Концепции истории обществ

1.Теория стадий экономического роста американского социолога У. Ростоу (род. 1916 г). В основу своей концепции положил технократические факторы.

Им было выделено пять стадий:

1. Традиционное общество (до феодализма включительно).Это аграрное общество с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

2. Переходящее общество (приблизительно соответствует условиям промышленного общества).На этом этапе развития происходят довольно бурные изменения в общественной жизни: растет сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей, складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Все это готовит предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.

3. Стадия сдвига (индустриальное общество).Стадия промышленных революций и следующих за ними социально-экономическими и политическими преобразованиями.

4. Стадия зрелости (развитая индустриальность).Связана с развитием научно-технической революции, ростом значения городов и численности городского населения.

5. Эра высокого массового потребления.Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращения их в основной сектор экономики.

2. Цивилизационный подход О. Шпенглера («Закат Европы»).

Каждая культура проходит 4 стадии: зарождение, юность, зрелость, старость.

Им было выделено семь культур:

Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, античная, русская, западно-европейская.

Умирая, культура превращается в свою противоположность – цивилизацию. Это переход от творчества к бесплодию.

3.Английский историк и социолог А. Тойнби («Постижение истории»). Отрицает объективное единство человеческой истории и рассматривает ее как внешне связанную прерывность замкнутых цивилизаций. Они равноценны.

Каждая культура переживает пять стадий: рождение, рост, надлом, разложение, гибель.

Из 26 цивилизаций, по его мнению сохранилось 5: западно-христианская, восточно-христианская, исламская, индийская, дальневосточная (Китай, Корея), из них 4 пережили надлом. Только западно-христианская еще сохранила творчество.

Движущей силой развития цивилизации, по его мнению, является «творческое меньшинство». Тойнби рассматривает отношение элиты и мира через категории «вызова – ответа».

4. Концепция постиндустриального общества Д. Белл ( « Грядущее постиндустриальное общество»)

Информационное общества – это те, по мнению Тойнби, в которых главным объектом человеческой деятельности становится информация: ее получение, переработка, передача и распространение. Информационное общество это продукт развития постиндустриального общества и глобализации. Человечество обретает не только антропологическое единство, на биологической основе, но и как социальное, как единая всемирная социальная система, культурный взаимообмен.

Д. Белл дает сравнительный анализ индустриального и постиндустриального общества (таблица)

Критерии Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Центральная роль Живой труд Теоретическое знание
В производстве доминируют Машинные технологии Интеллектуальные технологии
Базовый социальный слой Промышленные рабочие Специалисты, профессиональные носители знания
Базовый вид труда Взаимодействие человека и природы Взаимодействие между людьми
Продукт труда товар Услуга, информация, знание
Социальная структура Горизонтальная – классы Вертикальная – ситусы
Основу экономики составляет Экономика товара Экономика информации

В постиндустриальном обществе Д. Белл выделяет преимущества:

– инновационный характер развития;

– возрастает роль общества и знания, превращение его в коллективное благо;

– справедливая меритократия;

– подчинение экономического культуре и социальной сфере;

– утверждение класса носителей знания

– превращение этоса науки в этос всего общества;

– доминируют отношения между людьми, а не между людьми и природой;

– усиление игрового начала в межличностных отношениях.

5. Элвин Тоффлер («Шок будущего»).

Тоффлер анализировал феномен «модульный человек», «человек одноразового пользования», поскольку темпы современности требуют быстрых изменений и новых специализаций человека.

Сверхизменения, полагал он, приводят к неустойчивости и непостоянству.

Учебное издание

ЖулановАлександр Леонтьевич,

ЗиновьеваЛилия Евгеньевна,

Калашникова Елена Михайловна,

КраузеАлександра Анатольевна,

СыпачеваТатьяна Анатольевна.

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие для бакалавров и специалистов

гуманитарно-педагогических вузов

Редактор М.Н. Афанасьева

Компьютерная верстка А.А. Боронникова

Технический редактор – А.В. Власов

ИБ № 509

Свидетельство государственной аккредитации вуза

№ 1806 от 11.03.2009

Изд.лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001

Подписано в печать 23.05.2013. Формат 60 х 90/16.

Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе.

Усл. печ.л. 15,5. Уч.- изд. л. 15,0.

Тираж 200 экз. Заказ №_____________

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

614990, г.Пермь, ул.Сибирская, 24, корп. 2, оф.71,

тел.(324) 238-63-12

Отпечатано в издательско-типографическом комплексе «ОТ и ДО»

614094, г. Пермь, ул. Овчинникова, 19, тел. (324) 224-47-47

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 328.

[2] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

[3] Шелер М. Положение человека в космосе. М., 1988.

[4] Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж-П. Сартр. – М., 1990.

[5] Платонов Н.К. Структурно-личностный подход к динамике биологического и социального в человеке // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.

[6] Оконская Н.Б. Философская антропология: коэволюционные процессы в человеке и обществе. - В сб.: Три точки зрения на философскую антропологию. - Севастополь: СевГТУ, 1996, Вып.2.

Наши рекомендации