. 15,5. Уч.- изд. л. 15,0.
Тираж 200 экз. Заказ №_____________
Редакционно-издательский отдел
Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
614990, г.Пермь, ул.Сибирская, 24, корп. 2, оф.71,
тел.(324) 238-63-12
Отпечатано в издательско-типографическом комплексе «ОТ и ДО»
614094, г. Пермь, ул. Овчинникова, 19, тел. (324) 224-47-47
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 328.
[2] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.
[3] Шелер М. Положение человека в космосе. М., 1988.
[4] Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж-П. Сартр. – М., 1990.
[5] Платонов Н.К. Структурно-личностный подход к динамике биологического и социального в человеке // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.
[6] Оконская Н.Б. Философская антропология: коэволюционные процессы в человеке и обществе. - В сб.: Три точки зрения на философскую антропологию. - Севастополь: СевГТУ, 1996, Вып.2.